Автор: Виноградова Марина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №18"
Населённый пункт: г.Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: статья-обобщение опыта
Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики при изучении геометрического материала посредством использования игровых технологий"
Раздел: начальное образование
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на
уроках математики при изучении геометрического материала
посредством использования игровых технологий»
Одной из важнейших задач современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные
возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих
возможностей на этапе начального математического образования зависит от
способов организации учебной деятельности младших школьников, которые
позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не
только учить мыслям, но и учить мыслить.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются
вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени,
выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся,
наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение
различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в
соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей
анализировать объекты с целью выделения их существенных и
несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить
сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным
признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого
ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
На уроках математики, так же как и на других уроках начального
образования, необходимо общаться с учениками как равноправные партнеры
(определять цель, составлять план, осуществлять поиск решения проблемы).
Важно внимательно выслушивать выступление каждого ученика, давать им
возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное.
Современный ребенок привык получать знания в форме развлекательных
программ по телевидению, что нужно учитывать на уроках математике,
используя медиасредства. Помочь учителю в решении этой непростой задачи
может сочетание традиционных методов обучения и современных
информационных технологий, в том числе и компьютерных. Трудно
представить современное образовательное учреждение без компьютерного
класса.
Использование компьютеров помогает учителям лучше оценить способности
и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные
формы и методы обучения.
Важно в современном уроке использовать дидактические игры, которые
можно так же организовать по средствам ИКТ, ведь для младшего школьного
возраста учение – новое и непривычное дело. Дидактические игры особенно
необходимы в воспитании и обучении детей начальной школы. В процессе
игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить
самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, умения
оценивать роль знаний и видеть их применение на практике, ощущать
взаимосвязь разных наук. Для учителя урок-игра, с одной стороны -
возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные
особенности, решить внутренние проблемы (например, обучения), с другой
стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к
работе, осуществления собственных идей. Игра стимулирует лучшее
запоминание и понимание изучаемого материала, а также способствует
повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать
органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и
неоднократно воспроизводить её в новых ситуациях. Современная дидактика,
обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в них
возможности эффективной организации взаимодействия педагога и
учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами
соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
При изучении геометрического материала в 1-4 классах следует
большое внимание уделять дидактическим играм, с помощью которых
учащиеся лучше запоминают образы геометрических фигур, их названия,
соотносят названия соответствующим образом геометрической фигуре.
Полезны также слуховые и зрительные диктанты. С их помощью учащиеся
учатся различать геометрические фигуры, запоминают их названия. Игры
развивают и их пространственное представление (закрепляются отношения
взаимного положения фигур, выраженные словами: «вверху», «внизу»,
«слева», «справа», «впереди», «сзади», «посередине», «между», «под»,
«над»)
В
качестве
игровых
и
занимательных
упражнений,
которые
можно
предложить
детям
для
выяснения
отношений
между
геометрическими
фигурами
и
для
усвоения
их
существенных
свойств,
названий,
а
также
упражнений
на
составление
геометрических
фигур
или
на
нахождение
геометрических фигур на чертеже, я использую: геометрические ребусы,
кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не
верю», «Данетки», задачи — шутки, задания со спичками, «Танграм» и т.д.
Игра «Будь внимательным»
На наборное полотно выставляются карточки с геометрическими фигурами:
треугольник,
отрезок,
четырёхугольник,
прямоугольный
треугольник,
прямоугольник,
квадрат,
круг.
Участник
внимательно
обозревает
все
выставленные фигуры, стараясь их запомнить. Затем ученик отворачивается
от доски, а в это время одна фигура убирается. Участник должен угадать,
какая из геометрических фигур исчезла.
Игра « Угадай-ка фигуру»
Детям
раздаются
разные
геометрические
фигуры:
прямоугольный
треугольник,
остроугольный
треугольник,
тупоугольный
треугольник,
прямоугольник, квадрат, круг, равнобедренный треугольник, равносторонний
треугольник, разносторонний треугольник.
Суть
этой
игры
в
том,
что
по
существующим
признакам
фигуры,
дети
должны
найти
её
среди
своих
фигур,
показать
её.
Если
по
признакам,
указанным
ведущим,
нельзя
показать
фигуры,
т.к.
её
нет
в
природе,
то
получает балл та команда, в которой никто не поднял фигуры.
Ведущий: Покажите фигуру и назовите, если она имеет:
3 угла, 3 вершины, 3 разные стороны;
3 угла, з вершины, 3 угла, причём 1 прямой;
3 угла, 3 стороны, а 2 из них равные;
3 стороны, 3 угла, 2 из них прямые (шутка)
4 стороны, 4 угла, все углы прямые;
4 угла, 4 стороны, все стороны равные;
4 прямых угла, 4 стороны, только противоположные стороны равные;
У этой фигуры нет углов;
Игра «Внимание» :
Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
Чем отличаются картинки?
Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются
образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти
фигуры).