Напоминание

"Роль классного руководителя в адаптации студентов нового набора"


Автор: Нарядкин Александр Георгиевич
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "СТ им К.А. Тимирязева"
Населённый пункт: с. Октябрьский Городок, Саратовская область, Татищевский район
Наименование материала: статья
Тема: "Роль классного руководителя в адаптации студентов нового набора"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА.

Одной из приоритетных задач современного образования является

формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и

активной адаптации на рынке труда.

На сегодняшний день очень важно, насколько быстро, продуктивно и

качественно смогут вчерашние выпускники школ адаптироваться к новым

условиям

обучения,

к

новой

социальной

ситуации

развития,

а

также,

адекватно

использовать

новые

технологии

в

своей

дальнейшей

жизни.

Большая

часть

современной

молодежи

не

способна

самостоятельно

приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся деятельности.

К этим проблемам, относятся:

- снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи;

-

радикальное

изменение

ценностных

ориентаций

молодых

людей;

-

б е з ы д е й н о с т ь

н о в о г о

п о к о л е н и я ;

-

негативное

отношение

к

общественно

полезной

деятельности;

- безнравственное и асоциальное поведение.

Ослабление внимания в последнее десятилетие к проблеме воспитания

личности

подростка

привело

к

таким

негативным

последствиям

в

их

поведении,

как

рост

алкоголизма,

наркомании,

агрессивности,

насилия,

цинизма, сексуальной распущенности, которые могут привести к потере ими

человеческого

достоинства.

За

этими

внешними

проявлениями

кроются

внутренние, глубинные переживания растущих людей – тревожность, страх,

неуверенность, одиночество.

Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то

эта

помощь

должна

осуществляться

всеми

подразделениями

учебного

заведения.

Таким

образом,

выявление

трудностей

,

выступающих

перед

студентами на первом курсе и определение пути их преодоления позволит

повысить

академическую

активность

студентов,

успеваемость

и

качество

знаний.

Одним

из

вариантов

адаптации

человека

в

обществе

является

его

профессионализм,

который

выступает

в

качестве

ценного

ресурса

для

выживания

и

эффективной

жизнедеятельности.

Стремления

к

овладению

профессией

является

одним

из

побуждающих

факторов

поступления

выпускников

школ

в

средние

учебные

заведения.

Поступление

в

СУЗ

сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную

среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим

необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу.

Переход подростка в новую среду связан с появлением ряда общих

педагогических проблем, проблема успеваемости обучающихся, сохранности

контингента в группах, дисциплина и поведение студентов, неудовлетворение

студентов выбором профессии.

Адаптация

студентов

к

обучению

в

ССУЗе

представляет

собой

многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-

психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и

личностных возможностей студентов.

В самом распространенном своем значении адаптация понимается как

приспособление к новой системе социальных условий, к новым отношениям,

требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Социально-профессиональная

адаптация -

это

«вхождение»

в

специальность и общество, т.е. овладение нормами и функциями будущей

профессиональной и социальной деятельности.

В

условиях

социально-психологической

адаптации

студентам

приходится

осмысливать

свою

новую

социальную

роль

в

процессе

деятельности,

общения,

самосознания

происходит

преобразование

их

внутреннего потенциала за счет адаптационных механизмов: когнитивный

(включает

познавательные

процессы),

эмоциональный

(эмоциональные

состояния),

практический,

обуславливающий

поведение

студента

в

различных ситуациях практической деятельности.

Успешное вхождение человека в новую ситуацию, новые отношения,

которые

имеют

место

в

процессе

адаптации,

во

многом

зависит,

как

от

исходной мотивации, так и от изменения ее в реальной деятельности и

поведении.

Речь идет о двух важных аспектах (факторах) адаптации студента –

первокурсника.

Первый их них – адаптация к учебной деятельности (в данном случае

речь

идет

о

смене

основных

форм

и

методов

обучения,

усложнении

содержания учебных предметов и др.).

