Напоминание

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте


Автор: Вдовенок Анна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ КО "Социально-реабилитационный центр "Маленький принц"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности конфликтного поведения

в подростковом возрасте

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как

мы

сталкиваемся

с

ней

каждый

день

на

улице,

в

школе.

Тревожным

симптомом

является

рост

числа

несовершеннолетних

с

девиантным

поведением,

проявляющихся

в

асоциальных

действиях

(алкоголизм,

наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и

др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым,

поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества,

интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку,

по отношению к различным формам собственности. На почве социальных

противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликты

занимают

существенное

место

в

нашей

повседневной

жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это

двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его

разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия.

Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к

конфликтам на позитивное.

Подростки

образуют

особую

субкультуру

со

своими

нормами,

установками,

специфическими

формами

поведения,

одеждой,

языком,

символическими атрибутами и ритуалами.

Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей, и

для педагогов. На мой взгляд, тема конфликта вообще, и подросткового в

частности,

неисчерпаема.

Это

одна

из

проблем,

которую

можно

назвать

извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и

споры,

приводящие

к

конфликтным

ситуациям.

Подростковый

возраст

является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это

время становления личности ребенок становится «трудным». Как правило,

подросткам

присущи

предельная

неустойчивость

настроения,

поведения,

постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот

возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых,

окружающих

подростка,

пристального

внимания,

предельной

тонкости,

деликатности, вдумчивости.

Понятие конфликт: причины, функции, типы и виды

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различ-

ные определения конфликта. Само понятие конфликт берет свое начало от

латинского слова "conflictus" – столкновение. Рассмотрим некоторые из них.

Так,

на

Западе

широко

распро ст ранено

понятие

ко н фл и к т а ,

сформулированное

известным

американским

теоретиком

Л.

Козером. Под

ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус,

власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, на-

несение ущерба или устранения соперника.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологи-

ческой

точки

зрения,

ибо

его

сущностью,

по

мнению

автора,

выступает

столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

Английский социолог Э.Гидденс дает такое определение конфликта:

"Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими

людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и

средства, мобилизуемые каждой из сторон".

В

отечественной

литературе

большинство

определений

конфликта

носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что

авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта,

представленного

многообразными

формами

противоборства

между

индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение

определенных

интересов

и

целей.

Приведем

для

примера

некоторые

из

определений конфликта:

Российские

конфликтологи

Ф.М.Бородкин

и

Н.М.Коряк

уточняют

понятие конфликта. По их мнению, конфликт – это деятельность людей, и,

следовательно, всегда предполагает преследование цели.

Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе

всегда,

во

все

времена

существовали,

существуют

и

будут

существовать

конфликтные ситуации, по мнению В. А. Ядова.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе,

своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между по-

тенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотива-

ция которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интере-

сами и потребностями ( Л.Г. Здравомыслов.).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди

которых наиболее важными являются:

диалектическая — служит для выявления причин конфликтного

взаимодействия;

конструктивная —

вызываемое

конфликтом

напряжение

может

быть направлено на достижение цели;

деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска

взаимоотношений,

которая

мешает

решению

проблем.

Управление

конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

Первый

из

них

заключается

в

управлении

собственным

поведением

в

конфликтном

взаимодействии. Внешний

аспект

управления

конфликтами

предполагает, что субъектом управления может выступать другой человек.

Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности,

особенностей

и

последствий

важное

значение

имеет

типологизация,

т.е.

выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и

различия,

надежных

способов

идентификации

конфликтов

с

общностью

существенных признаков и отличий. Существует множество классификаций в

зависимости от признака.

На

основе

классификации

определяют

виды

и

разновидности

конфликтов.

Вид

конфликта

-

вариант

конфликтного

взаимодействия,

выделен по определенному признаку.

Степень

выраженности

конфликтного

противостояния

предполагает

выделение скрытых и открытых конфликтов.

Открытые

конфликты характеризуются

явно

выраженным

столкновением

оппонентов:

ссоры,

споры,

столкновение.

