Напоминание

Реализации технологии развития критического мышления на учебных занятиях


Авторы: Мызникова Ирина Викторовна, Косолапова Анастасия Васильевна
Должность: преподаватели общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СО "НТЖТ"
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Реализации технологии развития критического мышления на учебных занятиях
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Реализации технологии развития критического мышления на учебных

занятиях по дисциплине «Физика»

Мызникова Ирина Викторовна, Косолапова Анастасия Васильевна

преподаватели общеобразовательных дисциплин

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

Нижнетагильский железнодорожный техникум

г. Нижний Тагил

На

современном

этапе

развития

общества

преподаватель

должен

приобретать

новые роли и функции в учебном процессе. В современных условиях целью обучения

становится

раскрытие

индивидуальных

способностей

обучающегося,

развитие

его

умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его

учиться всю жизнь.

Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой

современной технологии, как технология развития критического мышления.

Технологию

развития

критического

мышления

предложили

в

середине

90-х

годов XX в. американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику

обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить.

Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек

использует

исследовательские

методы

в

обучении,

ставит

перед

собой

вопросы

и

планомерно ищет на них ответы.

А.П.Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления, или

РКМЧП, это разновидность личностно-ориентированного обучения. «Разница лишь в том,

что

в

данном

варианте

личностно-ориентированное

обучение

не

останавливается

на

общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода».

Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить

ученика

самостоятельно

мыслить,

осмысливать,

структурировать

и

передавать

информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических

этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия –

рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то,

что

он

уже

знает

по

изучаемой

теме.

На стадии

осмысления

учащийся

вступает

в

непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация,

которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

В

качестве

примера,

реализации

приемов

технологии

развития

критического

мышления

на

учебных

занятиях

по

дисциплине

«Физика»,

предлагаем

задания

следующего содержания

Сопоставь определения заданным понятиям

1. Равномерное

движение

А. Линия, вдоль которой движется тело

2. Равноускоренное

движение

Б. Векторная физическая величина, равная отношению очень малого

изменения вектора скорости к малому промежутку времени, за

которое произошло это изменение, т.е. это мера быстроты изменения

скорости

3. Путь

В. Вектор, соединяющий начальную и конечную точки траектории.

4. Перемещение

Г. Движение с постоянной скоростью

5. Траектория

Д. Движение, при котором тело за равные промежутки времени

совершает неодинаковые перемещения

6. Скорость

Е. Скалярная физическая величина, характеризующая длину

траектории

7. Ускорения

Ж. Физическая величина, равная отношению перемещения к

промежутку времени, за которое совершилось данное перемещение.

Укажи ошибки в определении

Системы отсчета, относительно которых тело при отсутствии внешних воздействий

движется равноускоренно, называют инерциальными системами отсчета.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Определи вид движения, соответствующий каждому графику. Какими

уравнениями описывается каждое движение? Запиши их.

Какое тело движется быстрее и почему?

_______________________________________________________

Действия каких сил изображены на рисунках? Запиши формулы для расчета

каждой силы

О каком физическом явлении идет речь в следующем отрывке?

«Пришел знахарь в замок королевскую дочь лечить и видит, что Смерть у нее в

изголовье сидит. Тут бы ему от затеи отступиться, раз такое дело. Но очень уж хочется

королевскую награду получить, и решил знахарь попробовать. Велел он сделать такой

помост. Чтобы на оси крутился, положил на него королевну и стал крутить, да так быстро,

что Смерть не удержалась в изголовье у девушки и свалилась на пол».

Ожидаемые результаты реализации приемов технологии развития критического

мышления на занятии:

расширение

тематики

изучаемого

материала,

необходимость

более

глубокой

и

детальной проработки содержания учебных дисциплин;

активизация

познавательной

деятельности

обучающихся,

возрастание

роли

самостоятельной работы, инициативы в проведении исследовательской деятельности;

создание благоприятного, эмоционально-комфортного состояния обучающихся.

Технология развития критического мышления позволяет раскрыть у обучающихся

способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с

разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы,

способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях, поэтому

организация такого занятия

может

быть

эффективно использована для улучшения

качества усвоения материала.

Список литературы

1.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

2.

Педагогические технологии в условиях модернизации образования: материалы

первой Всероссийской заочной научно-практической интернет-конференции (август–

ноябрь 2013 г.) [Текст] / под ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. –

Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. – 190 с.



В раздел образования