Автор: Тарасова Ольга Олеговна
Должность: студентка 4 курса психолого-педагогического образования
Учебное заведение: ТГУ им. Державина
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: научная статья
Тема: "Психолого-педагогический анализ концепций детско-родительских отношений"
Раздел: полное образование
1
Психолого-педагогический анализ концепций детско-родительских
отношений.
Тарасова Ольга Олеговна
Студентка 4 курса психолого-педагогического образования
ГОУВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33.
Как
показывает
анализ
научных
исследований,
проблемы
семьи
и
внутрисемейных отношений изучает множество наук: философия, история,
социология, психология, социальная педагогика и другие.
В научной литературе по данной тематике значимое количество работ
посвящено
детско-родительским
отношениям
(
Э.Г.
Эйдемиллер,
В.
Юстицкис, А.Фромм, Г.Т. Хоментаускас , П.Ф. Лесгафт и т.д.).
Актуальность
изучения
детско-родительских
отношений
объясняется
тем, что семья-это первое общество с которым знакомится ребенок, именно
здесь формируется модель поведения, особенность восприятия гендерных
отношений
и
первичные
навыки
общения.
И,
конечно
же,
это
играет
огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества.
Важность изучения детско-родительских отношений подтверждает их
практическая
поддержка
в
современном
обществе.
Это
отражается
в
социальной
политике
государства
(материнский
капитал),
в
постоянной
разработке нормативно-правовой базы (семейные кодекс, конвенция о правах
ребенка и т.д.), создании различных программ для развития института семьи
и
укрепления
внутрисемейных отношений
(жилье
для
российской
семьи
(ЖРС) и т.д.), а так же интерес отечественных и зарубежных исследователей
(В.В.
Столин,
А.С.
Спиваковский,
А.Я.
Варга,
Э.Эриксон,
К.Хорни
Э.Г.
Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.Я. Варга, А. Рое, М. Сигельман, Дж. Боулби,
М.И. Лисина, А.И. Захарова, Г.Т. Хоментаускас и др.).
2
Возвращаясь к теоретическим основам детско-родительских отношений,
переходим к изучению и анализу точек зрения ученых (научных концепций).
Исследования показывают, что первым направлением, поставившим детско-
родительские отношения в центр развития личности ребенка, является теория
классического психоанализа, автор которой З. Фрейд. По мнению автора,
одним
из
важных
показателей
социального
благополучия
является
своевременное отделение ребенка от родителей. Это связанно с тем, что по
мере
взросления
у
ребенка
меняется
психологическое
восприятие
окружающей
действительности,
происходит
естественное
эмоциональное
отдаление от родителей, в процессе которого отношения трансформируются
и
переходят на более
сложный
этап.
Например, прежняя опека, надзор,
контроль к которому так привыкли родители, очень болезнен для детей в
подростковом возрасте.
В
классическом
психоанализе
влиянию
родителей
на
психическое
развитие
ребёнка
отводится
центральное место.
З.
Фрейд
считал
что,
в
первые годы жизни ребёнка родители – это те лица, с которыми связаны
самые важные ранние переживания. Мать выступает для ребенка, с одной
стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый
объект
либидо,
а
с
другой
-
как
первый
законодатель
и
«контролер».
Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребёнком имеют
важный,
психологический
эффект.
Способ
и
полнота
удовлетворения
биологических потребностей младенца на стадии грудного вскармливания,
предоставления
ему
возможности
получения
удовольствия
от
сосания
закладывают
основы
доверия,
привязанности,
активности
в
отношении
других людей на всю последующую жизнь. Гибкость, терпимость, разумная
требовательность
родителей
в
процессе приучения
ребёнка
к
туалету,
к
опрятности, поддержка стараний ребёнка контролировать себя, способствуют
появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже
творческого мышления.
3
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
теория
классического
психоанализа является фундаментом для формирования личности ребенка.
Нарушение детско-родительских отношений на любом этапе жизни человека
не
проходит
бесследно.
Что
необходимо
учитывать
в
работе
педагога-
психолога.
Теория
психоанализа
послужила
основой
для
развития
многих
современных
концепций,
представляющих
новые
подходы
к
проблеме
детско-родительских
отношений,
например
концепции
Э.
Эриксона,
Э.
Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и других.
Производной
от
взгляда
З.
Фрейда
и
его
теории
является
эпигенетическая
концепция
Э.
Эриксона.
В
ее
основе
лежит
эпигенетический принцип, смысл которого заключается в том, что развитие
личности
идет
по
общему
план
и
развивается
структурно
("Оно",
"Я",
"Сверх-Я"). Все детство человека - от рождения до юности - рассматривается
Э.
Эриксоном
как
длительный
период
формирования
зрелой
психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает
объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание
неповторимости
своего
индивидуального бытия.
Каждая отдельная
часть
развивается в наиболее благоприятное для этого время. И так происходит до
тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.
