Напоминание

"Обвиняется дождь!" внеурочная исследовательская деятельность


Автор: Нестеренко Светлана Митрофановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Россошь, Воронежской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обвиняется дождь!" внеурочная исследовательская деятельность
Раздел: начальное образование





Назад





Пояснительная записка
. Мероприятие проводится в рамках внеурочной деятельности « Я- исследователь» и направлено на развитие познавательного интереса учащихся посредством применения современных исследовательских технологий, применяемых на подготовительном этапе мероприятия. Сценарий составлен на основании исследований об осеннем явлении природы ДОЖДЬ, добытых учащимися в процессе подготовки к мероприятию.
Тема мероприятия
: «Обвиняется дождь!»
Форма проведения
: судебное заседание
Цели:
Подробно исследовать одно из самых распространённых сезонных явлений природы- дождь. Развивать смекалку и любознательность учащихся. Учить отстаивать свою точку зрения. Воспитывать любовь к природе во всех её проявлениях. Прививать любовь к поэзии , музыке, искусству.
Методы
: словесный, наглядный
Технологии
: проектно-исследовательские, проблемно-диалоговые, игровые.
Оборудование
: доска с магнитами, мультимедийная доска. Ноутбук с колонками, видеоролик из интернета «Дождь» Л.Фокиной, плакат «Круговорот воды в природе», корзинка с грибами ; Исследовательские проекты учащихся: выставка фото «Люди под дождём», подборка стихов русских поэтов о дожде; Фонограмма песни «У природы нет плохой погоды»; Костюм судьи.
Класс: 1-й
Ход занятия .
В классе столы расставлены буквой П. В центре восседает Судья в мантии. С одной стороны класса - Обвинитель и его сторонники, с другой стороны Защитник и свидетели. Зрители по обе стороны класса .
Секретарь.
-Бродит в роще листопад По кустам и клёнам, Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. Собери из листьев веер, Яркий и красивый. Побежит по листьям ветер Лёгкий и игривый И послушно ветру вслед Листья улетают- Значит, лета больше нет. Осень наступает! -В преддверии осенних месяцев мы проводим судебное заседание. Где рассматривается исковое заявление Обвинителя. Обвинитель, вам предоставляется слово.
Обвинитель.

-
Добрый день, все присутствующие в зале, добрый день господин Судья. Всю ночь по крышам бьёт, Постукивает И бормочет, и поёт, И убаюкивает! Мною ОБВИНЯЕТСЯ ДОЖДЬ! Это явление природы на протяжение многих столетий портит картины осенней природы и ухудшает настроение людей. И я выношу ему заочно свои обвинения: Обвинение первое! Мелкий моросящий осенний дождь мочит одежду людей, которые в выходные дни выбираются в лес на отдых. После чего люди начинают чихать, кашлять и болеть!
Секретарь.
-А что нам скажет по этому поводу Защита?
Защитник.
-Ваша честь! Это обвинение не имеет под собой никакого основания. Кроме того, в дождливую погоду люди надевают непромокаемую одежду, резиновые сапоги и берут с собой зонты. А в качестве доказательства я представляю вам эти фотографии. (выставка фото на тему «Люди под дождём»)

Обвинитель.
-Позвольте представить второе обвинение! Когда идёт дождь-почва увлажняется, появляется грязь, слякоть, лужи на дорогах. Люди, машины и даже животные становятся грязными и злыми.
Секретарь.
-Каковы ваши аргументы, сторона защиты?
Защитник.
-Да нет же! Когда идёт осенний дождь- земля пропитывается влагой и это очень полезно для урожая озимых хлебов. Кроме того, в лесах интенсивно начинают расти съедобные грибы. А это очень ценная белковая пища. Кружатся листья над дорогой, Лес прозрачен и багрян, Хорошо ходить с лукошком Вдоль опушек и полян. Я иду и под ногами Слышу шорох золотой. Пахнет влажными грибами, Дождик моросит грибной… Правда, собирать грибы нужно только со взрослыми. Следовательно, осенний дождь очень нужен и полезен для природы! Вот сколько грибов удалось мне собрать в лесу после дождика. Ну-ка, слушатели, помогите отобрать съедобные грибы от несъедобных. («Корзина с грибами»- игра-конкурс) (Гостям предлагается вынуть из корзины съедобные грибы, назвать их и прикрепить магнитами к доске. Чья сторона больше назовёт грибов .)
Обвинитель.
-Чепуха! Подумаешь ,грибы! Третье моё обвинение заключается в том. что когда идёт дождь -человеку становится очень грустно и на него нападает лень. Хочется спать. А работать и делать уроки неохота!
Защитник.
-Но истории известно много случаев, когда именно под шум дождя люди творили свои шедевры: рождались прекрасные стихи у поэтов, картины у художников, песни у композиторов. Ваша честь, давайте пригласим свидетелей в зал.
Судья.
-Пригласите первого свидетеля!
Первый свидетель
. -Ничего плохого не могу сказать о дожде.. По законам природы дождь обязан выпадать на землю. Для этого существует круговорот воды в природе.
Рассмотрите его на схеме и вы поймёте, что отрицать этот закон невозможно. И отменить его тоже нельзя! -Вот как это происходит… (Объяснение по схеме «Круговорот воды в природе»)
Судья.
-Пригласите второго свидетеля!
Второй свидетель
. -Я выступаю в защиту дождя! Мелкий моросящий дождь успокаивает нервную систему. Ведь шум дождя похож на прекрасную музыку. Позвольте представить вам вещественное доказательство! (просмотр видеоролика «Дождь» Л. Фокиной)
Судья.
-Пригласите третьего свидетеля!
Третий свидетель.
-Обвинения в адрес дождя необоснованны! У меня в руках целая подборка стихов об этом замечательном явлении природы. -Нет ничего прекраснее ДОЖДЯ! Ведь в мире нет совсем плохой погоды! Шумит и льётся дождик на поля, И прорастают к небу зёрен всходы. Нет ничего прекраснее дождя! Его мы узнаём по всем приметам, По облакам и тучам, по грозе, Грохочущей в озоне тёплым летом! Нет ничего прекраснее дождя, Осеннего, с печальным тем шуршаньем. И замирает у творца душа, Немым наполненная ликованьем! (Представляется подборка стихов разных поэтов о дожде , оформленная в раскладушку. Их читают сидящие в зале дети.)
Секретарь.
-Для оглашения приговора прошу всех встать!
Судья.
-Заслушав сторону обвинения в адрес ДОЖДЯ и аргументы защиты, а так же показания свидетелей, суд постановил: Обвинения в адрес ДОЖДЯ снять и с этой минуты считать его полезным явлением природы! А в качестве моральной компенсации спеть песню «У природы нет плохой погоды!» (звучит песня «У природы нет плохой погоды»)

Секретарь.
-На этом наше заседание считается закрытым. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Ф.И.Тютчев
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний ,первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не меркнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный- Всё вторит весело громам…
А. Твардовский
Плывут паутины над сонным жнивьём, Краснеют рябины под каждым окном. Хрипят по утрам петушки молодые.
Дожди налегке выпадают грибные. Поют трактористы, на зябь выезжая. Готовятся сёла ко Дню урожая. (По усмотрению учителя подбирается количество стихов) МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 Г, РОССОШИ РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ. СЦЕНАРИЙ внеурочного занятия в 1 классе «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
ТЕМА:
Автор разработки-НЕСТЕРЕНКО СВЕТЛАНА МИТРОФАНОВНА, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 9 г. Россоши.

2015-16 уч год


В раздел образования