Автор: Куприянова Дария Аммосовна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский коммунально-строительный техникум"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительное образование как ресурс организации внеурочной деятельности студентов
Раздел: среднее профессиональное
Дополнительное образование как ресурс организации внеурочной
деятельности студентов
Куприянова Дария Аммосовна, преподаватель
физической культуры
ГБПОУ РС(Я) «Якутский коммунально-строительный техникум»
Введение.
В связи с внедрением ФГОС СПО внеурочная деятельность является
неотъемлевой
частью
образовательного
процесса.
Стандарт
ставит
обучающегося в центр образовательного процесса и это говорит о том, что,
что
профессиональная
образовательная
организация
обязана
обеспечить
развитие обучающегося как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Также
работодателей
интересует
специалист,
который
обладает
в
равной степени и профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности, и общими компетенциями,
включающими способность понимать сущность и социальную значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый
интерес,
организовывать собственную деятельность, анализировать производственную
ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы, использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
Актуальность.
В
современном
обществе
именно
личные
качества
становятся
решающими
при
приеме
на
работу
молодого
специалиста,
поэтому
обеспечение эффективности воспитательной работы со студентами СПО -
одна из актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ
СПО.
Проблемы
формирования
воспитательного
пространства
в
образовательных
учреждениях
СПО
определяется
необходимостью
уд о в л е т в о р е н и я
г о с уд а р с т в е н н о г о
з а к а з а
н а
п о д г о т о в к у
конкурентноспособного специалиста среднего звена.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении
достижения
планируемых
результатов
обучающихся
в
соответствии
с
основной
профессиональной
образовательной
программой
среднего
профессионального
образования,
создание
условий
для
проявления
и
развития
студентов
своих
интересов
на
основе
свободного
выбора,
постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
развитие
физических,
творческих
способностей
с
помощью
работы кружков, секций;
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей
обучающихся к различным видам деятельности;
оказание помощи в поисках «себя»;
создание условий для индивидуального развития обучающихся в
избранной сфере внеурочной деятельности;
развитие
не формального
общения,
в з а и м од е й с т в и я ,
сотрудничества
Воспитательный
процесс
в
образовательных
учреждениях
профессионального образования имеет свою специфику. Прежде всего, его
цели
и
задачи
учитывают
психологические
особенности
юношеского
возраста: стремление к самостоятельности, самоопределению, поиск своей
индивидуальности
и
др.
В
содержательном
плане
воспитание
в
профессиональном
образовательном
учреждении
направлено
на
решение
задач
социальной
и
профессиональной
адаптации,
формирование
профессиональных
качеств
и
качеств
гражданина,
развитие
мотивации
к
учебно-профессиональной деятельности, лидерских качеств, умение вести
здоровый образ жизни.
Для реализации задач
в техникуме
разработан
план организации
внеурочной деятельности. Создана рабочая группа по разработке модели
внеурочной
деятельности,
проведен
анализ
имеющихся
ресурсов
и
возможностей
образовательного
учреждения.
В
модель
организации
внеурочной деятельности включены:
Мероприятия
для
создания
системы
внеурочной
деятельности,
поддерживающей процесс обучения:
составление перечня программ внеурочной деятельности;
назначение руководителей для проведения внеурочных занятий;
разработка программы внеурочной деятельности;
материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
информирование студентов о системе внеурочной деятельности.
включение в план работы студенческого самоуправления
Принципы организации внеурочной деятельности в техникуме:
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора
на
традиции
и
положительный
опыт
организации
внеурочной
деятельности в техникуме;
опора на ценности воспитательной системы техникума;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей
каждого
студента.
определение программ по направлениям внеурочной деятельности, исходя из
имеющихся возможностей техникума
Внеучебная деятельность студентов в техникуме создает оптимальные
условия
для
раскрытия
их
творческих
способностей
разностороннего
развития
личности,
приобретения
организаторских
и
управленческих
навыков,
необходимых
будущему
специалисту
с
т ех н и ч е с ко й
направленностью.
