Напоминание

"Последний день Помпеи" Карл Брюллов


Автор: Удовиченко Олеся Римовна
Должность: педагог изобразительного искусства
Учебное заведение: филиал МБУДО ДШИ "Свирель" с. Кубака
Населённый пункт: Оренбургской области Переволоцкого района с.Кубанка
Наименование материала: Урок-лекция Беседы об искусстве
Тема: "Последний день Помпеи" Карл Брюллов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок-лекция по изобразительному искусству

На тему

«Последний день Помпеи»

Карл Брюллов

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с великой картиной Карла Брюллова

«Последний день Помпеи»

Задачи:

1. Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины.

2. Формировать зрительские умения и навыки.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в

жизни и искусстве.

4. Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.

Оборудование:

1.Репродукция картины Карл Брюллова «Последний день Помпеи»

и репродукции фрагментов картины.

2. Презентация

3. Музыкальный ряд.

Ход урока.

Карл Брюллов

Живописец родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была

связана с искусством. Закончив Академию художеств с золотой медалью, он

вместе с братом Александром, даровитым архитектором, отправляется в Рим.

В Вечном городе он плодотворно работает, пишет портреты и картины,

которые восхищают публику, критиков и венценосных особ. Шесть лет над

монументальным плотном работал Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»

(описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним

словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Они считали, что

полотно художника вызывает мысли о героическом прошлом их родины

именно в то время, когда вся страна охвачена борьбой за свободу

Исторические факты

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» надо начать с

интересного факта: мастер посетил раскопки под Везувием в 1827 году. Это

зрелище его просто ошеломило. Было видно, что жизнь прервалась в городе

внезапно. Были свежи колеи на мостовой, ярки краски надписей, которые

извещали о сдаче помещений в аренду и о предстоящих развлечениях. В

тавернах, где не хватало только продавцов, на столах остались следы от

кубков и чаш.

В первом веке нашей эры произошла серия извержений вулкана Везувий,

которые сопровождались землетрясением. Они разрушили несколько

цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножия горы.

Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был

полностью засыпан вулканическим пеплом. Он оказался погребенным под

семиметровой толщей пепла. Казалось, что город скрылся с лица земли.

Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной

трагедии. Последнему дню древнего города и была посвящена картина

русского художника Карла Брюллова.

«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова.

Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до

полноценного полотна. Ни один русский художник не имел такого успеха в

Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро

закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что

соответствовало масштабу его шестилетнего многострадального детища —

размер холста достигал 30 квадратных метров (!). Примечательно, что само

полотно было написано всего за 11 месяцев, все остальное время ушло на

подготовительную работу.

«Итальянское утро», 1823 год; Кунстхалле, Киль,

Германия

В успех перспективного и талантливого художника,

западные коллеги по ремеслу верили с трудом.

Кавалер Камачугин рассматривая эскизы будущего

шедевра Брюллова он делает вывод, что «тема

требует огромного полотна, но на огромном полотне

пропадет то хорошее, что есть в эскизах; Карл

мыслит небольшими холстами… Маленький

русский пишет маленькие картины…

Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь

покрупнее!» Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся

Существует по меньшей мере две версии того, как зарождалась идея

написания «Помпеи». Неофициальная версия — Брюллов, пораженный

представлением в Риме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний

день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины.

По другой версии, идея восстановить сюжет «гибели» пришла благодаря

раскопкам археологов, обнаруживших погребенный и заваленный

вулканическим пеплом, каменными обломками и лавой город в 79 году. Почти

18 столетий город пролежал под пеплом Везувия. И когда его раскопали,

перед взором изумлённых итальянцев предстали дома, статуи, фонтаны,

улицы Помпеи…

В раскопках также принимал участие старший брат Карла Брюллова —

Александр, изучавший с 1824 года развалины древнего города.

За составленный им проект реставрации «Помпейских терм», он

получил звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента

Французского института, члена Королевского института архитекторов в

Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге…

Александр Павлович Брюллов, автопортрет 1830 г.

