Напоминание

"Использование проектной технологии на занятиях иностранного языка"


Автор: Суркаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБ ПОУ "Волжский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование проектной технологии на занятиях иностранного языка"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




комитет образования и науки Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Волжский политехнический техникум»

Использование проектной технологии на занятиях иностранного языка

с целью повышения эффективности и качества обучения в условиях

реализации требований Федеральных государственных образовательных

стандартов

(из опыта работы)

Автор: Суркаева Татьяна Владимировна,

преподаватель иностранного языка.

Волжский 2017

1

Содержание

1.

Информация об опыте 3

2.

Актуальность опыта 3

3.

Теоретическая база опыта 5

4.

Технология опыта 6

5.

Результативность 13

6.

Список используемой литературы 15

2

I Информация об опыте

1.1 Условия возникновения опыта

Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и

нарастании

объёма

информации,

интенсификации

социальных

и

профессиональных

контактов

между

отдельными

людьми,

социальными

группами и профессиональными сообществами, требуется принятие быстрых

решений. Любой человек очень часто может встречаться с необычными для

него коммуникативными, профессиональными и социальными ситуациями.

Интеграция в мировое сообщество, расширение связей и контактов ставят

перед российскими педагогами цель – воспитание поколения, осознающего

свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. Это

повышает требования к языковой культуре обучающихся, коммуникативной

компетенции, созданию условий для самоопределения и самореализации.

Действие

социально-экономических

и

политических

факторов

проявляется в первую очередь в отношении общества к иностранным языкам,

а

также

в

тех

требованиях,

которые

общество

предъявляет

к

уровню

образования своих граждан по иностранному языку. Эти факторы определяют

приоритеты в выборе иностранного языка и потребности в его практическом

использовании как средства повседневного общения. Знание иностранного

языка

становится

в

современном

обществе

необходимо

в

личной

и

профессиональной жизни человека. Все это вызывает потребность в большом

количестве

граждан,

практически

владеющих

одним

или

несколькими

иностранными языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять

в

обществе

более

престижное

как

в

социальном,

так

и

в

материальном

смысле

положение.

Отсюда

ясно,

что

социальный

заказ

общества

по

отношению к иностранному языку, выражается не просто в практическом

знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации.

1.2 Актуальность опыта

Сегодня перед преподавателями иностранного языка стоит задача:

сформировать

поликультурную

личность

обучающегося

посредством

овладения

им

иноязычной

коммуникативной

компетенцией,

подготовить

будущего специалиста к межкультурной коммуникации.

Новые требования к изучению иностранного языка заставляют нас искать

новые подходы в организации образовательного процесса, который позволяет

развивать

высокую

мотивацию

обучающихся

к

изучению

иностранного

языка, воспитывает в каждом обучающемся потребность в самообразовании,

самовоспитании и саморазвитии.

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

способствует решению указанной задачи. Новизна и скорость получения

информации,

интерактивность,

вовлечение

обучающихся

в

поисковую

и

творческую

деятельность

с

использованием

технологии

развития

критического

мышления,

проектной

технологии

повышает

учебную

3

мотивацию

обучающихся,

развивает

образованную

личность,

способную

жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Основополагающими принципами данного опыта являются: системность

учебной,

методической,

воспитательной

и

развивающей

деятельности

преподавателя,

учёт

его

индивидуальных

особенностей

и

обучающихся,

последовательность

и

логичность

в

достижении

поставленных

целей,

перспективность в исследовании проблемы.

Актуальность рассматриваемого педагогического опыта обусловлена тем,

что в его рамках достигается:

-

требуемое

федеральными

государственными

образовательными

стандартами

среднего

профессионального

образования

формирование

у

обучающихся

универсальных

учебных

действий

по

самостоятельной

деятельности,

привитие

навыков

рефлексии

собственной

языковой

деятельности;

-

обусловленная

социальным

заказом

подготовка

будущего

специалиста,

готового и способного участвовать в межкультурной коммуникации;

- целесообразность с точки зрения современной педагогической науки и

передовой педагогической практики развития интеллектуально образованной

личности обучающегося.

1.3 Цель опыта

Создание условий для повышения эффективности и качества обучения

посредством

использования

инновационных

технологий

на

занятиях

иностранного языка.

1.4 Задачи опыта

1.

Изучить

функции,

возможности

и

особенности

использования

инновационных технологий на занятиях иностранного языка.

2. Проанализировать эффективность применения инновационных технологий

для повышения качества процесса обучения иностранному языку.

3.