Второй фактор – это адаптация к новой социальной среде – учебной

группе. Успешная адаптация в учебной группе выступает как необходимое

условие

продуктивной

социальной

активности,

профессионального

самоопределения

личности,

развитие

индивидуальности,

т.к.

у

70

%

первокурсников возникают трудности общении и, как следствие, трудности в

адаптации к новым условиям жизни личностном развитии.

Целью

адаптации первокурсников

к

процессу

обучения

является

создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения

студентов в учебную жизнь.

Задачи адаптации:

проведение

диагностики

студентов

первокурсников

с

целью

о п р е д е л е н и я

и х

а д а п т и р о в а н н о с т и

к

п р о ц е с с у

о бу ч е н и я ;

• проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;

проведение

мероприятий

по

психолого-педагогическому

просвещению

р о д и т е л е й

и

п е д а г о г о в ;

• оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его

родителям;

координация

действий

всех

сотрудников

для

решения

задач

адаптации

первокурсников.

Существует три формы адаптации студентов к условиям учебного

заведения среднего профессионального образования:

1) адаптация формальная - познавательно-информационное

приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к

содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим

обязанностям;

2) социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство

группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом;

3) дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам

учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

1) объективному: успеваемость и посещаемость;

2) субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим

собой и качеством выполняемой работы.

Основными проблемами адаптации студентов являются:

1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная

подготовка к ней;

2) несформированность компонентов профессионально-личностной

перспективы;

3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения

и деятельности самостоятельно;

4) недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности;

5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

6) коммуникативные барьеры.

Основные причины, вызывающие трудности адаптации к

обучению:

Специфическое

отношение

к

себе,

к

своим

возможностям

и

с п о с о б н о с т я м ,

к

с в о е й

д е я т е л ь н о с т и

и

е е

р е з ул ь т а т а м .

• Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который

должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей.

Для

того,

чтобы

студент

был

способен

лучше

адаптироваться

к

изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное

п р е д с т а в л е н и е

о

с е б е .

• Студенты с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить

непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже

приспосабливаются

к

учебной

жизни,

трудно

сходятся

со

сверстниками,

учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно

развитой

способностью

к

взаимодействию

с

другими

людьми:

со

сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам

учебной

жизни,

новым

требованиям.

Они

порой

идут

вразрез

с

его

непосредственными желаниями и побуждениями.

Адаптация

продолжается

от

2-3

недель

до

нескольких

месяцев

в

зависимости от социальной зрелости студента. Необходимо минимизировать

издержки адаптационного периода обучения, повысить стрессоустойчивость

студентов.

В

дальнейшем

это

должно

положительно

сказаться

на

психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом

потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в

течение учебного года.

Подростковый возраст – период эмансипации ребенка от родителей.

Наибольший интерес оказывает поведенческая эмансипация – стремление

освободиться

от

контроля

со

стороны

родителей,

отстаивание

права

на

принятие собственного решения без внешнего руководства. Поведенческая

эмансипация подростка часто становится причиной конфликтов в семье.

Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому

педагоги

и

классные

руководители

создают

условия

для

последующего

полноценного развития студента – первокурсника. Классный руководитель

решает

проблему

сплочения

в

единый

коллектив

разнородной

группы

студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в

разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к каждому

индивидуальный

подход,

добиваться

не

только

сплочения

новичков

в

коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития,

раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

Классный

руководитель

реализует

программу

адапт ации

первокурсников

к

учебе,

учитывая

результаты

диагностики

в

процессе

воспитания и обучения.

Работа

преподавателей

по

адаптации

первокурсников

должна

быть

системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей

учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения,

разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия.

На первое сентября 2012 года в 1 группе 1 курса специальности110809

«Механизация сельского хозяйства» числилось 30 учащихся.

Зотова Оксана Андреевна к занятиям не приступила.

Терентьев Алексей Игоревич к занятиям не приступил.

