Напоминание

"Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства."


Автор: Кузнецова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани НШДС №106 "Ёлочка"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства."
Раздел: начальное образование





Назад




МСОУ г.Астрахани НШДС №106 «Ёлочка»

Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного

искусства.

Выполнила: Кузнецова С.В.

учитель начальных классов

высшей категории

Астрахань – 2017 г.

Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра –

основная форма познания им жизни. Игра – зеркало переживаний маленького

человека. Содержание обучения в начальных классах, повышенное внимание

к предметам эстетического цикла, в том числе изобразительного искусства,

требует включения в учебно-воспитательный процесс эффективных методов

для

развития

личности

ребёнка.

Имеет

смысл

обратиться

к

игровым

моментам обучения и воспитания, таким, как художественно-дидактические

игры и упражнения.

Включение

игр

и

упражнений

в

уроки

изобразительного

искусства

обусловлено взаимосвязью игровой и изобразительной деятельности. Ведь в

их основе лежат общие психологические процессы – воображение и эмоции.

Дидактическая игра создаёт условия для развития каждого ребёнка, и о

результатах познавательно-игровой деятельности можно судить не только по

тому, правильно ли ребёнок выполнил то или иное задание, но и по его

интересу

к

познаваемому

материалу,

готовности

к

самостоятельной

творческой

деятельности

и

оценке

её

результатов.

Игра

активизирует

познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических

знаний, умений и навыков.

Структура дидактической игры такова: дидактическая задача, игровое

действие, правило и результат. Для детей дидактическая задача подаётся в

игровой форме и часто выражена в названии самой игры, например: «Собери

предметы из избушки медведя», «Одень сказочного героя» и т.п.

Если из дидактической игры удалить основные компоненты – игровое

действие и правила, то игра превратится в дидактическое упражнение.

В

основе

игры

создание

игровой

ситуации.

Вначале

это

может

происходить с помощью «оживления» игрушек, от лица которых сообщается

игровая задача. В дальнейшем игровая ситуация создаётся лишь словесным

настроем на познавательно-игровую деятельность. После этого работа уч-ся

освобождается от игрового смысла, чтобы не уводить в сторону от решения

дидактической задачи.

Педагог

стимулирует

познавательно-игровую

деятельность

уч-ся,

подводя их к самостоятельному решению дидактической задачи, к открытию

и усвоению нового. При этом используются различные приёмы постановки

дидактической задачи: словесные, или с помощью наглядных действий.

При ознакомлении с новым игровым действием возможен пробный ход,

в процессе которого учитель познакомит уч-ся с правилами игры. Чтобы

убедиться в том, что дети поняли игровое действие и задачу игры или

упражнения,

можно

допустить

умышленную

ошибку,

тем

самым,

активизировав мыслительную деятельность уч-ся.

Основная часть игр может носить соревновательный характер, в конце,

в

таких

случаях,

должен

подводиться

как

личный,

так

и

коллективный

результат игры.

При разработке содержания и методики проведения игр и упражнений

должна учитываться их связь с другими видами учебной деятельности на

уроке. Они могут предварять изложение нового материала, организовывать

поиск

знаний,

закреплять

пройденное

и

служить

повторением.

Следовательно, и место их на уроке может быть различным – в начале, в

середине, в конце.

Место и роль каждой игры или упражнения определяют, исходя из

содержания

задачи.

Также

продумывается

их

связь

с

другими

формами

учебной

деятельности,

возможны

варианты

усложнения

или

облегчения

игровых

задач.

При

этом

чётко

выделяются

те

новые

знания,

умения

и

навыки, творческий опыт, которые нужно сформировать, основываясь на

имеющихся знаниях уч-ся.

Так как беспорядочное использование на уроке игр и упражнений ведёт

к дублированию в познавательной деятельности, игры и упражнения должны

быть объединены в систему. При создании системы

следует учитывать и

индивидуальные особенности уч-ся с нарушением зрения. Ведь основная

задача

учителя

это

развитие

сохранных

анализаторов,

развитие

зрительного и цветового восприятия, которые слишком обеднены.

С учётом задач, которые учитель ставит перед уч-ся на уроках ИЗО все

игры и упражнения удобно разделить на три группы.

1 группа – игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию

детей, усвоение ими сенсорных эталонов в области цвета и формы. Эти игры

сочетаются

с

упражнениями,

направленными

на

формирование

художественно-графических

умений

и

навыков,

которые

предполагают

знание изобразительных материалов, инструментов и правил работы с ними.