Внеаудиторная деятельность в техникуме - целенаправленный процесс,
объединяющий комплексные мероприятия. Система воспитательной работы в
техникуме
совершенствуется
за
счет
активного
вовлечения
студентов
в
различные
формы
культурно-массовой,
спортивно-оздоровительной,
кружковой
работы,
в
участиях
в
смотрах-конкурсах,
учебно-
исследовательской работе и т.д.
Кружковые
работы
в
техникуме
развивается
по
нескольким
направлениям:
1. Художественно-эстетическое: танцевальный кружок,
2. Техническое: сварочное мастерство, техническое творчество, мозайка
и мозаичные композиции (плитка), макетирование зданий и территорий.
3.
Физкультурно-спортивное:
настольный
теннис,
шашки,
шахматы,
национальные прыжки, стрелковый спорт, гиревой спорт).
Ежегодно
в
течение
всего
учебного
процесса
большую
работу
проводят совместно с медиком и педагогом-психологом, преподаватели и
кураторы групп по пропаганде ЗОЖ. Большое внимание уделяется студентам,
которые проживают отдельно от родителей. Это не только
наблюдение за
здоровьем и здорового образа жизни, но и в той среде, где он живет.
Благодаря дружескому общению коллектива со студентами помогаем
выявить и предотвратить риск заболеваемости среди студентов. Большую
роль
в
здоровье
студента
играет
психологическая
помощь,
которую
выполняет воспитательный отдел. Именно поддержка и понимание помогает
создать
хорошую
среду
в
учебно-воспитательном
процессе
и
сохранить
здоровье молодого поколения.
Важнейшей
составляющей
воспитательной
работы
является
дополнительное
образование,
т.к.
оно
дает
возможность
студентам
реализовать свои творческие способности, получить умения и знания по
предмету, выходящие за рамки учебной программы, интересно заполнить
свой досуг, приобрести дополнительные профессиональные навыки, стать
конкурентноспособными на рынке труда.
Организация
молодежного
досуга
должна
быть
разнообразной,
интересной, нести развлекательный и ненавязчивый характер. Разумеется, тут
важны как содержание, так и форма предлагаемых внеаудиторных занятий,
развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи.
Единственный способ обеспечить именно такой досуг - это предоставить
возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных
видах отдыха и развлечений.
Постоянное
участие
наших
студентов
на
митингах,
фестивалях,
концертах
художественной
самодеятельности;
встречах
с
ветеранами
Великой Отечественной войны; субботниках и студенческих строительных
отрядах; в посвящениях первокурсников и проводах выпускников – все это
развивает
творческий
потенциал
каждого
студента,
их
коллективизм,
нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Концертные номера, проводимые нашими студенческими творческими
коллективами, посвященные различным знаменательным датам, оказывают
огромное
влияние
на
воспитательный
процесс
наших
студентов,
для
организации
досуга
студенческой
молодежи,
также
как
физкультурно-
оздоровительная работа и спортивно-массовая работа.
В нашем техникуме налажена система профилактической работы в
учебном
корпусе
и
студенческом
общежитии;
систематические
встречи
студентов
с
работниками
правоохранительных
органов
и
общественных
организаций;
укрепление
волонтерских
движений,
работа
студенческого
самоуправления,
студенческого
строительного
отряда
способствует
предотвращению преступления и правонарушения со стороны студентов.
Большой
интерес
проявляют
наши
студенты
к
организуемым
экскурсиям по историческим и памятным местам, посещению исторических
памятников, которые проводятся как в рамках учебного процесса, так и в
соответствии
с
планом
культурно-массовой
работы.
Студенческий
совет
техникума снял видеоролик на тему «Территория без наркотиков», который
победил в Республиканском конкурсе «Антинаркотический урок» по ЗОЖ.
Это позволило техникуму в 2015 году принять участие в республиканском
мероприятии с защитой проекта «Создание и организация работы спортивной
площадки на территории техникума».
Проект
защитил
студент
1
курса
группы
«Строительство
и
эксплуатация зданий и сооружений» Малыгин Евгений.
В этом
учебном году состав студенческого совета принял участие в
Республиканском
молодежном
слете
профессиональных
образовательных
организаций Республики Саха (Якутия) «СТАРТ-2015», посвященный 70-
летию Победы в Великой Отечественной войне в поселке Нижний – Бестях.