Сулиманов Расул Виситович 3 сентября забрал документы и поступил в

саратовский колледж.

Бубенцова Анна Александровна не смогла продолжить обучение из-за

невозможности оставлять ребенка.

Рогов Роман Олегович был отчислен после двух недель обучения за

систематическое пьянство.

Ковалев Алексей Александрович 2 сентября выразил желание, вернутся

домой по тому, что скучает по родителям. Уговоры администрации, классного

руководителя, студентов из его села проживающих с ним в одной комнате

общежития его решения не изменили.

Рассматривая

вопрос,

кто

повлиял

на

выбор

профессии,

следует

рассмотреть множество факторов:

1

фактор

(45%)-

влияние

родителей,

которые

разными

способами

оказывают

свое

воздействие:

родители

направляют,

настаивают

на

продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вуза,

определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при

этом

различны:

неосознанное

желание

родителей

осуществить

свои

профессиональные

мечты

через

детей;

неверие

в

возможности

ребенка;

материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого

социального статуса и пр.)

2 фактор (30%)- влияние друзей и учителей. Под влиянием друзей могут

за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение. 33%

опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние

учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние

учителей.

3 фактор (17%)- структура интересов человека. Интерес является еще

одним

важным

фактором

успеха

в

профессиональной

деятельности.

Исследования

показывают,

что

чем

более

люди

заинтересованы

в

выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда.

4 фактор (7%)- уровень умственных способностей. Важным фактором

профессионального

выбора

являются

умственные

способности,

уровень

интеллекта

молодого

человека,

который

определяет

его

способность

принимать решения.

В

группе

1

курса

,

где

я

был

классным

руководителем,

сложились

следующие микрогруппы:

Двое учащихся пришли учиться после армии. Они точно знают цель

поступления в техникум: окончить первый курс, перевестись на заочное

обучение

и

заключить

контракт

на

службу

в

армии.

Их

поведение

и

отношение к учебе и внеклассным мероприятиям оказывают положительное

влияние на студентов группы.

Трое

ребят

из

группы

увлекаются

рукопашным

боем,

желают

самоутвердиться и подготовить себя к службе в армии. Они не желают

участвовать в общих мероприятиях и решили обособиться. Выбранный ими

путь не вполне укладывается в общепринятые нормы. Родители называют их

«фантазерами». С ними необходимо работать по вовлечению в коллектив.

Остальные студенты не проявляют стремления обособиться в подгруппы

и, в большей или меньшей степени, участвуют в жизни группы.

В начале сентября в спортивно развлекательной программе «Мы разные,

но мы вместе» участвовало 13 человек, заняли первое место.

В осеннем кроссе участвовало 6 человек и группа поддержки, призового

места не заняли.

В

соревнованиях

по

волейболу

команда

выступила

успешно,

но

на

финальные матчи не явились два члена команды: запасные игроки не пришли

на игру. Так на первом этапе складывания коллектива получили наглядный

пример:

на

что

обратить

внимание!

Радует

то,

что

в

группе

есть

работоспособный актив и возможность создания сплоченного коллектива.

Задачи

классного

руководителя

по

работе

со

студентами

групп

нового набора:

1. Активизация

деятельности

по

созданию

благоприятного

эмоционального климата на учебных занятиях в группах и техникуме, по

сплочению коллектива;

2. Оказание

помощи

студентам в

нахождении

своего

места

в

коллективе сверстников, в решении конфликтных ситуаций;

3. Создание

«ситуации

успеха»: поощрение

проявления

учебной

и

социальной

активности,

настойчивости,

выдержки,

самостоятельности;

поддержка положительного настроя на взаимодействие.

4. Дать возможность студентам проявить себя, самоутвердиться

5.

Педагогам

использовать

щадящий

оценочный

режим

в

сферах

неуспеха;

6.

Активизировать

внеаудиторную

воспитательно-образовательную

работу для создания благоприятных условий взаимодействия студентов с

однокурсниками и преподавателями;

7. Создать обстановку взаимопомощи и поддержки.