Кстати, в середине марта 1828 года, когда художник

находился в Риме, Везувий вдруг задымился сильнее

обычного, пять дней спустя он выбросил высокий столб

пепла и дыма, темно-красные потоки лавы, выплеснувшись

из кратера, потекли вниз по склонам, послышался грозный

гул, в домах Неаполя задрожали оконные стекла. Слухи об

извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог,

бросились в Неаполь — поглядеть на диковинное зрелище.

Карл не без труда добыл место в карете, где, кроме него,

теснилось еще пять пассажиров, и мог считать себя счастливцем. Но пока

карета преодолевала долгие 240 км из Рима в Неаполь, Везувий перестал

куриться и задремал… Этот факт очень огорчил художника, ведь он мог стать

свидетелем похожей катастрофы, увидеть ужас и зверство разгневанного

Везувия своими глазами.

Работа и триумф

Итак, определившись с сюжетом, дотошный Брюллов стал собирать

исторический материал. Стремясь к наибольшей достоверности изображения,

Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Он говорил,

что все вещи, им изображенные, взяты из музея, что он следует археологам

— «нынешним антиквариям», что до последнего мазка он заботился о том,

чтобы быть «ближе к подлинности происшествия».

Останки людей города Помпеи, наши

дни.

Он и место действия показал на холсте

достаточно точно: «Декорацию сию я

взял всю с натуры, не отступая

нисколько и не прибавляя»; на том

месте, которое попало в картину, при

раскопках найдены были браслеты,

кольца, серьги, ожерелья и обугленные

остатки колесницы. Но мысль картины

много выше и много глубже, чем

желание реконструировать событие,

случившееся семнадцать с половиной

столетий назад. «Вид сих развалин

невольно заставил меня перенестись в

то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии

развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства,

заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя,

стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную

причину», — делился Брюллов в одном из писем.

В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу,

ведущую в Sepolcri Scauro» — монументальную гробницу именитого

горожанина Скавра, и это дает нам возможность точно установить выбранное

Брюлловым место действия.

Ступени гробницы Скавра, скелет матери и дочерей, перед смертью

обнявших друг друга, обгоревшее колесо повозки, табуретка, ваза,

светильник, браслет — все это было пределом достоверности…

Едва полотно было завершено, римская мастерская Карла Брюллова

подверглась настоящей осаде. «…Чудные моменты пережил я, писавши эту

картину! И как теперь вижу стоящего перед нею маститого старца

Камуччини.

Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми,

уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) —

кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Эта часть Помпей была в

1820-е гг. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной

точностью реконструировать на полотне архитектуру.

А вот и само место, которое было в точности сопоставлено с картиной Карла

Брюллова.

Начало работы

Описание картины Брюллова

«Последний день Помпеи» Сначала

был сделан по свежему

впечатлению композиционный

набросок. После этого художник

начал изучать исторические

документы. Художник нашел

нужные ему сведения в письмах

свидетеля этой стихийного

бедствия Плиния Младшего и

известного римского историка

Тацита. В них описан день,

покрытый мглой, толпы мечущихся людей, не знающих, куда им бежать,

крики, стоны... Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть

близких. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний.

Кроме того, художник создавал все новые и новые эскизы, писал различные

группы людей, менял композицию. Это и составляет предварительное

описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Место, где

происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы

Гробниц. Как только Брюллов представил себе раскатистый,

душераздирающий удар грома, он живо представил, как все люди замерли... К

их страху прибавилось новое чувство - неотвратимость трагедии. Это

отразилось в последней композиции художника и составляет описание

картины Брюллова «Последний день Помпеи». Материалы археологических

раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Пустоты, которые

образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы

упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. У Плиния художник

позаимствовал образ матери и юноши.

Самоотверженный труд

Три года велась работа над огромным полотном. Рафаэль оказал огромное

влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и

описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Художник ранее у

него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где

действует около сорока персонажей. Столько же героев изображено на

многофигурном полотне Брюллова? Очень важным было в работе над

картиной ввести в нее своих современников, сблизив далекие эпохи. Так

появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной

группе.Под кистью художника возникает образ его любимой модели Юлии

Самойловой, то в виде девушки, то в виде матери. Ю. Самойлова была

воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Ее

образ заполнил воображение художника, и все женщины на его полотне

приобрели полюбившиеся мастеру черты.