Разработать

систему

использования

инновационных

технологий

для

учебных занятий.

4. Выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволят каждому

обучающемуся

проявить

активность

и

творчество

на

занятиях

и

во

внеаудиторной деятельности.

5.

Повысить

познавательный

интерес

к

занятиям

иностранного

языка,

привлекая

обучающихся

к

участию

в

дистанционных

конкурсах

и

олимпиадах.

1.5 Длительность работы над опытом

Работая преподавателем иностранного языка в техникуме, я пришла к

выводу о том, что современный преподаватель – это человек, постоянно

ищущий,

который

в

своей

работе

совмещает

общепринятые

методики

с

новыми образовательными технологиями и инновационными подходами.

4

С 2011 года я начала работу над данным опытом, который проходит в три

этапа:

1-й этап. Подготовительный – изучение теоретического материала и методики

работы

с

инновационными

технологиями,

прогнозирование

результатов,

корректировка дальнейшей работы.

2-й

этап.

Практическая

реализация

разработка

системы

использования

интернет

материалов,

технологии

развития

критического

мышления,

проектной технологии для занятий различных типов, подборка методов и

приёмов

обучения,

которые

позволяют

каждому

обучающемуся

проявить

активность и творчество на занятиях и во внеаудиторной деятельности.

3-й этап. Обобщающий этап – оценка деятельности, внедрение в практику

преподавания, участие обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах.

1.6 Диапазон опыта

Применение инновационных технологий при обучении иностранному

языку,

предлагаемые

в

опыте,

приемлемы

для

использования

в

работе

преподавателей иностранного языка при организации и проведении учебных

занятий, внеклассных мероприятий, организации исследовательской работы.

1.7. Теоретическая база опыта

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у

обучающихся

пробуждался интерес

к

знаниям,

развивалась инициатива

и

самостоятельность в работе. В процессе обучения обучающиеся должны не

только овладеть системой знаний, умений и навыков, но и развивать свои

способности и творческие силы. Для этого необходимо применять такие

формы

занятий,

которые

обеспечивают

активное

участие

в нём

каждого

обучающегося.

Использование

инновационных

технологий

в

образовательном процессе сегодня рассматривается как одно из важнейших

составляющих готовности и способности специалистов любого профиля к

успешной

профессиональной

деятельности.

Характерной

особенностью

современного этапа развития являются требования к интеграции различных

составляющих

целей

образования

для

достижения

шести

базовых

компетенций:

- лингвистической компетенции, подразумевающей знание словарных единиц

и

грамматических

правил,

которые

преобразуют

лексические

единицы

в

осмысленное высказывание;

-

социолингвистической

компетенции,

т.е.

способности

выбирать

и

использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели

и ситуации общения, социальных ролей участников коммуникации;

- дискурсивной компетенции, а именно способности понимать различные

виды

коммуникативных

высказываний,

строить

целостные,

связные

и

логичные высказывания различных функциональных стилей;

-

стратегической

компетенции,

т.е.

вербальных

-

невербальных

средств

(стратегии), к которым человек прибегает в случае, если коммуникация не

состоялась;

5

-

социокультурной

компетенции

-

знаний

культурных

особенностей

носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умений

понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при

этом носителем другой культуры;

- социалъной компетенции, а именно умения и желания взаимодействовать с

другими, уверенности в себе и в своих силах для осуществления

коммуникации.

Можно сделать вывод, что использование инновационных технологий в

учебном

процессе

способствует

повышению

мотивации

обучающихся,

содействует установлению межпредметных связей, развитию познавательной

активности,

воображения,

самодисциплины,

навыков

совместной

деятельности.

II Технология опыта

2.1 Идея опыта

Ведущая идея опыта состоит в изучении возможностей

проектной

деятельности

и

их

дидактического

потенциала.

Ведь

именно

такие

нетрадиционные

дополнительные

формы

обучения

прививают

интерес

обучающихся

к

самостоятельной

работе,

формирует

их

творческий

потенциал, общие и профессиональные компетенции. Разработка системы

использования инновационных технологий для занятий различных типов,

подборка методов и приёмов обучения позволяет каждому обучающемуся

проявить

активность

и

творчество

на

занятиях

и

во

внеаудиторной

деятельности.

2.2 Сущность опыта

Век традиционных форм и методов обучения остался позади. Сегодня

классическая

форма

получения

среднего

профессионального

образования

существует наряду с новыми образовательными технологиями.

В рамках данного исследования рассматривается применение проектной

технологии на учебных занятиях иностранного языка.