Взаимодействие

регулируется нормами, соответствующими ситуации и статусу участников

конфликта.

В случае скрытого конфликта отсутствуют внешние агрессивные

действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются

косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из

участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него

нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Количество

участников

конфликтного

взаимодействия

позволяет

разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые.

Внутриличностные

конфликты -

п р е д с т а в л я ю т

с о б о й

столкновение

внутри

личности

равных

по

силе,

но

противоположно

направленных

мотивов,

потребностей,

интересов.

Особенностью

данного

вида

конфликта

есть

выбор

между

желанием

и

возможностями,

между

необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм. На выбор

правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может

потратить

много

сил

и

времени,

а

следовательно,

стремительно

растет

эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием

решения

поведение

личности

может

стать

неконтролируемым.

Видом

внутриличностного

конфликта

является ролевой

конфликт,

когда

в

одной

личности возникает необходимость одновременного выполнения различных

своих ролей, которые к тому же противоречат друг другу. Встает вопрос

выбора, что делать.

Межгрупповые

конфликты -

конфликты

между

различными

группами,

подразделениями,

в

которых

затрагиваются

интересы

людей,

объединенных

в

период

конфликта

в

единые

сплоченные

сообщества.

Следует

отметить,

что

эта

сплоченность

может

исчезнуть

сразу

после

прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство

группы может быть достаточно значительными.

Межличностные

конфликты

представляют

собой

столкновение

индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон.

Это один из наиболее распространенных видов конфликтов.

В зависимости от нарушенных потребностей выделяют когнитивные

конфликты и конфликты интересов.

Конфликт

когнитивный –

конфликт

взглядов,

точек

зрения,

знаний.

В

таком

конфликте

целью

каждого

субъекта

является

убедить

оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции.

Конфликты интересов можно представить как противовес кон-

фликта когнитивного, что означает противоборство, основанное на столкно-

вении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций).

Виды конфликтов по последствиям:

конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;

деструктивные, разрушающие организацию.

Выделяют также виды конфликтов подростков:

1)

Конфликты

в

процессе

взаимодействия

учителя

с

учеником.

Наиболее

часто

встречающиеся

конфликты

в

процессе

взаимодействия

учителей

с

учащимися,

по

мнению

ряда

психологов

и

педагогов

(В.И.

Журавлев, М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др) связаны с не учетом возрастных

особенностей

школьников,

игнорированием

их

индивидуальных

особенностей, нарушением дисциплины преимущественно школьниками и

т.п. Отношение с подростками некоторые учителя строят таким же образом,

как

и

с

младшими

классами.

Авторитарный

стиль

управления

ими,

не

желание

понять

их

точку

зрения

и

стремление

проявить

себя

в

кругу

сверстников, характерное для их возраста, любым способом (даже прибегая к

антисоциальным

формам

поведения)

влечет

огромное

количество

межличностных

конфликтов.

Важно

в

этом

возрасте

выявить

интересы

подростка и направить их в нужное русло с целью коррекции поведения. Не

следует в присутствии одноклассников принижать школьника, делать ему

замечания

и

упрекать

родителями,

выделять

некоторых

подростков

в

категорию любимчиков, это провоцирует конфликты между учащимися, ведь

они очень остро чувствуют несправедливость.

2)

Конфликты

между

подростками

и

их

родителями. Психологами

доказано,

что

наиболее

тяжелым

и

конфликтным

является

подростковый

возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты

между ними и родителями. Рассмотрим некоторые причины такого поведения

школьников. Подросток становится менее послушным, не всегда адекватно

реагирует на замечания родителей, не безоговорочно выполняет поручения.

Реакция родителей естественна, ибо они по-прежнему видят в своем сыне

или

дочке,

уже

повзрослевших,

маленьких

детей.

Они

не

заметили,

как

быстро они выросли, начали проявлять свою самостоятельность и поэтому

игнорируют их возрастные особенности, проявляющиеся в желании проявить

свою

самостоятельность.