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний

день Помпеи»). Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в

композиции мастер не стремился все заключить в классические

треугольники. Кроме того, прислушиваясь к голосу романтизма, он изобразил

массовую народную сцену, нарушив классический принцип барельефности.

Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина,

которого увлекают испуганные кони. Взгляд зрителя невольно устремляется

за ним в пучину, в круговорот событий. Но не от всех бесстрастных идей

классицизма ушел живописец. Его герои прекрасны внешне и внутренне.

Ужас их положения заглушен идеальной красотой персонажей. Этим смягчен

для зрителя трагизм их состояния. Кроме того, в композиции используется

прием контраста между паникой и спокойствием.

Композиция действия

В холсте, наполненном движением, очень важна ритмика жестов рук и

движений тел. Руки оберегают, защищают, обнимают, с гневом простираются

к небу и бессильно падают. Подобно скульптурам их формы объемны. Их

хочется обойти, чтобы пристальнее рассмотреть. Контур отчетливо

охватывает каждую фигуру. Этот классический прием не отвергали

романтики.

Колорит полотна

Трагически мрачен день катастрофы. Тьма, совершенно непроглядная,

нависла над терпящими бедствие людьми. Эти черные клубы дыма и пепла

разрывают острые яркие молнии. Горизонт заливает кроваво-красный свет

пожара. Его отсветы ложатся на падающие здания и колонны, на людей -

мужчин, женщин, детей - придавая еще больший трагизм ситуации и

показывая неотвратимую угрозу гибели. Брюллов стремится к

естественности освещения, нарушая требования классицизма. Он тонко

улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

Детали картины

Воссоздавая картину извержения, Брюллов следовал знаменитым посланиям

Плиния Младшего к Тациту.

Юный Плиний пережил извержение в морском порту Мизено к северу от

Помпей и подробно описал увиденное: дома, которые, казалось, сдвинулись

со своих мест, широко разлившееся по конусу вулкана пламя, падающие с

неба горячие куски пемзы, тяжелый дождь из пепла, черный непроглядный

мрак, огненные зигзаги, подобные гигантским молниям… И все это Брюллов

перенес на холст.

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он

землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить

направление и силу подземного толчка (8 баллов). Вулканологи отмечают, что

извержение Везувия написано со всей возможной для того времени

точностью. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать

древнеримскую культуру.

Способ восстанавливать

предсмертные позы

погибших, заливая в

образовавшиеся от тел

пустоты гипс, был изобретен

только в 1870 г., но и во время

создания картины

обнаруженные в

окаменевшем пепле скелеты

свидетельствовали о

последних судорогах и жестах

жертв.

Мать, обнявшая двоих

дочерей; молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы,

наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой; люди

на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами

и посудой, — все это не плод фантазии живописца, а художественно

воссозданная реальность.

Автопортрет в картине

На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого

автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой. Себя Брюллов

изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

Автопортрет, а также девушка с сосудом на голове — Юлия

Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: мать, обнимающая

дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, девушка с сосудом на

голове, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы.

Автопортрет и портреты подруги – осознанный «эффект присутствия», делая

зрителя как бы участником происходящего.

«Просто картина»

Известен такой факт, что в среде учеников Карла Брюллова его полотно

«Последний день Помпеи» имело довольно простое название – просто

«Картина». Это значит, что для всех учеников, это полотно было просто

картиной с большой буквы, картиной картин. Можно привести пример: как

Библия является книгой всех книг, слово Библия как будто и означает слово

Книга.

— Я ожидал увидеть исторический роман. Но вы создали много больше. Это

— эпопея… говорил Вальтэр Скот

Библейский сюжет

В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались

трагические сцены. Например, разрушения Содома или египетские казни. Но

в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь

можно было увидеть проявление божьего промысла. Как если бы библейская

история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. На картинах

Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии,

рока. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. На

картине вам не удастся найти главного героя. Его там просто нет. Перед нами

предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

Восприятие именно Помпеи как порочного, погрязшего в грехах города, а его

разрушения как Божественной кары могло основываться на некоторых

находках, появившихся в результате раскопок — это эротические фрески в

древнеримских домах, равно и аналогичные скульптуры, фаллические

амулеты, подвески и так далее. Публикация сих артефактов в издании

«Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном

в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного

шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и

спокойном величии» античного искусства. Вот почему публика начала XIX

века могла ассоциировать извержение Везувия с библейской карой,

обрушенной на нечестивые города Содом и Гоморру.