Среди многообразия инновационных технологий, направленных на

реализацию

коммуникативного

обучения,

для

меня

как

преподавателя

интерес

представляет

проектное

обучение,

которое

отличается

кооперативным

характером

выполнения

заданий,

являясь

творческим

по

своей сути и ориентированным на развитие личности обучающегося.

Применительно к занятиям иностранного языка, проект - это специально

организованный

преподавателем

и

самостоятельно

выполняемый

обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого

продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, обучающиеся учатся

самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной

и исследовательской деятельности. Проектная технология характеризуется

высокой

коммуникативностью

и

предполагает

выражение

обучающимися

своих

собственных

мнений,

чувств,

активное

включение

в

реальную

деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

6

Главные цели введения в практику проектной технологии:

- показать умения отдельного обучающегося

или группы обучающихся

использовать

приобретенный

в

образовательной

о р г а н и з а ц и и

исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о

нем;

- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;

- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной

зрелости.

Задачами использования проектной технологии являются:

- развитие творческих способностей, познавательной активности, интереса

к обучению и коммуникативной и информационной компетенции;

- развитие способности к аналитической и интеллектуальной деятельности;

- развитие исследовательских умений, проектного мышления;

-

формирование

навыков

саморазвития

и

самообразования,

активной

гражданской позиции;

- выявление интересов и склонностей обучающихся, формирование

практического

опыта

в

различных

сферах

познавательной

деятельности

обучающихся, ориентированных на профессиональный образ будущего;

- развитие навыков самоанализа.

Отличительная черта использования проектной технологии на учебных

занятиях по иностранному языку - особая форма организации. Организуя

работу над проектом, важно соблюсти несколько условий: тематика может

быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания;

обучающиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение

событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран; проблема,

предлагаемая обучающимся, формулируется так, чтобы ориентировать их на

привлечение

фактов

из

смежных

областей

знаний

и

разнообразных

источников информации; необходимо вовлечь в работу всех обучающихся,

предложив

каждому

задания

с

учетом

уровня

его

языковой

подготовки.

Ориентируясь

на

цели

и

задачи,

которые

стоят

перед

преподавателем

иностранного языка, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я

активно

применяю

в

своей

работе

данную

технологию

на

протяжении

нескольких лет. Опыт работы показал мне, что в развитии интереса к учебной

дисциплине нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала.

Если

обучающиеся

не

вовлечены

в

активную

деятельность,

то

любой

содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету,

который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в

обучающихся активную деятельность, я стремлюсь предложить им проблему

интересную

и

значимую.

Применение

проектной

технологии

позволяет

обучающимся

перейти

от

усвоения

готовых

знаний

к

их

осознанному

приобретению. .

Проект может использоваться в рамках программного материала по

иностранному языку практически по любой теме и разрабатываться в течение

нескольких учебных занятий. Осуществляя эту работу, обучающиеся могут,

7

например,

рассказывать

и

писать

о

собственной

жизни,

создавать

собственный

журнал,

готовить

макеты

и

т.д.

Наряду

с

вербальными

средствами выражения обучающиеся широко используют и другие средства:

фотографии, коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и

диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно

подкрепляется

многообразием

средств,

передающих

ту

или

иную

информацию.

В

данной

системе

обучения

широко

используется

непроизвольное

запоминание

лексических

средств

и

грамматических

структур

в

ходе

решения

проблемных

задач,

стимулируется

развитие

творческого

мышления,

воображения,

создаются

условия

для

свободы

выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Подготовить, оформить и

представить

проект

дело

гораздо

более

долгое,

чем

выполнение

традиционных заданий. С помощью проектной технологии я достигаю на

учебном занятии сразу нескольких целей – расширяется словарный запас

обучающихся, закрепляется изученный лексико-грамматический материал, на

занятии создаётся творческая атмосфера.

Опыт использования

проектной технологии показал, что овладение

иностранным языком в процессе проектной работы доставляет обучающимся

истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении

проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной

форме,

необходимо

придерживаться,

на

мой

взгляд,

следующих

рекомендаций:

во-первых, поскольку проектная работа дает возможность

обучающимся

выражать

собственные

идеи,

важно

не

слишком

явно

контролировать

и

регламентировать,

а

желательно

поощрять

их

самостоятельность, во-вторых, проектные работы являются главным образом

открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения, в процессе

выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный

материал, в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными

обучающимися,

но

проект

будет

максимально

творческим,

если

он

выполняется

в

группах.

