Напоминание

"Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних матерей, как актуальная социальная проблема."


Автор: Тургунова Яна Зайнабидиновна
Должность: к.пед.н., доцент
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: научная статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних матерей, как актуальная социальная проблема."
Раздел: высшее образование





Назад




Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних матерей,

как актуальная социальная проблема.

Студентка 4 курса: Тургунова Я.З.

Научный руководитель: к.пед.н.

доцент кафедры психолого-педагогического и

социального образования

Левчук С.В.,

Аннотация.

В

данной

статье

рассматриваются

причины

раннего

материнства

и

проблема

организации

психолого-педагогического

сопровождения несовершеннолетних матерей.

Ключевые

слова:

психолого-педагогическое

сопровождение,

подростковая беременность, несовершеннолетние матери, психологические

травмы, социальная изоляция.

Материнство несовершеннолетних

на сегодняшний день признается

одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой

наблюдается

у

специалистов

разных

научных

областей:

социальной

и

педагогической психологии, социологии, социальной педагогики. Это связано

с тем, что неблагоприятные медицинские, психологические и социальные

последствия ранней беременности и родов становятся причиной вынужденной

социальной самоизоляции несовершеннолетних матерей, нарушения процесса

их социализации.

Как

показывают

научные

исследования

последних

лет

ранее

материнство распространено сегодня не только в России, но и во многих

других странах, независимо от их географического положения и

уровня

социального развития.

Для

России

обычным

явлением

становится

материнство

несовершеннолетних: так как каждый десятый ребенок рождается у матери

моложе 20 лет. Более того, ежегодно около 1,5 тысяч детей рождаются у 15-

летних матерей, 9 тыс. – у 16-летних и 30 тыс. – у 17-летних. Увеличение числа

патологических родов связано, в первую очередь, с беременностями девушек-

подростков,

с

их

неподготовленностью

к

сексуальным

отношениям

и

семейной жизни, неумением молодых людей использовать контрацептивные

средства. Увеличилось число абортов у девушек в возрасте до 19 лет. Кроме

того, беременность и роды в подростковом возрасте зачастую протекают с

осложнениями из-за наличия соматических заболеваний, физиологической

несформированности их организма и отсутствия социальной защищенности

[1].

Создавшаяся ситуация определяет необходимость выявления и изучения

причин раннего материнства.

Современные

исследователи

выделяют

три

группы

причин

подростковой беременности: психологические, социальные и педагогические.

Анализируя

психологические причины ранней беременности ученые

отмечают, что у 60% несовершеннолетних мам наблюдаются психологическая

инфантильность, заниженная самооценка, желание и при этом неготовность к

"взрослым" отношениям, а некоторых случаях незначительные расстройства

психики [2].

Одна из

главных причин,

толкающих

молодежь

к раннему

началу

половой

жизни

-

любопытство,

а

также

провоцирование

со

стороны

окружающих сверстников,

ведь

подросток

всегда

хочет

выглядеть

более

взрослым и самостоятельным. Для многих из них половые связи связаны с

характерной и очень острой у подростков потребностью к самовыражении,

стремлении приобщиться к «взрослому» образу жизни.

К

распространённым

причинам

исследователи

относят

попытку

«бегства» подростка от охватившего его чувства одиночества. Воплощение

наивной мечты о любви с первого взгляда.

Стрессогенное

воздействие

беременности

отрицательно

влияет

на

эмоциональные, социальные

взаимоотношения молодой мамы и ребенка,

начинаясь ещё на стадии внутриутробного развития.

Ранее материнство приводит подростков к вынужденной изоляции от

среды сверстников в столь ответственный для его становления личности

период.

Многие

юные

матери

бросают

дальнейшее

обучение,

теряют

перспективы получения желанных профессий. По данным В.К. Юрьева, для

31% девочек рождение ребенка нарушило их жизненные планы, не позволило

учиться, получить нужную специальность, помешало выйти замуж и так далее

[3].

У

юных

матерей

часто

возникают

социально

обусловленные

психические

нарушения,

патологическое

развитие

личности,

ранний

алкоголизм и наркомания. Беременность у девочек-подростков (13-17 лет) с

психологической

точки

зрения

деструктивно

влияет

на

развитие

эмоционально-волевой

сферы,

ценностно-смысловых

ориентаций,

формирование полового и материнского поведения.

