Напоминание

"Развитие духовной культуры школьников"


Автор: Ильина Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ №1
Населённый пункт: посёлок Северный, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие духовной культуры школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Ильина Н.И.

учитель начальных классов,

МОУ «Северная СОШ №1

Белгородского района

Белгородской области»

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В

русской

образовательно-воспитательной

традиции

всегда

делался

акцент

на

духовность.

Главное

внимание

уделялось

формированию

таких

духовно-нравственных

качеств,

как

совесть,

благочестие, смиренномудрие, доброжелательность. Чтобы развить их,

необходима была соответствующая достойная цель жизни, которая, по

словам

К.Д.Ушинского,

являлась

«сердцевиной

человеческого

достоинства и человеческого счастья» [1].

Одним из способов выражения духовности является слово. В

языке, говорил К.Д.Ушинский, народ сохранил «результаты всей своей

душевной жизни, следы своих мыслей, чувств и желаний, со всеми их

тончайшими оттенками». Более того, язык даёт силы для развития души.

Причём, это развитие не останавливается ни на одну минуту. Душа «не

ожидает художника, как мрамор или полотно. Если в душе не образуется

хорошее, полезное, то образуется дурное и вредное» [2].

Сила народа выражается и передаётся, главным образом, через

культуру, главным орудием которой является народный язык. Великий

Михаил

Васильевич

Ломоносов

писал:

«Карл

Пятый,

римский

император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с

друзьями, немецким – с неприятельми, итальянским – с женским полом

говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то,

конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить

пристойно,

ибо

нашёл

бы

в

нём

великолепие

ишпанского,

живость

французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того,

богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского

языка» [3].

И этот язык подвергается деградации. В последнее время в жизнь

входит много разных сленгов, слов ненормативной лексики и попросту

матерных слов. В обществе с этим ведётся борьба. Но, к сожалению,

такие слова можно услышать в общении между взрослыми. Подчас, и в

разговоре родителей с маленькими детьми, ими порой перекидываются

даже влюблённые. Издревле матерщина в русском словаре именуется

сквернословием

от

слова

скверна.

В

словаре

В.И.

Даля

сказано:

«скверна

мерзость,

гадость,

пакость,

всё

гнусное,

противное,

отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота,

грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, непотребство, разврат,

нравственное растление» [4]. Привычка к сквернословию формирует

нравственный

облик

человека,

мешает

его

приобщению

к

культуре,

делает такого человека ненадёжным во взаимоотношениях с другими.

На того, кто постоянно матерится, нельзя положиться в серьёзном деле,–

привычка

к

сквернословию

признак

духовного

и

нравственного

разложения человека. Тот, кто легко позволяет себе нечистую, гнилую

речь, без затруднений решится и на нечистые дела – это доказано на

практике. Особенно страшно, когда дети воспитываются в матерщинной

среде, когда сами родители закладывают в их души нравственную грязь.

Такие дети вырастают чёрствыми и, прежде всего, равнодушными к

собственным родителям. Когда такие дети вырастут, им будет трудно

создать

свой

семейный

очаг,

где

было

бы

хорошо

им

самим

и

их

детишкам [5]. Если человек формируется под влиянием «грязных» слов,

он вырастет ущербным, с «гнилью» в душе и в характере. Поэтому

сейчас как никогда мы должны решительно отказаться от сквернословия

и беречь так легко нами полученный Божий дар – прекрасный русский

язык.

Слово – величайшее орудие человеческого творчества. Мы

просвещаем и просвещаемы словом.

Первыми проводниками морального начала в человеке являются

наши чувства: стыд, жалость, чувство долга, благоговения, любви. Стыд

осуждает в нас всё дурное, жалость побуждает сострадать ближнему и

требует, чтобы мы ему помогали, долг заставляет исполнить то, к чему

зовёт совесть.

Для воспитания духовности важно иметь понятие о зарождении и

развитии любви, ненависти, гнева и страха, а также надо чётко знать,

чем

они

возбуждаются,

подавляются,

ускоряются

или

ослабляются.

Поэтому становление духовности происходит в процессе нравственного,

эстетического

и

религиозного

воспитания.

