Автор: Богданова Александра Игоревна Должность: воспитатель логопедической группы Учебное заведение: МБДОУ №37 Населённый пункт: станица Новопокровская, Краснодарского края Наименование материала: Выступление на РМО Тема: "Играем c пальчиками и развиваем речь" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №37
Выступление на РМО
«Играем c пальчиками и развиваем речь»
(развитие мелкой моторики у детей)
(Консультация для педагогов)
Подготовила воспитатель
логопедической группы
Богданова А.И.
ст. Новопокровская
2015г.
“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга”
И.П.Павлов
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал
еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти
выводы не случайны.
Отношение
к
рукам
у
человечества
всегда
было
особым,
даже
мистическим.
Руки
добывали
огонь,
пищу,
защищали,
строили
жилище,
создавали все необходимое для жизни…
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости
руки отразилась в загадках: “А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на
которых двух шуб хватает?”, в пословицах: “Отбиться от рук”, “Всё дело в
его руках”, “Дать волю рукам”, “Глаза бояться, а руки делают”.
Одним из показателей и условий хорошего физического и психического
развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как
принято называть мелкой пальцевой моторики.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают
формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его
деятельности, в том числе двигательной и ручной. Сначала развиваются
движения
пальцев
рук,
когда
они
достигают
достаточной
точности,
начинается развитие речи.
Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в
доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только
разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится
понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших
предков.
Задолго
до
открытия
учеными
взаимосвязи
руки
и
речи
они
придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки:
«Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.
Опыт работы в логопедической группе подтверждает, что уровень развития
речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие
на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается
на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми
включаем игры и задания для развития общей и специальной моторики с
учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы
рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к
самообслуживанию
(застёгиванию
пуговиц,
завязыванию
шнурков),
одновременно
стимулируем
речевую
активность,
а
значит,
развиваем
интеллектуальные способности ребёнка.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.
Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи
напрямую
зависят
от
развития
мелкой
моторики
(то
есть
умения
манипулировать
пальчиками).
Разучивание
текстов
с
использованием
“пальчиковой”
гимнастики
стимулирует
развитие
мышления,
внимания,
воображения,
воспитывает
эмоциональную
выразительность,
быстроту
реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается
более выразительной.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
-
сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить
лексику;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро
пойдут в школу;
- предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды
начинающих школьников;
- развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться
именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
-
научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
“телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
-
ощутить
радость
взаимопонимания
без
слов,
понять
возможности
несловесного общения;
- а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться
в мире правшей.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики
Начинать
пальчиковую
гимнастику
рекомендуется
с
разминки
пальцев:
сгибания
и
разгибания.
Можно
использовать
для
этого
упражнения
резиновые игрушки с пищалками.
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза
пальцев и кисти.
- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может
самостоятельно
принять
позу
и
выполнить
требуемое
движение,
педагог
берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка
самого
поддерживать
одну
руку
другой
или
помогать
свободной
рукой
действиям работающей.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми
любого возраста.
Способы развития мелкой моторики.
1.
Игры с пальчиками. Детей 3 -4 лет необходимо учить:
•
Запускать пальцами мелкие волчки
•
Разминать пальцами пластилин и глину
•
Катать пальцами мелкие бусинки, шарики и т.п.
•
Пальчиковые игры.
•
Нанизывать крупные бусины на нитку.
•
Завязывать узлы на тонкой и толстой верёвках.
•
Застёгивать крючки, молнии, замочки, закручивать крышки,
и др.
2. В 5 – 6 лет, когда точность произвольных движений возрастает,
детям предлагается выполнять задания, требующие достаточной точности и
согласованности движений кистей рук:
• Упражнения с прищепками – массаж фалангов пальцев рук и
увлекательные дидактические игры.
• Игры со счётными палочками.
• Игры с резиночками.
• Упражнения с мячиками Су-джок.
•
Игры
с
мелкими
предметами:
пуговицами,
бусинками,
декоративными камешками.
• Разрезные картинки и пазлы разных фактур и размеров.
•
Разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы «Коврики»
•
Изготовление бус из скрученной бумаги
•
Постоянные
упражнения
с
ножницами:
вырезание
различных
фигурок, аппликация, составление композиций и т.п.
•
Рукоделие: вышивание, пришивание пуговиц, простейшие виды
вязания.
3.
Очень
важной
частью
работы
по
развитию
моторики
являются
классические пальчиковые игры без предметов, с речевым сопровождением.
Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Многие
игры требуют участия обеих рук.
4.
С
детьми
старшего
возраста
проводятся
упражнения
по
изображению предметов и явлений с помощью рук; инсценируются стихи и
сказки.
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная
гимнастика
рекомендуется
как
предварительный
этап
перед
активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все
упражнения
проводятся
в
игровой
форме.
Сложность
их
должна
выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Необходимо помнить три важных правила.
первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например,
потрясти кистями рук);
третье:
поскольку
пальчиковая
гимнастика
оказывает
комплексное
воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Можно сделать вывод, что пальчиковая игра – это театр, актеры которого
всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического
развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игре
у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память
и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества
как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться
и
р а с с л а б л я т ь с я .
С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные,
слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность,
способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать
свое
внимание
и
правильно
его
распределять,
совершенствуются
умения
соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.