Автор: Нарядкин Александр Георгиевич
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "СТ им К.А. Тимирязева"
Населённый пункт: с. Октябрьский Городок, Саратовская область, Татищевский район
Наименование материала: статья
Тема: "Роль классного руководителя в адаптации студентов нового набора"
Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА.
Одной из приоритетных задач современного образования является
формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и
активной адаптации на рынке труда.
На сегодняшний день очень важно, насколько быстро, продуктивно и
качественно смогут вчерашние выпускники школ адаптироваться к новым
условиям
обучения,
к
новой
социальной
ситуации
развития,
а
также,
адекватно
использовать
новые
технологии
в
своей
дальнейшей
жизни.
Большая
часть
современной
молодежи
не
способна
самостоятельно
приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся деятельности.
К этим проблемам, относятся:
- снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи;
-
радикальное
изменение
ценностных
ориентаций
молодых
людей;
-
б е з ы д е й н о с т ь
н о в о г о
п о к о л е н и я ;
-
негативное
отношение
к
общественно
полезной
деятельности;
- безнравственное и асоциальное поведение.
Ослабление внимания в последнее десятилетие к проблеме воспитания
личности
подростка
привело
к
таким
негативным
последствиям
в
их
поведении,
как
рост
алкоголизма,
наркомании,
агрессивности,
насилия,
цинизма, сексуальной распущенности, которые могут привести к потере ими
человеческого
достоинства.
За
этими
внешними
проявлениями
кроются
внутренние, глубинные переживания растущих людей – тревожность, страх,
неуверенность, одиночество.
Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то
эта
помощь
должна
осуществляться
всеми
подразделениями
учебного
заведения.
Таким
образом,
выявление
трудностей
,
выступающих
перед
студентами на первом курсе и определение пути их преодоления позволит
повысить
академическую
активность
студентов,
успеваемость
и
качество
знаний.
Одним
из
вариантов
адаптации
человека
в
обществе
является
его
профессионализм,
который
выступает
в
качестве
ценного
ресурса
для
выживания
и
эффективной
жизнедеятельности.
Стремления
к
овладению
профессией
является
одним
из
побуждающих
факторов
поступления
выпускников
школ
в
средние
учебные
заведения.
Поступление
в
СУЗ
сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную
среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим
необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу.
Переход подростка в новую среду связан с появлением ряда общих
педагогических проблем, проблема успеваемости обучающихся, сохранности
контингента в группах, дисциплина и поведение студентов, неудовлетворение
студентов выбором профессии.
Адаптация
студентов
к
обучению
в
ССУЗе
представляет
собой
многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-
психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и
личностных возможностей студентов.
В самом распространенном своем значении адаптация понимается как
приспособление к новой системе социальных условий, к новым отношениям,
требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Социально-профессиональная
адаптация -
это
«вхождение»
в
специальность и общество, т.е. овладение нормами и функциями будущей
профессиональной и социальной деятельности.
В
условиях
социально-психологической
адаптации
студентам
приходится
осмысливать
свою
новую
социальную
роль
–
в
процессе
деятельности,
общения,
самосознания
происходит
преобразование
их
внутреннего потенциала за счет адаптационных механизмов: когнитивный
(включает
познавательные
процессы),
эмоциональный
(эмоциональные
состояния),
практический,
обуславливающий
поведение
студента
в
различных ситуациях практической деятельности.
Успешное вхождение человека в новую ситуацию, новые отношения,
которые
имеют
место
в
процессе
адаптации,
во
многом
зависит,
как
от
исходной мотивации, так и от изменения ее в реальной деятельности и
поведении.
Речь идет о двух важных аспектах (факторах) адаптации студента –
первокурсника.
Первый их них – адаптация к учебной деятельности (в данном случае
речь
идет
о
смене
основных
форм
и
методов
обучения,
усложнении
содержания учебных предметов и др.).
