Напоминание

игры в группе продлённого дня


Автор: Курохтина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 225
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: игровой материал
Тема: игры в группе продлённого дня
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виды игрового материала для занятий в группе

продлённого дня.

Уважаемые читатели!

Учение – одно из самых

приятнейших занятий на свете

Борис Акунин

Сборник

материалов,

который

мы

предлагаем

вашему

вниманию

результат

совместной работы взрослых и детей, объединивших свои усилия в стремлении сделать

процесс учебы не только полезным, но интересным и привлекательным.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

каждая

хорошая

школа

старается

создать

особую

образовательную среду, в которой каждому находится свое место, и где каждый ученик и

учитель

имеет

возможность

организовать

свою

деятельность

таким

образом,

чтобы

получить наилучший результат – как в учебе, так и в творчестве.

Задачу создания творческой атмосферы каждая школа решает по-своему. Школа на

Адмиралтейской

набережной

выбрала

работу

над

проектами

под

девизом

«Делая

познаю». Проекты были реализованы в 2016-17 учебном году разновозрастными группами

учащихся под руководством и при участии классных руководителей. Результатом каждого

проекта стало занятие по внеурочной деятельности, прошедшее в ходе Недели наук и

искусств, во время которого был продемонстрирован конкретный продукт – наглядное

пособие, методическая разработка, презентация. Одним из таких продуктов и является

предлагаемый сборник.

Задумывая

это

небольшое

пособие,

руководители

детского

разновозрастного

проекта

принимали

в

расчет,

прежде

всего,

возможность

практического

применения

предложенных в нем материалов.

Работа

над

ребусами

и

загадками

поможет

учащимся

увидеть

«волшебство

знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения, понимания и внимания,

пробудить

у

детей

стремление

расширить

свои

знания

по

русскому

языку

и

совершенствовать

свою

речь.

Материал

загадок

составлен

ребятами

в

основном

в

стихотворной форме, что способствует более лёгкому усвоению и запоминанию. Это

открывает для детей прекрасный мир слова, даёт расширенное понятие о частях речи, учит

любить и чувствовать родной язык. Учитель получит возможность закрепить знания по

теме

«Части

речи»

на

разных

уровнях

обучения.

Занимательный

материал

может

1

использоваться как на уроках, так и во внеурочной работе, а также для проведения

физкультминуток во время уроков.

Создатели пособия надеются, что собранные здесь материалы окажутся полезными,

и вы сможете использовать их в своей практике, повышая тем самым качество своей

работы и работы ваших образовательных учреждений.

Русский народ создал язык яркий,

как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы,

певучий и богатый, задушевный,

как песня над колыбелью...

Л. Н. Толстой

Совместный

проект

4

и

9

классов

был

посвящён

исследованию

огромной

Вселенной «Частиречие» в рамках предмета «Русский язык». Классные руководители 4 и 9

классов Татьяна Михайловна Курохтина и Мария Олеговна Паламарчук поставили перед

собой задачу стимулировать творческий и изобретательский потенциал детей для того,

чтобы

превратить

процесс

изучения

и

закрепления

сложного

и

зачастую

скучного

грамматического материала в увлекательное путешествие, окончанием которого должно

было стать проникновение в тайны русского языка.

В течение нескольких месяцев ученики 4 и 9 классов под руководством классных

руководителей не просто изучали и повторяли части речи и связанные с ними правила, но

и самостоятельно придумывали стихи, загадки, ребусы и кроссворды, разрабатывали

творческие задания, которые были использованы в заключительно занятии по внеурочной

деятельности, реализованном во форме игры по станциям.

Цель проекта состояла в том, чтобы на занимательном грамматическом материале,

созданном, в том числе, силами самих учащихся, расширить, углубить и закрепить знания

по русскому языку (тема «Части речи»).

Руководители проекта поставили перед собой следующие задачи:

создать

силами

детей

набор

занимательных

материалов,

способствующих

стимулированию интереса к русскому языку как учебному предмету;

подготовить

и

провести

игру

по

станциям

с

использованием

разработанных

материалов;

организовать

совместную

работу

старших

и

младших

обучающихся

с

целью

воспитания

культуры

общения,

умения

организовать

свою

деятельность,

готовности к поддержке и взаимообучению, формирования и развития культуры

мышления.

