Автор: Акчурина Саима Нурлыгаяновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Зирган
Населённый пункт: село Зирган, Мелеузовский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями "
Раздел: полное образование
Урок русского языка в 8 б классе
Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями »
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
.
Цели: Образовательные:
уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения;
совершенствовать умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных определениях;
систематизировать изученный материал об обособлении определений;
углубить сведения об обособленных определениях;
уметь интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями;
Развивающие:
формировать речевую компетенцию;
развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных определений;
Воспитательные:
воспитание любви к русскому языку, к художественному слову.
Ресурсы:
мультимедийный проектор, экран, аудиоприложение к учебнику «Русский язык» А.Д. Шмелева, документ
-камера
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Анализировать и
обобщать, выделять
главное, доказывать и
делать выводы,
устанавливать
аналогии (соотносить
графические схемы с
примерами из
художественных
текстов).
Видеть затруднение,
искать способ выхода
из затруднения,
выдвигать версии и
аргументировать свой
вариант решения
затруднения.
Излагать свое мнение,
понимать позицию
другого ученика,
организовывать работу в
паре, проговаривая в
научной речи
теоретический материал,
объясняя практические
задания с опорой на
теорию
Анализировать свою
деятельность, объективно
оценивать уровень своих
знаний, осознавать свои эмоции,
уметь осмысливать свои
ошибки и быть готовым к работе
над собой.
Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
строить логичное рассуждение и делать выводы;
Владение устной и письменной речью, монологической речью;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной
речевой ситуацией для выражения своих мыслей;
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
литературы.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
Технологическая карта урока русского языка
«Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями »
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Мобилизац
ия
обучающих
ся на
получение
знаний
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня нам предстоит большая и непростая работа. Я верю, что
мы справимся и у нас всё получится.
Приветствие
,проверка
готовности к
уроку.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и
понимать других.
Актуализац
ия
знаний,
на
о с н ов е
которых
строится
м о с т и к
к
изучению
новой темы
2.Постановка проблемного вопроса.
-На ваших партах копия задания ЕГЭ из типовых
экзаменационных вариантов под редакцией Цыбулько.
Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для
его выполнения?
Выполните задание:
-в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
ЕГЭ, вариант 9, 16-ое задание.
Учащиеся
слушают учителя,
выполняют
задание (на
каждой парте
распечатки).
Высказывают свои
предположения.
Познавательные УУД: формируем
умение выявлять сущность,
особенности объектов; формируем
умение на основе анализа объектов
делать выводы;
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и
понимать других; формируем умение
строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами; формируем умение
оформлять свои мысли в устной
форме;
Мотивация
целеполага
н и я
и
определени
е
ц е л и
урока.
1.Проблемная ситуация
- Подумайте, почему мы начали урок с выполнения этого задания.
2.Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися.
- Какая проблема стоит перед нами сегодня на уроке?
3.Формулировка темы урока и его целей обучающимися.
- Сформулируйте тему урока
- Какую цель перед собой поставим, чему научимся ?
Определяют
проблему, цели и
тему урока.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и
цели урока.
Личностные УУД: формируем
мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности
Деятельнос
ть
обучающих
с я
п о
освоению
первичных
з н а н и й
и
умений
по
теме урока
1.Первичная
деятельность
учащихся
по
добыванию
знаний
на
основе наблюдения над учебным (языковым) материалом
1 Упр. 55 (аудиоприложение).
- Послушайте текст.
-Расскажите,
что
называется
обособлением
с
точки
зрения
пунктуации.
-В каких случаях для обособления
используется
2 знака, а в
каких- в предложении ставится только один?
2 Упр.56.
-Вспомните, какой член предложения называется определением.
- Какие определения мы уже умеем обособлять?
-Какие
знаки
препинания
ставятся
при
обособлении
других
определений, мы узнаем , изучив параграф 8.
3 Работа над теоретическим материалом.
Устно отвечают на
вопросы,
проверяющие
теоретическую
базу знаний по
теме «Обособлен
ные члены
предложения
Изучают
теоретический
материал,
объясняют
Познавательные:
1 . И з в л е к а т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
представленную в разных формах
2.Осуществлять анализ и синтез.