Второй фактор – это адаптация к новой социальной среде – учебной
группе. Успешная адаптация в учебной группе выступает как необходимое
условие
продуктивной
социальной
активности,
профессионального
самоопределения
личности,
развитие
индивидуальности,
т.к.
у
70
%
первокурсников возникают трудности общении и, как следствие, трудности в
адаптации к новым условиям жизни личностном развитии.
Целью
адаптации первокурсников
к
процессу
обучения
является
создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения
студентов в учебную жизнь.
Задачи адаптации:
•
проведение
диагностики
студентов
–
первокурсников
с
целью
о п р е д е л е н и я
и х
а д а п т и р о в а н н о с т и
к
п р о ц е с с у
о бу ч е н и я ;
• проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;
•
проведение
мероприятий
по
психолого-педагогическому
просвещению
р о д и т е л е й
и
п е д а г о г о в ;
• оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его
родителям;
•
координация
действий
всех
сотрудников
для
решения
задач
адаптации
первокурсников.
Существует три формы адаптации студентов к условиям учебного
заведения среднего профессионального образования:
1) адаптация формальная - познавательно-информационное
приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к
содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим
обязанностям;
2) социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство
группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом;
3) дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам
учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.
Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:
1) объективному: успеваемость и посещаемость;
2) субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим
собой и качеством выполняемой работы.
Основными проблемами адаптации студентов являются:
1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная
подготовка к ней;
2) несформированность компонентов профессионально-личностной
перспективы;
3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения
и деятельности самостоятельно;
4) недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности;
5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
6) коммуникативные барьеры.
Основные причины, вызывающие трудности адаптации к
обучению:
•
Специфическое
отношение
к
себе,
к
своим
возможностям
и
с п о с о б н о с т я м ,
к
с в о е й
д е я т е л ь н о с т и
и
е е
р е з ул ь т а т а м .
• Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который
должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей.
Для
того,
чтобы
студент
был
способен
лучше
адаптироваться
к
изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное
п р е д с т а в л е н и е
о
с е б е .
• Студенты с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить
непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже
приспосабливаются
к
учебной
жизни,
трудно
сходятся
со
сверстниками,
учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.
Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно
развитой
способностью
к
взаимодействию
с
другими
людьми:
со
сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам
учебной
жизни,
новым
требованиям.
Они
порой
идут
вразрез
с
его
непосредственными желаниями и побуждениями.
Адаптация
продолжается
от
2-3
недель
до
нескольких
месяцев
в
зависимости от социальной зрелости студента. Необходимо минимизировать
издержки адаптационного периода обучения, повысить стрессоустойчивость
студентов.
В
дальнейшем
это
должно
положительно
сказаться
на
психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом
потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в
течение учебного года.
Подростковый возраст – период эмансипации ребенка от родителей.
Наибольший интерес оказывает поведенческая эмансипация – стремление
освободиться
от
контроля
со
стороны
родителей,
отстаивание
права
на
принятие собственного решения без внешнего руководства. Поведенческая
эмансипация подростка часто становится причиной конфликтов в семье.
Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому
педагоги
и
классные
руководители
создают
условия
для
последующего
полноценного развития студента – первокурсника. Классный руководитель
решает
проблему
сплочения
в
единый
коллектив
разнородной
группы
студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в
разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к каждому
индивидуальный
подход,
добиваться
не
только
сплочения
новичков
в
коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития,
раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.
Классный
руководитель
реализует
программу
адапт ации
первокурсников
к
учебе,
учитывая
результаты
диагностики
в
процессе
воспитания и обучения.
Работа
преподавателей
по
адаптации
первокурсников
должна
быть
системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей
учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения,
разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия.
На первое сентября 2012 года в 1 группе 1 курса специальности110809
«Механизация сельского хозяйства» числилось 30 учащихся.
Зотова Оксана Андреевна к занятиям не приступила.
Терентьев Алексей Игоревич к занятиям не приступил.
