Автор: Светлова Людмила Павловна Должность: учитель химии Учебное заведение: МОУ "Лицей №11 им.Т.И.Александровой г.Йошкар-Олы" Населённый пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Наименование материала: методическая разработка Тема: Сера и её соединения. 9 класс Раздел: полное образование
Разработка урока по химии в 9 классе по теме «Сера и ее соединения».
Учитель химии – Светлова Л.П., МОУ «Лицей №11» г. Й-Ола.
Цель урока : обобщить и привести в единую систему знания по теме
"Сера и её
соединения», подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
образовательные: 1) расширить и привести в систему знания о свойствах сероводорода,
оксида серы(IV), серной кислоты;
2) закрепить знания об окислительных свойствах концентрированной серной кислоты на
примере взаимодействия её с металлами;
3)
совершенствовать
умения
составлять
уравнения
химических
реакций,
ионно-
молекулярные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса
в окислительно-восстановительных реакциях.
развивающие: 1) развитие мотивов и интереса своей познавательной деятельности;
2) развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований;
3)
развитие
умений
определять
понятия,
анализировать,
обобщать,
формулировать
и
обосновывать выводы на основе проведенного анализа полученной информации, выступать
перед аудиторией;
4) формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, владения
основами самоконтроля, самооценки.
воспитательные: 1) воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать
в коллективе;
2) развитие ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование умения самоконтроля и саморегуляции в процессе учебной деятельности,
адекватной самооценки учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по химии.
Методы обучения: проблемное изложение, частичнопоисковый, эвристическая беседа,
методы оценки и контроля.
Приёмы работы, используемые на уроке:
•
мозговая атака,
•
создание проблемной ситуации,
•
групповая дискуссия,
•
верные и неверные утверждения.
Формы
организации
деятельности
учащихся:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Дидактические средства: ПСХЭ Д.И.Менде-леева; электрохимический ряд напряжений
металлов;
раздаточный
материал
для
учащихся;
информационно-технологическая
карта;
электронная презентация.
Техническое
оборудование:
компьютер;
проектор;
программное
обеспечение: MS
RowerPoint.
Реактивы: концентрированная H
2
SO
4
, сахароза.
1
Ход урока
I.
Организационный этап: ( вызов интереса к рассмотрению данной темы, активизация
учащихся).
Вступительное слово учителя.
Учащиеся называют пропущенные слова в стихотворении:
Сера, сера, сера, эс,
32 - ……. (атомный вес).
Сера в воздухе горит,
образует …… (ангидрид).
Ангидрид её с водой
станет - ……. (серной кислотой).
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока.
Эпиграф урока:
«Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идёшь за кем-то вслед
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется»
Н. Рыленков.
Учитель знакомит учащихся с целями урока.
Учащимся
раздаются
зачётные
карточки.
Учитель
просит
учащихся
оценить
своё
эмоциональное состояние в начале урока и поставить букву «н» напротив того смайлика,
который соответствует его настроению.
II. Этап актуализации опорных знаний: (реконструирование полученных ранее знаний).
1. Проверка домашнего задания.
Учащийся объясняет решение задачи у доски.
Задача № 3-33 (Задачник по химии.9 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин):
Какая масса сульфида меди (II) образуется при пропускании сероводорода объёмом 4,48 л
(н.у.) через 10 %-ный раствор сульфата меди (II) объёмом 363,6 мл (плотность раствора равна
1,1 г/мл)?
2. Игра «Ты – мне, я – тебе» (фронтальная беседа по вопросам).
На столе лежат карточки с вопросами. Один из учащихся выходит к доске, выбирает лю -
бую карточку и задаёт вопрос кому-то из класса. Если ученик не даёт точного ответа на вопрос,
то он отвечает сам. За каждый правильный и полный ответ учащиеся получают от 1 до 3 баллов.
Проводится коллективная проверка и обсуждение ответов у доски.
Вопросы:
1. Какие аллотропные видоизменения серы вы знаете? Кратко охарактеризуйте их: состав и
строение молекул, физические свойства.
2. Физические свойства сероводорода. Почему соединения серы со степенью окисления ─2
проявляют
только
восстановительные
свойства?
Напишите
уравнение
реакции
горения
сероводорода.
3. Приведите два уравнения химических реакций с участием серы, в одном из которых она
являлась бы окислителем, а в другом – восстановителем.
4.
Почему
для
соединений
серы
со
степенью
окисления
+4
характерна
окислительно-
восстановительная
двойственность
свойств?