К

социальным

причинам

исследователи

относят:

морально-

нравственные

нормы

в

обществе,

уровень

жизни

девочек-подростков,

социальный статус семьи и др.

По

мнению

экспертов

всемирной

организации

здравоохранения

подростковая беременность связана с экономическими факторами. Так в

экономически бедных странах матерей подростков намного больше чем в

странах

с

устойчивым

экономическим

положением.

Например,

в

Великобритании около половины общего числа беременностей у лиц, моложе

18 лет, сконцентрировано среди 30 % наименее обеспеченного населения, при

14 % отмечаемых среди 30 % самых необеспеченных. Социолог Майк А.

Мейлз отметил, что частота подростковых родов, нанесенная на карту, точно

повторяет картину частоты бедности в штате Калифорния США.

В России результаты статистических исследований свидетельствуют,

что 80 % респонденток состоят в незарегистрированном браке, 80 % девушек

рожают детей вне брака. Одной из причин ранней беременности является

уровень жизни и образования несовершеннолетних матерей. Так по данным

исследователей 70% несовершеннолетних рожениц учились в школе или

ПТУ,

другие

30

%

-

нигде

не

учились

и

не

работали.

Статистика

свидетельствует что, 40 % - окончили только 9 классов, 35 % - получили лишь

среднее

образование,

25

%

получают

начальное

или

среднее

профессиональное образование.

Эти

факты

свидетельствуют

о

том,

что

раннее

материнство

ограничивает возможности молодой мамы для дальнейшего образования и

получения профессии. Однако, следует отметить, что среди опрошенных есть

девушки, которые со временем планируют получить образование.

К

педагогическим

причинам

можно

отнести:

отсутствие

полового

воспитания в семье, нивелирование нравственных ценностей в обществе,

отсутствие системной профилактической работы по предупреждению раннего

начала половой жизни и формирование ответственного отношения к своему

репродуктивному здоровью у девочек-подростков.

Как

показывает

опыт

нашего

исследования,

несовершеннолетнее

материнство

воспринимается

общественностью

скорее

как

девиация,

экстремальная ситуация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией.

Между тем материнство несовершеннолетних в современных условиях

не должно квалифицироваться исключительно как проблема. Благополучная

ситуация в родительской семье и в редких случаях, хорошие отношения с

отцом ребенка фактически являются тем ресурсом, с помощью которого эти

трудности вполне преодолимы. Тот факт, что девушки не отказались от

ребенка, можно расценивать как ответственную позицию. Доброжелательная

семейная

атмосфера,

социальная

поддержка

близких,

устойчивость

социально-экономического и брачного статуса женщины могут в большой

степени нейтрализовать социальные факторы риска.

Результаты

исследований

данной

проблемы

свидетельствуют,

что

увеличение

количества

несовершеннолетних

рожениц,

принимающих

решение

отказаться

от

ребенка

(что

ведет

к

обострению

проблемы

социального

сиротства)

как

по

объективным,

так

и

по

субъективным

причинам,

приводит

к

необходимости

организации

их

психолого-

педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое

сопровождение

трактуется

в

научной

литературе

по-разному

в

зависимости

от

контекста,

в

котором

оно

используется.

«Сопровождать»,

как

объясняет

словарь

Ожегова,

это

значит

«следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-

то». В науку понятие «сопровождение» введено петербургскими учеными

Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой и трактуется ими как помощь в принятии

решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых

несет он сам.

По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом

смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание

условий

для

принятия

субъектом

оптимальных

решений

в

различных

ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие

сопровождающего и сопровождаемого.

Таким

образом,

психолого-педагогическое

сопровождение

можно

рассматривать как двухсторонний процесс, направленный, с одной стороны,

на

повышение

уровня

субъектности

(собственной

активности)

несовершеннолетней матери, посредством изменения отношения к себе и

своему малышу, с другой, на изменение отношения к ней и её ребенку со

стороны общества.

Психолого-педагогическое сопровождение включает две составляющие:

психологическую и педагогическую.

