Автор: Тургунова Яна Зайнабидиновна
Должность: к.пед.н., доцент
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: научная статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних матерей, как актуальная социальная проблема."
Раздел: высшее образование
Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних матерей,
как актуальная социальная проблема.
Студентка 4 курса: Тургунова Я.З.
Научный руководитель: к.пед.н.
доцент кафедры психолого-педагогического и
социального образования
Левчук С.В.,
Аннотация.
В
данной
статье
рассматриваются
причины
раннего
материнства
и
проблема
организации
психолого-педагогического
сопровождения несовершеннолетних матерей.
Ключевые
слова:
психолого-педагогическое
сопровождение,
подростковая беременность, несовершеннолетние матери, психологические
травмы, социальная изоляция.
Материнство несовершеннолетних
на сегодняшний день признается
одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой
наблюдается
у
специалистов
разных
научных
областей:
социальной
и
педагогической психологии, социологии, социальной педагогики. Это связано
с тем, что неблагоприятные медицинские, психологические и социальные
последствия ранней беременности и родов становятся причиной вынужденной
социальной самоизоляции несовершеннолетних матерей, нарушения процесса
их социализации.
Как
показывают
научные
исследования
последних
лет
ранее
материнство распространено сегодня не только в России, но и во многих
других странах, независимо от их географического положения и
уровня
социального развития.
Для
России
обычным
явлением
становится
материнство
несовершеннолетних: так как каждый десятый ребенок рождается у матери
моложе 20 лет. Более того, ежегодно около 1,5 тысяч детей рождаются у 15-
летних матерей, 9 тыс. – у 16-летних и 30 тыс. – у 17-летних. Увеличение числа
патологических родов связано, в первую очередь, с беременностями девушек-
подростков,
с
их
неподготовленностью
к
сексуальным
отношениям
и
семейной жизни, неумением молодых людей использовать контрацептивные
средства. Увеличилось число абортов у девушек в возрасте до 19 лет. Кроме
того, беременность и роды в подростковом возрасте зачастую протекают с
осложнениями из-за наличия соматических заболеваний, физиологической
несформированности их организма и отсутствия социальной защищенности
[1].
Создавшаяся ситуация определяет необходимость выявления и изучения
причин раннего материнства.
Современные
исследователи
выделяют
три
группы
причин
подростковой беременности: психологические, социальные и педагогические.
Анализируя
психологические причины ранней беременности ученые
отмечают, что у 60% несовершеннолетних мам наблюдаются психологическая
инфантильность, заниженная самооценка, желание и при этом неготовность к
"взрослым" отношениям, а некоторых случаях незначительные расстройства
психики [2].
Одна из
главных причин,
толкающих
молодежь
к раннему
началу
половой
жизни
-
любопытство,
а
также
провоцирование
со
стороны
окружающих сверстников,
ведь
подросток
всегда
хочет
выглядеть
более
взрослым и самостоятельным. Для многих из них половые связи связаны с
характерной и очень острой у подростков потребностью к самовыражении,
стремлении приобщиться к «взрослому» образу жизни.
К
распространённым
причинам
исследователи
относят
попытку
«бегства» подростка от охватившего его чувства одиночества. Воплощение
наивной мечты о любви с первого взгляда.
Стрессогенное
воздействие
беременности
отрицательно
влияет
на
эмоциональные, социальные
взаимоотношения молодой мамы и ребенка,
начинаясь ещё на стадии внутриутробного развития.
Ранее материнство приводит подростков к вынужденной изоляции от
среды сверстников в столь ответственный для его становления личности
период.
Многие
юные
матери
бросают
дальнейшее
обучение,
теряют
перспективы получения желанных профессий. По данным В.К. Юрьева, для
31% девочек рождение ребенка нарушило их жизненные планы, не позволило
учиться, получить нужную специальность, помешало выйти замуж и так далее
[3].
У
юных
матерей
часто
возникают
социально
обусловленные
психические
нарушения,
патологическое
развитие
личности,
ранний
алкоголизм и наркомания. Беременность у девочек-подростков (13-17 лет) с
психологической
точки
зрения
деструктивно
влияет
на
развитие
эмоционально-волевой
сферы,
ценностно-смысловых
ориентаций,
формирование полового и материнского поведения.
