Автор: Селивановская Людмила Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Тотемская СОШ №3"
Населённый пункт: город Тотьма,Вологодская область.
Наименование материала: методическая разработка внеклассного занятия
Тема: Сен-Санс "Карнавал Животных"
Раздел: начальное образование
Конспект внеклассного занятия кружка в 3 классе
Тема занятия: Сен-Санс «Карнавал Животных»
Цели:
познакомить детей с музыкой Шарля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», положенной в основу
«Зоологической фантазии» и учить различать изобразительность музыки.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся для знакомства с новым композитором К. Сен-Сансом, его произведением
«Карнавал животных», дать первичное представление понятия «сюита» как жанра музыкального произведения,
отработка умения определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.
-Обеспечить развитие у учащихся музыкальной памяти, развитие творческого воображения, эмоционального отклика
на музыкальные произведения, развитие монологической и диалогической речи школьников
-Содействовать пробуждению у детей интереса к музыкальному искусству, способствовать воспитанию
слушательской культуры, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой
Оборудование:
компьютер,
диапроектор,
экран,
магнитофон,
СD
«Карнавал
животных»,
запись
музыкальных
фрагментов,
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные действия
1.Самоопредел
ение
Исполнение музыкального приветствия: «Домисолька» сл. В Ключникова,
муз. О.Юдахина.:
Организация класса
Личностные:
м о т и в а ц и я ,
самоопределение
к
деятельности.
Музыкальная планета – сцена залитая светом!
Если есть у вас минутка приходите в гости к нам.
Здесь вас встретят музыканты
Уникальные таланты
И на берег доброй сказки пригласит вас дирижер!
2.Актуализаци
я
з н а н и й
и
фиксация
затруднений
в
деятельности.
Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;
Вступительная беседа:
- Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может
только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное,
кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив.
Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым
вам, ребята, предстоит овладеть.
Ребят, как вы думаете, кто такой композитор?
- Композитор,
по
словарю
Ожегова,
-
это создатель
музыкальных
произведений.
- А кто такой исполнитель?
-Исполнитель, как вы правильно подметили, - это артист, исполняющий
художественное произведение перед публикой.
- А кто может быть исполнителем?
- А мы с вами можем быть исполнителями?
-Правильно! А кто же такой слушатель?
- Слушатель – это тот, кто слушает кого-нибудь, что –нибудь.
- А часто ли на уроках мы являемся слушателями? (да)
- Да, ребята, мы очень часто являемся слушателями. А слушая произведения,
мы накапливаем свой музыкальный багаж.
- Сегодня на уроке мы с вами будем слушателями, исполнителями.
(Да)
Познавательные: умение:
слушать собеседника и вести
диалог; участвовать в
коллективном обсуждении
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
3.
Целеполагани
е: постановка
цели,
учебной
задачи.
Мы начинаем новую тему. А какую? Вы поможете узнать.
слово - признак от названия нашего урока(музыкальный) + ребус+загадка
КАР
ВАЛ
А третье слова темы нашего урока вам подскажет загадка:
В этом карнавале, увидите сами,
Герои будут с усами, с хвостами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Герои мохнатые, герои пернатые
,Стройные и даже горбатые. Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?...
( животные)
ТЕМА НАШЕГО УРОКА:
какую работу нам предстоит выполнить:(Узнать про карнавал,
КАКИЕ ЦЕЛИ ВЫ ОПРЕДЕЛИТЕ ДЛЯ СЕБЯ НА ЭТОТ УРОК?
Узнать про карнавал
послушать учителя и товарищей – получить информацию,
слушать музыку,анализировать
петь песню
На карнавал отправляемся в зоопарк
У з н а т ь
п р о
карнавал,
послушать учителя
и
т о в а р и щ е й
–
получить
информацию,
слушать
музыку,
петь песню)
Регулятивные: принимать и
сохранять учебные цели и
задачи, в соответствии с
ними планировать, учебные
действия.
Познавательные: излагать
свое мнение и
аргументировать свою точку
зрения
Коммуникативны: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации;
Музыкальный
карнавал
животных
4.Артикуляцио
нная минутка
Давайте поздороваемся с обитателями зоопарка. Доброе утро Арсеньева
Игровое фонопедическое упражнение
«Здравствуйте!»
-Здравствуйте, лошадки! Глиссандо с верхнего регистра вниз
-И-го-го!
Здравствуйте, гусята! Голосовые точки в верхнем регистре
-Га-га-га!
Здравствуйте, козлятки! Глиссандо с грудного регистра вверх
М-ме-ме-ме!