Закончите
схемы
приведенных
химических
2
реакций:
SO
2
+ H
2
S → SO
2
+ Br
2
+ H
2
O → . Какие свойства
(окислительные или восстановительные) проявляет SO
2
?
5.
Физические
свойства
конц. H
2
SO
4
.
Какие
продукты
восстановления
конц. H
2
SO
4
могут
получиться при взаимодействии её с металлами, и как при этом меняется степень окисления
серы?
III. Этап осмысления изученного материала:
1.
Учащиеся выполняют задания по группам , один из каждой группы выполняет задание у
доски (с комментариями). Проводится коллективная проверка заданий. Учащиеся слушают
внимательно, задают вопросы, добавляют ответы своих товарищей, комментируют результаты,
делают записи в тетради.
Задание № 1
Напишите
уравнения
реакций,
с
помощью
которых
можно
осуществить
следующие
превращения:
ZnS → SO
2
→ SO
3
→ H
2
SO
4
→ NaHSO
4
→ Na
2
SO
4
.
Задание № 2
Экспериментальная задача. В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы
серной кислоты, сульфата натрия и сульфита натрия. С помощью каких реактивов и в какой
последовательности
следует
распознавать
эти
вещества?
Определите,
в
какой
пробирке
находится каждое вещество. Напишите уравнения соответствующих реакций, составьте ионные
уравнения.
Задание № 3
Приведите уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты, общие со
свойствами других кислот:
1) взаимодействие с основными (амфотерными) оксидами;
2) взаимодействие с основаниями, как называется эта реакция?
3) взаимодействие с солями слабых или летучих кислот (например, с карбонатом натрия).
Задание № 4
Напишите уравнения реакций взаимодействия разбавленной и концентрированной серной
кислоты с металлами:
1) Fe + H
2
SO
4
(разб.) →
2) Zn + H
2
SO
4
(конц.) →
3) Cu + H
2
SO
4
(конц.) →
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
В чём различие в химических свойствах разбавленной и концентрированной H
2
SO
4
в реакциях с
металлами?
Задание № 5
Качественная задача. Бесцветный газ «А» с характерным резким запахом реагирует с
другим бесцветным газом «В», имеющим запах тухлых яиц. В результате образуется простое
вещество «С» желтого цвета. Вещество «С» взаимодействует с раствором гидроксида натрия
при нагревании с образованием двух солей. Что из себя представляют вещества «А», «В», «С»?
В уравнении второй реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса; как
называются данные окислительно-восстановительные реакции?
2. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с водой.
Учитель: Концентрированная серная кислота активно взаимодействует с водой, образуя
гидраты: H
2
SO
4
+ n H
2
O = H
2
SO
4
х n H
2
O + Q.
Это свойство широко используется в лаборатории и промышленности для осушки газов и
для обезвоживания некоторых веществ.
Серная кислота настолько жадно присоединяет к себе воду, что способна даже отнимать от
веществ элементы, входящие в состав воды (водород и кислород), например из органических
3
веществ, состоящих из элементов углерода, водорода и кислорода, - сахара, клетчатки, крахмала
и др.
Демонстрационный опыт. Обугливание сахара.
В небольшой химический стакан поместим около 10 г растёртого в порошок сахара
(сахарной
пудры).
К
нему
по
стеклянной
палочке
осторожно
прильём
около
5
мл
концентрированной серной кислоты и быстро перемешаем до образования густой кашицы,
оставив палочку посередине стакана. Происходит реакция, сахар обугливается (при этом уголь
частично превращается в углекислый газ за счёт восстановления сер ной кислоты до сернистого
газа). Выделяющиеся газы (СО
2
, SO
2
) вспучивают остальную массу углерода, которая выходит
из стакана (рис. 21). С помощью стеклянной палочки эту пористую углеродную массу можно
вынуть в виде «эскимо»:
C
12
H
22
O
11
+ H
2
SO
4
→ 12 C + H
2
SO
4
х n H
2
O + Q.
IV. Этап закрепления знаний:
Учащиеся выполняют в группах следующее задание:
Задание
Найдите и исправьте ошибки в приведённых схемах реакций:
1) SO
2
+ Br
2
+ H
2
O → HBr + H
2
S
2) S + NaOH → Na
2
SO
4
+ Na
2
S + H
2
O
3) Fe + H
2
SO
4
(разб.) → Fe
2
(SO
4
)
3
+ H
2
↑
4) Cu + H
2
SO
4
(конц.) → CuSO
4
+ H
2
S↑ + H
2
O
5) Fe + H
2
SO
4
(конц.) → Fe
2
(SO
4
)
3
+ S + H
2
O
Проводится коллективная проверка решения у доски (с комментариями). Учащиеся с
помощью учителя делают выводы. За правильные ответы учащиеся получают 1-2 балла.