При разработке проекта было запланировано получение следующих результатов:

Личностные:

2

повышение мотивации к учебе;

умение стремиться к совершенствованию собственной речи;

формирование интереса к разработке собственных материалов;

осознание ответственности за подбор и оформление материала;

изменение самооценки.

Метапредметные:

Регулятивные

умение самостоятельно подбирать материал;

умение работать по индивидуальному плану;

умение выстраивать алгоритм выполнения задания.

Познавательные

актуализация творческого потенциала учащихся;

самостоятельное изучение учебного материала;

использование знаний в решении конкретных учебных задач.

Коммуникативные:

сотрудничество при решении совместных задач;

умение выстраивать грамотную устную и письменную речь;

умение письменно оформить собственную работу, сопровождая ее иллюстрациями.

Предметные:

формирование умения анализировать текст с точки зрения содержания частей речи.

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ «ВСЕЛЕННАЯ “ЧАСТИРЕЧИЕ”»

Во время подготовительного этапа была достигнута договоренность, что учащиеся 9

класса

готовят

и

проводят

игру

для

учащихся

4

класса.

Ученики

обоих

классов

неоднократно встречались, проводя совместные мероприятия по изучению и повторению

грамматического материала, находящегося в центре внимания игры по станциям.

Были разработаны материалы для 4х станций. Уникальным моментом игры являлось

то, что, в отличие от многих подобных игр, задания были распределены по возрастанию

сложности. Поэтому команды 4 класса должны были посетить станции последовательно.

Для

того

чтобы

«незадействованные»

команды

не

заскучали,

учащиеся

9

класса

организовали еще 3 бонусные станции с более легкими и веселыми заданиями.

Схема движения команд

Команда 1

Станция 1

Станция 2

Станция 3

Станция 4

Команда 2

Бонусная станция 1

Команда 3

Бонусная станция 2

Команда 4

Бонусная станция 3

На

работу

на

каждой

станции

отводится

по

15

минут.

Переход

осуществляется

одновременно по звуку гонга.

3

Станция 1. «Вселенная частиречия»

Задание:

Команде показывают карточки, на которых приведены примеры

различных частей речи. Необходимо распределить слова по принадлежности

к той или иной части речи.

молоко

бежит

на

пять

красный

быстро

мы

Станция 2. «Морфологическое домино»

Задание: Команда получает карточки домино, на правой части которых находится

предложение с выделенным словом для определения, на левой части – определение части

речи

с

указанием

постоянных

и

непостоянных

признаков.

Необходимо

расположить

карточки

по следовательно

по

ц е п оч ке ,

ориентируясь

на

приведенные

характеристики частей речи. Слова, выделенные красным – ответы, которые

на карточках во время игры отсутствуют.

Дедушки не было дома.

Обозначает порядковый номер, порядок следования.

Отвечает на вопрос "какой?", "который?"

ТРЕТЬЯ

По квартире было разбросано

множество носков.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос

какие? Притяжательное, мн.ч.

ЛИСЬИ

4

Девушка вскочила на стол, когда

увидела мышь.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос

какое? Качественное, превосходная степень

сравнения, ед.ч., ср.р., И.П.

НАИЧУДЕСНЕЙШЕЕ

Девушка вскочила на стол, увидев

мышь.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос

какой? Относительное, ед.ч, м.р., Т.П.

ЖЕЛЕЗНЫМ

Он говорил так быстро, что я

ничего не понял.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос

какая? Качественное, ед.ч., ж.р., Д.П.

КРАСИВОЙ

Первоклассник громче всех

кричал на перемене.

Обозначает количество чего-то, отвечает на вопрос

сколько? Стоит в П.П.

ДВУХ

Дети весело играли.

Обозначает действие, отвечает на вопрос что

сделаешь? Будущее время, ед. ч., 2-е лицо

ЗАКОНЧИШЬ

Киев стоит на Днепре.

Обозначает признак действия, отвечает на вопрос

какой? Стоит в ж.р., И.П.

ЗАСЫПАННУЮ

Дети не очень любят манную

кашу.

Неизменяемая часть речи, которая обозначает

признак действия.

БЫСТРО

Ты в этом году закончишь

начальную школу.