Здравствуйте, утята! Произносить с понижением регистра
-Кря-кря-кря!
Здравствуйте, лягушки! «рисовать «голосом динозаврика
-Ква-ква-ква!
Здравствуйте, котята! Глиссандо вверх, потом вниз
-Мяу-мяу-мяу!
5.Вокальная
работа
Распевание
Исполнение
песни
Мы с вами тоже распоемся. Повторим правила пения.
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей
Распевки
а)
От топота копыт пыль по полю летит
«Горошина» - работа над дикцией и динамикой:
-Четкая дикция;
-Штрихи
-Работа над динамикой;
Дети исполняют
попевки группами,
коллективно.
Выполняют задания
учителя, работая
над более точным и
выразительным
исполнением
Регулятивные: актуализация
правил
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске
лучшего исполнения
Познавательные: логические
.
«До, ре, ми, фа, соль» сл
Петровой, муз. А.Островского
-Работа над дыханием;
-Построение трезвучия
-Пение по руке
– характеристика
произведения и его
обоснование;
6.Работа
по
теме урока
Ребята, сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Давайте вспомним, что
карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны
изменить свой облик. Можно надеть маску , карнавальный костюм или
просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Карнавал, на
который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал
не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его
персонажей, мы не увидим, а услышим, потому что расскажет нам музыка,
которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс. Любой праздник
обычно открывают самые знатные гости.
В этой сюите увидите сами
герои живые: с усами, с хвостами.
Бегать умеют они и лететь,
Ползать и плавать кусать и хватать.
Герои мохнатые, пернатые,
Стройные и даже горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
Животные.
О каком жанре было упомянуто в стихотворении? Кто был внимательным
Понятия читают
Карнавал-Это
праздник, когда
веселятся.
Сюита-
музыкальное
произведение из
нескольких разных
по характеру
пьес,объединенных
общей темой
Познавательные : овладение
умениями и навыками
интонационно-образного
анализа музыкальных
сочинений
Познавательные: умение
сопоставлять, выявлять
сходства и различия.
Регулятивные :
контролируют учебную
деятельность, замечают
допущенные ошибки,
осознают правильность
контроля и успешно
используют его в решении
учебных задач
Коммуникативные: умение
отвечать на поставленные
вопросы, ясно и полно
выражать свои мысли,
формулировать свою точку
зрения.
слушателем? (сюита)
Что такое сюита? (Цикл самостоятельных пьес, объединенных общей темой).
И как мы с вами выяснили, сюита будет посвящена… животным.
-Дети, сегодня мы будем слушать музыку французского
композитора Камиля Сен-Санса (портрет)
Маленький Камиль очень любил природу, нравилось ему разглядывать цветы
на лугу, любоваться бегущими облаками, слушать, как поют птицы. Когда
мальчик вырос, он сохранил в своём сердце любовь к животному миру, а, став
композитором, написал сюиту, которую назвал «Карнавал животных». В сюите
не одна, а много музыкальныхпьес: «Королевский марш львов», «Лебедь»,
«Слоны», «Кенгуру» и др.
-Что такое «карнавал»?
Вот и решили звери, птицы и рыбы больше не ссориться, а собраться вместе,
чтобы себя показать и потанцевать. Но,конечно, опять начали ссориться, кому
выступать первым. Вот тут и пожаловал Царь зверей! Как вы думаете, кто это?
Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост-с кисточкою длинный хвост
Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.
Ведь не зря он –царь зверей
В жаркой Африке своей
-Все звери сразу присмирели, расступились и освободили ему дорогу. А Царь-
Лев гордо, важно и торжественно прошествовал к своему трону. Далеко над
равниной разносилось его победное рычание.
Послушайте, как об этом рассказывает музыка, а когда услышите, рычание,
можете изобразить Льва.
Слушание пьесы «Королевский марш Львов»
-А теперь посмотрим, как ведут себя Львы в природе.
Дети:Это праздник,
когда веселятся.
Дети:Лев!
Определить
характер в парах
по таблице эмоц
сост.
Критерии:
быстрота, точность,
полнота
Видео
Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке,
которая называется «Королевский марш Льва». Её в один голос («унисон»)
мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит
грозно и устрашающе, в ней проскальзывает улыбка. Каждая фраза
заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента.
Поступь льва важная, неторопливая. Время от времени в марш неожиданно
вторгаются резкие звуки
- это Лев подает свой голос, он рычит
.
Сегодня мы познакомимся еще с одной пьесой - «Антилопы». Внимательно
вслушайтесь в музыку и постарайтесь определить, чем они отличаются.
