"Аналогии как средство формирования логических операций мышления учащихся начальных классов"
Автор: Смарыгина Раиса Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ Мархинская СОШ №2 Населённый пункт: город Якутск Наименование материала: статья Тема: "Аналогии как средство формирования логических операций мышления учащихся начальных классов" Раздел: начальное образование
Р.Н. Смарыгина
Г. Якутск РС(Я)
Аналогии как средство формирования логических операций
мышления учащихся начальных классов.
Чтобы
ребёнок
успешно
продолжал
учиться
в
среднем
звене
школы,
необходимо
помочь
развитию
его
психических
процессов,
становлению
психических функций.
Психолог
Л.С.
Выготский
отмечал
интенсивное
развитие
интеллекта
детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления, в свою очередь
приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в
регулируемые, произвольные процессы.
Ребёнок
7-8
лет
обычно
мыслит
конкретными
категориями.
Затем
происходит
переход
к
стадии
формальных
операций,
которая
связана
с
определённым
уровнем
развития
способности
к
обобщению
и
абстрагированию.
Проблема развития логического мышления очень актуально на данном
этапе с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт. Стандарт второго поколения в математической подготовке младших
школьников
не
предполагает
революции.
Он
поддерживает
традиции
начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет
иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании
содержания, условиях его реализации является значимость начального курса
математики
для
продолжения
образования
вообще
и
математического
в
частности, а также возможность использования знаний и умений при решении
любых
практических
и
познавательных
задач.
Этим
обеспечивается
преемственность между начальной школой и средним, а затем и старшим её
звеном.
В стандарте обозначено, что в ходе освоения школьник должен получить
возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления,
записи
и
выполнения
алгоритмов».
Очевидно,
что
одной
лишь
работы
с
готовыми
алгоритмами
арифметических
действий,
эпизодического
решения
логических
задач,
что
обычно
предлагается
в
учебниках
математики,
недостаточно
для
создания
реальной
основы
для
развития
логического
мышления.
К моменту перехода в среднее звено школы (5 класс) школьники должны
научиться
самостоятельно
рассуждать,
делать
выводы,
сопоставлять,
сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые
закономерности.
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь
учащимся
в
полной
мере
проявить
свои
способности,
развить
инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этих задач во
многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов,
которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в
выполнение таких видов заданий, в которых они могут достичь успеха и вместе
с тем чувствуют необходимость преодоления определённых препятствий при
достижении цели.
Привитие интереса к учению является важным средством повышения
качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда
ещё
только
формируются,
а
иногда
и
только
определяются
постоянные
интересы к тому или иному предмету
Решение задач, особенно нестандартных, позволяет приучать младших
школьников
к
правильности
и
чёткости
рассуждений,
к
критическому
осмысливанию
полученных
результатов;
развивает
у
них
гибкость,
вариативность мышления.
Учителя
включают
нестандартные
арифметические
задачи
в
уроки
математики, предлагают для домашней самостоятельной работы, используют
во внеклассной работе с учениками. Однако результативность такой работы
иногда
оказывается
не
столь
высокой,
как
хотелось
бы.
При
выполнении
олимпиадных работ ученики не могут самостоятельно решить задачу, у них
возникают трудности в оформлении решения.
Включение задач - аналогий в начальный курс математики оказывает
положительное влияние на развитие младших школьников. Аналогия – это
сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.
Аналогии можно проводить и между математическими понятиями.
Для формирования операций логического мышления ребёнка на уроках,
на
дополнительных
мероприятиях
надо
искать
различные
способы
подачи
материала. В том числе иногда учителя пользуются словесными, числовыми,
слоговыми заданиями – аналогиями.
Словесные аналогии:
Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между
третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения,
найдите это четвёртое слово.
Например: песня: композитор = самолёт : ?
а) аэродром, б) горючее; в) конструктор; г) лётчик; д) истребитель
Функциональные отношения: песню сочинил композитор
Ответ – конструктор (конструктор сделал самолёт)
Слоговые аналогии:
Какая буква стоит посередине?
БО ЕЦ
?
