Автор: Бурцев Виктор Николаевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ В(С)Ш №36
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Инновации в образовании. Маршрутная система обучения".
Раздел: полное образование
Бурцев Виктор Николаевич
учитель истории
первой квалификационной категории
МКОУ "В(С)Ш №36"
г. Новосибирск
Инновации в образовании. Маршрутная система обучения.
Сейчас много говорят о необходимости внедрения современных подходов
к организации образовательного процесса, то есть инноваций в образовании, но
что
же
под
этим
понимают?
Существует
несколько
толкований
понятия
"инновация." На мой взгляд, инновации в образовании - это использование
новых, повышающих эффективность обучения, педагогических технологий (с
целью
обеспечения
оптимизации
учебного
процесса,
повышения
качества
образования или организации благоприятных условий усвоения материала).
Обновление
процесса
обучения
возможно
через
совершенствование
педагогических технологий, одной из которых является технология создания
индивидуального образовательного маршрута. Продуктивное обучение в школе,
качественная и успешная подготовка к аттестации могут быть осуществлены с
помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. Маршрутная
система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в
обучении учеников, который максимально учитывает способности учащихся,
определяет личную траекторию развития и образования.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
—
это
система
изучения,
закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного
ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.
Цели
использования
индивидуального
образовательного
маршрута
по
предмету формируются в зависимости от сложившейся ситуации, в которой
оказался обучающийся:
- ликвидация пробелов в знаниях в случае пропуска уроков
- стремление ученика повысить оценку знаний по предмету
- подготовка к сдаче ЕГЭ и т. д.
В
ходе
работы
с
индивидуальными
образовательными
маршрутами
реализуется право ученика на выбор темпа работы, форм обучения, и это,
несомненно, даёт шанс обучающемуся раскрыть себя как индивидуальность,
как личность.
Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с
индивидуальными и личностными особенностями обучающегося.
Для использования индивидуального маршрута необходимо:
1–
провести
оценку
учителями
готовности
ученика
к
выполнению
индивидуальной работы;
2– желание ученика выполнять задания по индивидуальной программе и
осознание им ответственности принимаемого решения;
Ответственность
за
организацию
и
ход
реализации
индивидуального
образовательного маршрута ученика несет учитель, в обязанности которого
входит:
– оценка готовности ученика выполнять самостоятельно работу;
–
выбор
совместно
с
учеником
индивидуального
образовательного
маршрута по предмету;
Универсального
рецепта
создания
индивидуального
образовательного
маршрута нет, т.к. он зависит от цели и от индивидуальных особенностей
обучающегося. Существует примерный алгоритм построения индивидуального
образовательного маршрута:
1. Сформулируй свою образовательную цель
Цель – это предполагаемый результат деятельности. Поставить цель –
значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна
быть конкретной, т. е. необходимо указать определенный срок, успехи, которых
желаешь достичь в целом.
2. Определи задачи – пути достижения цели
Задачи
–
план
твоих
действий
по
достижению
поставленной
цели,
который
разрабатывается
на
определенный
срок,
по
конкретным
видам
деятельности.
3. Выбери формы и методы обучения
Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно
усваивать учебный материал.
4. Определи формы и методы контроля
Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля как часто
тебя надо проверять, каким способом лучше проверять твои знания, каким
образом ты должен осуществлять самоконтроль.
Материальным
выражением
индивидуального
образовательного
маршрута
по
предмету
является
карта
индивидуального
сопровождения
учащегося, которая ведется учителем. Карта является документом, в котором
фиксируются мероприятия (задания), сроки и результаты их реализации. В нем
отражается взаимодействие учителя, ученика, и, при необходимости, классного
руководителя.
Учитель
обсуждает
объем
предстоящей
работы
с
обучающимся,
определяет
форму
отчетности.
В
результате
выполнения
каждого
задания
учитель выставляет отметку о выполнении.
Любая
деятельность
должна
иметь
рефлексию,
то
есть
самоанализ
деятельности и её результатов.
Обучающемуся представляется два вида опросника. Первый проводится в
ходе
продвижения
по
индивидуальному
образовательному
маршруту
и
позволяет
при
необходимости
его
скорректировать.
Второй
–
по
итогам
маршрута и позволяет оценить результаты работы.
I Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по индивидуальному
образовательному маршруту:
1. Насколько успешно моё продвижение?
2. Какие затруднения испытываю?
3. Какие ошибки допускаю?
4. В чём их причина?
5. Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления
ошибок?
II
Этап
предъявления,
анализа
и
оценки
результатов
реализации
индивидуального учебного плана
1. Какие образовательные продукты мне удалось создать?
2. Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу?
3. Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?
4. Что во мне изменилось?
5. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?
Эффективно сть
ре зульт атов
выполнения
и н д и в и д уа л ь н о го
образовательного маршрута определяется рядом условий, ведущим из которых
является
осознание
всеми
участниками
педагогического
проце сса
необходимости,
значимости
данного
маршрута
как
одного
из
способов
повышения качества знаний.