Ежегодно
по
плану
воспитательной
работы
среди
студентов
проводится
соревнование по стрельбе «СКАТ» совместно с УФСНК России по РС (Я).
Подготовка
квалифицированных
специалистов
в
современное
время
требует передачи студентам не только хороших профессиональных знаний,
но
и
развитие
его
высоких
нравственных
качеств.
Приоритетным
направлением в этой области является духовное воспитание личности. И в
этом
велика
роль
бесед,
встреч
с
приглашением
гостей.
Мы
стараемся
воспитывать
своих
студентов
на
основе
национальных
традиций
и
общечеловеческих ценностей. Ежегодно стало традицией в нашем техникуме
проведение
выставки
прикладного
творчества
работы
студентов
и
работников техникума. Каждый год увеличивается количество участников,
количество
представленных
экспонатов.
Ориентация
студентов
на
общечеловеческие
ценности
и
идеалы
связана
с
необходимостью
формирования у них национального самосознания, воспитания в духе мира.
Все
это,
в
конечном
результате,
и
будет
составлять
базовую
культуру
студентов.
Вышеизложенное еще раз подтверждает, что образование в техникуме –
это не только получение знаний, но и формирование личностных качеств
обучающихся.
Общей
целью
воспитания
студентов
нашего
техникума
считаем разностороннее развитие личности, будущего конкурентоспособного
специалиста с техническим образованием, обладающего высокой культурой,
интеллигентностью,
социальной
активностью,
качествами
гражданина-
патриота, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.
Таким образом, занятия
студентов во внеаудиторной деятельности,
воспитание в стенах учебного заведения - это специально организованная
работа,
направленная
на
становление
у
студентов
системы
убеждений,
нравственных
норм
и
общекультурных
качеств,
предусмотренных
получаемым образованием.
№
Наименование
Учебный год
2013 -2014г
2014 – 2015г
2015 – 2016г
1.
« В о л е й б о л »
п р е п о д а в а т е л ь
Куприянова Д.А
О х в а т
2 5
студентов.
П р о в од и т с я
в
неделю 2 раза.
О х в а т
2 5
студентов.
П р о в од и т с я
в
неделю 2 раза.
Охват 28 студентов
П р о в о д и т с я
в
неделю 2 раза.
2.
« М о з а и к а
и
м о з а и ч н ы е
композиции»
(плитка)
–
зав.
мастерской Иванова М.В.
О х в а т
1 0
студентов.
П р о в од и т с я
в
неделю 2 раза.
О х в а т
1 2
студентов.
П р о в од и т с я
в
неделю 2 раза.
Охват 12 студентов.
П р о в о д и т с я
в
неделю 2 раза
3.
«Сварочное
мастерство»
-
зав.
мастерской Кокош В.М.
О х в а т
1 0
студентов.
П р о в од и т с я
в
неделю 3 раза.
О х в а т
1 2
студентов.
П р о в од и т с я
в
неделю 3 раза.
Охват 12 студентов.
П р о в о д и т с я
в
неделю 3 раза.
4.
«Танцевальный кружок» – педагог-
организатор Турнина И.М.
О х в а т
1 2
студентов.
П р о в од и т с я
в
неделю 2 раза.
О х в а т
1 2
студентов.
П р о в од и т с я
в
неделю 2 раза
Охват 16 студентов.
П р о в о д и т с я
в
неделю 2 раза
5.
« Н а с т о л ь н ы й
т е н н и с »
-преподаватель Хлебников В.Н
О х в а т
1 0
с т у д е н т о в .
В
неделю 2 раза
О х в а т
1 0
с т у д е н т о в .
В
неделю 2 раза
Охват 10 студентов.
В неделю 2 раза
6.
«Промышленное
и
гражданское
строительство»
преподаватель
Чиркова Е.П.
О х в а т
1 0
с т у д е н т о в .
В
неделю 2 раза
О х в а т
1 2
с т у д е н т о в .
В
неделю 2 раза
Охват 12 студентов.
В неделю 2 раза
7.