Используемая литература:

1. Волошина Л., Шилова Ю. Проблемы адаптации студентов педколлежда.

//Дошкольное воспитание. 2005. -

№4. - С.112-114.

2.

Петрова

Н.И.

Уровень

самоактуализации

студентов

и

их

социально-

психологическая адаптация. //Психологический журнал. 2003. - №3. – С.116-

120.

3.

Соловцова

Е.

Адаптация

при

обучении

профессии.

//Народное

образование. 2004. - №9. –С.202-207.

4. Хасанов Н.Г. Педагогика среднего профессионального образования.- Наб.

Челны,2005. – С.119-125.

PS

Для изучения процесса адаптации первокурсников была разработана система

комплексной

психолого-педагогической

поддержки

(группового

сопровождения)

студентов

в

процессе

адаптации.

Система

состоит

из

обязательных психологических развивающих и диагностических процедур,

проводимых в течение первого месяца обучения в качестве внеаудиторной

работы.

В

течение

первого

полугодия

исследуется

уровень

социальной

и

профессиональной

адаптации,

уровень

профессиональной

и

учебной

мотивации; определение уровня выработки профессионально-важных качеств

обучающихся.

В начале учебного года в группах 1 курса проводятся: анкетирование на тему

(Адаптация в техникуме), диагностика уровня адаптации студентов первого

курса к условиям обучения в техникуме (Методика определения социальной

адаптации человека А. Антоновского), уровень общительности (Методика

оценки

уровня

общительности

тест

В.Ф.

Ряховского).

Для

изучения

межличностных отношений, групповой сплоченности и качества социально-

психологического климата проводятся следующие методики: (Диагностика

межличностных отношений в группе Т.Лири), (Опросник «Я среди людей»

И.В.

Дубровина),

эффективной

остается

методика

«Социометрия»,

позволяющая

не

только

определить

статус

студента

в

группе,

но

также

многообразие всех внутригрупповых сопровождений.

Для изучения мотивации студентов 1 курса проводятся анкетирования на

тему:

(Мотивы

поступления

в

техникум.

Учебная

мотивация).

Введены

дополнительные

тестовые

методики:

(изучение

профессиональных

интересов,

уровня

самостоятельности,

уровня

во спит анно сти,

эмоционального

состояния

студентов,

изучение

самооценки

и

уровня

притязаний).

Ежегодно

для

студентов

1

курса

проводятся

тренинги

на

сплочение:

«Коммуникативно-двигательный адаптационный тренинг», «Будем знакомы»,

«Тренинг

общения»,

«Тренинг

саморегуляции

психо-эмоциональных

состояний»;

проводятся

тренинговые

упражнения:

«Мы

группа»,

«Я-

студент», «Будем знакомы», «Познай себя и сделай первый шаг», «Лабиринты

общения», «Аплодисменты», «Это здорово».

К примеру, такие классные часы, как «Здравствуйте, я – психолог!», «Я в

мире

взрослых»

позволили

познакомить

студентов

с

работой

социально-

психологической

службы

КГАМТ

и

с

психологическими

особенностями

подросткового периода. Беседы на такие темы, как «Экзамен на отлично»,

«Как

справиться

со

стрессом»,

«Как

сформировать

желание

учиться»,

«Развитие

общительности»,

«Социально-значимые

заболевания»,

«Преодоление неуспеваемости», «Вредные привычки» облегчили адаптацию

студентов к новой социальной среде, подготовку к экзаменам.

В

качестве

основных

методов

исследования

успешности

адаптации

студентов на 1 курсе были определены: «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн),

«Беспокойство,

тревожность»

(Тейлор),

«Нервно-

психологическое

напряжение»,

«Социометрия»

(Дж.

Морено),

САН

(самочувствие,

активность, настроение).

