Напоминание

"Толерантность или патриотизм?"


Автор: Маковкина Ольга Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Ставропольский колледж Связи им. В. А. Петрова
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Толерантность или патриотизм?"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Толерантность или патриотизм?

Во все времена основой духовного единства нашего государства были и остаются

толерантность

и

патриотизм.

Целью

данной

статьи

является

анализ

феномена

патриотизма и толерантности, исследование их взаимосвязи.

В 1995г. ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Она определяет

терпимость «как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия

культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой

индивидуальности».

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от

исторического

опыта

народов.

В

английском

языке,

в

соответствии

с

Оксфордским

словарем,

толерантность

«готовность

и

способность

без

протеста

воспринимать

личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мыслей,

поведении, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным,

значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском,

толерантность

прощение,

снисхождение,

мягкость,

расположенность

к

другим»,

в

персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».[1]

Для более полного выяснения сущности понятия «толерантность» необходимо

рассмотреть границы и возможности моделей толерантности. В.А. Лекторский определил

четыре модели толерантности:

- толерантность как безразличие (по существу безразличие к существованию различных

взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом

основных проблем, с которыми имеет дело общество);

- толерантность как невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого я

вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать);

- толерантность как снисхождение (снисхождение к слабости других, сочетающееся с

некой долей презрения к ним);

- толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог (уважение к

чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате

критического диалога).

Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно

недавно.

По

сути

своей,

понятия

«толерантность»

и

«терпимость»

синонимичны.

«Толерантность» - производное от французского tolerant – терпимый.

Основополагающим механизмом утверждения идеи толерантности должна стать

система школьного и вузовского образования, собирающая под одной крышей детей и

молодых людей, родители которых принадлежат к различным этническим и религиозным

общностям. Большинство предубеждений усваивается в детстве, до того как человек

сможет

критически

оценить

ситуацию.

Дошкольники

и

младшие

школьники

в

большинстве своем не имеют стереотипов. Однако под влиянием взрослых вырабатывают

эмоциональные

предпочтения.

Позже

(от

десяти

лет

и

старше)

предпочтения

складываются в стереотипы, и чтобы отказаться от них требуется определенное мужество.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию,

вызывающему

чувство

страха

и

отчуждения

по

отношению

к

другим.

Оно

должно

способствовать

формированию

у

молодежи

навыков

независимого

мышления,

критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Внедрение идей толерантности в систему образования возможно следующими

способами:

-

через

изменение

содержания

образования,

направленного

на

изучение

культурно-

исторических

традиций,

формирования

понимания

многообразия

и

взаимовлияния

культур,

необходимости

перехода

к

партнерству

цивилизаций,

культивированию

позитивных ненасильственных медов предотвращения и разрешения конфликтов;

- ориентированность на практический опыт, постоянные контакты в условиях равенства и

при наличии общих целей и проектов;

1

- огромная роль принадлежит подготовке кадров, способных влиять на других людей;

- использование современных образовательных технологий, прежде всего компьютерных;

- для принятия решений, связанных с развитием образования, в том числе с интеграцией

идей толерантности в учебный процесс, важен учет региональных различий, национально-

культурного разнообразия России, стремления этнических общностей к сохранению и

возрождению своих культур. [2]

Происходившее в последние десятилетия активное размывание прежней советской

идентичности не сопровождалось параллельным формированием новой, общероссийской

идентичности.

В

этих

условиях

главным

критерием

самоидентификации

становится

признак национальности. Что способствует росту идеологий национализма в различных

проявлениях – от спекуляций на тему духовного возрождения нации или народа и до

политико- культурного изоляционизма, этноцентризма, воинствующего национализма и

религиозного экстремизма.

В постоянно меняющихся геополитических условиях, в частности очередной попытки

США и их европейских союзников сохранить однополярный мир, попыток ревизии итогов

Второй мировой войны, переписывания истории, экономических вызовов, связанных с

санкциями

против

России,

необходимо

определиться

с

формированием

собственного

образовательного и воспитательного вектора. В современной России наметился переход к

укреплению

государственности,

возрождении

культурно-исторических

и

гражданско-

патриотических

традиций.