Слушание «Антилопы»
А какой инструмент исполняет пьесу? (ф-но)
Зачем антилопам надо уметь быстро бегать?
Антиолопы всё время настороже, потому что у них очень много врагов. Чтобы
выжить, им приходится часто спасаться бегством. Поэтому музыка такая
стремительная, взволнованная. В ней слышны бурные восходящие и
нисходящие пассажи, похожие на прыжки или бешеную скачку.
ВИДЕО антилопы.
Сейчас вы услышите фрагменты из двух пьес – «Лебедь» и «Аквариум»
(рассмотреть иллюстрации). Вы видите, что они разные по внешнему виду. И,
конечно, отличаются и характером, и поведением. Внимательно вслушайтесь в
музыку и постарайтесь определить, какая пьеса была первой. Слушание
фрагментов пьес «Лебедь» и «Аквариум»
Почему вы так думаете?
Почему решили, что эта музыка нам рисует лебедя? (варианты детей)
- Как вы думаете, подсказка находится в мелодии или сопровождении? (в
сопровождении) –
Что изображает эта интонация? (воду) -
Лебедь –нежная, красивая птица. В музыке слышно, как тихонько бурлит
Проверить
Дети: Музыка
быстрая, как будто
антилопы убегают,
а лев идет и грозно
рычит
Дети: Первой была
«Лебедь».
Дети: Музыка
«гладкая», как
будто лебедь
плывет.
Дети: Волшебной,
водичка, и лебедь грациозно скользит по воде.
ВИДЕО «ЛЕБЕДЬ»
- Вспомните, как ведут себя рыбки в аквариуме. Дети: Они быстро плавают
туда-сюда, хвостиками шевелят.
-А какой была музыка, когда рассказывала о рыбках? Муз. рук: Правильно,
движения у рыбок то плавные, то лёгкие, порывистые. И музыка звучит
трепетно, игриво, волшебно переливаясь.
ВИДЕО «АКВАРИУм
Муз Дид игра Прохлопай ритм
шутливой.
Куры и петухи слушание без видео
Б)
Первичное
слушание.
Пьесы
«Куры
и
петух»
Слушаем
музыку,
воображаем, что там происходит
- Что вы представили, когда слушали музыку?
(Мне показалось, что они ссорились. Может они нашли зерно или червячка и
не могли его поделить. А петух их ссору оборвал в конце.)
В) Повторное слушание. Работа в группах Видео для сравнения
-
Какими
средствами
выразительности
пользовался
композитор,
чтобы
передать
нам
эту
картину?
Готовимся
дать
характеристику
музыке.
(для
работы в парах по карточкам) Устно
-Работа в группах
Работа по табличке
Критерии : Точность
передачи образа
-
по
характеру
-
настроению
м у з ы к а
-
б ы л а
напряжённая,
отрывистая,
неуклюжая,
назойливая,
однообразная,
шутливая
-
темп
ускорялся,
показывая их ссору
- сила звука – звуки
г р о м к и е ,
з в у к
усиливался,
-
высота
звука
-
звуки высокие.
7.Этап
проверки
первичного
усвоения
Сколько разных животных прибыло на карнавал, и обо всех нам
сегодня рассказала музыка. А написал эту музыку композитор Камиль
Сен-Санс. (Дети рассматривают портрет композитора, который
прикрепляется в центре доски). Давайте вместе скажем - Сен-Санс,
Сен-Санс - какая необычная красивая фамилия. И музыка у него тоже
необыкновенно красивая. В этом мы с вами убедились, побывав
сегодня на карнавале животных.
Молодцы! Всех животных узнали, а как зовут композитора,
написавшего зоологическую фантазию "Карнавал животных"?
(Ответы детей).
Заключение.Игра- тест верите ли вы
1.Автор прослушанного произведения русский композитор Сен-
Санс
Верю
Не верю
2. Прослушанная сюита называется «Карнавал животных»
Верю
Не верю
3. В сюите 2 пьесы
Верю
Не верю
4. Одна из прослушанных пьес называется «Королевский марш льва»
Верю
Не верю
Итог
урока:
Вспомните,
какие
цели
вы
ставили
в
начале
урока.
Выполнили цели урока, что узнали? Какие животные были на карнавале, а с
какими животными познакомились в сюите?
8.Этап
подведения
итога урока.
Рефлексия
(Прием «Два смайлика»)
Довольны ли вы своими ответами?
Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым
выражением, или с грустным)
Личностные:
положительное
отношение к учению,
познавательной
деятельности
Познавательные: Учатся
использовать
специальную
терминологию
музыкального искусства.