«Геодезия» Хлебников В.Н
Охват
10
студентов
в
неделю 2 раза
Охват
10
студентов
в
неделю 2 раза
Охват
1 0
с т у д е н т о в
неделю 2 раза
8.
«Художественная
ковка»
Кокош
В.М
Охват
12
с т у д е н т о в
в
неделю 2 раза
Охват 12
с т у д е н т о в ,
в
неделю 2 раза
Охват
12
с т у д е н т о в
в
неделю 2 раза
2013-2014 уч.гг
2014-2015 уч.гг.
2015-2016 уч.гг
90
95
100
105
110
115
99
105
112
Охват студентов кружковой работой
за 3 уч.гг
Количество
Проблема:
Современное
состояние
воспитательной
среды
в
учреждениях
профессионального
образования
имеет
ряд
проблем,
препятствующих
формированию воспитательного пространства:
отсутствие спортивного зала для занятия физической культурой.
недостаточное
обеспечение
спортивными
оборудованием,
инвентарем
недостаточное
финансирование
внеаудиторных
мероприятий
( кружков, секций, научно-исследовательских работ).
Кто ответственен за наполнение содержанием внеурочной работы с
студентами и чем оно определяется? Наполнение конкретным содержанием
данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. При
этом в проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской
Федерации
выделены
основные
направления
внеурочной
деятельности,
которые
являются
содержательным
ориентиром
и
представляют
собой
содержательные
приоритеты
при
организации
внеурочной
деятельности,
основанием
для
построения
соответствующих
образовательных программ. Для реализации внеурочной работы по данным
направлениям
предлагаются
следующие
основные
виды
внеурочной
деятельности.
Таблица 1. Направления и виды внеурочной деятельности.
Основные направления
Виды деятельности
■
Спортивно-оздоровительное
■
Художественно-эстетическое
■
Научно-познавательное
■
Военно-патриотическое
■
Общественно-полезная
деятельность
■
Проектная деятельность
>
Игровая;
>
Познавательная;
>
Проблемно-ценностное общение;
>
Досугово-развлекательная
деятельность
(досуговое
общение);
>
Художественное творчество;
У
Социальное
творчество
(социально
преобразующая
добровольческая деятельность);
>
Техническое творчество
>
Трудовая (производственная) деятельность;
>
Спортивно-оздоровительная деятельность;
>
Туристско-краеведческая деятельность.
Более подробно со списком видов внеурочной деятельности можно
ознакомиться в Примерной программе воспитания и социализации в главе
«Примерные виды деятельности и формы занятий с студентами», в которой
предлагаются конкретные формы работы по каждой из задач воспитания и
социализации студентов.
Таким
образом,
в
рамках
перехода
образовательных
учреждений,
реализующих
программы
общего
образования,
на
государственный
образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС)
каждому
педагогическому
коллективу
необходимо
определиться
с
организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной
деятельностью студентов. Организовать - значит упорядочить, установить
определённый
порядок.
Важно
установить,
какие
аспекты,
компоненты
внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была
организована. Исходя из анализа опыта деятельности базовых площадок по
апробации ФГОС, таким компонентами организации могут быть определены:
условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства, результаты.
Компонент
организации
Содержание компонента
Условия
Региональные особенности. Социо-культурная ситуация ОУ.
Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ. Стратегии помощи и
поддержки
педагогических
кадров,
студентов,
родителей.
Материально
-
техническое оснащение и информационно - технологическое обеспечение ОУ.
Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в
деятельности ОУ.
Цели
Способствовать личностному становлению студентов.
Способствовать
развитию
творческих
способностей
студентов,
предоставить
возможность реализации им в различных видах деятельности.
Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку студентов.
Мотивация
Переход системы образования на системно - деятельностную парадигму.
Содержание
Направления
внеурочной
деятельности:
спортивно-оздоровительно е,
художественно-
эстетическое,
научно-познавательное,
военно-патриотическое,
общественно полезная деятельность, проектная деятельность - как содержательный
ориентир при построении соответствующих образовательных программ.
Технологии
Проектная деятельность;
дифференциация по интересам;
информационные и коммуникационные технологии;
игровые технологии;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
социально - воспитательные технологии;
технология саморазвития личности студентов.