К
социальным
причинам
исследователи
относят:
морально-
нравственные
нормы
в
обществе,
уровень
жизни
девочек-подростков,
социальный статус семьи и др.
По
мнению
экспертов
всемирной
организации
здравоохранения
подростковая беременность связана с экономическими факторами. Так в
экономически бедных странах матерей подростков намного больше чем в
странах
с
устойчивым
экономическим
положением.
Например,
в
Великобритании около половины общего числа беременностей у лиц, моложе
18 лет, сконцентрировано среди 30 % наименее обеспеченного населения, при
14 % отмечаемых среди 30 % самых необеспеченных. Социолог Майк А.
Мейлз отметил, что частота подростковых родов, нанесенная на карту, точно
повторяет картину частоты бедности в штате Калифорния США.
В России результаты статистических исследований свидетельствуют,
что 80 % респонденток состоят в незарегистрированном браке, 80 % девушек
рожают детей вне брака. Одной из причин ранней беременности является
уровень жизни и образования несовершеннолетних матерей. Так по данным
исследователей 70% несовершеннолетних рожениц учились в школе или
ПТУ,
другие
30
%
-
нигде
не
учились
и
не
работали.
Статистика
свидетельствует что, 40 % - окончили только 9 классов, 35 % - получили лишь
среднее
образование,
25
%
получают
начальное
или
среднее
профессиональное образование.
Эти
факты
свидетельствуют
о
том,
что
раннее
материнство
ограничивает возможности молодой мамы для дальнейшего образования и
получения профессии. Однако, следует отметить, что среди опрошенных есть
девушки, которые со временем планируют получить образование.
К
педагогическим
причинам
можно
отнести:
отсутствие
полового
воспитания в семье, нивелирование нравственных ценностей в обществе,
отсутствие системной профилактической работы по предупреждению раннего
начала половой жизни и формирование ответственного отношения к своему
репродуктивному здоровью у девочек-подростков.
Как
показывает
опыт
нашего
исследования,
несовершеннолетнее
материнство
воспринимается
общественностью
скорее
как
девиация,
экстремальная ситуация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией.
Между тем материнство несовершеннолетних в современных условиях
не должно квалифицироваться исключительно как проблема. Благополучная
ситуация в родительской семье и в редких случаях, хорошие отношения с
отцом ребенка фактически являются тем ресурсом, с помощью которого эти
трудности вполне преодолимы. Тот факт, что девушки не отказались от
ребенка, можно расценивать как ответственную позицию. Доброжелательная
семейная
атмосфера,
социальная
поддержка
близких,
устойчивость
социально-экономического и брачного статуса женщины могут в большой
степени нейтрализовать социальные факторы риска.
Результаты
исследований
данной
проблемы
свидетельствуют,
что
увеличение
количества
несовершеннолетних
рожениц,
принимающих
решение
отказаться
от
ребенка
(что
ведет
к
обострению
проблемы
социального
сиротства)
как
по
объективным,
так
и
по
субъективным
причинам,
приводит
к
необходимости
организации
их
психолого-
педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое
сопровождение
трактуется
в
научной
литературе
по-разному
в
зависимости
от
контекста,
в
котором
оно
используется.
«Сопровождать»,
как
объясняет
словарь
Ожегова,
–
это
значит
«следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-
то». В науку понятие «сопровождение» введено петербургскими учеными
Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой и трактуется ими как помощь в принятии
решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых
несет он сам.
По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом
смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание
условий
для
принятия
субъектом
оптимальных
решений
в
различных
ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие
сопровождающего и сопровождаемого.
Таким
образом,
психолого-педагогическое
сопровождение
можно
рассматривать как двухсторонний процесс, направленный, с одной стороны,
на
повышение
уровня
субъектности
(собственной
активности)
несовершеннолетней матери, посредством изменения отношения к себе и
своему малышу, с другой, на изменение отношения к ней и её ребенку со
стороны общества.
Психолого-педагогическое сопровождение включает две составляющие:
психологическую и педагогическую.
