Автор: Лаврова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №47 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Липецк Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение в образовательный процесс массовой школы новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического воздействия (внеурочная деятельность)"
Раздел: начальное образование
Автор: Лаврова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное
заведение:
МБОУ
СОШ
№47
с
углубленным
изучением
отдельных предметов
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: доклад
Тема доклада: Внедрение в образовательный процесс массовой школы
новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и
форм педагогического воздействия ( внеурочная деятельность)
Дата публикации: 19 декабря 2017-12-19
Раздел: начальное обрпазование
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и
единственной
Земле
–
матери,
голубой
от
океанов,
зеленой
от
лесов, жёлтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о
помощи
и
остающейся
по
–детски
беззащитной
перед
нами.
Человек – единственный экологический вид на Земле, который в
процессе развития нарушает законы экологии.
Экология – это наука будущего, и возможно, само существование
человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому
воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с
раннего детства, с начальной школы. Вводя ребенка в мир
природы, очень важно показать ему все стороны своих
взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились,
говоря словами поэта Максимилиан Александрович Волошина:
Сквозь сеть алмазную зазеленел Восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить!
Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической
культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не
перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам
дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и
необходимого?
«Экология - это когда всё живое улыбается…». А если так, то
подарить людям улыбку - это значит увеличить в окружающем нас
мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое,
сделать ещё один шаг к гармонии всего живого на Земле.
Формирование экологического сознания проходит длительный путь.
Результатом сформированности экологического сознания является
экологическое поведение. Как и экологическое сознание,
экологическое поведение всегда является строго индивидуальным,
отражающим неповторимые особенности индивида.
Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при
виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства,
не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью
мировоззрения, сознанием.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым
ребенком, как таблица умножения. В начальной школе ребенка
легче убедить, объяснить ему существующие в обществе
экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и
впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его
любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок
учится учиться.
В.А. Сухомлинский писал: «К тому, кто был глух к природе с
детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда
птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому
потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а
может быть, и простая человечность».
Внеурочная деятельность экологической направленности имеет
практико-ориентированный характер. «Чтобы любить свой край
родной, надо его хорошо знать».
Цель экологического клуба: становление у детей научно-
познавательного, эмоционально-нравственного, практически
деятельностного отношения к окружающей среде и к своему
здоровью.
Формы деятельности: индивидуальная (подготовка разовых
докладов, сообщений, изготовление поделок, памяток);
- групповая (работа над совместными проектами);
- массовая (проведение акций, экскурсий, праздников).
В арсенале инновационных педагогических средств и методов
особое место занимает исследовательская деятельность. Обучение
учащихся началам исследовательской деятельности осуществляется
и через урок, и через дополнительное образование. Особенность
организации исследовательской деятельности в том, что в ней при-
нимают участие не только одаренные дети, но и отстающие.
Организация исследования включает в себя следующие этапы:-
Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать?
- Посмотреть книги, справочное издание по теме.
- Записать важную информацию,
- Спросить у других людей. Использовать Интернет.
- Провести эксперимент.Сделать фото или рисунок
Одним из видов исследований является экскурсия. Экскурсии
имеют большое познавательное и воспитательное значение. Очень
важно приучить ребят восхищенно - уважительно смотреть на все,
что растет, цветет, движется. Очень эффективны занятия-
наблюдения за объектами живой природы: «Чем питается
муравей?», «Какие деревья растут на территории школы», Сколько
кормушек? Каких птиц видели?» и др. Все, что ребенок видит на
экскурсии, затем находит отражение в его рисунках, творческих
работах. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются
очень прочными и надолго откладываются в детской памяти.
Главное - заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности
большее число учащихся.
Лев СеменовичВыготский писал: « Интерес - как естественный
двигатель детского поведения, является верным выражением
инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность
ребенка совпадает с его органическими потребностями».
Самой освоенной, доступной и привлекательной формой
экологического образования является старый добрый проект.
Проект не имеет определенных рамок
. Работы, выполненные учащимися, воспитывают ответственность
перед другими людьми и окружающей средой, прививают
ответственное отношение к своему здоровью, образованию, кругу
общения, учатся самостоятельно детально исследовать выбранные
ими темы, работать с источниками информации. Они являются
важным звеном в цепи мероприятий по формированию
экологической культуры учащихся.
Беседы с опорой на имеющиеся знания о жизни растений и
животных, взаимосвязях растительного и животного мира,
практические занятия. Тематика бесед самая разнообразная
(«Зеленая аптека», «Редкие растения нашего края» «Птицы – наши
друзья» «Как сохранить воздух чистым». и др).
Викторины: «Чьи это следы?», «Сказки зимнего леса», «Знаете
ли вы этих животных?», экологические калейдоскопы: «Когда все
вместе», «Войди в природу другом».Акция «Помоги птицам»
Игры: «Хочу все знать!» «Водоемы просят о помощи», «Жалобная
книга природы» «Приключения в лесу». Выпуск книжки-малышки
Экологические советы на каждый день
День 1. Замените обычную лампочку на энергосберегающую. Они
потребляют на три четверти меньше энергии и работают в 10 раз
дольше.
День 2. Оставьте машину в гараже и воспользуйтесь общественным
транспортом. Если вы живете близко от работы, прогуляйтесь
пешком. Это полезно для вас и воздуха.
День 3. Посадите дерево во дворе или в парке.
День 4. Приготовьте обед из продуктов, выращенных в вашем
регионе.
Важно вести занятия так, чтобы ребенок не только видел
окружающий мир таким, каков он есть, но и стремился делать его
лучше. Воспитательный смысл избираемого мною метода
приобретает в связи с этим особенно большое значение.
Учись, познавай, твори, развивайся,достигай, применяй!