Э.Эриксон
считал,
что
последовательность
стадий
—
это
результат
биологического созревания, а содержание развития определяется тем, что
ожидает
от
человека
общество.
Исследователь
признавал,
что
его
периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, это лишь ключ к
построению
такой
теории.
Автор
так
же
обращает
внимание
на
двойственность отношений между родителем и ребенком, которая совмещает
в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного
доверия
к
нему
[2].
Изучение
данной
концепции
и
знание
основных
«благоприятных моментов» для развития тех или иных качеств у ребенка,
4
даёт нам возможность своевременно замечать, развивать и корректировать
определённые черты при формировании личности.
Э.
Фромм
так
же
считал,
что
фундаментальную
основу
развития
ребенка, составляют родительские отношения. Автор определяет любовь как
явление условное – безусловное и контролируемое – неконтролируемое, при
этом выделяет подвиды родительской любви: материнскую и отцовскую.
Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что
он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее
нельзя
заслужить
(либо
она
есть,
либо
ее
нет).
Отцовская
любовь
обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания.
Отцовская
любовь
управляема,
ее
можно
заслужить,
но
ее
можно
и
лишиться.
При
этом
Э.
Фромм
отмечает,
что
«речь
здесь
идет
не
о
конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в
определенной степени представлены в личности матери или отца»[4]. По
нашему
мнению,
для
гармоничного
развития
не
только
личности, но
и
детско-родительских
отношений,
любовь
должна
быть
представлена
со
стороны обоих родителей.
В
гуманистической
психологии
имеется
идентичная
концепция
противопоставления условной и безусловной любви родителей к детям. Что
отражено в работах К. Роджерса. Основной мыслей концепции является то,
что
постоянное
позитивное
внимание
к
ребенку
со
стороны
родителей,
независимо от его поступков, стимулирует полноценное развитие личности
ребенка [3].
Нами проанализирована и концепция привязанностей Д. Боулби и М.
Эйнсворт,
которая
включает
в себя два
противоположных стремления
в
ребенке
возникающих
одновременно.
Одно
стремление
направлено
на
развитие, познание, остроту ощущений, побуждает ребенка к отделению от
родителей
и
стремлению
во
внешний
мир,
а
другое
-
к
защите
и
безопасности, возвращению ребенка обратно в семью. Умение родителей
5
адекватно, сбалансированно поощрять обе тенденции определяет полезность
родительского отношения для развития ребенка.
Согласно определению А. Я. Варга, «родительское отношение - это
целостная
система
разнообразных
чувств
по
отношению
к
ребенку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера ребенка, его поступков»[1]. Рассматривая
данное определение,
в
контексте
взятой
проблемы, и, обобщая,
взгляды
ученых
эта
формулировка,
наиболее
точно,
передаёт
мысли
всех
исследователей.
Детско-родительским
отношениям
свойственны
свои
особенности
и
закономерности. Е. О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских
отношений, считает, что её можно рассматривать с трех позиций:
1) С позиции эмоций. Со стороны родителя — эмоциональное принятие
ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка
— привязанность и
эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских
отношений по сравнению с другими видами
межличностных отношений
является их высокая значимость для обеих сторон;
2)
С
позиции
двойственности
взаимодействия.
Амбивалентность
в
отношениях родителя и ребенка выражается, например, в том, что родитель
должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны,
дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром.
3) С позиции возраста. Особенность родительского отношения к ребенку
заключается в том, что по мере развития отношения должны изменяться в
зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень
отличается от отношения, например, к подростку.
Анализируя результаты, полученные нами в ходе исследования, можно
сделать
вывод,
что
детско-родительские
отношения,
как
важнейшая
составляющая
психического
развития
ребенка,
могут
быть
определены
следующими
параметрами:
глубина
эмоциональной
связи,
мотивы
воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в
6
детско-родительские
отношения,
удовлетворение
потребностей
ребенка,
забота и внимание к нему родителя. Детско-родительские отношения по
своему содержанию не однозначны. Характер отношений родителей к детям
меняется
не
только
во
времени,
но
и
в
связи
с
индивидуальной
педагогической
позиции
родителя.
Вместе
с
тем,
практически
во
всех
подходах можно усмотреть исходное целое, которое в процессе развития
концепции делится, как правило, на противоположные единицы. С одной
стороны,
главной
характеристикой
родительского
отношения
является
любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от
общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и
внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение
характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит
ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил,
оценивает
его
действия,
осуществляет
необходимые
санкции,
которые
обусловлены
определенными
родительскими
установками.
Полученные
знания
позволяют
нам
более
эффективно
взаимодействовать
и
строить
отношения, как с родителями, так и с детьми.
Список используемой литературы:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.
2. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А.
Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.
3. Хазанова М.А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-
родительских взаимоотношениях // Мир психологии. - 1996. - № 1(6).
4. Э.Фромм «Азбука для родителей» Л.: 1991 г.