Это

особенно

важно,

например,

при

подборе

картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты

выполняются

самостоятельно

дома,

на

некоторые

из

проектных

заданий

затрачивается часть учебного занятия.

Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и

кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие. Любой хорошо

продуманный и организованный проект имеет три основных этапа:

Таблица № 5

Этапы

Содержание работы

Деятельность

обучающихся

Деятельность

преподавателя

Подготовительный:

- мотивация;

- целеполагание;

- планирование.

- определение темы;

- выявление и анализ

проблемы;

- уточнение целей

конечного результата;

- выбор рабочих

групп, распределение

Уточняют

информацию,

обсуждают задание,

выявляют

проблемы,

выдвигают

п у т и

решения

проблем,

Мотивирует

обучающихся,

п о м о г а е т

в

постановке

целей

проекта, выработке

стратегии,

определяет

8

ролей в команде;

- определение

источников

информации,

способов её сбора и

анализа;

формируют

задачи,

распределяют

роли,

определяют

источники

информации.

продолжительность

проекта,

масштаб

вовлечённости

обучающихся.

Основной:

- принятие решений

- выполнение

проекта

-

обсуждение путей

реализации проекта;

-

определение целевой

аудитории;

- определение способа

представления

результата;

- сбор информации:

интервью, опрос,

наблюдение,

эксперимент;

Поиск

необходимой

информации:

- творческая

переработка;

- выполнение проекта.

Определяют

тактику: обсуждают,

выбирают

оптимальный

вариант

с п о с о б а

реализации,

р а б о т а ю т

с

информацией.

Проводят

исследования,

с и н т е з и р у ю т

и

анализируют

идеи;

оформляют проект.

Наблюдает,

консультирует,

с о в е т у е т

( п о

просьбе

обучающихся),

косвенно

руководит.

Наблюдает,

направляет процесс

анализа.

Заключительный:

- защита проекта

- проверка и оценка

результатов

- подготовка и

оформление доклада;

- обоснование

процесса

проектирования;

- объяснение

полученных

результатов;

- коллективная защита

проекта;

- анализ выполнения

проекта, достигнутых

результатов;

- анализ достижения

поставленной цели;

- оценка результатов,

выявление новых

проблем.

Защищают

(презентуют)

проект.

Коллективный

самоанализ

проекта

и самооценка.

Наблюдает,

направляет процесс

защиты.

У ч а с т в у е т

в

коллективном

анализе

и

оценке

результатов

проекта.

Типология проектов. Учебное занятие, реализованное методом проекта,

может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления

и

отработки

навыков

решения

учебных

задач.

Выбор

метода

научного

познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от

конкретного

содержания

занятия.

Существуют

различные

классификации

проектов. По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно

выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

9

конструктивно-практические

проекты,

например,

дневник

наблюдений,

создание

игры

и

её

описание;

игровые

ролевые

проекты,

например,

разыгрывание фрагментов учебного занятия (программы практики устной

речи,

грамматики,

фонетики),

драматизация

пьесы

(программы

практики

устной речи, литературы страны/стран изучаемого языка); информативно-

исследовательские

проекты,

например,

«Изучение

региона

какой-

либо

страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка»; сценарные проекты -

сценарий

внеклассного

мероприятия;

творческие

работы

свободное

литературное

сочинение,

литературный

перевод

произведения

на

родной

язык

(программы

практики

устной

речи,

литературы

страны

изучаемого

языка); издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Из опыта разработки проектов. Начало проектной деятельности

обучающихся

обычно

очень

простое

то,

что

имеет

непосредственное

значение

для

каждого

из

них,

например

«About

my

Family».

Затем

обучающиеся

более

осознанно,

более

творчески

подходят

к

созданию

проекта.

При

изучении

тем

по

страноведению

предлагаю

обучающимся

познакомиться

подробнее

с

предметом

исследования,

используя

дополнительные

источники.

Чтобы

проекты

не

сводились

к

шаблонному

переписыванию текстов из книг и «скачивания» материала из Интернета, я

ставлю задачу: Что нового произошло и происходит в стране сейчас? Какие

данные можно почерпнуть, поработав со справочной литературой, свежими

газетами, послушав новости по телевидению/радио? С учётом интересов и

проблем, которые

волнуют обучающихся, были внедрены такие проекты,

как: "Жизнь молодёжи в Германии", (Приложение 6); "Жизнь и творчество

великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха", (Приложение 7);

«Добро пожаловать в Волжский», (Приложение 8), «Волгоград – Ковентри»

(Приложение 8).

