Напоминание

Сен-Санс "Карнавал Животных"


Автор: Селивановская Людмила Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Тотемская СОШ №3"
Населённый пункт: город Тотьма,Вологодская область.
Наименование материала: методическая разработка внеклассного занятия
Тема: Сен-Санс "Карнавал Животных"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект внеклассного занятия кружка в 3 классе

Тема занятия: Сен-Санс «Карнавал Животных»

Цели:

познакомить детей с музыкой Шарля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», положенной в основу

«Зоологической фантазии» и учить различать изобразительность музыки.

Задачи:

- Организовать деятельность учащихся для знакомства с новым композитором К. Сен-Сансом, его произведением

«Карнавал животных», дать первичное представление понятия «сюита» как жанра музыкального произведения,

отработка умения определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.

-Обеспечить развитие у учащихся музыкальной памяти, развитие творческого воображения, эмоционального отклика

на музыкальные произведения, развитие монологической и диалогической речи школьников

-Содействовать пробуждению у детей интереса к музыкальному искусству, способствовать воспитанию

слушательской культуры, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой

Оборудование:

компьютер,

диапроектор,

экран,

магнитофон,

СD

«Карнавал

животных»,

запись

музыкальных

фрагментов,

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные действия

1.Самоопредел

ение

Исполнение музыкального приветствия: «Домисолька» сл. В Ключникова,

муз. О.Юдахина.:

Организация класса

Личностные:

м о т и в а ц и я ,

самоопределение

к

деятельности.

Музыкальная планета – сцена залитая светом!

Если есть у вас минутка приходите в гости к нам.

Здесь вас встретят музыканты

Уникальные таланты

И на берег доброй сказки пригласит вас дирижер!

2.Актуализаци

я

з н а н и й

и

фиксация

затруднений

в

деятельности.

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

Вступительная беседа:

- Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может

только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное,

кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив.

Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым

вам, ребята, предстоит овладеть.

Ребят, как вы думаете, кто такой композитор?

- Композитор,

по

словарю

Ожегова,

-

это создатель

музыкальных

произведений.

- А кто такой исполнитель?

-Исполнитель, как вы правильно подметили, - это артист, исполняющий

художественное произведение перед публикой.

- А кто может быть исполнителем?

- А мы с вами можем быть исполнителями?

-Правильно! А кто же такой слушатель?

- Слушатель – это тот, кто слушает кого-нибудь, что –нибудь.

- А часто ли на уроках мы являемся слушателями? (да)

- Да, ребята, мы очень часто являемся слушателями. А слушая произведения,

мы накапливаем свой музыкальный багаж.

- Сегодня на уроке мы с вами будем слушателями, исполнителями.

(Да)

Познавательные: умение:

слушать собеседника и вести

диалог; участвовать в

коллективном обсуждении

Коммуникативные:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с задачами и

условиями коммуникации;

3.

Целеполагани

е: постановка

цели,

учебной

задачи.

Мы начинаем новую тему. А какую? Вы поможете узнать.

слово - признак от названия нашего урока(музыкальный) + ребус+загадка

КАР

ВАЛ

А третье слова темы нашего урока вам подскажет загадка:

В этом карнавале, увидите сами,

Герои будут с усами, с хвостами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать, кусать и хватать.

Герои мохнатые, герои пернатые

,Стройные и даже горбатые. Добрые, злые, наземные, водные –

Кто же они? Догадались?...

( животные)

ТЕМА НАШЕГО УРОКА:

какую работу нам предстоит выполнить:(Узнать про карнавал,

КАКИЕ ЦЕЛИ ВЫ ОПРЕДЕЛИТЕ ДЛЯ СЕБЯ НА ЭТОТ УРОК?

Узнать про карнавал

послушать учителя и товарищей – получить информацию,

слушать музыку,анализировать

петь песню

На карнавал отправляемся в зоопарк

У з н а т ь

п р о

карнавал,

послушать учителя

и

т о в а р и щ е й

получить

информацию,

слушать

музыку,

петь песню)

Регулятивные: принимать и

сохранять учебные цели и

задачи, в соответствии с

ними планировать, учебные

действия.

Познавательные: излагать

свое мнение и

аргументировать свою точку

зрения

Коммуникативны: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации;

Музыкальный

карнавал

животных

4.Артикуляцио

нная минутка

Давайте поздороваемся с обитателями зоопарка. Доброе утро Арсеньева

Игровое фонопедическое упражнение

«Здравствуйте!»

-Здравствуйте, лошадки! Глиссандо с верхнего регистра вниз

-И-го-го!

Здравствуйте, гусята! Голосовые точки в верхнем регистре

-Га-га-га!