В

этих

условиях

особую

значимость

приобретает

задача

консолидации

общества

на

основе

традиционных

патриотических

ценностей

отечественной

культуры.

Патриотизм,

как

нравственное

чувство

и

совокупность

социально-политических отношений является мощным фактором. Необходимым условием

для защиты национальных интересов, возрождения и укрепления российской цивилизации

на основе отечественного менталитета.

Будущее России зависит от степени готовности молодого поколения к достойным

ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального

государства. Но, в условиях нестабильности общественного развития России, система

гражданско-патриотического

воспитания,

имеющая

в

прошлом

прочные,

проверенные

временем традиции, нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.

В современных условиях основным содержанием гражданско-патриотического

воспитания являются следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность,

приоритет

общественно-государственных

интересов,

патриотизм,

преданность

своему

Отечеству, преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа,

гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, социальная активность.

Нетерпимость к нарушениям норм морали и права, сохранение лучших национальных

качеств и изучение не только своей Родины, но и своего района, города, села. [3]

Патриотизм – это чувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его

включения в большую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, инстинкт

самосохранения

народной

индивидуальности

и

самобытности.

Смысл

и

функция

патриотизма – в объединении государства и сохранении нации как целостного единства

(культурного, территориального, государственно-политического, экономического). Это та

духовная сила, которая приводит в действие потенциалы и средства, поддерживающие

единство

народа:

язык,

национальную

культуру,

чувство

исторической

традиции

и

преемственности, национальные черты его религии, целостность и неприкосновенность

территории. Поэтому угасание патриотизма – самый верный признак кризиса социума, а

его искусственное разрушение – путь уничтожения народа.

Патриотизм – многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный

комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях

функционирования социальной системы.[4]

На уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из

компонентов

его

личностной

подструктуры

и

отнесен

к

области

высших

чувств

и

2

устойчивых

личностных

особенностей

(ценностей,

убеждений,

норм

поведения,

критериев оценки социальных явлений).

Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает:

– любовь к Родине;

– бескорыстную преданность и служение ей;

-

нерасторжимое

единство

с

ней,

идентификацию

своих

интересов

с

интересами

отечества: быть патриотом – значит соединять свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу

– с ее судьбой;

– патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и

предполагающие

духовное

развитие:

Родина

это

«духовная

реальность»,

поэтому,

духовно мертвый человек не может любить свою Родину, быть патриотом;

– наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины,

действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;

жертвенность,

т.е.

готовность

пожертвовать

ради

отечества

своими

личными

интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных

основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;

– признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей

личности;

гордость

за

свою

культуру

и

достижения

своего

народа;

преклонение

перед

его

святынями,

историческим

прошлым

и

лучшими

традициями

(при

одновременной

их

взвешенной и критической оценке);

– превалирование в человеке общественных ориентаций над индивидуалистическими,

классовыми или узкопрофессиональными интересами.[5]

В контексте вышеизложенного, можно сделать вывод, что патриотизм рассматривается

как

проникновение

в

идейное

ядро

этнокультурной

традиции,

попытка

увидеть

в

привычных нормах и образцах поведения общечеловеческие ценности и идеалы. Поэтому

значимость

патриотизма

тесно

связана

с

ценностью

толерантности.

Таким

образом,

толерантность

не

противостоит

патриотизму,

а,

наоборот,

вырастает

из

рефлексии

этнокультурных ценностей.

Литература:

1.

Авксентьев

А.В.,

Авксентьев

В.А.

Краткий

этносоциологический

словарь

справочник. – Ставрополь: СГПУ, 1994, 100 с.

2.

Иванова С.Ю. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной

культуре. Авт. Диссертации… канд. филос. наук. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

3.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишаков В.А. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. - М., Просвещение, 2010.

4.

Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации

5. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005).

3



В раздел образования