Обозначает действие, отвечает на вопрос что

сделала? Прошедшее время, ед. ч., ж. р.

ПРИГОТОВИЛА

Двоечник сдал зачёт на пять.

Обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Имя

нарицательное, ж.р., 3 скл, стоит в ед. ч., В.П.

МЫШЬ

Она приготовила с утра завтрак.

Самостоятельная часть речи, которая указывает на

предметы, признаки, количество, но не называет их.

ТУДА

Маша рассказала мне о двух котах,

гуляющих неподалеку.

Обозначает действие, отвечает на вопрос что сделал?

Прошедшее время, ед. ч., м. р.

СДАЛ

Третья девочка слева, сидящая на

скамейке, ела мороженое.

Обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Имя

нарицательное, м.р., 2 скл., стоит в мн. ч., Р.П.

НОСКОВ

Я села на скамейку, засыпанную

снегом.

Самостоятельная часть речи, которая указывает на

предметы, признаки, количество, но не называет их.

1-е лицо, мн.ч., В.П.

НАС

Учительница увидела нас в

зоопарке.

Неизменяемая часть речи, которая обозначает

признак действия, в сравнительной степени.

ГРОМЧЕ

Посмотри туда, там закат.

Обозначает действие, отвечает на вопрос что делают?

Наст. Время, 3-е лицо, мн.ч.

ЛЮБЯТ

Я часто пользуюсь метро.

Обозначает предмет. Отвечает на вопрос что? Имя

собственное, м.р 2скл., стоит в ед.ч., П.П.

ДНЕПРЕ

Саша вёл себя как хам, он

Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? Имя

5

постоянно грубил Андрею.

нарицательное, м.р., 1 скл., стоит в ед.ч., Р.П.

ДЕДУШКИ

Морем был смыт весь город.

Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

Неизменяемое 2-е скл., ср.р.

МЕТРО

Я подарил цветы красивой

девочке.

Неизменяемая часть речи, которая является особой

формой глагола.

УВИДЕВ

Мальчик пришёл в школу с

железным мечом.

Неизменяемая часть речи, которая обозначает

признак действия.

ВЕСЕЛО

Море сегодня было

наичудеснейшее.

Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? Имя

собственное, одушевлённое, м.р., ед.ч., Д.П.

АНДРЕЮ

В кустах я увидел лисьи хвосты.

Обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Имя

нарицательное, неодушевленное, ср.р., ед.ч., Т.П.

МОРЕМ

Где живут пингвины?

Особая часть речи (ни самостоятельная, ни

служебная), выражает чувства, настроения,

побуждения, не называя их.

АЙ АЙ АЙ

Дети не любят манную кашу.

Служебная часть речи, которая выражает

зависимость существительного, числительного и

местоимения от других слов в словосочетании или

предложении.

К

Мальчик подошел к дереву.

Служебная часть речи, которая связывает однородные

члены предложения или простые предложения в

составе сложного.

И

В магазине продавались яблоки и

груши.

Служебная часть речи, которая вносит различные

оттенки значения в предложения или служит для

образования форм слова.

НЕ

«Ай! Ай! Ай!» - воскликнула

мама.

Самостоятельная часть речи, которая указывает на

предметы, признаки, количество, но не называет их.

ГДЕ

Пример:

По

квартире

было

разбросано

множество

носков.

Обозначает

признак предмета,

отвечает на

вопрос какие?

Притяжательное,

мн.ч.

В кустах

я увидел

лисьи

хвосты.

Обозначает

предмет,

отвечает на

вопрос что? Имя

нарицательное,

неодушевленное,

ср.р., ед.ч., Т.П.

Морем

был

смыт

весь

город.

Обозначает

предмет,

отвечает на

вопрос что?

Неизменяемое

2-е скл., ср.р.

6

Станция 3. «Глокая куздра…»

Задание: Команда получает отдельные слова на карточках. Требуется: 1. Отнести слова с

несуществующими корнями к определенной части речи и объяснить свое решение. 2.

Составить связное предложение из данных слов.

Гло́

кая ку́

здра ште́

ко будлану́

ла бо́

кра и курдя́

чит бокрёнка.

Пример:

Глокая

имя

прилагательное; куздра

имя

существительное; штеко

наречие;

будланула – глагол и т.п.

