Современный урок в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Автор: Уфимцева Мария Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Школа № 87 Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Современный урок в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Раздел: начальное образование
Современный урок в рамках федеральных государственных об-
разовательных стандартов начального общего образования
Уфимцева М.В.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №87
Калининского района ГО г.Уфа РБ
Современный урок – это совокупность нескольких показателей: про-
фессиональная и методическая подготовка учителя, целеполагание и мотива-
ция учения, системно-деятельностный подход, современные средства обуче-
ния, выбор оптимальных средств обучения, создание условий для саморазви-
тия, анализ каждого учебного занятия.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять суть этого
подхода. В процессе учения осознать: «Для чего нужны знания?», «Почему
не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика про-
читать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить си-
туацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.
Создать условия для мотивации учебно-исследовательской самостоя-
тельной деятельности ребёнка, в ходе которой активизируются личностные
качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается обще-
ние, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-
незнание», поиск недостающей информации в решении проблемы. Формиро-
вать у обучающегося внутреннюю психологическую готовность работать с
незнакомой информацией.
Вариативны и способы приобретения знания – каждый обучающийся
действует оптимальным для себя способом: на репродуктивном, проблемном,
творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем;
письменно, устно; посредством слова, рисунка, схемы. Меняется роль учите-
ля на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучаю-
щихся, помогает овладеть способами познания.
Приведем пример из практики. По программе окружающего мира в
первом классе есть тема «Вода и воздух». Тема рассматривает различные
свойства воды и воздуха. Для того чтобы дети лучше усвоили материал было
решено провести урок следующим образом: мы провели 20 минут на улице,
самостоятельно изучая свойства воздуха при помощи воздушного шарика.
После, уже в классе, ребята по группам составили таблицы, в которых отра-
зили свои наблюдения. На следующем уроке, на этапе актуализации знаний,
ребята показали, что материал прошлого урока они усвоили и могут приме-
нить знания в новой ситуации.
Сейчас у учителя в распоряжении есть готовые разработки уроков и
огромное количество наглядного материала. Тем не менее, он ищет новый ма-
териал, подбирает новые наглядные пособия. Причиной тому является то, что
современный урок не может быть успешным без желания учителя научить и
научиться самому.