3 . Ус т а н а в л и в а т ь
п р и ч и н н о -
следственные связи
.4Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и
понимать других; формируем умение
строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами; формируем умение
оформлять свои мысли в устной
форме; формируем умение работать
самостоятельно
- Примеры из параграфа демонстрируются на экране:
Слайды 1,2,3,4,5,6,7,8.9.10,11.
примеры.
Первичное
закреплени
е умений по
использова
н и ю
н а
практике
новых
знаний
Первичная
проверка
уровня
освоенности
новых
з н а н и й
и
сформирова
нности
умений
их
практическ
ого
применения
.
Упр.57 (на доске).
- Списать, вставлять пропущенные буквы и знаки препинания ,
подчеркнуть определения и слова, к которым они относятся.
Упр.59. Работа в паре. Договоритесь, кто из вас будет записывать
под диктовку предложения с обособленными определениями, а
кто предложения с необособленными.
-Сопоставьте и обсудите свои записи.
-Подчеркните определения в предложении.
-Упр.62.
Рассмотрите
фотографию
(демонстрируется
документ-
камерой)
- Что такое Галактика?
- Знаете ли вы ,как называется наша Галактика?
1.
Прочитайте
предложения,
заменяя
глаголы
в
скобках
их
формами-действительными причастиями настоящего времени, а в
последнем предложении –деепричастием.
2. Послушайте предложения (аудиоприложение) и проверьте себя.
Запись
предложений,
комментарий
Обосновывают
свой выбор.
Находят и
исправляют
ошибки,
формулируют
правильные
утверждения .
Работают в парах,
обосновывают
свой выбор.
Устно отвечают на
вопросы учителя,
размышляют на
заданную тему,
заменяют глаголы
причастиями.
Слушают
аудиоприложение ,
проверяют себя.
Записывают
предложения,
Познавательные:
1 . И з в л е к а т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
представленную в разных формах
2.Осуществлять анализ и синтез.
3 . Ус т а н а в л и в а т ь
п р и ч и н н о -
следственные связи
4 Строить рассуждения.
Формулирование проблемы; анализ
о бъ е кто в
с
ц е л ью
в ы д е л е н и я
признаков; подведение под понятия;
поиск
и
выделение
необходимой
информации
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и
понимать других; формируем умение
строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами; формируем умение
оформлять свои мысли в устной
форме; формируем умение работать
самостоятельно
3.
Запишите
предложения,
вставляя
пропущенные
знаки
препинания. Числа записывайте словами. Объясните написание
слов
со
скобками
и
пропущенными
буквами.
Подчеркните
обособленные
согласованные
определения,выраженные
причастными оборотами , и члены предложения , к которым они
относятся.
4
Найдите
предложения,
в
котором
используется
метафора.
Выполните его синтаксический разбор.
вставляя
пропущенные
буквы.
Подчёкивают
определения.
Рефлективн
ая
деятельност
ь
обучающих
с я
и
учителя.
1.Оценивание обучающимися своей учебной работы на уроке:
-Сегодня я узнал…
-Было трудно…
-Я понял, что…
2.Оценивание учителем достижений учеников на уроке.
.
Учащиеся
оценивают свою
работу, учитель
оценивает
достижения
учащихся.
Ум е н и е
о ц е н и в а т ь
д е й с т в и я
одноклассников (К).
Преодолевать конфликты:
договариваться с людьми, уметь
взглянуть на ситуацию с позиции
другого (Л)
Умение находить ответы на вопросы,
и с п о л ь з у я
с в о и
з н а н и я
и
и н фо рма ц и ю,
п ол у ч е н н у ю
н а
предыдущих уроках (П).
Волевая
саморегуляция
в
ситуации
затруднения (Р).
Регулятивные УУД:
выполнение пробного учебного
действия,
фиксирование затруднений при
выполнении уч.действия
проблемная ситуация
Домашнее
задание
Упр. 60. Параграф 8.
1 уровень
сложности:
списать, вставлять
пропущенные
буквы.
2 уровень
сложности:
подчеркнуть
только
обособленные
определения и
определяемые ими
члены
предложения