Автор: Кузнецова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани НШДС №106 "Ёлочка"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства."
Раздел: начальное образование
МСОУ г.Астрахани НШДС №106 «Ёлочка»
Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного
искусства.
Выполнила: Кузнецова С.В.
учитель начальных классов
высшей категории
Астрахань – 2017 г.
Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра –
основная форма познания им жизни. Игра – зеркало переживаний маленького
человека. Содержание обучения в начальных классах, повышенное внимание
к предметам эстетического цикла, в том числе изобразительного искусства,
требует включения в учебно-воспитательный процесс эффективных методов
для
развития
личности
ребёнка.
Имеет
смысл
обратиться
к
игровым
моментам обучения и воспитания, таким, как художественно-дидактические
игры и упражнения.
Включение
игр
и
упражнений
в
уроки
изобразительного
искусства
обусловлено взаимосвязью игровой и изобразительной деятельности. Ведь в
их основе лежат общие психологические процессы – воображение и эмоции.
Дидактическая игра создаёт условия для развития каждого ребёнка, и о
результатах познавательно-игровой деятельности можно судить не только по
тому, правильно ли ребёнок выполнил то или иное задание, но и по его
интересу
к
познаваемому
материалу,
готовности
к
самостоятельной
творческой
деятельности
и
оценке
её
результатов.
Игра
активизирует
познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических
знаний, умений и навыков.
Структура дидактической игры такова: дидактическая задача, игровое
действие, правило и результат. Для детей дидактическая задача подаётся в
игровой форме и часто выражена в названии самой игры, например: «Собери
предметы из избушки медведя», «Одень сказочного героя» и т.п.
Если из дидактической игры удалить основные компоненты – игровое
действие и правила, то игра превратится в дидактическое упражнение.
В
основе
игры
–
создание
игровой
ситуации.
Вначале
это
может
происходить с помощью «оживления» игрушек, от лица которых сообщается
игровая задача. В дальнейшем игровая ситуация создаётся лишь словесным
настроем на познавательно-игровую деятельность. После этого работа уч-ся
освобождается от игрового смысла, чтобы не уводить в сторону от решения
дидактической задачи.
Педагог
стимулирует
познавательно-игровую
деятельность
уч-ся,
подводя их к самостоятельному решению дидактической задачи, к открытию
и усвоению нового. При этом используются различные приёмы постановки
дидактической задачи: словесные, или с помощью наглядных действий.
При ознакомлении с новым игровым действием возможен пробный ход,
в процессе которого учитель познакомит уч-ся с правилами игры. Чтобы
убедиться в том, что дети поняли игровое действие и задачу игры или
упражнения,
можно
допустить
умышленную
ошибку,
тем
самым,
активизировав мыслительную деятельность уч-ся.
Основная часть игр может носить соревновательный характер, в конце,
в
таких
случаях,
должен
подводиться
как
личный,
так
и
коллективный
результат игры.
При разработке содержания и методики проведения игр и упражнений
должна учитываться их связь с другими видами учебной деятельности на
уроке. Они могут предварять изложение нового материала, организовывать
поиск
знаний,
закреплять
пройденное
и
служить
повторением.
Следовательно, и место их на уроке может быть различным – в начале, в
середине, в конце.
Место и роль каждой игры или упражнения определяют, исходя из
содержания
задачи.
Также
продумывается
их
связь
с
другими
формами
учебной
деятельности,
возможны
варианты
усложнения
или
облегчения
игровых
задач.
При
этом
чётко
выделяются
те
новые
знания,
умения
и
навыки, творческий опыт, которые нужно сформировать, основываясь на
имеющихся знаниях уч-ся.
Так как беспорядочное использование на уроке игр и упражнений ведёт
к дублированию в познавательной деятельности, игры и упражнения должны
быть объединены в систему. При создании системы
следует учитывать и
индивидуальные особенности уч-ся с нарушением зрения. Ведь основная
задача
учителя
–
это
развитие
сохранных
анализаторов,
развитие
зрительного и цветового восприятия, которые слишком обеднены.
С учётом задач, которые учитель ставит перед уч-ся на уроках ИЗО все
игры и упражнения удобно разделить на три группы.
1 группа – игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию
детей, усвоение ими сенсорных эталонов в области цвета и формы. Эти игры
сочетаются
с
упражнениями,
направленными
на
формирование
художественно-графических
умений
и
навыков,
которые
предполагают
знание изобразительных материалов, инструментов и правил работы с ними.