Нравственное

воспитание

возможно

только

в

сфере

гуманности,

в

которой

созревает

чувство

правды и справедливости. Для этого необходимо приучать человека

вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место

обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать. Наряду с

развитием нравственных чувств, следует позаботиться об эстетических,

которые после развития языка являются наиболее значительными. Они

находятся

в

тесной

связи

с

самосознанием,

а

это

прямой

путь

к

духовности.

В наши дни духовность приобрела иной характер и проявляется в

самых

различных

направлениях

патриотического,

политического

и

хозяйственного характера. Она стала той силой, которая вдохновляла на

подвиги на фронтах гражданской и великой Отечественной войны, на

стройках пятилеток и битвах за отвоевание у природы её богатств, а

также на ниве преобразования душ человеческих, их социализации.

На первое по значимости место

идеи духовного воспитания

молодёжи

выходит

духовное

возрождение

русского

пространства

и

одухотворения

природы

человека,

что

означает

возвращение

к

прошлым

человеческим

идеалам.

Однако,

путь

воссоздания

или

возрождения труднее и дольше, чем путь разрушения. За несколько лет

можно восстановить разрушенные и построить новые храмы, но нельзя

исцелить изъяны, появившиеся в душах человеческих. А это самое

главное.

Без

этой

«исцеляющей»

работы

задачу

одухотворения

человеческого мира решить невозможно. Истинное воспитание должно

создавать

условия

для

активизации

внутреннего

мира

человека;

оказания помощи в осознании той миссии, с которой каждый из нас

пришёл на землю; приготовления человека к счастливой жизни, которая

придёт

через

творческий,

свободный

труд,

через

сострадание

к

окружающим людям, через любовь ко всему окружающему миру. Не

стоит забывать о том, что мы – люди – равны по законам природы самой

малой

травинке,

растению,

животному,

минералу,

воде,

воздуху.

А

отличаемся от них тем, что разумом мы влияем на их жизнь, жизнь

Природы, жизнь Вселенной. Наши добрые помыслы создают в мире

добро, наши злые помыслы и деяния творят зло и разрушение [2].

Чтобы преобразить душу человеческую, необходимо собрать

воедино

все

силы

общества.

Только

совместными

усилиями

можно

добиться

какого

бы

то

ни

было

результата.

Только

при

содействии

административных,

хозяйственных

работников,

учёных,

деятелей

культуры,

работников

церквей,

работников

школ

и

внешкольных

учреждений, и, конечно же, в первую очередь, в тесном контакте с

семьёй, можно будет ожидать улучшения ситуации. Сегодня как никогда

обществу нужны культурные центры духовного воспитания человека,

где объединились бы философия и религия, педагогика и психология,

искусство

и

литература.

Очень

важны

конкретные

цели,

задачи,

теоретические разработки основ духовного возрождения русской нации.

Необходима более активная работа по пропаганде духовной культуры

через

её

проникновение

в

детские

и

молодёжные

организации,

учреждения высшего и среднего специального образования.

Актуальным остаётся влияние средств массовой информации на

развитие духовной культуры молодёжи. Тематика телепередач, создание

определённой душевной атмосферы, общение участников дискуссий, а

также стиль и манера общения создают предпосылки для формирования

духовности.

Таким

образом,

можно

было

бы

надеяться,

что

через

воздействие на чувства и эмоции человека можно совершенствовать его

духовный мир. Результатом этого могло бы стать возрождение традиций,

ремёсел, народных обычаев, создание центров духовного воспитания

молодёжи.

Список использованной литературы:

1.

Морозова Л.М. Духовные ценности в воспитании человека//

Христианство и культура: Научно-богословский сборник/ Под

ред. проф. Римского В.П. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 206

с.

2.

Еремкин

А.И.

Проблемы

духовного

воспитания

в

русской

педагогике//

Христианство

и

культура:

Научно-богословский

сборник/ Под ред. проф. Римского В.П. – Белгород: Изд-во

БелГУ, 2002. – 206 с.

3.

Ломоносов

М.В.

«Российская

грамматика»,

1755//

Русская

литература. Хрестоматия для 8 класса средней школы. Часть I. –

1980. – 352с.

4.

Даль В.И. Толковый словарь в 4 томах. Том четвертый, М.: Изд-

во «Рус. язык», 1991.

5.

Мамонов Д. О грехе сквернословия. – Пермь: Изд-во «Вера»,

2003. – 30 с.



В раздел образования