Опыт работы над проектной технологией в течение нескольких лет

позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология

влияет

на

обучение

иностранному

языку?".

Естественно,

меня,

как

преподавателя

иностранного

языка,

интересует

тот

факт,

как

технология

влияет

на

результаты

и

качество

знаний

обучающихся.

Были

проведены

тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах

обучающихся.

При

контроле

навыков

чтения

(просмотровое,

полное

понимание,

извлечение

информации)

на

1-м

курсе,

при

внедрении

3-х

проектов в течение года уровень подготовки обучающихся по данному виду

повысился на 15% до 85% (вместо 70% в начале года). Проверялось умение

извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные.

По

результатам

контрольных

срезов,

тестов

можно

сделать

вывод,

что

обучающиеся

стали

более

грамотно

пользоваться

грамматическими

структурами и явлениями, значительно расширился их словарный запас, его

употребление

в

речи.

При

изучении

тем

по

страноведению

предлагаю

обучающимся

подробнее

познакомиться

с

предметом

исследования,

используя дополнительные источники.

10

Проектная технология позволяет не только больше и глубже изучить тему,

но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению

самостоятельно

добывать

и

отбирать

необходимый

материал,

дает

возможность

развития

не

только

коллективного

творчества,

но

и

индивидуальных

талантов

и

способностей

обучающихся.

Эта

технология

способствует реализации не только образовательных задач, стоящих передо

мной

как

преподавателем

иностранного

языка,

но

и

воспитательных.

Обучающиеся

могут

по-новому

взглянуть

на

себя

и

на

реалии

своей

каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать

«из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.

Все это, в конечном счете, призвано способствовать формированию активной

гражданской

позиции

обучающихся

и

максимального

развития

индивидуальных способностей и талантов каждого.

Исходя из опыта работы, я могу отметить, что проектная технология

позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность

и

активизировать

обучающегося

как

субъекта

данной

деятельности.

Особенностью

системы

выполнения

проектов

является

совместная

творческая

работа

преподавателя

и

обучающегося.

Роль

преподавателя

в

проектной деятельности заключается в постоянной консультативной помощи.

Из

авторитетного

источника

информации

преподаватель

становится

соучастником

исследовательского,

творческого

процесса,

наставником,

консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся.

А это и есть подлинное сотрудничество. Роль обучающегося в проектной

деятельности является одной из важнейших составляющих образовательного

процесса. В ходе выполнения проектных заданий обучающийся оказывается

вовлеченным

в

активный

познавательный

творческий

процесс

на

основе

методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого

задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых

знаний по учебной дисциплине, в рамках которой и проводится проект.

Кроме того, обучающийся вместе с преподавателем выполняет собственный

проект,

решая

какую-либо

практическую,

исследовательскую

задачу.

Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми

знаниями.

В

ходе

выполнения

проектов

у

обучающихся

развиваются

следующие

умения:

1)

общеучебные:

работа

с

учебником,

со

словарем,

справочной

литературой,

составление

плана

доклада,

сообщения,

выступления по теме и т. д.; 2) специальные: умение сокращать текст и

передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики,

пользоваться

двуязычным

словарем,

делать

краткие

записи

по

проблеме,

составлять сообщения и др.; 3) собственно коммуникативные умения по

видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Совместная работа над подготовкой проекта – это прекрасная возможность

дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность,

ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в

команде.

11

Преимущества проектной технологии над традиционными методами

обучения иностранному языку: в традиционной системе акцент делается на

усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации

памяти.

Проектная

технология

развивает

интеллект

обучающегося,

его

умение

планировать

и

отслеживать

последовательность

выполняемых

действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

развивает

творческие

способности

и

самостоятельность.

Проект

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

обучающихся,

которая

предполагает

владение

определенными

умениями:

анализа,

синтеза,

мысленного

экспериментирования,

прогнозирования;

проект

является

творческим

по

самой

своей

сути,

т.к.

предполагает

совокупность

исследовательских,

поисковых,

проблемных

методов.

При

работе

над

проектом в центре внимания находится мысль, а язык выступает в своей

прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Проект в

большей

степени,

по

сравнению

со

стандартными

методами

обучения,

знакомит

обучающихся

со

страноведческой

тематикой,

включает

их

в

активный диалог культур; позволяет выработать умение получать знания

через свою деятельность. С помощью

проектной технологии возможно

обучить обучающихся выявлять и формулировать проблемы; проводить их

анализ;

находить

пути

их

решения;

работать

с

информацией;

находить

необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в

средствах массовой информации; применять полученную информацию для

решения

поставленных

задач.