Средства
Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение:
■
для подвижных занятий и для спокойной работы,
■
для общения и для уединения,
■
для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
■
для поиска информации.
Результаты
Развитие
личности
студентов,
формирование
«компетентности
к
обновлению
компетенций»
формирование
опорной
системы
знаний,
предметных
и
универсальных
способов
действий, обеспечивающих возможность продолжения образования ;
воспитание
умения
учиться
-
способности
к
самоорганизации
с
целью
решения
жизненных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной,
познавательной, саморегуляции.
Таким образом, моделировать внеурочную деятельность преподаватель
имеет
смысл
исходя
из
вышеописанных
компонентов,
опираясь
на
разработанные
ОУ
Программу
духовно-нравственного
развития
и
воспитания студентов на ступени начального общего образования, а также
Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
При этом условия, цели и результаты внеурочной работы будут закреплены в
Программах ОУ; мотивация пронизывает весь переход на ФГОС нового
поколения; средства определяются потребностями и возможностями ОУ.
Наибольшие
вопросы
могут
возникнуть
с
такими
компонентами,
как
содержание
и
технологии.
При
этом
содержание
определяется,
с
одной
стороны
глобальной
целью
воспитания
«нравственного,
ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России», конкретизируется в
задачах
и
направлениях
внеурочной
деятельности,
а
с
другой
стороны,
исходит из запроса самого студента, который имеет право выбирать наиболее
интересующее его направление внеурочной деятельности.
Особо
требуется
рассмотреть
технологии
организации
внеурочной
деятельности,
которые
помогут
преподавателю
организовать
ее
в
соответствии
с
ФГОС
наиболее
эффективно.
Используемая
технология
определяется
руководителем
определенного
направления
внеурочной
деятельности
(педагог-
предметник,
психолог,
специалист
учреждения
дополнительного образования и т.д.) Рассмотрим некоторые особенности
технологий, используемых во внеурочной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приоритет
сохранения
и
укрепления
здоровья
подрастающего
поколения
нашел
отражение
в
важнейших
государственных
документах,
определяющих
стратегию развития образования. В частности, в этих целях, наряду с другими
мероприятиями,
предполагает
проведение
оптимизации
у ч е б н о й ,
психологической и физической нагрузки студентов и создание в образовательных
учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том
числе за счет:
-
использования
эффективных
методов
обучения
здоровьесберегающим
компетентностям;
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья молодежи;
- рационализации досуговой деятельности студентов и молодежи.
На этой основе разрабатываются и апробируются перспективные модели
здоровьесберегающего
образовательного
процесса
в
образовательных
учреждениях
различных
типов
и
видов.
Проблема
сохранения
и
укрепления
здоровья
должна
решаться
с
учетом
анализа
всех
аспектов
социально-
биологической
и
психофизиологической
адаптации
студента
в
ходе
образовательного
процесса
и
имеющего
положительного
опыта
эффективных
форм работы по здоровьесбережению. Создание на базе
центра физической
культуры и здорового образа жизни
с целью повышения качества работы по
сохранению и укреплению здоровья, формирования здоровьесберегающей среды
позволит получить практические эффективные результаты по формированию и
укреплению
психического,
физического
здоровья
студентов
и
в
целом,
будет
способствовать становлению здорового поколения российского общества.
Список используемой литературы:
1.
Алямовская,
В.Г.
Современные
подходы
к
оздоровлению
.образовательном
учреждении
/В.Г.
Алямовская
//Образование
Учебное. – 2014г.
2.
Гордеева
В.А.
Инновационные
подходы
к
физкультурно
оздоровительной работе в СПО // Управление СПО. - 2006.
3.
Казаковцева
Т.С.
Программа
по
валеологии
и
физической
культуре для СПО "Здоровье и Спорт" Киров – 2005г.
4.
Картушина
М.Ю.
Зеленый
огонек
здоровья
//
Управление.
–
2010г.
5.
А.Ю.Семенова, Т.В.Карасева, С.Ю.Толстова // Наука и Спорт. -
2008.
6.
Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Основы безопасности
учреждений / – М.: АСТ, 2006г.