2

группа

– игры и упражнения, направленные на усвоение средств

художественной выразительности: линии, цвета, композиции.

3

г р у п п а

– игры

и

упражнения,

направленные

на

накопление

творческого опыта.

Такое разделение игр в зависимости от их целей не означает, что ребят

нужно знакомить со всеми играми одной группы, прежде чем приступить к

другим -

эти игры и упражнения должны чередоваться. Таким образом,

осуществляется комплексный подход к обучению основам искусства.

Главный методический принцип в использовании игр и упражнений –

повторяемость

игрового

действия

с

различным

содержанием

как

необходимое условие развивающего эффекта.

Основу

художественно-дидактических

игр

составляют

настольно-

печатные и словесные игры. Все они основаны на принципе наглядности.

Поэтому

большое

внимание

нужно

уделять

оформление

дидактического

материала.

Нужно

помнить,

что

главное

условие

успеха

это

хорошее

настроение игроков, их желание включиться в игру и в решение учебной

задачи, добиться хорошего результата.

Игры и упражнения для усвоения средств художественной

выразительности.

1 класс.

Игра-упражнение «Какого цвета снег?»

Игра

проводится

в

начале

урока

перед

работой

над

зимней

композицией.

Задача: учить смешивать на палитре цвета для получения нужного

цвета, развивать цветовую зоркость и зрительную память.

Материал: репродукция картины И.Э.Грабаря «Мартовский снег» (на

каждого уч-ся), наборы фишек разнообразных оттенков.

Содержание

игры: играющие

кладут

перед

собой

репродукцию

картины

и

набор

фишек.

Внимательно

вглядываются

в

картину

и

при

нахождении сходства устанавливают фишку на соответствующий цвет. Когда

фишки закончатся, дети должны постараться получить на палитре те цвета,

которые увидели на картине.

Правило: работу следует проделать, пустив в ход песочные часы на 3 –

5

минут.

Выигрывает

тот,

кто

больше

определит

цветовых

аналогий

и

получит эти цвета на палитре.

Из личного опыта.

Смешивание

цветов

и

получение

новых

оттенков

требует

знания

основных цветов. Так как уч-ся имеют достаточно обеднённое зрительное и

цветовое восприятие, мною были придуманы следующие виды упражнений.

1.

Получение цвета зачитывается в стихотворной форме, уч-ся по

ходу стихотворения смешивают основные цвета и получают

новые.

2.

На доске учитель вывешивает круги с основными цветами и

схематично показывает получение нового цвета. Эти схемы

остаются на уроке и уч-ся пользуются ими в ходе выполнения

самостоятельной работы.

3.

Использование

цветных

плёнок-фильтров

для

получения

цветовых оттенков.

Игра-эстафета

«Собери предметы из избушки медведя».

Игра проводится перед иллюстрированием русской народной сказки «Маша и

медведь».

З а д а ч а : совершенствовать

знания

о

предметах

окружающей

действительности, развивать зрительную память и логическое мышление.

Материал: изображение трёх предметов домашнего обихода на каждого уч-

ся, три наборных полотна.

Содержание: перед каждой командой на доске устанавливается наборное

полотно,

которое

оформлено

в

виде

избушки

медведя.

Каждый

уч-ся

получает набор предметов, которые могли бы быть в избушке. Остальные

изображения

предметы

современного

интерьера

(телевизор

и

т.п.).

по

команде

учителя

дети

выходят

и

прикрепляют

изображение

предмета

в

избушку. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит

условие игры.

Правило: каждый участник выходит к наборному полотну, когда на своё

место сел его товарищ по команде. За правильный ответ команда получает

очко. В конце игры подводятся результаты.

2 класс.

«Какое дерево лист потеряло?

»

Игра проводится, когда дети снова обращаются к изображению осенних

листьев.

Задача: совершенствовать

знания

о

предметах

действительности,

умение

различать листья различных деревьев.

Материал: карты-лото с изображением деревьев и карточки с изображением

листьев.

Содержание: детям раздаются карты лото и наборы карточек с изображением

листьев. На столе у учителя – набор настоящих листьев различных деревьев.

Игровое действие заключается в следующем. Учитель демонстрирует лист

дерева, уч-ся должны поднять карточку и показать, какое дерево потеряло

лист.