Прежнее

восприятие

повзрослевшего

"ребенка"

родителями,

провоцирует

многочисленные

конфликты,

т.к

его

обратная

реакция на их авторитарные указания негативная.

3)

Конфликты

в

среде

школьников.

Иногда

подросток

очень

расстраивается из-за того, что между ним и его близким человеком возник

конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на

пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток

осознает сразу. Каким образом выйти из сложившейся ситуации, т.е как

помириться с человеком, подросток не знаете и напрасно теряет время в

ожидании, т.к., возможно, что оппонент также не может найти удачный

способ разрешения конфликта. Прежде всего нужно постараться не доводить

конфликтную ситуацию до конфликта. Но если все-таки конфликт возник,

выберите наиболее удачный способ его разрешения.

Возникновение

и

развитие

конфликтов

обусловлено

действием

четырех

групп

факторов

и

причин:

объективных,

организационно-

управленческих,

социально-психологических

и

личностных.

Первые

две

группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая

- главным образом субъективный.

-

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным

образом

те

обстоятельства

социального

взаимодействия

людей,

которые

привели

к

столкновению

их

интере сов,

мнений,

у с т а н о в о к .

-

О р г а н и з а ц и о н н о

у п р а в л е н ч е с к и е

п р и ч и н ы

конфликтов заключаются

в

несоответствии

структуры

организации

т р е б о в а н и я м

д е я т е л ь н о с т и ,

к о т о р о й

о н а

з а н и м а е т с я .

Чем

больше

структура

организации

не

соответствует

требованиям

деятельности,

которой

она

занимается,

тем

менее

эффективно

функционирование

организации,

тем

больше

межличностных

и

м е ж г р у п п о в ы х

ко н ф л и к т о в

в о з н и к а е т

в

е е

ко л л е к т и в а х .

-

Социально-психологиче ские

причины

ко н фл и к т о в .

К

числу социально-психологических относятся

те

причины

конфликтов,

которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором

и х

в к л ю ч е н и я

в

с о ц и а л ь н ы е

г р у п п ы .

Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной

конфликтов

либо

усложняет

разрешение

социальных

противоречий,

возникших

по

иным

причинам.

Более

подробно

информационное

в з а и м о д е й с т в и е

о п п о н е н т о в

р а с с м о т р е н о

в

г л .

Второй

типичной

социально-психологической

причиной

межличностных

конфликтов

является несбалансированное

ролевое

взаимодействие

двух

людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут

играть

не

те

роли,

которые

ожидает

от

каждого

из

них

партнер

по

взаимодействию.

Личностные

причины

конфликта.

Личностные

причины

конфликтов

связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями

его

участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в

психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружаю-

щей средой.

Существуют основные причины, по которым подросток сталкивается с

различными

ситуациями

и

проблемами,

приводящие

к

конфликту.

В

педагогической

практике,

вопреки

провозглашавшемуся

ранее

мнению,

имеется ряд оснований для возникновения конфликта. В личности растущего

человека происходят определённые изменения, которые могут ускользать от

внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьёзные

изменения

могут

происходить

с

коллективом,

членом

которого

является

ребёнок.

Таким

образом,

в

учебно-воспитательном

процессе

возможно

несовпадение

личных

целей,

задач,

педагогических

методов

и

индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к конфликту

между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся

познавательного

интереса,

возникновения

неуверенности

в

своих

силах,

отрицательного

отношения

к

школе,

порождает

активное

внутреннее

торможение у ребёнка. Такой конфликт иногда провоцирует ребёнка на поис-

ки иной среды общения, в которой удовлетворяется потребность к защищён-

ности, ощущении своей полноценности.