Здравствуйте, козлятки! Глиссандо с грудного регистра вверх

М-ме-ме-ме!

Здравствуйте, утята! Произносить с понижением регистра

-Кря-кря-кря!

Здравствуйте, лягушки! «рисовать «голосом динозаврика

-Ква-ква-ква!

Здравствуйте, котята! Глиссандо вверх, потом вниз

-Мяу-мяу-мяу!

5.Вокальная

работа

Распевание

Исполнение

песни

Мы с вами тоже распоемся. Повторим правила пения.

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

Распевки

а)

От топота копыт пыль по полю летит

«Горошина» - работа над дикцией и динамикой:

-Четкая дикция;

-Штрихи

-Работа над динамикой;

Дети исполняют

попевки группами,

коллективно.

Выполняют задания

учителя, работая

над более точным и

выразительным

исполнением

Регулятивные: актуализация

правил

Коммуникативные:

инициативное

сотрудничество в поиске

лучшего исполнения

Познавательные: логические

.

«До, ре, ми, фа, соль» сл

Петровой, муз. А.Островского

-Работа над дыханием;

-Построение трезвучия

-Пение по руке

– характеристика

произведения и его

обоснование;

6.Работа

по

теме урока

Ребята, сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Давайте вспомним, что

карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны

изменить свой облик. Можно надеть маску , карнавальный костюм или

просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Карнавал, на

который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал

не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его

персонажей, мы не увидим, а услышим, потому что расскажет нам музыка,

которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс. Любой праздник

обычно открывают самые знатные гости.

В этой сюите увидите сами

герои живые: с усами, с хвостами.

Бегать умеют они и лететь,

Ползать и плавать кусать и хватать.

Герои мохнатые, пернатые,

Стройные и даже горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные –

Кто же они? Догадались?

Животные.

О каком жанре было упомянуто в стихотворении? Кто был внимательным

Понятия читают

Карнавал-Это

праздник, когда

веселятся.

Сюита-

музыкальное

произведение из

нескольких разных

по характеру

пьес,объединенных

общей темой

Познавательные : овладение

умениями и навыками

интонационно-образного

анализа музыкальных

сочинений

Познавательные: умение

сопоставлять, выявлять

сходства и различия.

Регулятивные :

контролируют учебную

деятельность, замечают

допущенные ошибки,

осознают правильность

контроля и успешно

используют его в решении

учебных задач

Коммуникативные: умение

отвечать на поставленные

вопросы, ясно и полно

выражать свои мысли,

формулировать свою точку

зрения.

слушателем? (сюита)

Что такое сюита? (Цикл самостоятельных пьес, объединенных общей темой).

И как мы с вами выяснили, сюита будет посвящена… животным.

-Дети, сегодня мы будем слушать музыку французского

композитора Камиля Сен-Санса (портрет)

Маленький Камиль очень любил природу, нравилось ему разглядывать цветы

на лугу, любоваться бегущими облаками, слушать, как поют птицы. Когда

мальчик вырос, он сохранил в своём сердце любовь к животному миру, а, став

композитором, написал сюиту, которую назвал «Карнавал животных». В сюите

не одна, а много музыкальныхпьес: «Королевский марш львов», «Лебедь»,

«Слоны», «Кенгуру» и др.

-Что такое «карнавал»?

Вот и решили звери, птицы и рыбы больше не ссориться, а собраться вместе,

чтобы себя показать и потанцевать. Но,конечно, опять начали ссориться, кому

выступать первым. Вот тут и пожаловал Царь зверей! Как вы думаете, кто это?

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост-с кисточкою длинный хвост

Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.

Ведь не зря он –царь зверей

В жаркой Африке своей

-Все звери сразу присмирели, расступились и освободили ему дорогу. А Царь-

Лев гордо, важно и торжественно прошествовал к своему трону. Далеко над

равниной разносилось его победное рычание.

Послушайте, как об этом рассказывает музыка, а когда услышите, рычание,

можете изобразить Льва.

Слушание пьесы «Королевский марш Львов»

-А теперь посмотрим, как ведут себя Львы в природе.

Дети:Это праздник,

когда веселятся.

Дети:Лев!

Определить

характер в парах

по таблице эмоц

сост.

Критерии:

быстрота, точность,

полнота

Видео

Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке,

которая называется «Королевский марш Льва». Её в один голос («унисон»)

мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит

грозно и устрашающе, в ней проскальзывает улыбка. Каждая фраза

заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента.

Поступь льва важная, неторопливая. Время от времени в марш неожиданно

вторгаются резкие звуки

- это Лев подает свой голос, он рычит

.