Сулиманов Расул Виситович 3 сентября забрал документы и поступил в
саратовский колледж.
Бубенцова Анна Александровна не смогла продолжить обучение из-за
невозможности оставлять ребенка.
Рогов Роман Олегович был отчислен после двух недель обучения за
систематическое пьянство.
Ковалев Алексей Александрович 2 сентября выразил желание, вернутся
домой по тому, что скучает по родителям. Уговоры администрации, классного
руководителя, студентов из его села проживающих с ним в одной комнате
общежития его решения не изменили.
Рассматривая
вопрос,
кто
повлиял
на
выбор
профессии,
следует
рассмотреть множество факторов:
1
фактор
(45%)-
влияние
родителей,
которые
разными
способами
оказывают
свое
воздействие:
родители
направляют,
настаивают
на
продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вуза,
определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при
этом
различны:
неосознанное
желание
родителей
осуществить
свои
профессиональные
мечты
через
детей;
неверие
в
возможности
ребенка;
материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого
социального статуса и пр.)
2 фактор (30%)- влияние друзей и учителей. Под влиянием друзей могут
за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение. 33%
опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние
учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние
учителей.
3 фактор (17%)- структура интересов человека. Интерес является еще
одним
важным
фактором
успеха
в
профессиональной
деятельности.
Исследования
показывают,
что
чем
более
люди
заинтересованы
в
выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда.
4 фактор (7%)- уровень умственных способностей. Важным фактором
профессионального
выбора
являются
умственные
способности,
уровень
интеллекта
молодого
человека,
который
определяет
его
способность
принимать решения.
В
группе
1
курса
,
где
я
был
классным
руководителем,
сложились
следующие микрогруппы:
Двое учащихся пришли учиться после армии. Они точно знают цель
поступления в техникум: окончить первый курс, перевестись на заочное
обучение
и
заключить
контракт
на
службу
в
армии.
Их
поведение
и
отношение к учебе и внеклассным мероприятиям оказывают положительное
влияние на студентов группы.
Трое
ребят
из
группы
увлекаются
рукопашным
боем,
желают
самоутвердиться и подготовить себя к службе в армии. Они не желают
участвовать в общих мероприятиях и решили обособиться. Выбранный ими
путь не вполне укладывается в общепринятые нормы. Родители называют их
«фантазерами». С ними необходимо работать по вовлечению в коллектив.
Остальные студенты не проявляют стремления обособиться в подгруппы
и, в большей или меньшей степени, участвуют в жизни группы.
В начале сентября в спортивно развлекательной программе «Мы разные,
но мы вместе» участвовало 13 человек, заняли первое место.
В осеннем кроссе участвовало 6 человек и группа поддержки, призового
места не заняли.
В
соревнованиях
по
волейболу
команда
выступила
успешно,
но
на
финальные матчи не явились два члена команды: запасные игроки не пришли
на игру. Так на первом этапе складывания коллектива получили наглядный
пример:
на
что
обратить
внимание!
Радует
то,
что
в
группе
есть
работоспособный актив и возможность создания сплоченного коллектива.
Задачи
классного
руководителя
по
работе
со
студентами
групп
нового набора:
1. Активизация
деятельности
по
созданию
благоприятного
эмоционального климата на учебных занятиях в группах и техникуме, по
сплочению коллектива;
2. Оказание
помощи
студентам в
нахождении
своего
места
в
коллективе сверстников, в решении конфликтных ситуаций;
3. Создание
«ситуации
успеха»: поощрение
проявления
учебной
и
социальной
активности,
настойчивости,
выдержки,
самостоятельности;
поддержка положительного настроя на взаимодействие.
4. Дать возможность студентам проявить себя, самоутвердиться
5.
Педагогам
использовать
щадящий
оценочный
режим
в
сферах
неуспеха;
6.
Активизировать
внеаудиторную
воспитательно-образовательную
работу для создания благоприятных условий взаимодействия студентов с
однокурсниками и преподавателями;
7. Создать обстановку взаимопомощи и поддержки.