Затем

учитель

считает

до

трёх,

а

уч-ся

должны

найти

у

себя

изображение такого же листа и закрыть им карточку с деревом.

Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит условие игры.

Упражнение «Цветные зверюшки».

Упражнение выполняется при рисовании орнаментальной полосы.

Задача: закреплять понятие цветовой гармонии, развивать художественный

вкус.

Материал: наборы из 5-6 полос различных цветов и 2-3 цветных полосы

такого же размера с вырезанными силуэтами забавных зверюшек.

Содержание: на классной доске – цветовой круг со стрелками, как у часов.

Для начала, учитель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся

цветов,

указывая

на

них

стрелками

на

цветовом

круге

(пр:

жёлтый

и

фиолетовый, синий и оранжевый).

Затем уч-ся получают наборы полос. Из 2-3 цветных полос со зверюшками

ученик выбирает ту, которая ему больше понравилась. К ней он должен

подобрать цветную полоску, которая, по его мнению, сочетается по цвету. Он

подкладывает

цветную

полосу

под

полоску

со

зверюшками

и

получает

законченное

цветовое

решение.

По

просьбе

учителя

уч-ся

поднимают

полоски и демонстрируют их всему классу.

Игры и упражнения для усвоения художественно-графических умений и

навыков.

1 класс.

Игра-соревнование «Ниточка-иголочка».

Игра проводится на любом уроке, где уч-ся работают простым карандашом.

Задача: совершенствовать навыки работы простым карандашом.

Материал: карточки-задания

с

образцом

проведения

линий

в

различных

направлениях без отрыва карандаша от листа бумаги (на каждого уч-ся).

Содержание: создаётся игровая ситуация – карандаш – это иголка, а линия –

нитка. Куда направляется иголка, туда направляется и линия-нитка.

Дети получают карты-задания с маршрутом движения карандаша. Вначале

уч-ся

прослеживают

движение

по

карте-образцу,

а

потом

повторяют

это

самостоятельно на бумаге.

Правило: движение начинают все одновременно по команде. Тот, кто оторвал

карандаш от листа, должен начать движение сначала. Выигрывает тот, кто

быстрее и правильно выполнит задание.

Игра-эстафета «Украшаем ёлку».

Игра проводится для закрепления навыков изображения ёлочных игрушек с

натуры.

З а д а ч а : развивать

наблюдательность,

глазомер,

чувство

пропорции,

совершенствовать навыки рисования с натуры.

Материал: три больших листа бумаги с изображением неукрашенных ёлок,

набор ёлочных игрушек несложной формы на каждую команду.

Содержание: класс делится на три команды, каждая получает набор ёлочных

игрушек, раздаёт их членам команды. На доске перед каждой командой лист с

изображением

неукрашенной

ёлки.

Уч-ся,

выходя

по

очереди,

должны

повесить,

т.е.

нарисовать

игрушку

на

свою

ёлку

(рисунок

выполняется

простым карандашом). Выигрывает та команда, которая украсит ёлку быстро

и красиво.

2 класс.

Игра-упражнение «Снежинки».

Игра проводится на одном из уроков, связанных с зимней тематикой.

Задача: совершенствовать умение работать кистью и красками, развивать

наблюдательность и воображение.

Материал: лист бумаги в виде квадратной сетки на каждого уч-ся.

Содержание: в начале игры педагог обращает внимание уч-ся на то, какие

неповторимые

формы

имеют

эти

удивительные

создания

природы

снежинки.

Затем

предлагает

уч-ся

придумать

разнообразные

формы

снежинок и заполнить ими клетки листа. Работа ведётся чёрной гуашью на

белом листе или белой гуашью на тонированном. Время проведения игры 5-7

минут. Для подведения итогов 1 уч-ся выходит к доске и мелом на доске

показывает

изображение

своих

снежинок,

если

у

уч-ся

есть

такая

же

снежинка, они ставят около неё плюс. Выигрывает тот, кто

придумает

больше оригинальных по форме снежинок.

Дополнительный материал к урокам.

1.

Игра «Перевоспитание Пачкули».

Из-под стола учителя появляется человечек весь перепачканный краской,

лохматый (его можно вырезать из картона, сделав тряпичные волоса).

- Ребята, как вы думаете, кто это? Ты кто?

- Я – Пачкуля.

- Почему ты такой грязный? Где ты так испачкался?

- Это простая история. Только вот отмыться никак не могу. Мы с Незнайкой

рисовали красками осенние листья. Я спешил и всё испортил.