Психологическая
составляющая
-
это
психологическая
помощь
несовершеннолетней матери в осознании и принятии своего нового статуса и
новой
социальной
роли,
формирование
мотивации
и
ответственного
отношения
к
себе
и
своему
ребенку.
Педагогическая
составляющая
-
формирование готовности к воспитанию малыша, выполнению родительских
функций,
помощь
в
приобретении
совместного
с
ребенком
опыта
взаимодействия с социальным окружением.
Содержательно психологическая помощь несовершеннолетним матерям
включает помощь:
по созданию в семье атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения
и благоприятного психологического микроклимата;
психологические
консультации
по
вопросам
формирования
семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;
психологическая коррекция нарушения супружеских отношений;
оказание
психолого-педагогической
помощи
в
налаживании
семейного быта;
проведение диагностики и обследование личности девушки и членов
ее семьи по вопросам конфликта;
коррекции конфликтных взаимоотношений девушки с семьей;
оказание
психотерапевтической
помощи
в
преодолении
переживаемой
острой
конфликтной
ситуации,
негативно
влияющей
на
здоровье девушки, ее будущего ребенка и членов семьи.
Важной
стороной
сопровождения
является работа
с
эмоционально-
психологическим состоянием девушки:
проведение психологических тренингов, направленных на снятие
состояния тревожности, нервно-психической напряженности;
обучение
релаксационным
методам
(музыкотерапия,
мышечная
релаксация, дыхательная релаксация и т.д.);
выявление личностно значимых для несовершеннолетней матери
проблем,
настрой
на
их
решение,
психологическая
и
информационная
поддержка, оказываемая по вопросам беременности, послеродового периода,
с целью улучшения состояния, снятия психоэмоционального напряжения.
Задача специалистов состоит в том, чтобы помочь несовершеннолетним
матерям и их детям успешно интегрироваться в социальную среду.
Педагогическая помощь включает:
просветительскую
работу,
направленную
на
расширение
представлений девочек-подростков и безопасном поведении;
духовно-нравственное
воспитание
и
формирование
ценностного
отношения к своему здоровью;
формирование навыков ответственного сексуального поведения;
организации бесед о семейно-брачных отношениях, контрацепции,
личной гигиене;
встречи
с
психологами,
врачами
разных
специальностей,
педагогами;
показ фильмов о зарождении и развитии ребенка;
проведение экскурсий в Центр женского здоровья, где подростки
встречаются с гинекологами, сексологами и другими врачами.
Важной
составляющей
психолого-педагогического
сопровождения
является:
- проведение психодиагностики и обследование личности женщины для
определения психического состояния и возможности воспитания ребенка;
применение
консультирования,
расширяющего
диапазон
знаний
девочки-подростка о материнстве;
психологическое
консультирование
по
вопросам
возрастного
и
индивидуального развития детей;
планирование
деятельности
(составление
распорядка
дня,
где
активно структурируется время, позволяя пациентки удостовериться в своей
возможности эффективно справляться с делами).
В послеродовой период важна психолого-педагогическая поддержка,
когда у молодой мамы возникают послеродовые депрессии, обусловленные не
только психологическими факторами, но и гормональными изменениями,
происходящими
в
организме,
требующие
достаточно
длительной
и
кропотливой комплексной терапии.
Все это можно осуществлять с организации комплексного медико-
психолого-педагогического патронажа на дому несовершеннолетних матерей
с детьми.
Следовательно,
можно
сделать
выводы
о
том.
что,
психолого-
педагогическое сопровождение несовершеннолетних матерей может создать
благоприятную атмосферу для развития девушки как личности, становления
материнства,
и
тем
самым
создавая
благополучную
почву
для
развития
ребенка.
Список литературы
1.
Резер
Т.Н.
«Медико-социальные
подходы
к
организации
полового
воспитания и социального образования».2003г. Стр 3
2.
Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г. «Проблемы социальной
защиты сирот оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких
матерей»
3.
Юрьев В.К. «Социально-гигиенические проблемы формирования здоровья
женщины-матери.» Автореферат дис. докт. мед. наук.- м. 1989
4.
Исупова
О.Г.
«Социальный
смысл
материнства
современной
России».2000г