Напоминание

"Психолого-педагогический анализ концепций детско-родительских отношений"


Автор: Тарасова Ольга Олеговна
Должность: студентка 4 курса психолого-педагогического образования
Учебное заведение: ТГУ им. Державина
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: научная статья
Тема: "Психолого-педагогический анализ концепций детско-родительских отношений"
Раздел: полное образование





Назад




1

Психолого-педагогический анализ концепций детско-родительских

отношений.

Тарасова Ольга Олеговна

Студентка 4 курса психолого-педагогического образования

ГОУВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33.

Как

показывает

анализ

научных

исследований,

проблемы

семьи

и

внутрисемейных отношений изучает множество наук: философия, история,

социология, психология, социальная педагогика и другие.

В научной литературе по данной тематике значимое количество работ

посвящено

детско-родительским

отношениям

(

Э.Г.

Эйдемиллер,

В.

Юстицкис, А.Фромм, Г.Т. Хоментаускас , П.Ф. Лесгафт и т.д.).

Актуальность

изучения

детско-родительских

отношений

объясняется

тем, что семья-это первое общество с которым знакомится ребенок, именно

здесь формируется модель поведения, особенность восприятия гендерных

отношений

и

первичные

навыки

общения.

И,

конечно

же,

это

играет

огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества.

Важность изучения детско-родительских отношений подтверждает их

практическая

поддержка

в

современном

обществе.

Это

отражается

в

социальной

политике

государства

(материнский

капитал),

в

постоянной

разработке нормативно-правовой базы (семейные кодекс, конвенция о правах

ребенка и т.д.), создании различных программ для развития института семьи

и

укрепления

внутрисемейных отношений

(жилье

для

российской

семьи

(ЖРС) и т.д.), а так же интерес отечественных и зарубежных исследователей

(В.В.

Столин,

А.С.

Спиваковский,

А.Я.

Варга,

Э.Эриксон,

К.Хорни

Э.Г.

Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.Я. Варга, А. Рое, М. Сигельман, Дж. Боулби,

М.И. Лисина, А.И. Захарова, Г.Т. Хоментаускас и др.).

2

Возвращаясь к теоретическим основам детско-родительских отношений,

переходим к изучению и анализу точек зрения ученых (научных концепций).

Исследования показывают, что первым направлением, поставившим детско-

родительские отношения в центр развития личности ребенка, является теория

классического психоанализа, автор которой З. Фрейд. По мнению автора,

одним

из

важных

показателей

социального

благополучия

является

своевременное отделение ребенка от родителей. Это связанно с тем, что по

мере

взросления

у

ребенка

меняется

психологическое

восприятие

окружающей

действительности,

происходит

естественное

эмоциональное

отдаление от родителей, в процессе которого отношения трансформируются

и

переходят на более

сложный

этап.

Например, прежняя опека, надзор,

контроль к которому так привыкли родители, очень болезнен для детей в

подростковом возрасте.

В

классическом

психоанализе

влиянию

родителей

на

психическое

развитие

ребёнка

отводится

центральное место.

З.

Фрейд

считал

что,

в

первые годы жизни ребёнка родители – это те лица, с которыми связаны

самые важные ранние переживания. Мать выступает для ребенка, с одной

стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый

объект

либидо,

а

с

другой

-

как

первый

законодатель

и

«контролер».

Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребёнком имеют

важный,

психологический

эффект.

Способ

и

полнота

удовлетворения

биологических потребностей младенца на стадии грудного вскармливания,

предоставления

ему

возможности

получения

удовольствия

от

сосания

закладывают

основы

доверия,

привязанности,

активности

в

отношении

других людей на всю последующую жизнь. Гибкость, терпимость, разумная

требовательность

родителей

в

процессе приучения

ребёнка

к

туалету,

к

опрятности, поддержка стараний ребёнка контролировать себя, способствуют

появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже

творческого мышления.

3

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

теория

классического

психоанализа является фундаментом для формирования личности ребенка.

Нарушение детско-родительских отношений на любом этапе жизни человека

не

проходит

бесследно.

Что

необходимо

учитывать

в

работе

педагога-

психолога.

Теория

психоанализа

послужила

основой

для

развития

многих

современных

концепций,

представляющих

новые

подходы

к

проблеме

детско-родительских

отношений,

например

концепции

Э.

Эриксона,

Э.

Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и других.

Производной

от

взгляда

З.

Фрейда

и

его

теории

является

эпигенетическая

концепция

Э.

Эриксона.

В

ее

основе

лежит

эпигенетический принцип, смысл которого заключается в том, что развитие

личности

идет

по

общему

план

и

развивается

структурно

("Оно",

"Я",

"Сверх-Я"). Все детство человека - от рождения до юности - рассматривается

Э.

Эриксоном

как

длительный

период

формирования

зрелой

психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает

объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание

неповторимости

своего

индивидуального бытия.