2
группа
– игры и упражнения, направленные на усвоение средств
художественной выразительности: линии, цвета, композиции.
3
г р у п п а
– игры
и
упражнения,
направленные
на
накопление
творческого опыта.
Такое разделение игр в зависимости от их целей не означает, что ребят
нужно знакомить со всеми играми одной группы, прежде чем приступить к
другим -
эти игры и упражнения должны чередоваться. Таким образом,
осуществляется комплексный подход к обучению основам искусства.
Главный методический принцип в использовании игр и упражнений –
повторяемость
игрового
действия
с
различным
содержанием
как
необходимое условие развивающего эффекта.
Основу
художественно-дидактических
игр
составляют
настольно-
печатные и словесные игры. Все они основаны на принципе наглядности.
Поэтому
большое
внимание
нужно
уделять
оформление
дидактического
материала.
Нужно
помнить,
что
главное
условие
успеха
–
это
хорошее
настроение игроков, их желание включиться в игру и в решение учебной
задачи, добиться хорошего результата.
Игры и упражнения для усвоения средств художественной
выразительности.
1 класс.
Игра-упражнение «Какого цвета снег?»
Игра
проводится
в
начале
урока
перед
работой
над
зимней
композицией.
Задача: учить смешивать на палитре цвета для получения нужного
цвета, развивать цветовую зоркость и зрительную память.
Материал: репродукция картины И.Э.Грабаря «Мартовский снег» (на
каждого уч-ся), наборы фишек разнообразных оттенков.
Содержание
игры: играющие
кладут
перед
собой
репродукцию
картины
и
набор
фишек.
Внимательно
вглядываются
в
картину
и
при
нахождении сходства устанавливают фишку на соответствующий цвет. Когда
фишки закончатся, дети должны постараться получить на палитре те цвета,
которые увидели на картине.
Правило: работу следует проделать, пустив в ход песочные часы на 3 –
5
минут.
Выигрывает
тот,
кто
больше
определит
цветовых
аналогий
и
получит эти цвета на палитре.
Из личного опыта.
Смешивание
цветов
и
получение
новых
оттенков
требует
знания
основных цветов. Так как уч-ся имеют достаточно обеднённое зрительное и
цветовое восприятие, мною были придуманы следующие виды упражнений.
1.
Получение цвета зачитывается в стихотворной форме, уч-ся по
ходу стихотворения смешивают основные цвета и получают
новые.
2.
На доске учитель вывешивает круги с основными цветами и
схематично показывает получение нового цвета. Эти схемы
остаются на уроке и уч-ся пользуются ими в ходе выполнения
самостоятельной работы.
3.
Использование
цветных
плёнок-фильтров
для
получения
цветовых оттенков.
Игра-эстафета
«Собери предметы из избушки медведя».
Игра проводится перед иллюстрированием русской народной сказки «Маша и
медведь».
З а д а ч а : совершенствовать
знания
о
предметах
окружающей
действительности, развивать зрительную память и логическое мышление.
Материал: изображение трёх предметов домашнего обихода на каждого уч-
ся, три наборных полотна.
Содержание: перед каждой командой на доске устанавливается наборное
полотно,
которое
оформлено
в
виде
избушки
медведя.
Каждый
уч-ся
получает набор предметов, которые могли бы быть в избушке. Остальные
изображения
–
предметы
современного
интерьера
(телевизор
и
т.п.).
по
команде
учителя
дети
выходят
и
прикрепляют
изображение
предмета
в
избушку. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит
условие игры.
Правило: каждый участник выходит к наборному полотну, когда на своё
место сел его товарищ по команде. За правильный ответ команда получает
очко. В конце игры подводятся результаты.
2 класс.
«Какое дерево лист потеряло?
»
Игра проводится, когда дети снова обращаются к изображению осенних
листьев.
Задача: совершенствовать
знания
о
предметах
действительности,
умение
различать листья различных деревьев.
Материал: карты-лото с изображением деревьев и карточки с изображением
листьев.
Содержание: детям раздаются карты лото и наборы карточек с изображением
листьев. На столе у учителя – набор настоящих листьев различных деревьев.
Игровое действие заключается в следующем. Учитель демонстрирует лист
дерева, уч-ся должны поднять карточку и показать, какое дерево потеряло
лист.