Конфликт между отдельными детьми чаще всего бывает вызван не-

способностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При пе-

дагогически

целесообразном

вмешательстве

в

такой

конфликт

он

может

способствовать успешному формированию личности, положительным изме-

нениям в поведении ребёнка, консолидации сил коллектива.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Подростковый

возраст

это

возраст

серьезного

кризис а,

затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис

этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не

только

происходит

коренная

перестройка

ранее

сложившихся

психологических

структур,

но

и

возникают

новые

образования,

закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа

показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении

личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а

также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость.

То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости

особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития

могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного

становления,

создавая

объективные

предпосылки

для

возникновения

и

проявления агрессивности и конфликтности. В последнее время взрослые все

чаще

оказываются

в

тупике,

будучи

не

в

силах

прекратить

агрессивные

выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители

нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть

компетентными

при

встрече

с

детской

агрессией. Чтобы

сделать

менее

острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его роди-

тели и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асо-

циальности в этом возрасте.

Отсюда

подростковый

возраст

характеризуется

специалистами

как

переходный, сложный, трудный, критический. Это словно второе рождение,

писал В. А. Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже не тот, и это самое

главное

-

восприятие

окружающего

мира

иное,

отношение

к

людям,

требования, запросы, интересы всё качественно иное». Отсюда и неадекват-

ность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в

действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия,

отклонение от общественных правил. В. А. Сухомлинский, выделяя такие

противоречия в духовном развитии подростка, считал их естественными, со-

ответствующими

этому

периоду

возрастного

развития

ребенка. Это

непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и

неумение

разобраться

в

сложных

явлениях

жизни.

Это

желание

быть

хорошим,

стремление

к

идеалу

и

нетерпимость

к

поучениям,

прямому

воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и

неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и

нежелание

с

этим

обратится

к

взрослым.

Это

богатство

желаний,

разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении.

Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это

романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неис-

черпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе.

Такое

поведение

и

отношение

к

тому,

что

подростка

окружает,

у с и л и ва е т с я ,

а

в

н е кото р ы х

с л у ч а я х

и

о б о с т р я е т с я

р я д о м

психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями. В

связи

с

неравномерностью

роста

и

развития

у

подростков

наступают

временная

дисгармония

в

координации

движений,

определенная

неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие измене-

ния параметров тела вызывают у них определенный психологический дис-

комфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя

или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно

той ситуации, в которой они оказываются.

В

связи

с

быст рым

развитием

возникают

т рудно сти

в

функционировании

сердца,

лёгких,

кровоснабжении

головного

мозга.

Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного

тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния

и,

соответственно,

настроения.

Вообще

в

подростковом

возрасте

эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует

добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим

и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать

саму «гормональную бурю».

Чувство

взрослости

это

особая

форма

самосознания.

Оно

проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он

претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты,

отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к

самостоятельности,

желании

оградить

какие-то

стороны

своей

жизни

от

вмешательства родителей.

Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может

быть – учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения,

которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,

предписывающий

подросткам

четкий

стиль

поведения

в

дружеских

отношениях со сверстниками. На вооружение берутся чисто внешние сторо-

ны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в при-

нятии решений..

Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои

права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые

предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное

восприятие

социальной

ситуации

приводят

к

разногласиям

с

взрослыми,

порождают конфликты между ними.

Подростковая

самостоятельность

выражается

в

стремлении

к

эмансипации

от

взрослых,

освобождении

от

их

опеки,

контроля

и

в

разнообразных увлечениях. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг

друга – характерны для подросткового возраста. Как правило, увлечения

имеют

не

учебный

характер.

Ведущей

деятельностью

в

этот

период

становится интимно – личностное общение.

Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа

поведения, с учетом направленности их личности. Первую группу подростков

характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных

потребностей,

стремление

к

потребительскому

времяпрепровождению,

деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям

других,

неуживчивость,

отсутствие

авторитетов

являются

типичными

особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы,

вспыльчивы,

дерзки,

драчливы.

В

их

поведении

преобладает

физическая

агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными

потребностями,

ценностями.

Обладая

более

или

менее

широким

кругом

интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять

привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их

характеризует

импульсивность,

быстрая

смена

настроения,

лживость,

раздражительность.