7

Станция 4. «Пуськи бятые»

Задание: Прочитать текст и сделать перевод. Каждый участник получает текст. Один текст

дается команде для подстрочного перевода. После выполнения задания ведущие просят

обучающихся восстановить алгоритм их действий.

Исходный текст

Пример «перевода»

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке.

И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калуша волит:

— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и

усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

— Калушаточки! Не трямкайте бутявок,

бутявки дюбые и зюмо-зюмо

некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Зюмо

некузявые! Пуськи бятые!

Скакала Лягушка с Лягушатами по опушке.

И увидела Козявку, и говорит:

- Лягушата! Лягушаточки! Козявка!

Лягушата прискакали и Козявку съели. И

подавились.

А Лягушка говорит:

- Ой! Ой! Козявка-то невкусная.

Лягушата Козявку выплюнули.

Козявка встрепенулась, отряхнулась и ушла

с опушки.

А Лягушка говорит Лягушатам:

- Лягушаточки! Не ешьте кузявок…

8

Бонусная станция 1.

1-я часть. Ведущие рассказывают об омофонах. Дети в стихотворениях определяют части

речи омофонов (одинаковые по написанию, но разные части речи).

2-я часть. В стихи и предложения вставить слова, звучащие одинаково, но пишущиеся по-

разному.

Сильный руки не давал мне уснуть.

Старик лошадь кнутом, и она резво помчалась по

полевой дороге.

ожог

ожёг

Зря успели вы ,

Не горчичник жжет, !

огорчиться

а горчица

Переступи через дома.

Над речкой вился слабый .

порог

парок

Черная выглядит на бумаге более четко.

Громкий приветствовал победителей кинофестиваля.

тушь

туш

Этот текст следует к завтрашнему

занятию.

Нелегко корову через речку.

перевести

перевезти

Наверно это был воображения.

Строить учился более месяца.

плод

плот

9

Сегодня в школе будет .

За каждое выполненное задание начисляется 1 .

бал

балл

Беремся после отдыха.

Меня это , когда я был в офисе.

за дело

задело

Сколько нужно держать их ?

пребывания увидели тестя.

вместе

В месте

Я попросил его хватку ,

А он, почему-то, вдруг начал .

ослабить

осла бить

Песочные часы: .

Песок спустился вниз – .

время и стекло

время истекло

Жалеть .

за дело.

братца

браться

Букет ____.

Ребенок на глазах у родителей.

роз

рос

Тяжелый ____.

Человек ____ душой.

молот

молод

Не видно .

Добавить соуса.

острова

острого

Бонусная станция 2.

1-я часть. Ведущие рассказывают об омографах. Даются стихи и предложения со словами,

которые пишутся одинаково, но по-разному ставится ударение.

2-я часть. Ведущие читают «каламбуры», дети определяют смысл.

Мы приехали в село, ранее называвшееся

Кузьмолово.

Я постирала бельё в стиральной машине, и

оно село.

«Золотая жила»- фраза, которую

используют золотодобытчики при

нахождении залежей золотой руды.

В гостиной жила баба Люба, прежде

бывшая мне лучшим другом.

Пристань намокла под струями ливня.

«Пристань к тому берегу» - сказал матрос с

палубы выше.

Мама подала на стол жаркое.

В нашем городе выдалось жаркое лето.

10

Учительница взяла мелок и начертила

окружность на доске.

Этот мальчишка был слишком мелок для

меня.

Раздался звонок с урока.

Его голос был слишком звонок.

Я изморил его бегом.

«Бегом домой!»-крикнула мне мама из окна.

Данная фигура называется кругом.

Мы обошли дом кругом.

Она была такая высокая, что верхом шляпы

касалась потолка.

Она была верхом на лошади.

Это была его пища, оставленная на утро.

Он убежал от меня, громко пища.

Я мою посуду на кухне.

Она взяла мою игрушку.

Чай пили в саду.

Пили скорей дрова.

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,

И печенье испеки.

В дом войти никто не мог:

На двери висел замок.

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

На День Рождения я купил бабушке

гвоздики.

По полу были рассыпаны мелкие гвоздики.

Булочка в школьном буфете стоит 25

рублей.

На поляне стоит огромный раскидистый

дуб.

Бонусная станция 3.