Затем
учитель
считает
до
трёх,
а
уч-ся
должны
найти
у
себя
изображение такого же листа и закрыть им карточку с деревом.
Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит условие игры.
Упражнение «Цветные зверюшки».
Упражнение выполняется при рисовании орнаментальной полосы.
Задача: закреплять понятие цветовой гармонии, развивать художественный
вкус.
Материал: наборы из 5-6 полос различных цветов и 2-3 цветных полосы
такого же размера с вырезанными силуэтами забавных зверюшек.
Содержание: на классной доске – цветовой круг со стрелками, как у часов.
Для начала, учитель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся
цветов,
указывая
на
них
стрелками
на
цветовом
круге
(пр:
жёлтый
и
фиолетовый, синий и оранжевый).
Затем уч-ся получают наборы полос. Из 2-3 цветных полос со зверюшками
ученик выбирает ту, которая ему больше понравилась. К ней он должен
подобрать цветную полоску, которая, по его мнению, сочетается по цвету. Он
подкладывает
цветную
полосу
под
полоску
со
зверюшками
и
получает
законченное
цветовое
решение.
По
просьбе
учителя
уч-ся
поднимают
полоски и демонстрируют их всему классу.
Игры и упражнения для усвоения художественно-графических умений и
навыков.
1 класс.
Игра-соревнование «Ниточка-иголочка».
Игра проводится на любом уроке, где уч-ся работают простым карандашом.
Задача: совершенствовать навыки работы простым карандашом.
Материал: карточки-задания
с
образцом
проведения
линий
в
различных
направлениях без отрыва карандаша от листа бумаги (на каждого уч-ся).
Содержание: создаётся игровая ситуация – карандаш – это иголка, а линия –
нитка. Куда направляется иголка, туда направляется и линия-нитка.
Дети получают карты-задания с маршрутом движения карандаша. Вначале
уч-ся
прослеживают
движение
по
карте-образцу,
а
потом
повторяют
это
самостоятельно на бумаге.
Правило: движение начинают все одновременно по команде. Тот, кто оторвал
карандаш от листа, должен начать движение сначала. Выигрывает тот, кто
быстрее и правильно выполнит задание.
Игра-эстафета «Украшаем ёлку».
Игра проводится для закрепления навыков изображения ёлочных игрушек с
натуры.
З а д а ч а : развивать
наблюдательность,
глазомер,
чувство
пропорции,
совершенствовать навыки рисования с натуры.
Материал: три больших листа бумаги с изображением неукрашенных ёлок,
набор ёлочных игрушек несложной формы на каждую команду.
Содержание: класс делится на три команды, каждая получает набор ёлочных
игрушек, раздаёт их членам команды. На доске перед каждой командой лист с
изображением
неукрашенной
ёлки.
Уч-ся,
выходя
по
очереди,
должны
повесить,
т.е.
нарисовать
игрушку
на
свою
ёлку
(рисунок
выполняется
простым карандашом). Выигрывает та команда, которая украсит ёлку быстро
и красиво.
2 класс.
Игра-упражнение «Снежинки».
Игра проводится на одном из уроков, связанных с зимней тематикой.
Задача: совершенствовать умение работать кистью и красками, развивать
наблюдательность и воображение.
Материал: лист бумаги в виде квадратной сетки на каждого уч-ся.
Содержание: в начале игры педагог обращает внимание уч-ся на то, какие
неповторимые
формы
имеют
эти
удивительные
создания
природы
–
снежинки.
Затем
предлагает
уч-ся
придумать
разнообразные
формы
снежинок и заполнить ими клетки листа. Работа ведётся чёрной гуашью на
белом листе или белой гуашью на тонированном. Время проведения игры 5-7
минут. Для подведения итогов 1 уч-ся выходит к доске и мелом на доске
показывает
изображение
своих
снежинок,
если
у
уч-ся
есть
такая
же
снежинка, они ставят около неё плюс. Выигрывает тот, кто
придумает
больше оригинальных по форме снежинок.
Дополнительный материал к урокам.
1.
Игра «Перевоспитание Пачкули».
Из-под стола учителя появляется человечек весь перепачканный краской,
лохматый (его можно вырезать из картона, сделав тряпичные волоса).
- Ребята, как вы думаете, кто это? Ты кто?
- Я – Пачкуля.
- Почему ты такой грязный? Где ты так испачкался?
- Это простая история. Только вот отмыться никак не могу. Мы с Незнайкой
рисовали красками осенние листья. Я спешил и всё испортил.