У

этих

детей

извращены

представления

о

мужестве,

товариществе.

Им

доставляет

удовольствие

чужая

боль.

Стремление

к

применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против

тех, кто слабее. Третью группу подростков характеризует конфликт между

деформированными

и

позитивными

потребностями,

ценностями,

отношениями,

взглядами.

Они

отличаются

односторонностью

интересов,

притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху,

апатичны.

В

их

поведении

преобладают

косвенная

и

вербальная

агрессивность. В четвертую группу входят подростки, которые отличаются

слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием

определенных

интересов

и

весьма

ограниченным

кругом

общения.

Они

безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для

этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преоблада-

ют вербальная агрессивность и негативизм.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется

в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из – за

неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в

соответствующем

поведении.

Вместе

с

тем

на

развитие

агрессивности

подростка

могут

влиять

природные

особенности

его

темперамента,

например,

возбудимость

и

сила

эмоций,

способствующие

формированию

таких

черт

характера,

как

вспыльчивость,

раздражительность,

неумение

сдерживать

себя.

Естественно,

что

в

состоянии

фрустрации

подросток

с

подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению,

в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана

необходимостью

защитить

себя

или

удовлетворить

свои

потребности

в

ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки,

или, по крайней мере, словесных угроз. Наиболее полную картину сущности

агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную

роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев,

страх,

месть,

враждебность

и

т.п.

Агрессивное

поведение

детей

подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках,

побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и т.д.

В современном обществе проблема агрессивного поведения является

одной из центральных психолого-педагогических проблем. Психологи выде-

ляют следующие формы агрессивных реакций:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической

силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные

на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные

взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через

форму, так и через содержание словесных ответов.

Склонность

к

раздражению

готовность

к

проявлению

при

малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм

оппозиционная

манера

поведения,

обычно

направленная против авторитета или руководства.

Обида

зависть

и

ненависть

к

окружающим,

обусловленные

чувством

горечи,

гнева

на

весь

мир

за

действительные

или

мнимые

страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к

людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить

вред.

Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты.

Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми

интере сами,

повышенной

внушаемо стью,

п одр а ж ате л ь н о с ть ю ,

недоразвитостью

нравственных

представлений

и

бедностью

ценностных

ориентаций. Они эмоционально грубы, озлобленны против сверстников и

окружающих

взрослых.

У

таких

подростков

наблюдается

крайняя

самооценка,

она

может

быть

как

максимально

положительной,

так

и

максимально

отрицательной.

Их

отличают

повышенная

тревожность,

эгоцентризм,

неумение

находить

выход

из

трудных

ситуаций.

Защитные

механизмы

преобладают

над

другими

механизмами,

регулирующими

поведение.

Но

среди

агрессивных

подростков

встречаются

и

дети,

интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является

средством

поднятия

престижа,

демонстрации

своей

самостоятельности,

взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по

отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях

и средствах компании подростков.

Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его

среде.

Особенно

важна

роль

малых

групп,

в

которой

подросток

взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. На

становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности

семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений

между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Сегодня в нашем

обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих

детей.

Семья не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у

детей

чувства

психологического

комфорта,

защищенности.

Здесь

нередко

имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными

видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают

детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка;

третья – переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. Подростки,

которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся

жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению. В

результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных

представлений,

потребительная

ориентация,

эмоциональная

грубость,

агрессивный

способ

самоутверждения,

что

связано

с

повышенной

внушаемостью,

подражательностью.

Следует

отметить,

что

для

многих

подростков типично умышленное подражание определенным манерам как

конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными

средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п.

провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в

собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

Это

проявляется

и

желании

занять

определенное

место

в

референтной

группе,

добиться

самоутверждения,

осознания

себя

человеком,

которого

нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части под-

ростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где

задиристость, агрессивность часто рассматриваются как доказательства «бы-

валости», «мужественности».