V. Этап рефлексии:
1. Учитель просит учащихся разгадать кроссворд (приложение № 1).
Учитель: И так, ребята, наш урок заканчивается, и я хочу отметить, что вы все сегодня за-
мечательно поработали. Я говорю всем «СПАСИБО» (вместе читают ключевое слово в кросс-
ворде).
2.
Учащиеся делятся впечатлениями об уроке.
Учитель: Закончите фразу:
«Уходя с урока, я хочу сказать…»
1.
Мне было комфортно на уроке
2.
У меня не было затруднений.
3.
Я принимал(а) активное участие во всех этапах урока.
4.
Я получил(а) ответы на все интересующие меня вопросы.
5.
Я выдвигал идеи…
6.
Доволен ли ты своей работой на уроке?
7.
За что ты хочешь похвалить себя или своих одноклассников?
8.
Я не смог(ла) справиться с затруднениями.
9.
Я только слушал предложения других.
10. Как бы вы охарактеризовали урок? …..
VI этап. Обсуждение домашнего задания: повторить п. 18-20; записи урока; составить кластер
по теме «Сера и её соединения» (можно проверить на следующем уроке и дополнить) - прило-
жение № 3.
VII этап. Подведение итогов урока:
Учащиеся оценивают свою работу и работу своих товарищей.
Каждый учащийся в зачет-
ной карточке (приложение № 2) в графу «Самооценка» ставит себе оценку, которая свидетель-
4
ствует о его собственных представлениях о своих знаниях (макс. - 5 б.). В графу «Оценка рабо -
ты в группе» оценку ставит консультант, выбранный из учащихся (макс.- 5 б.). В графу «Оценка
работы у доски» учащиеся ставят сумму баллов, которую определяет учитель. В конце урока
учащиеся подсчитывают итоговую сумму баллов (без учёта сомооценки), выставляют общую
оценку по результатам работы: 6 - 7 б. - оценка «4»; 8 б. и больше - оценка «5». Учащиеся срав -
нивают полученную оценку с самооценкой.
Приложение № 1
Кроссворд по теме «Сера и её соединения»
7
1. Какой химический элемент алхимики называли «желчью бога
Вулкана»?
2. CuSO
4
∙5H
2
O – это медный … .
3. Металл, который при обычных условиях не реагирует с
концентрированной серной кислотой из-за образования на его
поверхности прочной оксидной плёнки.
4. Электролит, при диссоциации которого в качестве катионов
образуются только катионы водорода (ионы гидроксония).
5. Название минерала, который является основным сырьём для
получения серной кислоты в промышленности.
6. Металл, катион которого является качественным реактивом на
сульфат-ион.
7. Явление, при котором один и тот же химический элемент
может образовывать несколько простых веществ,
различающихся по составу и строению.
2
4
5
1
3
6
Приложение № 2.
Зачётная карточка по теме «Сера и её соединения»
Фамилия и имя Класс 9- .
Самооценка
(макс. – 5 б.)
Оценка работы в
группе (макс. – 5 б.)
Оценка работы у
доски (сумма баллов)
Итоговая сумма
баллов
Оценка за урок: итоговая сумма баллов 6-7 б. – оценка «4»;
итоговая сумма баллов 8 б. и больше – оценка «5».
5
Приложение № 3.
Кластер по теме «Сера и её соединения»
S + Me → сульфиды
S + H
2
→ H
2
S
S + O
2
→ SO
2
ромбическая S
8
, моноклинная S
8
,
S + 2 ē → S
2−
S ─ 4 ē → S
+4
пластическая Sn.
окислитель восстановитель аллотропия
S
л.в.с. : H
2
S – сероводород
оксиды кислоты
кислотные свойства, SO
2
SO
3
H
2
SO
3
H
2
SO
4
горит кислотные слабая сильная
H
2
S + O
2
→ SO
2
+ H
2
O + H
2
O + Me
+ основные оксиды + основн (амф.) оксиды
+ щёлочь + основание
+ соль (↑ или ↓)
соли
сульфиты сульфаты (средние)
гидросульфиты гидросульфаты (кислые)
SO
3
2−
+2H
+
→ SO
2
↑ + H
2
O Ba
2+
+ SO
4
2−
→ BaSO
4
↓
белый
6
7