Используемая литература:
1. Волошина Л., Шилова Ю. Проблемы адаптации студентов педколлежда.
//Дошкольное воспитание. 2005. -
№4. - С.112-114.
2.
Петрова
Н.И.
Уровень
самоактуализации
студентов
и
их
социально-
психологическая адаптация. //Психологический журнал. 2003. - №3. – С.116-
120.
3.
Соловцова
Е.
Адаптация
при
обучении
профессии.
//Народное
образование. 2004. - №9. –С.202-207.
4. Хасанов Н.Г. Педагогика среднего профессионального образования.- Наб.
Челны,2005. – С.119-125.
PS
Для изучения процесса адаптации первокурсников была разработана система
комплексной
психолого-педагогической
поддержки
(группового
сопровождения)
студентов
в
процессе
адаптации.
Система
состоит
из
обязательных психологических развивающих и диагностических процедур,
проводимых в течение первого месяца обучения в качестве внеаудиторной
работы.
В
течение
первого
полугодия
исследуется
уровень
социальной
и
профессиональной
адаптации,
уровень
профессиональной
и
учебной
мотивации; определение уровня выработки профессионально-важных качеств
обучающихся.
В начале учебного года в группах 1 курса проводятся: анкетирование на тему
(Адаптация в техникуме), диагностика уровня адаптации студентов первого
курса к условиям обучения в техникуме (Методика определения социальной
адаптации человека А. Антоновского), уровень общительности (Методика
оценки
уровня
общительности
тест
В.Ф.
Ряховского).
Для
изучения
межличностных отношений, групповой сплоченности и качества социально-
психологического климата проводятся следующие методики: (Диагностика
межличностных отношений в группе Т.Лири), (Опросник «Я среди людей»
И.В.
Дубровина),
эффективной
остается
методика
«Социометрия»,
позволяющая
не
только
определить
статус
студента
в
группе,
но
также
многообразие всех внутригрупповых сопровождений.
Для изучения мотивации студентов 1 курса проводятся анкетирования на
тему:
(Мотивы
поступления
в
техникум.
Учебная
мотивация).
Введены
дополнительные
тестовые
методики:
(изучение
профессиональных
интересов,
уровня
самостоятельности,
уровня
во спит анно сти,
эмоционального
состояния
студентов,
изучение
самооценки
и
уровня
притязаний).
Ежегодно
для
студентов
1
курса
проводятся
тренинги
на
сплочение:
«Коммуникативно-двигательный адаптационный тренинг», «Будем знакомы»,
«Тренинг
общения»,
«Тренинг
саморегуляции
психо-эмоциональных
состояний»;
проводятся
тренинговые
упражнения:
«Мы
группа»,
«Я-
студент», «Будем знакомы», «Познай себя и сделай первый шаг», «Лабиринты
общения», «Аплодисменты», «Это здорово».
К примеру, такие классные часы, как «Здравствуйте, я – психолог!», «Я в
мире
взрослых»
позволили
познакомить
студентов
с
работой
социально-
психологической
службы
КГАМТ
и
с
психологическими
особенностями
подросткового периода. Беседы на такие темы, как «Экзамен на отлично»,
«Как
справиться
со
стрессом»,
«Как
сформировать
желание
учиться»,
«Развитие
общительности»,
«Социально-значимые
заболевания»,
«Преодоление неуспеваемости», «Вредные привычки» облегчили адаптацию
студентов к новой социальной среде, подготовку к экзаменам.
В
качестве
основных
методов
исследования
успешности
адаптации
студентов на 1 курсе были определены: «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн),
«Беспокойство,
тревожность»
(Тейлор),
«Нервно-
психологическое
напряжение»,
«Социометрия»
(Дж.
Морено),
САН
(самочувствие,
активность, настроение).
