Напоминание

"Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования."


Авторы: Аркатова Елена Викторовна, Третьякова Валентина Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования."
Раздел: начальное образование





Назад




Современные обучающие педагогические технологии как фактор

повышения качества образования.

Аркатова Елена Викторовна,

Третьякова Валентина Алексеевна,

МБОУ «СОШ №21»г. Старый Оскол

Корень, источник доброты в созидании,

в творчестве, в утверждении жизни и красоты.

Доброе неразрывно связано с красотой, и любование

ею – это лишь первый росток доброго чувства,

которое надо развивать, превращая в

активное стремление к деятельности.

В.А.Сухомлинский.

Начальная

школа

является

составной

частью

всей

системы

непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал

обогащенного

развития

личности

ребенка. Педагоги

начальной

школы

призваны

учить

детей

творчеству, воспитывать

в

каждом

ребенке

самостоятельную

личность, которая

умеет

сама

добывать

знания

и

применять их в нестандартных ситуациях. Школа должна подготовить

человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но

и умеет использовать их в жизни, человека совершенствующего себя,

способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения,

находить пути их реализации.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с

увлечением, а не только по обязанности. Потеря многими учащимися

интереса

к

учению - проблема

современной

школы. Почему

это

происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

перегрузка однообразным учебным материалом;

несовершенство методов, приемов и форм организации учебного

процесса;

ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Как мы, учителя, добиваемся развития интереса к учению? Используем

образовательные

технологии.

Существует

множество

различных

педагогических технологий в системе образования, с помощью которых

можно решить ряд проблем и недостатков в образовании.

Одно

из

эффективных

средств

развития

интереса

к

учебному

предмету – дидактическая игра. Дидактическая игра помогает снять чувство

усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает

непроизвольное

запоминание.

Поэтому

игровая

технология

самая

актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м

классами.

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках

используется

групповая

работа. Дети

учатся

работать

в

группах, в

командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при

использовании метода групповой работы регулируются внутри коллективные

отношения. Ребята

придерживаются

основных правил работы

в

группе,

которые «вырабатывают и утверждают сами»:

полное внимание к однокласснику;

серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие ( например, никто не имеет права смеяться

над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку»).

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу,

введенному в дидактику К.Д.Ушинским: «Нужно позволять классу свободно

бурлить, волноваться, но

удерживать

его

всякий

раз

в

тех

пределах,

которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима.

Важно позволять

ученикам

задавать

вопросы

учителю,

самим

высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно».

В наш быстро меняющийся мир приходит много информации. Наша

задача - научить ребенка работать с информацией. Высказывание академика

А.П.Семенова «Научить

человека

жить

в

информационном

мире –

важнейшая

задача

современной

школы». Для

реализации

этих

задач

возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных

классов информационно - коммуникативных технологий. Однако, работая с

детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: «Не

навреди!» Следовательно, ИКТ должно помочь ребенку разобраться в потоке

информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать

здоровье. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер.

Состояние здоровья детей и подростков зависит не только от

состояния окружающей среды, генетических факторов, но и от образа

жизни. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания

сохранению,

укреплению

и

развитию

здоровья,

не

рассматривало

образовательные

технологии

с

точки

зрения

здоровье сберегающей

направленности. В

лучшем

случае

все

сводилось

к

спортивным

мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Одной из

приоритетных

задач

реформирования системы

образования

становится

сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них

ценности

здоровья, здорового

образа

жизни, выбора

образовательных

технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих

здоровье

школьников. Поэтому

внедрение

в

практику

обучения

и

воспитания

здоровье

сберегающих

технологий

является

одним

из

эффективных средств сохранения здоровья.

Личностно-ориентированные

технологии

ставят

в

центр

всей

школьной

образовательной

системы

личность

ребенка,

обеспечение

комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации

ее природного потенциала. Природные задатки ребенка превращаются в

способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность

помогает

развитию

способностей,

а

только

та,

которая

вызывает

положительные

эмоции. В

связи

с

этим

при

реализации

личностно-

ориентированного подхода принцип психологической комфортности должен

быть соблюден в первую очередь.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс

обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее

настроение,

облегчает

преодоление

трудностей

в

усвоении

учебного

материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та

или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к

учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые

пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием,

прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом

определяет наше

отношение

к

миру, самочувствие, желание

работать,

узнавать новое.

В этой работе мы попытались представить лишь маленькую толику

педагогических технологий как фактор повышения качества образования в

общеобразовательной начальной школе.

Литература

1.

Еланскую

З.А.,

Активизация

познавательной

деятельности.//

Начальная школа. -2001.-№6- с.52-53.

2.

Жиренко О.Е., Инновационные технологии обучения в современной

начальной школе. Воронеж, 2010

3.

Товпинец И.П., Приемы организации личностно – ориентированного

обучения в учебниках нового поколения. // Начальная школа. -2004 -№ 8с.59-

61

4.

Смирнов

А.Н.,

Педагогика:

педагогические

теории,

системы,

технологии. М., 1999.

5.

Шнейдер С.Ф. ,Учимся

использовать

новые

образовательные

технологии. // Начальная школа. Плюс минус до и после.-2004-№11 с.56-57



В раздел образования