- А что же ты наделал, расскажи нам.
- Начал я рисовать листок клёна, весь его красной краской закрасил, а потом
вспомнил, что концы то у него уже покраснели. Стал я кончики красить
красной краской, а получилась какая-то грязь. Рядом с зелёным листком
жёлтый лежал. Я стал жёлтый красить. А зелёная краска потекла в жёлтую.
Вот, посмотрите, что получилось, (он показывает рисунок).
- Как вы думаете, ребята, почему у Пачкули получился такой рисунок?
- Он не знает правил работы с акварелью.
- Давайте поможем Пачкуле их запомнить, (уч-ся повторяют правила работы
кистью и акварелью).
-А как же быть с твоим внешним видом? По-моему, надо что-то сделать.
- Ребята, что ему следует сделать?
- какой же я теперь Пачкуля, я стал совсем чистый. Мне даже самому как-то
непривычно. Ребята, назовите меня как-нибудь по-другому.
(дети придумывают новое имя)
Правила работы кистью и акварельными красками.
1.
Акварель
предварительно
надо
развести,
и,
прежде
чем
писать,
попробовать цвет на листке.
2.
Цвета не должны перекрывать друг друга, иначе получится грязь.
3.
Если
писать
акварелью,
а
рядом
краска
ещё
не
просохла,
она
обязательно
растечётся.
Поэтому,
дождись,
когда
высохнет
один
элемент и начинай красить другой.
4.
Писать
акварелью
можно
и
по
мокрой
бумаге.
Тогда
краска
расплывается и получится так, будто мы смотрим на рисунок через
мокрое стекло.
Список литературы.
1. Абрамова,
М.
А
Беседы
и
дидактические
игры
на
уроках по
изобразительному искусству 1-4 классы/ М. А Абрамова - М.: ГИЦ
ВЛАДОС -, 2004. 122с.
2. Ветошкина, Ю. А. Предметно-тематические карты к урокам – новый
вид методической документации. / Ю. А. Ветошкина. // Начальная
школа. - 2012. - № 2. – С. 44 - 48
3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка. [Текст] /
Л. С. Выготский. – М.: 2005. - 248 с.
4. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика [Текст] / Ю.В. Геронимус. –
Москва, 1989. 208 с.
5. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство
в
жизни
человека.
5
класс:
учеб.
для
общеобразоват.
учреждений
/
Н.
А.
Горяева,
О.
В.
Островская;
под
ред.
Б.
М.
Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил.
6. Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни
человека: 7 – 8 кл.: метод. пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под
ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008 – 111 с.
7. Зайцева,
И.
И.
Технологическая
карта
урока.
Методические
рекомендации. / И. И. Зайцева. // Педагогическая мастерская. Все для
учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 4 – 6.
8. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для
учителей
общеобразоват.
учреждений
/
[Б.
М.
Неменский,
Л.
А.
Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011.
– 129 с.
9. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для
учителей
общеобразоват.
учреждений
/
[Б.
М.
Неменский,
Л.
А.
Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011.
– 129 с.
10.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы: пособие для
учителей
общеобразоват.
учреждений
/
[Б.
М.
Неменский,
Л.
А.
Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011.
– 129 с.
11.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия
учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы: пособие для
учителей
общеобразоват.
учреждений
/
[Т.
Я.
Шпикалова,
Л.
В.
Ершова,
Г.
А.
Поровская
и
др.];
под
ред.
Т.
Я.
Шпикаловой.
М.:
Просвещение, 2011. – 193 с.
12.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия
учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы: пособие для
учителей
общеобразоват.
учреждений
/
[Т.
Я.
Шпикалова,
Л.
В.
Ершова,
Г.
А.
Поровская
и
др.];
под
ред.
Т.
Я.
Шпикаловой.
М.:
Просвещение, 2011. – 193 с.
13.Изобразительное
искусство.
7
класс:
учеб.
для
общеобразоват.
учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.];
под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2009. – 208 с.: ил.
14.
Изобразительное искусство. 8 класс: учеб. Для общеобразоват.
учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.];
под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2012. – 272 с.: ил.
15.
Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для
учителя /
Б. П. Юсов и др.
; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.
16.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г.
В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил.
17.
Кашелев,
С.С.
Современные
технологии
педагогического
процесса: пособие для педагогов/
С.С. Кашелев
- Мн.:2002- 95с.