Авторы: Аркатова Елена Викторовна, Третьякова Валентина Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования."
Раздел: начальное образование
Современные обучающие педагогические технологии как фактор
повышения качества образования.
Аркатова Елена Викторовна,
Третьякова Валентина Алексеевна,
МБОУ «СОШ №21»г. Старый Оскол
Корень, источник доброты в созидании,
в творчестве, в утверждении жизни и красоты.
Доброе неразрывно связано с красотой, и любование
ею – это лишь первый росток доброго чувства,
которое надо развивать, превращая в
активное стремление к деятельности.
В.А.Сухомлинский.
Начальная
школа
является
составной
частью
всей
системы
непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал
обогащенного
развития
личности
ребенка. Педагоги
начальной
школы
призваны
учить
детей
творчеству, воспитывать
в
каждом
ребенке
самостоятельную
личность, которая
умеет
сама
добывать
знания
и
применять их в нестандартных ситуациях. Школа должна подготовить
человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но
и умеет использовать их в жизни, человека совершенствующего себя,
способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения,
находить пути их реализации.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с
увлечением, а не только по обязанности. Потеря многими учащимися
интереса
к
учению - проблема
современной
школы. Почему
это
происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного
процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Как мы, учителя, добиваемся развития интереса к учению? Используем
образовательные
технологии.
Существует
множество
различных
педагогических технологий в системе образования, с помощью которых
можно решить ряд проблем и недостатков в образовании.
Одно
из
эффективных
средств
развития
интереса
к
учебному
предмету – дидактическая игра. Дидактическая игра помогает снять чувство
усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает
непроизвольное
запоминание.
Поэтому
игровая
технология
–
самая
актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м
классами.
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках
используется
групповая
работа. Дети
учатся
работать
в
группах, в
командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при
использовании метода групповой работы регулируются внутри коллективные
отношения. Ребята
придерживаются
основных правил работы
в
группе,
которые «вырабатывают и утверждают сами»:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие ( например, никто не имеет права смеяться
над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку»).
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу,
введенному в дидактику К.Д.Ушинским: «Нужно позволять классу свободно
бурлить, волноваться, но
удерживать
его
всякий
раз
в
тех
пределах,
которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима.
Важно позволять
ученикам
задавать
вопросы
учителю,
самим
высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно».
В наш быстро меняющийся мир приходит много информации. Наша
задача - научить ребенка работать с информацией. Высказывание академика
А.П.Семенова «Научить
человека
жить
в
информационном
мире –
важнейшая
задача
современной
школы». Для
реализации
этих
задач
возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных
классов информационно - коммуникативных технологий. Однако, работая с
детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: «Не
навреди!» Следовательно, ИКТ должно помочь ребенку разобраться в потоке
информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать
здоровье. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер.
Состояние здоровья детей и подростков зависит не только от
состояния окружающей среды, генетических факторов, но и от образа
жизни. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания
сохранению,
укреплению
и
развитию
здоровья,
не
рассматривало
образовательные
технологии
с
точки
зрения
здоровье сберегающей
направленности. В
лучшем
случае
все
сводилось
к
спортивным
мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Одной из
приоритетных
задач
реформирования системы
образования
становится
сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них
ценности
здоровья, здорового
образа
жизни, выбора
образовательных
технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих
здоровье
школьников. Поэтому
внедрение
в
практику
обучения
и
воспитания
здоровье
сберегающих
технологий
является
одним
из
эффективных средств сохранения здоровья.
Личностно-ориентированные
технологии
ставят
в
центр
всей
школьной
образовательной
системы
личность
ребенка,
обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации
ее природного потенциала. Природные задатки ребенка превращаются в
способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность
помогает
развитию
способностей,
а
только
та,
которая
вызывает
положительные
эмоции. В
связи
с
этим
при
реализации
личностно-
ориентированного подхода принцип психологической комфортности должен
быть соблюден в первую очередь.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс
обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее
настроение,
облегчает
преодоление
трудностей
в
усвоении
учебного
материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та
или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к
учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые
пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием,
прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом
определяет наше
отношение
к
миру, самочувствие, желание
работать,
узнавать новое.
В этой работе мы попытались представить лишь маленькую толику
педагогических технологий как фактор повышения качества образования в
общеобразовательной начальной школе.
Литература
1.
Еланскую
З.А.,
Активизация
познавательной
деятельности.//
Начальная школа. -2001.-№6- с.52-53.
2.
Жиренко О.Е., Инновационные технологии обучения в современной
начальной школе. Воронеж, 2010
3.
Товпинец И.П., Приемы организации личностно – ориентированного
обучения в учебниках нового поколения. // Начальная школа. -2004 -№ 8с.59-
61
4.
Смирнов
А.Н.,
Педагогика:
педагогические
теории,
системы,
технологии. М., 1999.
5.
Шнейдер С.Ф. ,Учимся
использовать
новые
образовательные
технологии. // Начальная школа. Плюс минус до и после.-2004-№11 с.56-57