Основной

задачей

образования

становится

актуальное исследование окружающей жизни. Преподаватель и обучающиеся

идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют

обучающиеся, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца.

Любое

действие,

выполняемое

индивидуально,

в

группе,

при

поддержке

преподавателя

или

других

людей,

обучающиеся

должны

самостоятельно

спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Сообщая другим о

себе и окружающем мире по-английски, обучающиеся открывают для себя

ценность английского языка как языка международного общения. Они могут

оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город

иностранцам,

и

проектная

работа

готовит

их

к

этому.

В

основном

большинство

проектов

выполняются

в

ходе

итоговых

занятий,

когда

по

результатам

его

выполнения,

я

оцениваю

усвоение

обучающимися

определенного учебного материала. При оценке готового проекта я обращаю

внимание не только на правильное использование языка, но и на степень их

творчества и оригинальности при выполнении проекта.

В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по применению

проектной технологии, я предложила своим обучающимся принять участие в

опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит

или

нет

продолжать

двигаться

в

этом

направлении.

Анкетирование

проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и

представлены

статистически.

1.

Какими

источниками

информации

Вы

обычно пользовались при подготовке проекта? а) книги; б) периодическая

12

печать;

в)

Интернет;

г)

преподаватель;

д)

другие

(укажите

какие).

2.

Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) Да; б)

Нет.

3.

Подготовка

проектов

оторвала

у

Вас

время

от

более

важных

и

интересных дел? а) Да; б) Нет.

4.

Будет

ли

интересна

работа

над

проектами

следующим

за

Вами

обучающимися? а) Да; б) Нет.

Применение проектной технологии на занятиях иностранного языка

ориентировано

на

реальный

практический

результат,

значимый

для

обучающихся. Во время работы над проектом строятся новые отношения

преподавателя и обучающегося. Работа над проектом помогает обучающимся

проявить

себя

совершенно

неожиданно.

У

них

появляется

возможность

показать свои организаторские способности, скрытые таланты, общеучебные

умения

и

навыки

владения

английским

языком.

Все

это

способствует

повышению качественной успеваемости и среднего балла обучающихся по

иностранному языку: 2011/2012 учебный год – 67 %, 2012/2013 учебный год –

70%,

2013/

2014

учебный

год

75

%,

2014/2015

учебный

год

77%,

2015/2016 учебный год – 80%, 2016/2017 учебный год – 82%.

Использование проектной технологии не только оживляет и разнообразит

учебный процесс, но и

открывает большие возможности для расширения

образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и

способствует принципам индивидуализации и дифференциации обучения.

Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов,

созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий

кругозор,

но

и

способствует

расширению

языковых

знаний,

развитию

коммуникативной и информационной компетенции. Никто не утверждает, что

проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранного

языка, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует

развитию обучающегося, осознанию себя как члена группы, расширению

языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать

знания, полученные на других дисциплинах, средствами иностранного языка.

Проект

как

метод

обучения

может

быть

использован

в

изучении

любой

учебной дисциплины. Он может применяться на учебных занятиях и во

внеаудиторной

работе.

Он

ориентирован

на

достижение

целей

самих

обучающихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое

количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт

деятельности, и поэтому он незаменим.

III. Результативность

Результативность представляемого опыта подтверждается следующими

показателями:

- отсутствие снижения познавательного интереса к изучению иностранного

языка

как

средства

вербального

и

невербального

общения,

установление

нахождения его на высоком уровне, а также регистрируемый рост числа

обучающихся, проявивших повышенный интерес к изучаемой дисциплине;

13

- рост мотивации обучающихся по изучению иностранного языка;

- рост познавательной рефлексивной самостоятельности.

Список используемой литературы

14

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 273 –

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.

«Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

(полного) общего образования» (Приказ Министерства образования и науки

от 17 мая 2012 г. № 413).

3. Приказ Министерства образования и науки России от 29 декабря 2014 г. №

1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 «Об утверждении федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

(полного)

общего

образования».

4.

Гальскова,

Н.Д.,

Гез,

Н.И.

Теория

обучения

иностранному

языку.

Лингводидактика и методика. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия,

2007. – 234 с.

5. Клюева, Н.В. Педагогическая психология. / Н.В. Клюева. – М.: Владос

пресс, 2006. – 399 с.

15



В раздел образования