Точные расчеты

Извержение Везувия

Задумав написать большой холст, К. Брюллов выбрал один из самых трудных

способов его композиционного построения, а именно — свето-теневой и

пространственный. Это требовало от художника точно рассчитать эффект от

картины на расстоянии и математически точно определить падение света. А

еще, чтобы создать впечатление глубокого пространства, ему пришлось

обратить самое серьезное внимание на воздушную перспективу.

Пылающий и отдалении Везувий, из недр которого растекаются по всем

направлениям реки огненной лавы. Свет от них так силен, что ближайшие к

вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Одна французская газета

отмечала этот живописный эффект, которого хотел достичь художник, и

указывала: «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы

воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но

господин Брюллов пренебрег сим средством. Гений внушил ему смелую

мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю

часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии,

рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от

извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на

задний план красноватую полутень».

Характеры персонажей холста

Описание и анализ картины Брюллова «Последний день Помпеи» будет

неполным, если не рассмотреть всех людей, действующих на картине. Для

них наступил день Страшного суда: каменные монументальные здания

рушатся, как бумажные, от подземных толчков. Кругом грохот, крики о

помощи, мольбы богам, которые отказались от несчастных. Сущность

человеческой души полностью обнажена перед ликом смерти. Все группы,

являющиеся по сути портретом, обращены лицом к зрителю. Правая сторона

Среди благородства встречаются низменные лица: корыстолюбивый вор,

который несет драгоценности в надежде, что он выживет. Языческий жрец,

который убегает и пытается спастись, забыв о том, что должен молить богов о

милости. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом...

Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Фото

шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе

руку к небу.Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Они неподвижны и

просто ждут страшной неминуемой участи. Им некому помочь. Христианин с

обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Только

одна фигура спокойна – художник. Его задача - быть выше страха смерти и

навеки запечатлеть трагедию. Брюллов, вводя в картину свой портрет,

показывает мастера как свидетеля разыгравшейся драмы. Центральная и

левая часть холста В центре – разбившаяся намертво молодая мать, которую

обнимает ничего не понимающий малыш. Это очень трагичный эпизод.

Умершая символизирует гибель античного мира. Самоотверженные сыновья

несут бессильного старика-отца. Они наполнены любовью к нему и совсем не

думают о своем собственном спасении. Юноша уговаривает сидящую без сил

мать встать и пойти, чтобы спастись. Вдвоем это трудно, но благородство не

позволяет юному молодому человеку оставить старушку. Молодой парень

всматривается в лицо нежной невесты, совсем потерявшей силу духа от

стоящего кругом грохота, вида смертей, огненного зарева, которые им сулят

гибель. Он не отходит от любимой, хотя смерть может их застигнуть в любой

момент. Ключевой картиной в истории искусства суждено было стать

шедевру «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Он уловил дух времени и

создал полотно о тех, кто умеет жертвовать всем ради своих близких. Об

обыкновенных людях, чьи нравственные понятия стоят неизмеримо высоко

во время жестоких испытаний. Зрелище того, как мужественно они выносят

выпавшее на их долю тяжкое бремя, должно служить примером, как в любую

эпоху и в любом месте действует истинная любовь к человеку.

Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его

буквально на руках выносили из мастерской. Однако, даже пошатнувшиеся

здоровье не прекращает его работы.

В центре картины лежит на мостовой молодая женщина, и ненужные,

рассыпались по камням её драгоценности. Рядом с ней плачет от страха

маленький ребёнок. Прекрасная, красивая женщина, классическая красота

драпировок и золота как будто символизируют утончённую культуру

Древнего Рима, гибнущую у нас на глазах. Художник выступает не только как

артист, мастер композиции и колорита, но и как философ, в зримых образах

рассуждающий о гибели великой культуры.