Ведущие рассказывают об омоформах. Необходимо составить предложения со словами,

которые одинаково пишутся и произносятся, но являются разными частями речи.

Когда пойдешь домой, посуду домой.

В углу стояла печь, в ней можно

блинчики печь.

"Три стол щёткой" - сказали три бабули,

сидящие на скамейке.

Я бреду по лесу, хоть я и в бреду.

Спел я песню, спел и ананас.

Прекрасен этот стих, ветер уже совсем

стих.

Я видел рыбу с длинным носом - эта была

рыба-пила, я налил рыбе воду, она пила.

Мы воем, из-за того что нас напугали

воем волки.

Я блесну умом, когда использую на рыбалке

хорошую блесну.

Пойду на дружескую встречу, там сестру

встречу.

11

Заявил попугай попугаю:

- Я тебя, попугай, попугаю! -

И ответил ему попугай:

- Попугай, попугай, попугай!

Воду в ступе потолок,

Посмотрел на потолок.

...Вдруг подумал:

"А у сов

Есть усы иль нет усов?"

Стало небо голубей,

Стыла стая голубей -

Попросилась на постой…

Не спеши прогнать, постой!

В форточке нет стекла.

Вода еще не стекла до конца.

Косил косой косой косой.

В лесной глуши всегда машину глуши.

По мере прохождения станций команды получают от ведущих жетоны, которые они

вклеивают в свои маршрутные листы.

В конце игры каждая команда заполнила «Листы самооценки команды»

Классные руководители подготовили ребятам сюрприз – огромный торт «Вселенная

“Частиречие”», и занятие завершилось совместным чаепитием.

12

Через несколько дней после проведения Недели наук и искусств все дети заполнили

заключительную

анкету,

в

которой

их

попросили

выразить

свое

отношение

к

состоявшимся мероприятиям.

Закончи следующее предложение, выражая свое мнение о полученных результатах:

«В ходе Недели наук и искусств…»

4 класс

+

Я узнал

Как играть в домино по русскому языку

Как определять деепричастие и причастие

Что русский язык можно учить вечно. И это – класс!

Новые части речи

Создавать предложения из разных (непонятных) слов

Как из учебы сделать игру

Я понял

Что можно учиться (русскому языку) в игровой форме

Что русский язык может быть веселым

Как интересно играть

Что русский язык не только полезен, но и интересен

Как из непонятных слов составлять предложения

Что в команде работать лучше, чем по одному

Я научился

Составлять предложения их новых слов

Составлять текст из смешных слов

Переводить интересные тексты

Определять причастие и деепричастие

Справляться с неизвестными заданиями

У меня

появилось

желание

Следующая ННИ была еще лучше, и помогать 9 классу

Больше работать в группе

Больше участвовать во всех заданиях

Еще раз сыграть с 9 классом

Научить взрослых 9 класса

13

Узнать что-нибудь новое

Научить других русскому языку

Мне понравилось

Играть и участвовать снова!

9 класс

+

Я узнал

Многое о частях речи

Детей 4 класса

Что я многое не помню

Много нового о русском языке

Много новых интересных людей

Насколько много нужно прикладывать усилий к подготовке и

выполнению заданий по русскому языку

Я понял

Что важна организованность

Что мне нравится проводить так время

Что каждый ребенок по-своему особенный

Как нужно общаться с детьми

Что не все, кто младше тебя, не знают и не могут усвоить материал

Я научился

Проводить «занятия»

Помогать людям, которые делают мое задание

Переводить необычные тексты

Объяснять материал детям

У меня

появилось

желание

Побольше работать в команде

Сотрудничать с младшими классами

Выполнить прошлые темы по предметам

Чаще проводить такое

Повторить материал

Работать, играть с детьми и помогать им

Участвовать во всех школьных мероприятия

Мы

предложили

вашему

вниманию

только

одно

мероприятие,

проведенное

в

рамках Недели наук и искусств. Наша главная цель состоит в том, чтобы материалы этого

пособия вдохновили вас на совместное творчество с детьми, которое позволит сделать

школьную жизнь более насыщенной, а уроки и занятия – более результативными.

Желаем вам успехов!

Составила: воспитатель ГПД Курохтина Татьяна Михайловна

Учитель русского языка Паламарчук Мария Олеговна

14



В раздел образования