Психологическая

составляющая

-

это

психологическая

помощь

несовершеннолетней матери в осознании и принятии своего нового статуса и

новой

социальной

роли,

формирование

мотивации

и

ответственного

отношения

к

себе

и

своему

ребенку.

Педагогическая

составляющая

-

формирование готовности к воспитанию малыша, выполнению родительских

функций,

помощь

в

приобретении

совместного

с

ребенком

опыта

взаимодействия с социальным окружением.

Содержательно психологическая помощь несовершеннолетним матерям

включает помощь:

по созданию в семье атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения

и благоприятного психологического микроклимата;

психологические

консультации

по

вопросам

формирования

семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;

психологическая коррекция нарушения супружеских отношений;

оказание

психолого-педагогической

помощи

в

налаживании

семейного быта;

проведение диагностики и обследование личности девушки и членов

ее семьи по вопросам конфликта;

коррекции конфликтных взаимоотношений девушки с семьей;

оказание

психотерапевтической

помощи

в

преодолении

переживаемой

острой

конфликтной

ситуации,

негативно

влияющей

на

здоровье девушки, ее будущего ребенка и членов семьи.

Важной

стороной

сопровождения

является работа

с

эмоционально-

психологическим состоянием девушки:

проведение психологических тренингов, направленных на снятие

состояния тревожности, нервно-психической напряженности;

обучение

релаксационным

методам

(музыкотерапия,

мышечная

релаксация, дыхательная релаксация и т.д.);

выявление личностно значимых для несовершеннолетней матери

проблем,

настрой

на

их

решение,

психологическая

и

информационная

поддержка, оказываемая по вопросам беременности, послеродового периода,

с целью улучшения состояния, снятия психоэмоционального напряжения.

Задача специалистов состоит в том, чтобы помочь несовершеннолетним

матерям и их детям успешно интегрироваться в социальную среду.

Педагогическая помощь включает:

просветительскую

работу,

направленную

на

расширение

представлений девочек-подростков и безопасном поведении;

духовно-нравственное

воспитание

и

формирование

ценностного

отношения к своему здоровью;

формирование навыков ответственного сексуального поведения;

организации бесед о семейно-брачных отношениях, контрацепции,

личной гигиене;

встречи

с

психологами,

врачами

разных

специальностей,

педагогами;

показ фильмов о зарождении и развитии ребенка;

проведение экскурсий в Центр женского здоровья, где подростки

встречаются с гинекологами, сексологами и другими врачами.

Важной

составляющей

психолого-педагогического

сопровождения

является:

- проведение психодиагностики и обследование личности женщины для

определения психического состояния и возможности воспитания ребенка;

применение

консультирования,

расширяющего

диапазон

знаний

девочки-подростка о материнстве;

психологическое

консультирование

по

вопросам

возрастного

и

индивидуального развития детей;

планирование

деятельности

(составление

распорядка

дня,

где

активно структурируется время, позволяя пациентки удостовериться в своей

возможности эффективно справляться с делами).

В послеродовой период важна психолого-педагогическая поддержка,

когда у молодой мамы возникают послеродовые депрессии, обусловленные не

только психологическими факторами, но и гормональными изменениями,

происходящими

в

организме,

требующие

достаточно

длительной

и

кропотливой комплексной терапии.

Все это можно осуществлять с организации комплексного медико-

психолого-педагогического патронажа на дому несовершеннолетних матерей

с детьми.

Следовательно,

можно

сделать

выводы

о

том.

что,

психолого-

педагогическое сопровождение несовершеннолетних матерей может создать

благоприятную атмосферу для развития девушки как личности, становления

материнства,

и

тем

самым

создавая

благополучную

почву

для

развития

ребенка.

Список литературы

1.

Резер

Т.Н.

«Медико-социальные

подходы

к

организации

полового

воспитания и социального образования».2003г. Стр 3

2.

Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г. «Проблемы социальной

защиты сирот оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких

матерей»

3.

Юрьев В.К. «Социально-гигиенические проблемы формирования здоровья

женщины-матери.» Автореферат дис. докт. мед. наук.- м. 1989

4.

Исупова

О.Г.

«Социальный

смысл

материнства

современной

России».2000г



В раздел образования