Сегодня мы познакомимся еще с одной пьесой - «Антилопы». Внимательно

вслушайтесь в музыку и постарайтесь определить, чем они отличаются.

Слушание «Антилопы»

А какой инструмент исполняет пьесу? (ф-но)

Зачем антилопам надо уметь быстро бегать?

Антиолопы всё время настороже, потому что у них очень много врагов. Чтобы

выжить, им приходится часто спасаться бегством. Поэтому музыка такая

стремительная, взволнованная. В ней слышны бурные восходящие и

нисходящие пассажи, похожие на прыжки или бешеную скачку.

ВИДЕО антилопы.

Сейчас вы услышите фрагменты из двух пьес – «Лебедь» и «Аквариум»

(рассмотреть иллюстрации). Вы видите, что они разные по внешнему виду. И,

конечно, отличаются и характером, и поведением. Внимательно вслушайтесь в

музыку и постарайтесь определить, какая пьеса была первой. Слушание

фрагментов пьес «Лебедь» и «Аквариум»

Почему вы так думаете?

Почему решили, что эта музыка нам рисует лебедя? (варианты детей)

- Как вы думаете, подсказка находится в мелодии или сопровождении? (в

сопровождении) –

Что изображает эта интонация? (воду) -

Лебедь –нежная, красивая птица. В музыке слышно, как тихонько бурлит

Проверить

Дети: Музыка

быстрая, как будто

антилопы убегают,

а лев идет и грозно

рычит

Дети: Первой была

«Лебедь».

Дети: Музыка

«гладкая», как

будто лебедь

плывет.

Дети: Волшебной,

водичка, и лебедь грациозно скользит по воде.

ВИДЕО «ЛЕБЕДЬ»

- Вспомните, как ведут себя рыбки в аквариуме. Дети: Они быстро плавают

туда-сюда, хвостиками шевелят.

-А какой была музыка, когда рассказывала о рыбках? Муз. рук: Правильно,

движения у рыбок то плавные, то лёгкие, порывистые. И музыка звучит

трепетно, игриво, волшебно переливаясь.

ВИДЕО «АКВАРИУм

Муз Дид игра Прохлопай ритм

шутливой.

Куры и петухи слушание без видео

Б)

Первичное

слушание.

Пьесы

«Куры

и

петух»

Слушаем

музыку,

воображаем, что там происходит

- Что вы представили, когда слушали музыку?

(Мне показалось, что они ссорились. Может они нашли зерно или червячка и

не могли его поделить. А петух их ссору оборвал в конце.)

В) Повторное слушание. Работа в группах Видео для сравнения

-

Какими

средствами

выразительности

пользовался

композитор,

чтобы

передать

нам

эту

картину?

Готовимся

дать

характеристику

музыке.

(для

работы в парах по карточкам) Устно

-Работа в группах

Работа по табличке

Критерии : Точность

передачи образа

-

по

характеру

-

настроению

м у з ы к а

-

б ы л а

напряжённая,

отрывистая,

неуклюжая,

назойливая,

однообразная,

шутливая

-

темп

ускорялся,

показывая их ссору

- сила звука – звуки

г р о м к и е ,

з в у к

усиливался,

-

высота

звука

-

звуки высокие.

7.Этап

проверки

первичного

усвоения

Сколько разных животных прибыло на карнавал, и обо всех нам

сегодня рассказала музыка. А написал эту музыку композитор Камиль

Сен-Санс. (Дети рассматривают портрет композитора, который

прикрепляется в центре доски). Давайте вместе скажем - Сен-Санс,

Сен-Санс - какая необычная красивая фамилия. И музыка у него тоже

необыкновенно красивая. В этом мы с вами убедились, побывав

сегодня на карнавале животных.

Молодцы! Всех животных узнали, а как зовут композитора,

написавшего зоологическую фантазию "Карнавал животных"?

(Ответы детей).

Заключение.Игра- тест верите ли вы

1.Автор прослушанного произведения русский композитор Сен-

Санс

Верю

Не верю

2. Прослушанная сюита называется «Карнавал животных»

Верю

Не верю

3. В сюите 2 пьесы

Верю

Не верю

4. Одна из прослушанных пьес называется «Королевский марш льва»

Верю

Не верю

Итог

урока:

Вспомните,

какие

цели

вы

ставили

в

начале

урока.

Выполнили цели урока, что узнали? Какие животные были на карнавале, а с

какими животными познакомились в сюите?

8.Этап

подведения

итога урока.

Рефлексия

(Прием «Два смайлика»)

Довольны ли вы своими ответами?

Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым

выражением, или с грустным)

Личностные:

положительное

отношение к учению,

познавательной

деятельности

Познавательные: Учатся

использовать

специальную

терминологию

музыкального искусства.



В раздел образования