Автор: Маргамова Ирина Мударисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: г.Губкинский ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей младших школьников
Раздел: начальное образование
Маргамова И.М.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г. Губкинский ЯНАО
Искусство бумагопластики как средство развития творческих
способностей младших школьников
Наше
время
–
это
время
перемен.
Одной
из
важных
задач
образовательных учреждений является формирование человека, способного
принимать нестандартные решения, умеющего творчески мыслить.
Мы часто употребляем слова: «творчество», «творческие способности»,
творческое мышление. Что же это такое?
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером,
интересами и способностями личности.
Творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании
принципиально
нового,
не
существовавшего
ранее,
но
и
в
открытии
относительно нового (для данной области знаний, данного времени, для
самого субъекта).
В
развитии
творческих
способностей
у
детей
наиболее
точно
отражаются
моменты
познания,
прежде
всего,
интерес
возбуждает
и
подкрепляет такой учебный материал, который является для ребенка новым,
неизвестным, поражает его воображение, заставляет удивляться. Удивляясь,
ребенок находится в состоянии ожидания чего-то нового, ранее не знакомого.
Большую
роль
в
этом
процессе
играет
организация
практической
деятельности,
целенаправленность
на
достижение
результата.
Эта
направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к
новым, более полным и глубоким знаниям, следовательно, к поиску новых
решений.
Целью
занятий
по
бумагопластике
в
начальной
школе
является
не
складывание
как
можно
большего
количества
разнообразных
фигурок
и
создание разных композиций, а развитие у детей целого ряда способностей и
навыков, в том числе творческих.
Бумажная пластика является универсальным средством обучения, его
можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим
миром,
развитию
речи,
математике,
обучению
грамоте.
Данный
вид
творчества,
помогает
проведению
коррекционной
работы
с
детьми,
имеющими недостатки в развитии, развивает психические процессы, мелкую
моторику пальцев.
На занятиях ребенку не нужно специально запоминать, как создаются те
или иные фигурки, так как навыки постепенно закрепляются. Важно научить
ученика
основным
приемам
складывания
бумаги,
а
также
чтению
схем,
складыванию фигур с использованием условных обозначений, которые тоже
постепенно запоминаются сами собой без специального вычерчивания.
Как
ребенку
легче
запомнить
длинную
цепочку
действий,
которые
необходимо проделать для изготовления той или иной фигурки?
Дети
охотно
ищут
и
находят
образные
сравнения,
после
чего
последовательность действий с бумагой запоминается гораздо легче. Педагог
может
демонстрацию
приемов
создания
фигурки
сопровождать
чтением
сказки,
рассказа
или
стихотворения,
где
образы
действующих
лиц
и
их
действия по ассоциации иллюстрируют совершаемые операции складывания
листа бумаги.
Главная задача в работе над бумажной пластикой – развитие творческого,
пространственного
воображения.
В
технике
бумагопластики
можно
изготовить
игрушки,
маски,
рельефные
стенгазеты,
посвященные
праздничным датам и поздравления, сувениры для друзей, декоративные
композиции
и
т.д.
На
занятиях
применяются
различные
педагогические
технологии.
Особое
внимание
уделяется
выполнению
упражнений
начального
этапа:
надрезы,
прорези,
скручивания,
сгибания.
Также
осваиваются области применения разных приемов при работе с бумагой.
При работе особенно важно обеспечение мотивации, настрой на тему
заранее, как бы невзначай. Чтобы идея шла от детей.
При выборе заданий учитываются увлечения детей. Это сказывается на
появлении и углублении интереса ребенка. Справившиеся с заданием дети
помогают тем, которые испытывают трудности. В воспитательных целях
постоянно поощряется взаимопомощь и взаимовыручка.
На
занятиях
бумажной
пластикой
необходимо
следить,
чтобы
во
взаимоотношениях
в
коллективе
присутствовал
такт.
Особое
внимание
уделяется воспитанию духа состязательности и соревновательности.
Авторские
работы
с
проявлением
творческих
элементов
у
детей
появляются в следующих моментах когда:
- При выполнении классических работ ребенок совершает ошибку, которая
может
стать
толчком
в
создании
работы,
сильно
отличающейся
от
первоначальной задумки.
- Ребенок сознательно вносит изменения на последних этапах складывания.