- А что же ты наделал, расскажи нам.

- Начал я рисовать листок клёна, весь его красной краской закрасил, а потом

вспомнил, что концы то у него уже покраснели. Стал я кончики красить

красной краской, а получилась какая-то грязь. Рядом с зелёным листком

жёлтый лежал. Я стал жёлтый красить. А зелёная краска потекла в жёлтую.

Вот, посмотрите, что получилось, (он показывает рисунок).

- Как вы думаете, ребята, почему у Пачкули получился такой рисунок?

- Он не знает правил работы с акварелью.

- Давайте поможем Пачкуле их запомнить, (уч-ся повторяют правила работы

кистью и акварелью).

-А как же быть с твоим внешним видом? По-моему, надо что-то сделать.

- Ребята, что ему следует сделать?

- какой же я теперь Пачкуля, я стал совсем чистый. Мне даже самому как-то

непривычно. Ребята, назовите меня как-нибудь по-другому.

(дети придумывают новое имя)

Правила работы кистью и акварельными красками.

1.

Акварель

предварительно

надо

развести,

и,

прежде

чем

писать,

попробовать цвет на листке.

2.

Цвета не должны перекрывать друг друга, иначе получится грязь.

3.

Если

писать

акварелью,

а

рядом

краска

ещё

не

просохла,

она

обязательно

растечётся.

Поэтому,

дождись,

когда

высохнет

один

элемент и начинай красить другой.

4.

Писать

акварелью

можно

и

по

мокрой

бумаге.

Тогда

краска

расплывается и получится так, будто мы смотрим на рисунок через

мокрое стекло.

Список литературы.

1. Абрамова,

М.

А

Беседы

и

дидактические

игры

на

уроках по

изобразительному искусству 1-4 классы/ М. А Абрамова - М.: ГИЦ

ВЛАДОС -, 2004. 122с.

2. Ветошкина, Ю. А. Предметно-тематические карты к урокам – новый

вид методической документации. / Ю. А. Ветошкина. // Начальная

школа. - 2012. - № 2. – С. 44 - 48

3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка. [Текст] /

Л. С. Выготский. – М.: 2005. - 248 с.

4. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика [Текст] / Ю.В. Геронимус. –

Москва, 1989. 208 с.

5. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное

искусство

в

жизни

человека.

5

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

учреждений

/

Н.

А.

Горяева,

О.

В.

Островская;

под

ред.

Б.

М.

Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил.

6. Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни

человека: 7 – 8 кл.: метод. пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под

ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008 – 111 с.

7. Зайцева,

И.

И.

Технологическая

карта

урока.

Методические

рекомендации. / И. И. Зайцева. // Педагогическая мастерская. Все для

учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 4 – 6.

8. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия

учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для

учителей

общеобразоват.

учреждений

/

[Б.

М.

Неменский,

Л.

А.

Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011.

– 129 с.

9. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия

учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для

учителей

общеобразоват.

учреждений

/

[Б.

М.

Неменский,

Л.

А.

Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011.

– 129 с.

10.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия

учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы: пособие для

учителей

общеобразоват.

учреждений

/

[Б.

М.

Неменский,

Л.

А.

Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011.

– 129 с.

11.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия

учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы: пособие для

учителей

общеобразоват.

учреждений

/

[Т.

Я.

Шпикалова,

Л.

В.

Ершова,

Г.

А.

Поровская

и

др.];

под

ред.

Т.

Я.

Шпикаловой.

М.:

Просвещение, 2011. – 193 с.

12.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия

учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы: пособие для

учителей

общеобразоват.

учреждений

/

[Т.

Я.

Шпикалова,

Л.

В.

Ершова,

Г.

А.

Поровская

и

др.];

под

ред.

Т.

Я.

Шпикаловой.

М.:

Просвещение, 2011. – 193 с.

13.Изобразительное

искусство.

7

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.];

под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2009. – 208 с.: ил.

14.

Изобразительное искусство. 8 класс: учеб. Для общеобразоват.

учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.];

под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2012. – 272 с.: ил.

15.

Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для

учителя /

Б. П. Юсов и др.

; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – 2-е

изд., перераб. и доп. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.

16.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г.

В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е

изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил.

17.

Кашелев,

С.С.

Современные

технологии

педагогического

процесса: пособие для педагогов/

С.С. Кашелев

- Мн.:2002- 95с.



В раздел образования