Спрашивая первокурсников автомеханического техникума: "С чем новым

непривычным, встречались вы на первом курсе?" - получили следующие

ответы: "с иной, в отличие от школьной, организацией обучения" - 49,3%, "с

большим

объемом

самостоятельной

работы"

-

39,0%,

особенностями

самостоятельной жизни в отрыве от семьи" - 20,2%, "с новыми для меня

нормами студенческого коллектива" - 12,4%. Все эти факторы очень сильно

влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям жизни в

техникуме.

И

от

того,

как

вчерашний

школьник

или

в

особенности

"иногородний студент", живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период,

будет во многом зависеть качество его учебы.

Рассматривая вопрос, кто повлиял на выбор профессии, следует рассмотреть

множество факторов:

1 фактор (45%)- влияние родителей, которые разными способами оказывают

свое воздействие: родители направляют, настаивают на продолжении или

прекращении

обучения,

на

определенной

школе

или

вуза,

определенной

специализации

(внутренние

мотивы

родителей

могут

быть

при

этом

различны:

неосознанное

желание

родителей

осуществить

свои

профессиональные

мечты

через

детей;

неверие

в

возможности

ребенка;

материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого

социального статуса и пр.)

2 фактор (30%)- влияние друзей и учителей. Под влиянием друзей могут за

компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение. 33%

опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние

учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние

учителей.

3 фактор (17%)- структура интересов человека. Интерес является еще одним

важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования

показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе,

тем лучше будут результаты их труда.

4

фактор

(7%)-

уровень

умственных

способностей.

Важным

фактором

профессионального

выбора

являются

умственные

способности,

уровень

интеллекта

молодого

человека,

который

определяет

его

способность

принимать решения.

На

основе

практики

и

анализа

научных

исследований

нами

были

разработаны

рекомендации

по

работе

со

студентами

групп

нового

набора:

1. Активизация деятельности по созданию благоприятного эмоционального

климата

на

учебных

занятиях

в

группах

и

техникуме,

по

сплочению

коллектива;

2. Оказание помощи студентам в нахождении своего места в коллективе

с в е р с т н и к о в ,

в

р е ш е н и и

к о н ф л и к т н ы х

с и т у а ц и й ;

3. Создание

«ситуации

успеха»: поощрение

проявления

учебной

и

социальной

активности,

настойчивости,

выдержки,

самостоятельности;

п о д д е р ж к а

п о л о ж и т е л ь н о г о

н а с т р о я

н а

в з а и м о д е й с т в и е .

4.

Дать

возможность

студентам

проявить

себя,

самоутвердиться

5. Педагогам использовать щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;

6.

Активизировать

внеаудиторную

воспитательно-образовательную

работу

для

создания

благоприятных

условий

взаимодействия

студентов

с

о д н о к у р с н и к а м и

и

п р е п о д а в а т е л я м и ;

7. Создать обстановку взаимопомощи и поддержки.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации студентов -

первокурсников, таковы:

• адекватность поведения;

• вовлеченность студента в жизнедеятельность группы, техникума;

• проявление способности к самоконтролю и соблюдению порядка, к

общению с одногруппниками и преподавателями;

• терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;

• высокий интерес к будущей профессии, готовность к будущей практической

работе.

При

использовании

данных

рекомендаций

необходимо

учитывать

индивидуальные

особенности

и

возраст

студентов,

специфику

учебной

дисциплины, стиль педагогического взаимодействия.

Все эти факторы требуют тщательного анализа в конкретных условиях.

Неоспоримым

остается

следующее:

успешная

адаптация

студентов

к

техникуму в современных условиях невозможна без комплексной психолого-

педагогической

работы,

направленной

на

создание

благоприятных

социально-психологических

и

образовательных

условий

обучения

и

жизнедеятельности.

В

заключение

необходимо

подчеркнуть:

что

одна

из

важнейших

задач

администрации техникума, преподавательского состава, и, самое главное,

классных

руководителей

создание

нашим

первокурсникам,

да

и

всем

студентам,

психологически

благоприятной

атмосферы

для

обучения

и

воспитания.



В раздел образования