Спрашивая первокурсников автомеханического техникума: "С чем новым
непривычным, встречались вы на первом курсе?" - получили следующие
ответы: "с иной, в отличие от школьной, организацией обучения" - 49,3%, "с
большим
объемом
самостоятельной
работы"
-
39,0%,
"с
особенностями
самостоятельной жизни в отрыве от семьи" - 20,2%, "с новыми для меня
нормами студенческого коллектива" - 12,4%. Все эти факторы очень сильно
влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям жизни в
техникуме.
И
от
того,
как
вчерашний
школьник
или
в
особенности
"иногородний студент", живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период,
будет во многом зависеть качество его учебы.
Рассматривая вопрос, кто повлиял на выбор профессии, следует рассмотреть
множество факторов:
1 фактор (45%)- влияние родителей, которые разными способами оказывают
свое воздействие: родители направляют, настаивают на продолжении или
прекращении
обучения,
на
определенной
школе
или
вуза,
определенной
специализации
(внутренние
мотивы
родителей
могут
быть
при
этом
различны:
неосознанное
желание
родителей
осуществить
свои
профессиональные
мечты
через
детей;
неверие
в
возможности
ребенка;
материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого
социального статуса и пр.)
2 фактор (30%)- влияние друзей и учителей. Под влиянием друзей могут за
компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение. 33%
опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние
учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние
учителей.
3 фактор (17%)- структура интересов человека. Интерес является еще одним
важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования
показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе,
тем лучше будут результаты их труда.
4
фактор
(7%)-
уровень
умственных
способностей.
Важным
фактором
профессионального
выбора
являются
умственные
способности,
уровень
интеллекта
молодого
человека,
который
определяет
его
способность
принимать решения.
На
основе
практики
и
анализа
научных
исследований
нами
были
разработаны
рекомендации
по
работе
со
студентами
групп
нового
набора:
1. Активизация деятельности по созданию благоприятного эмоционального
климата
на
учебных
занятиях
в
группах
и
техникуме,
по
сплочению
коллектива;
2. Оказание помощи студентам в нахождении своего места в коллективе
с в е р с т н и к о в ,
в
р е ш е н и и
к о н ф л и к т н ы х
с и т у а ц и й ;
3. Создание
«ситуации
успеха»: поощрение
проявления
учебной
и
социальной
активности,
настойчивости,
выдержки,
самостоятельности;
п о д д е р ж к а
п о л о ж и т е л ь н о г о
н а с т р о я
н а
в з а и м о д е й с т в и е .
4.
Дать
возможность
студентам
проявить
себя,
самоутвердиться
5. Педагогам использовать щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
6.
Активизировать
внеаудиторную
воспитательно-образовательную
работу
для
создания
благоприятных
условий
взаимодействия
студентов
с
о д н о к у р с н и к а м и
и
п р е п о д а в а т е л я м и ;
7. Создать обстановку взаимопомощи и поддержки.
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации студентов -
первокурсников, таковы:
• адекватность поведения;
• вовлеченность студента в жизнедеятельность группы, техникума;
• проявление способности к самоконтролю и соблюдению порядка, к
общению с одногруппниками и преподавателями;
• терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
• высокий интерес к будущей профессии, готовность к будущей практической
работе.
При
использовании
данных
рекомендаций
необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
и
возраст
студентов,
специфику
учебной
дисциплины, стиль педагогического взаимодействия.
Все эти факторы требуют тщательного анализа в конкретных условиях.
Неоспоримым
остается
следующее:
успешная
адаптация
студентов
к
техникуму в современных условиях невозможна без комплексной психолого-
педагогической
работы,
направленной
на
создание
благоприятных
социально-психологических
и
образовательных
условий
обучения
и
жизнедеятельности.
В
заключение
необходимо
подчеркнуть:
что
одна
из
важнейших
задач
администрации техникума, преподавательского состава, и, самое главное,
классных
руководителей
–
создание
нашим
первокурсникам,
да
и
всем
студентам,
психологически
благоприятной
атмосферы
для
обучения
и
воспитания.