Педагог может давать такие творческие задания на занятиях: предложить
начало складывания, а продолжение каждый ребенок придумывает сам.
-
Педагог
предлагает
ученикам
для
преодоления
инерции
мышления
выполнить
наложение
базовых
форм,
и
использовать
возможности
получившейся
заготовки.
Это
возможно
после
ознакомления
с
уже
имеющимися в книгах изделиями, выполненными с использованием этих
приемов.
- В фигурке, которая еще не завершена, абстрактна, ребенок может увидеть
какой-то образ и усовершенствовать его при последующих действиях.
-
В
нескольких
листочках
бумаги,
сложенных
в
любой
технике
и
соединенных вместе, как из деталей конструктора получаются новые образы
предметов, животных, птиц, рыб, насекомых, людей.
- При изучении многомодульного складывания дети, заготовив одинаковые
детали
и
освоив
принципы
их
соединения,
создают
совершенно
индивидуальные
плоскостные
или
объемные
конструкции,
а
также
придумывают новые способы соединения деталей.
-
Появляются
новые
орнаменты
и
объемные
конструкции
в
результате
творческих заданий на основе заранее соединенных одинаковых базовых
форм или чередующихся двух разных базовых форм.
- Новая работа появляется при экспериментировании с форматом и формой
исходного листа, с применением надрезов.
-
Ученик
самостоятельно
формулирует
себе
задание
из
одного
листа
определенного формата (или нескольких) придумать и выполнить какой-то
четко определенный образ.
Задания могут быть разными не только по тематике, но и по способу и
форме выполнения:
1.
Создание каждым ребенком своего индивидуального бумажного
мира. Это выполнение плоскостных или объемных композиций из отдельных
фигур,
выполненных
в
технике
бумажной
пластики
по
уже
известным
схемам.
2.
Создание новых многомодульных конструкций уже из известных
деталей.
3.
Создание авторских работ – изобретений в классической технике.
4.
Создание новых работ с применением ножниц и нестандартных
форматов и форм листа.
При
индивидуально-коллективной
форме
работы
занятие
может
проходить по следующей схеме:
1.
Возникновение идеи.
2.
Работа в микрогруппах над идеей.
3.
Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры, материала,
техники исполнения и композиции.
4.
Распределение объема работы индивидуально.
5.
Индивидуальная
работа
при
поддержке
педагога
в
технике
бумажного конструирования.
6.
Коллективная
сборка
–
монтаж
композиции,
обсуждение,
сотворчество.
7.
Добавление деталей, «заселение» персонажей.
8.
Анализ выполненного проекта.
Бумажная пластика, как и все виды работ с бумагой, выполняется в
определенной
последовательности:
выбор
сюжета,
составление
эскиза
к
картине, подбор бумаги по цвету
и качеству, наложение фона на основу
(плотный ватман, картон), изготовление объемных деталей (конструкций),
раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на фон, оформление готовой
работы в рамку.
Выбирая
цвет
фона
и
цвет
объемных
деталей
необходимо
учесть
принцип контрастности цветовых пятен, чтобы элементы композиции не
сливались с фоном.
При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к
книгам, альбомам по искусству.
Кроме
создания
всевозможных
фигур
и
конструкций
творческая
личность может поставит перед собой и другие проблемы. В результате
решений
этих
проблем
появляются
технологии
складывания
и
конструирования.
Показателями
проявления
творческих
способностей
здесь
могут
служить:
оригинальность
форм,
цветовое
решение,
количество
деталей,
длительность и смысловая завершенность сюжета.
В работе над развитием творческих способностей очень важна роль
взрослого.
Дети
сами
не
в
состоянии
полностью
организовать
свою
деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен
разъяснить
смысл
каждого
задания,
стимулировать
нестандартные
и
интересные
решения,
помочь
ребенку
оценить
уровень
предложенных
решений.
Таким образом, использование бумажной пластики в образовательном
процессе младших школьников всесторонне влияет на развитие учащихся,
позволяет
проявить
творческий
потенциал,
способствует
формировать
доброжелательные отношения в коллективе.
Литература:
1.
Киселева А. Искусство складывания из бумаги. - М.: Просвещение,
2000. - 95 с.
2.
Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АСТ - ПРЕСС, 2000. – 160 с.