Напоминание

Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.


Автор: Габдуллина Лилия Наильевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Балтасинская СОШ"
Населённый пункт: пгт Балтаси,Балтасинский район
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование нравственных качеств младших школьников

на уроках литературного чтения.

Актуальность представленного исследования обусловлена

тем, что вопросы

нравственного воспитания в системе общего образования имеют особую социальную

направленность. Процесс формирования нравственных качеств младших школьников

является востребованным и актуальным в контексте реалий и перспектив развития

современного

общества.

В

социально-экономических

и

социально-культурных

условиях

развития

современного

общество

вопросы

изучения

и

развития

нравственных

качеств

младших

школьников

являются

особенно

востребованными

актуальными.

Это

связано

с

тем

обстоятельством,

что

духовно-нравственный

потенциал

ребенка

формируется

в

младшем

школьном

возрасте,

т.к.

младший

школьный возраст является сенситивным возрастом для педагогического воздействия на

развитие нравственной сферы личности младшего школьника. Современное общество

испытывает

острую

потребность

в

ответственных

и

доброжелательных

людях,

способных ответственно и доброжелательно строить свою деятельность. Поэтому уже в

младшем школьном возрасте необходимо формировать такие нравственные свойств

личности школьника как ответственность и доброжелательность.

Формирование нравственных качеств младшего школьника должно осуществляться в

процессе как учебной, так и вне учебной деятельности. В особенности при изучении

литературных произведений русских и татарских авторов в начальных классах.

Цель данного исследования -

теоретически

обосновать

и выявить психолого-

педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на

уроках литературного чтения

Объект исследования: формирование нравственных качеств младших школьников на

уроках литературного чтения.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования нравственных

качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза

исследования:

формирование

нравственных

качеств

детей

на

уроках

литературного чтения будет эффективным, если: выявлены и обоснованы психолого-

педагогические условия, заключающиеся, в том, что учитель осуществляет на уроках

литературного

чтения

диагностику

сформированности

таких

качеств

как:

ответственность и доброжелательность и с учетом их проявления создает оптимальные

условия для их формирования.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1.Рассмотреть сущность и содержание нравственного развития младших школьников в

учебной деятельности.

2. Выявить уровни сформированности нравственных качеств младших школьников.

3.Экспериментально подтвердить эффективность

психолого-педагогических условий

формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного

чтения.

Решение задач позволило выявить следующее:

1) Сущность и задачи нравственного развития младших школьников заключаются в

накоплении нравственного опыта, на который оказывают прямое влияние: развитие

мышления,

овладение

разнообразными

способами

работы

с

учебным

материалом;

организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.

Решение этих задач проводится комплексно, постоянно на всех уроках

2) Основными особенностями нравственного развития детей являются: склонность к

игре;

невозможность

долго

заниматься

монотонной

деятельностью;

недостаточная

четкость

нравственных

представлений

в

связи

с

небольшим

опытом;

может

существовать

противоречие

между

знанием

и

практическим

применением;

неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками.

3)

Оптимальные

условия

формирования

нравственных

качеств

учащихся

и

его

показатели

рассматриваются

с

педагогических

позиций,

предполагающих

использование

системы

разнообразных

средств

учета.

Смысл

изучения

учащихся

состоит том, чтобы намечать (прогнозировать) перспективы воспитательной работы и

осуществлять ее с учетом особенностей школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Младший

школьный

возраст

является

сенситивным

возрастом

для

развития

нравственной сферы личности.

Младший школьный возраст – это возраст ,в котором младшие школьники становятся

наиболее

чувствительными

к

педагогическому

воздействию.

Поэтому

воспитателю

начальных классов, в особенности во время чтения художественных произведений,

народных сказок, легенд, сказаний, необходимо использовать их как средство изучения

и развития нравственных качеств младших школьников.

Нравственные качества младшего школьника- это такие качества личности, которые

определяют

его

нравственное

поведение

и

нравственное

сознание

и

проявляются,

прежде всего в таких качествах личности, как ответственность и доброжелательность.

Ответственность - это такое качество которое проявляется в готовности и умении

отвечать за свои слова, поступки, исполнительности. Доброжелательность - это учение

делать добро людям, быть приветливым, понимать и сочувствовать другим людям.

Произошел резкий сдвиг в изменении и поведения ребенка в нравственных ситуациях.

Кроме количественных изменений произошли и качественные изменения. Дети стали

более

нравственные,

т.е.

стали

чаще

и

активно

проявлять

такие

качества,

как:

ответственность и доброжелательность

Список используемой литературы:

1.

Аплетаев

М.Н.

Система

воспитания

личности

в

процессе

обучения:

Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 2009.-121с.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка – М:1979, т.11

3.

Воспитание

личности

школьника

в

нравственной

деятельности:

Метод

рекомендации/Ом.гос. пед. ин – т им Горького – Омск: ОГИПИ, 2010-89с

4. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников.-2008.-134с.

5.

Марьенко И.С. Нравственные становления личности школьника: Просвящение.-

2005.-234с.

6 Мухина В.С. Возрастная психология.-М.-2009-345с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 – издание: 1995.-567с.

8. Улодов А.К. Нравственное воспитание: М.- 2009.-234с.



В раздел образования