Автор: Габдуллина Лилия Наильевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Балтасинская СОШ"
Населённый пункт: пгт Балтаси,Балтасинский район
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Раздел: начальное образование
Формирование нравственных качеств младших школьников
на уроках литературного чтения.
Актуальность представленного исследования обусловлена
тем, что вопросы
нравственного воспитания в системе общего образования имеют особую социальную
направленность. Процесс формирования нравственных качеств младших школьников
является востребованным и актуальным в контексте реалий и перспектив развития
современного
общества.
В
социально-экономических
и
социально-культурных
условиях
развития
современного
общество
вопросы
изучения
и
развития
нравственных
качеств
младших
школьников
являются
особенно
востребованными
актуальными.
Это
связано
с
тем
обстоятельством,
что
духовно-нравственный
потенциал
ребенка
формируется
в
младшем
школьном
возрасте,
т.к.
младший
школьный возраст является сенситивным возрастом для педагогического воздействия на
развитие нравственной сферы личности младшего школьника. Современное общество
испытывает
острую
потребность
в
ответственных
и
доброжелательных
людях,
способных ответственно и доброжелательно строить свою деятельность. Поэтому уже в
младшем школьном возрасте необходимо формировать такие нравственные свойств
личности школьника как ответственность и доброжелательность.
Формирование нравственных качеств младшего школьника должно осуществляться в
процессе как учебной, так и вне учебной деятельности. В особенности при изучении
литературных произведений русских и татарских авторов в начальных классах.
Цель данного исследования -
теоретически
обосновать
и выявить психолого-
педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на
уроках литературного чтения
Объект исследования: формирование нравственных качеств младших школьников на
уроках литературного чтения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования нравственных
качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза
исследования:
формирование
нравственных
качеств
детей
на
уроках
литературного чтения будет эффективным, если: выявлены и обоснованы психолого-
педагогические условия, заключающиеся, в том, что учитель осуществляет на уроках
литературного
чтения
диагностику
сформированности
таких
качеств
как:
ответственность и доброжелательность и с учетом их проявления создает оптимальные
условия для их формирования.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность и содержание нравственного развития младших школьников в
учебной деятельности.
2. Выявить уровни сформированности нравственных качеств младших школьников.
3.Экспериментально подтвердить эффективность
психолого-педагогических условий
формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного
чтения.
Решение задач позволило выявить следующее:
1) Сущность и задачи нравственного развития младших школьников заключаются в
накоплении нравственного опыта, на который оказывают прямое влияние: развитие
мышления,
овладение
разнообразными
способами
работы
с
учебным
материалом;
организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.
Решение этих задач проводится комплексно, постоянно на всех уроках
2) Основными особенностями нравственного развития детей являются: склонность к
игре;
невозможность
долго
заниматься
монотонной
деятельностью;
недостаточная
четкость
нравственных
представлений
в
связи
с
небольшим
опытом;
может
существовать
противоречие
между
знанием
и
практическим
применением;
неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками.
3)
Оптимальные
условия
формирования
нравственных
качеств
учащихся
и
его
показатели
рассматриваются
с
педагогических
позиций,
предполагающих
использование
системы
разнообразных
средств
учета.
Смысл
изучения
учащихся
состоит том, чтобы намечать (прогнозировать) перспективы воспитательной работы и
осуществлять ее с учетом особенностей школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Младший
школьный
возраст
является
сенситивным
возрастом
для
развития
нравственной сферы личности.
Младший школьный возраст – это возраст ,в котором младшие школьники становятся
наиболее
чувствительными
к
педагогическому
воздействию.
Поэтому
воспитателю
начальных классов, в особенности во время чтения художественных произведений,
народных сказок, легенд, сказаний, необходимо использовать их как средство изучения
и развития нравственных качеств младших школьников.
Нравственные качества младшего школьника- это такие качества личности, которые
определяют
его
нравственное
поведение
и
нравственное
сознание
и
проявляются,
прежде всего в таких качествах личности, как ответственность и доброжелательность.
Ответственность - это такое качество которое проявляется в готовности и умении
отвечать за свои слова, поступки, исполнительности. Доброжелательность - это учение
делать добро людям, быть приветливым, понимать и сочувствовать другим людям.
Произошел резкий сдвиг в изменении и поведения ребенка в нравственных ситуациях.
Кроме количественных изменений произошли и качественные изменения. Дети стали
более
нравственные,
т.е.
стали
чаще
и
активно
проявлять
такие
качества,
как:
ответственность и доброжелательность
Список используемой литературы:
1.
Аплетаев
М.Н.
Система
воспитания
личности
в
процессе
обучения:
Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 2009.-121с.
2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка – М:1979, т.11
3.
Воспитание
личности
школьника
в
нравственной
деятельности:
Метод
рекомендации/Ом.гос. пед. ин – т им Горького – Омск: ОГИПИ, 2010-89с
4. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников.-2008.-134с.
5.
Марьенко И.С. Нравственные становления личности школьника: Просвящение.-
2005.-234с.
6 Мухина В.С. Возрастная психология.-М.-2009-345с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 – издание: 1995.-567с.
8. Улодов А.К. Нравственное воспитание: М.- 2009.-234с.