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и

системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обу-

словливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определен-

ной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружаю-

щих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности,

демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приво-

дит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия

не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о

себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного

отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в соче-

тании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и

повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.

Мальчики

и

девочки

по

разному

проявляют

агрессивность.

Наибольшей

агрессивностью

отличаются

12-15-летние

подростки

мальчики.

У

них

преобладает

физическая

агрессия,

которая

с

возрастом

затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К

15-17 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде

косвенной агрессии у мальчиков идет значительное увеличение ее у девочек.

Негативизм значительно проявляют мальчики во все возрастные периоды.

Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал,

что

в

подростковом

возрасте

наблюдается

повышенная

агрессивность

и

конфликтность,

вторые

обусловлены

спецификой

протекания

данного

возрастного

периода.

Однако,

данное

утверждение

не

означает,

что

это

неизменное

явление,

не

подлежащее

коррекции.

Большинство

авторов

указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и

его

зависимость

от

внешне

средовых

условий

таких

как,

психолого-

педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье,

отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным

является

изучение

существующего

уровня

конфликтности

и

разработки

индивидуальных

и

групповых

мер

по

снижению

конфликтности

и

агрессивности в подростковом звене.

Выводы

Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не

могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют

и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации.

Вместе

с

тем

любой

конфликт

представляет

собой

актуализировавшееся

противоречие,

то

есть

воплощенные

во

взаимодействии

противостоящие

ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для

своего

разрешения

противоречие

непременно

должно

воплотиться

в

действиях

в

их

столкновении.

Только

через

столкновение

действий,

буквальное

или

мыслимое,

противоречие

себя

и

являет.

Для

конфликта

свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности,

направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности

оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также

негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении

поведения

и

манеры

общения.

Конфликт

состоит

из

противоположно

направленных

действий

его

участников.

Этими

действиями

реализуются

скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной

и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных

на

реализацию

интересов

каждой

стороны

и

ограничение

интересов

оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Подро стковый

возраст

отличается

конфликтно стью.

В с е

физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны

с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со

сложностями

его

перехода

из

состояния

детскости

во

взрослую

жизнь.

Подростковый

возраст

характеризуется

повышенной

возбудимостью,

неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя,

эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и

конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного

периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от

внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение

существующего

уровня

конфликтности

и

разработки

индивидуальных

и

групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом

звене.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб-

ник для высших учебных заведений / А.Я.Анцупов, С.В.Баклановский. -

СПб.: Питер, 2010. - 288 с.

2.

Богданов, В.Н. Психология личности в конфликте: учебник для

высших учебных заведений / В.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер,

2014. - 211 с.

3.

Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие. / Н.Ф.Вишня-

кова– Мн.: Университетское, 2008. – 246 с.

4.

Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина, СПб.: Пи-

тер, 2010. – 464 с.

5.

Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых груп-

пах / Я.Л. Коломинский. – М.: Академия, 2006. – 350 с.

6.

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от ро-

ждения до 17 лет / И.Ю. Кулагин. - М.: Издательство УРАО, 2007. – 176 с.

7.

Лесун,

Л.И.

Агрессивное

поведение

подростков

[текст]/

Л.И.

Лесун, Л.В. Шклярова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012. -№12. –

С.22-25.

8.

Ничишина, Т.В. Предупреждение и проведение сквернословия

несовершеннолетних [текст]/ Т.В. Ничишина //– 2010.-№7. – С. 34-37.

9.

Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [текст]/ К.Н.

Поливанова. – М.: Академия, 2005. – 450 с.

10.

Сапогова,

Е.Е.

Психология

развития

человека

[текст]/

Е.Е.

Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.

11.

Семенюк,

Л.М.

Психологические

особенности

агрессивного

поведения

подростков

и

условия

его

коррекции

[текст]/

Под

ред.

Д.И.

Фельдштейн. – М.: НПО МОДЭК, 2006. – 450 с.



В раздел образования