ЧЕ ТА
Числовые аналогии:
18
?
59
12
9
45
30
43
21
3
6
?
Продолжите последовательность:
1, 1, 2, 4, 12, 36, 108, 432,…
Ответ: 1728
Комбинированные словесно – числовые аналогии:
5-2=
7-6=
3+4=
4+2+3=
ФАРЫ
А
О
Ф
З
И
1
2
3
4
5
7-3=
2-1=
5+3=
9-3-4=
5+4-3=
?
К
Р
М
Ы
Н
6
7
8
9
10
Электростанция XIV
Институт ?
Ответ: VIII
Решение таких задач даёт возможность расширить знания учащихся о
самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может
иметь
не
только
одно,
но
и
несколько
решений
–
ответов
или
не
иметь
решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять
какие-либо
арифметические
действия).
Подготовить
к
решению
жизненных
практических проблем, научить принимать оптимальное в данной ситуации
решение;
организовать
элементарную
исследовательскую
и
творческую
деятельность учащихся.
Учащиеся
также
знакомятся
с
новым
методом
решения
задач.
Идёт
обучение методу перебора, который можно в дальнейшем использовать и для
решения другого типа задач.
Кроме
того,
целенаправленное
обучение
решению
задач
–
аналогий
способствует развитию такого качества мышления, как вариативность. Под
вариативностью
мышления
мы
понимаем
направленность
мыслительной
деятельности ученика на поиск различных решений задачи в случае, когда нет
специального указания на это.
Для
достижения
перечисленных
целей
недостаточно
з а д ач ,
представленных в действующих учебниках, так как их число незначительно и
используются
только
задачи
некоторых
видов.
Таким
образом,
возникает
необходимость в отборе задач – аналогий, которые нужно и можно включать в
начальный курс математики. В процессе этой работы мы собирали задачи,
анализировали
их,
адаптировали
для
младших
школьников,
составляли
собственные.
Методика
обучения
решению
задач-аналогий
строится
с
учётом
психологических
особенностей
детей
младшего
школьного
возраста
и
направлена на развитие мышления. Способы действий не даются «в готовом
виде», а дети сами приходят к их «открытию», накапливая опыт. Рассмотрение
разнообразных
задач
–
аналогий
и
различных
возможностей
их
решения
(разный
ход
рассуждений,
средства
организации
перебора,
способы
обозначения объектов) обеспечивают ребёнку выбор путей и средств решения в
соответствии с его индивидуальными особенностями.
Оценивать выполнение заданий – аналогий нельзя, их можно включать в
олимпиадные задания. Можно соревноваться по времени и правильности их
выполнения, так как у каждого ребёнка индивидуальное интеллектуальное
развитие.
Таким
образом,
формирование
логического
мышления
–
это
важная
составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить
свои
способности,
развить
инициативу,
самостоятельность,
творческий
потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация
этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического
мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Агеева С.И. Обучение с увлечением. Ч.1. М., 1996
2.
Бабкина
Н.В.
нетрадиционный
курс
«Развивающие
игры
с
элементами
логики»
-
Психологическое обозрение, 1996, №2(3),с47-52
3.
Береславский Л.Я. Азбука логики: Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием.
М., 2001
4.
Зак
А.З.
Методы
развития
интеллектуальных
способностей
у
детей.-
М.,
ИНТЕРПРАКС,2007
5.
Истомина Н.Б., Шмырёва Г.Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач.
– Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2005
6.
Кривошапкина
Н.Г.,
Толбонова
С.П.
Математические
аналогии
как
средство
интеллектуального развития учащихся: Сборник статей. Якутск, 2007
7.
Останина Е.Е. Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических
задач.// Начальная школа – 2004, №7
8.
Сизова М. Н. Преемственность в формировании аналогии при обучении математике в
начальных и 5-6 классах средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Самара, 1999
186 c. РГБ ОД, 61:99-13/399-2
9.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, ТОО
«Гринго», 1995
10. Царёва
С.Е.
Нестандартные
виды
работы
с
задачами
как
средство
реализации
современных педагогических концепций и технологий.//Начальная школа – 2004