Каждая отдельная

часть

развивается в наиболее благоприятное для этого время. И так происходит до

тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

Э.Эриксон

считал,

что

последовательность

стадий

это

результат

биологического созревания, а содержание развития определяется тем, что

ожидает

от

человека

общество.

Исследователь

признавал,

что

его

периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, это лишь ключ к

построению

такой

теории.

Автор

так

же

обращает

внимание

на

двойственность отношений между родителем и ребенком, которая совмещает

в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного

доверия

к

нему

[2].

Изучение

данной

концепции

и

знание

основных

«благоприятных моментов» для развития тех или иных качеств у ребенка,

4

даёт нам возможность своевременно замечать, развивать и корректировать

определённые черты при формировании личности.

Э.

Фромм

так

же

считал,

что

фундаментальную

основу

развития

ребенка, составляют родительские отношения. Автор определяет любовь как

явление условное – безусловное и контролируемое – неконтролируемое, при

этом выделяет подвиды родительской любви: материнскую и отцовскую.

Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что

он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее

нельзя

заслужить

(либо

она

есть,

либо

ее

нет).

Отцовская

любовь

обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания.

Отцовская

любовь

управляема,

ее

можно

заслужить,

но

ее

можно

и

лишиться.

При

этом

Э.

Фромм

отмечает,

что

«речь

здесь

идет

не

о

конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в

определенной степени представлены в личности матери или отца»[4]. По

нашему

мнению,

для

гармоничного

развития

не

только

личности, но

и

детско-родительских

отношений,

любовь

должна

быть

представлена

со

стороны обоих родителей.

В

гуманистической

психологии

имеется

идентичная

концепция

противопоставления условной и безусловной любви родителей к детям. Что

отражено в работах К. Роджерса. Основной мыслей концепции является то,

что

постоянное

позитивное

внимание

к

ребенку

со

стороны

родителей,

независимо от его поступков, стимулирует полноценное развитие личности

ребенка [3].

Нами проанализирована и концепция привязанностей Д. Боулби и М.

Эйнсворт,

которая

включает

в себя два

противоположных стремления

в

ребенке

возникающих

одновременно.

Одно

стремление

направлено

на

развитие, познание, остроту ощущений, побуждает ребенка к отделению от

родителей

и

стремлению

во

внешний

мир,

а

другое

-

к

защите

и

безопасности, возвращению ребенка обратно в семью. Умение родителей

5

адекватно, сбалансированно поощрять обе тенденции определяет полезность

родительского отношения для развития ребенка.

Согласно определению А. Я. Варга, «родительское отношение - это

целостная

система

разнообразных

чувств

по

отношению

к

ребенку,

поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей

восприятия и понимания характера ребенка, его поступков»[1]. Рассматривая

данное определение,

в

контексте

взятой

проблемы, и, обобщая,

взгляды

ученых

эта

формулировка,

наиболее

точно,

передаёт

мысли

всех

исследователей.

Детско-родительским

отношениям

свойственны

свои

особенности

и

закономерности. Е. О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских

отношений, считает, что её можно рассматривать с трех позиций:

1) С позиции эмоций. Со стороны родителя — эмоциональное принятие

ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка

— привязанность и

эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских

отношений по сравнению с другими видами

межличностных отношений

является их высокая значимость для обеих сторон;

2)

С

позиции

двойственности

взаимодействия.

Амбивалентность

в

отношениях родителя и ребенка выражается, например, в том, что родитель

должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны,

дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром.

3) С позиции возраста. Особенность родительского отношения к ребенку

заключается в том, что по мере развития отношения должны изменяться в

зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень

отличается от отношения, например, к подростку.

Анализируя результаты, полученные нами в ходе исследования, можно

сделать

вывод,

что

детско-родительские

отношения,

как

важнейшая

составляющая

психического

развития

ребенка,

могут

быть

определены

следующими

параметрами:

глубина

эмоциональной

связи,

мотивы

воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в

6

детско-родительские

отношения,

удовлетворение

потребностей

ребенка,

забота и внимание к нему родителя. Детско-родительские отношения по

своему содержанию не однозначны. Характер отношений родителей к детям

меняется

не

только

во

времени,

но

и

в

связи

с

индивидуальной

педагогической

позиции

родителя.

Вместе

с

тем,

практически

во

всех

подходах можно усмотреть исходное целое, которое в процессе развития

концепции делится, как правило, на противоположные единицы. С одной

стороны,

главной

характеристикой

родительского

отношения

является

любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от

общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и

внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение

характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит

ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил,

оценивает

его

действия,

осуществляет

необходимые

санкции,

которые

обусловлены

определенными

родительскими

установками.

Полученные

знания

позволяют

нам

более

эффективно

взаимодействовать

и

строить

отношения, как с родителями, так и с детьми.

Список используемой литературы:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы

семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.

2. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А.

Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.

3. Хазанова М.А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-

родительских взаимоотношениях // Мир психологии. - 1996. - № 1(6).

4. Э.Фромм «Азбука для родителей» Л.: 1991 г.



В раздел образования