Женщина с дочерьми

По словам Брюллова, один женский и два детских скелета, засыпанных в этих

позах вулканическим пеплом, он видел на раскопках. Мать с двумя дочерьми

могла ассоциироваться у художника с Юлией Самойловой, которая, не имея

собственных детей, взяла на воспитание двух девочек, родственниц друзей.

Кстати, отец младшей из них, композитор Джованни Пачини, в 1825 году

написал оперу «Последний день Помпеи», и модная постановка стала для

Брюллова одним из источников вдохновения.

Вопреки канонам

Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Каждый большой

художник нарушает существующие правила. В те времена старались

подражать творениям старых мастеров, умевших показать идеальную красоту

человека. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Поэтому у Брюллова нет

искажённых лиц, давки или неразберихи. У него совсем не такая толпа, как

на улице. Здесь нет ничего случайного, и герои так разделены на группы,

чтобы можно было рассмотреть каждого. И вот что интересно – лица на

картине похожи, а позы – разные. Главное для Брюллова, так же как и для

древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением. Это

трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Брюллов не захотел

обезобразить лица людей, их тела ни ранами, ни грязью. Такой приём в

искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от

внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное

создание на земле..

Торжество России

Карл Павлович Брюллов. Художник Завьялов Ф.С.

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи»,

рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев

«пресловутой античной красоты». Критики дружно бранили Брюллова. Для

одних его картина опоздала на двадцать лет, другие находили в ней

чрезмерную смелость воображения, разрушающую единство стиля. Но были

третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем

Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Редкий случай —

общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали

газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов

получил золотую медаль первого достоинства. Россия торжествовала.

«Профессор вне очереди»

Совет академии, отмечая, что картина Брюллова имеет неоспоримо

величайшие достоинства, ставящие ее в число необыкновенных в нынешнее

время художественных творений в Европе, просил разрешения его величества

возвести прославленного живописца в профессорское звание вне очереди.

Два месяца спустя министр императорского двора уведомил президента

академии, что государь не дал на то соизволения и приказал держаться

устава. Вместе с тем, желая изъявить новый знак всемилостивейшего

внимания к дарованиям сего художника, его величество пожаловал Брюллова

кавалером ордена св. Анны 3-й степени.

Размеры полотна

Картина Брюллова захватывающе

красива: огромный размер – 4.5 м. на 6.5

м, потрясающие «спецэффекты»,

божественно сложенные люди, подобные

ожившим античным статуям. «Его

фигуры прекрасны при всем ужасе своего

положения. Они заглушают его своей

красотой», – писал Гоголь, чутко

улавливая еще одну особенность картины

– эстетизацию катастрофы.

Закрепление изученного материала.

Самая сложная задача Карла Брюллова заключалась в следующем —

показать, что перед лицом смерти люди в древнем городе Помпеи оставались

людьми, думали о своих ближних, чувства любви, заботы и сострадания не

покинули героев картины.

Эпиграф:

Был полдень, хмурый, необычный.

А город, полный суеты,

К людскому гомону привычный,

Взирал тревожно с высоты.

Вдруг сумрак плотною стеною

Навис. Исчезло солнце прочь.

Оделось небо мглой густою.

Средь дня пришла внезапно ночь.

Шипя, плюясь, из тучи черной,

Что раскололась на версту,

Как змеи-стрелы красных молний

Взрывали с шумом темноту.

Казалось, ад раскрыл объятия.

Летели камни и песок.

Дрожали, сотрясаясь здания.

И, рушась, падали у ног.

А впереди, на горизонте,

Словно кровавая заря,

Кипела, плавилась, как в домне,

Густая лава из огня.

Стенания, вопли разносились

По узкой улице Гробниц.

И все у Господа просили

Защиты, преклоняясь ниц

Филиал муниципального бюджетного учреждения дополнительного

образования Детская школа искусств «Свирель» «Детская школа искусств с.

Кубанка»

Переволоцкого района Оренбургской области.

План-конспект

открытого урока-лекции.

по предмету «Беседы об искусстве»

.

Тема: «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов

Подготовила: Преподаватель

(художественного отделения)

Удовиченко Олеся Римовна

23.11.2017г.



В раздел образования