Автор: Новикова Наталья Геннадьевна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ "Ленинск-Кузнецкое училище олимпийского резерва"
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование мотивации студентов к занятиям познавательной и творческой деятельностью"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование мотивации студентов к занятиям познавательной и творческой
деятельностью
В условиях реализации современной концепции среднего профессионального
образования
особую
актуальность
приобретает
проблема
обучения
студентов,
способных
к
самосовершенствованию,
саморазвитию,
к
творче скому
преобразованию действительности. Поэтому в настоящее время в педагогической
теории и практике актуальным является формирование познавательной мотивации
личности, развитие творческой активности.
Познавательная
и
творческая
деятельность
личности
–
это
сознательная
деятельность, направленная на приобретение информации, формирование знаний и
опыта.
Правильная
её
организация
оказывает
непосредственное
влияние
на
результат работы преподавателя и успешность студентов.
Методика
обучения
часто
опирается
на
воспроизводящую
деятельность
студента,
на
запоминание
определенного
круга
фактического
материала.
К
сожалению, большинство студентов, занимаются только на «удовлетворительно».
Они порой добросовестно посещают лекции, выполняют практические задания, но
при этом не проявляют особой активности и творчества.
Конечно,
есть
студенты,
которые
в
учебной
работе
проявляют
высокую
активность и, участвуя в научной работе, развивают свои творческие способности.
Они не ограничиваются слушанием и конспектированием лекции или чтением лишь
страниц
названного
учебника.
Их
аудиторная
и
внеаудиторная
учебная
работа
характеризуется
самостоятельным
изучением
конспекта
лекций,
чтением
дополнительной
литературы,
умением
самостоятельно
мыслить,
поиском
новых
способов
решения
заданий.
Эти
студенты
стремятся
глубже
понять
не
только
содержание материала, но и способы добывания новых знаний, сами принимают
активное участие в научном поиске.
Функция
преподавателя
–
содействие
самостоятельности
и
инициативе
студентов.
А
при
организации
образовательного
процесса
учитывать
такие
принципы, как гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности,
интересы,
способности
студентов,
возможность
выбора
занятий,
приоритет
групповой и индивидуальной форм работы; наличие разнообразных материалов для
самостоятельной практической работы.
Умение преподавателя организовывать и управлять деятельностью студента
является
одним
из
основных
показателей
его
педагогического
мастерства.
Ориентируясь
в
способностях
каждого
студента
и
в
его
возможностях,
преподаватель
должен
уметь
выбирать
такие
методы,
приемы
и
технологии
преподавания, которые позволят достичь поставленные учебные и воспитательные
цели.
Устойчивый
интерес
к
учебной
деятельности
можно
сформировать
через
проведение
уроков-путешествий,
уроков-викторин,
уроков-исследований,
уроков
защиты
творческих
заданий,
через
игровую
деятельность.
Своевременное
чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов
формирования мотивации укрепляет желание студентов овладевать знаниями.
Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию студентов, чем
заинтересовать
их
своим
предметом
через
внеклассную
работу
с опорой
на
существующий уровень развития студента и представление условий для его роста.
С
этой
целью
необходимо
привлекать
студентов
к
участию
в
конкурсах,
викторинах и онлайн-олимпиадах по физической культуре. Такие мероприятия дают
широкому
кругу
студентов
возможность актуализировать
и
систематизировать
знания фактов истории развития физической культуры и спорта.
Для
формирования
навыков
научно-исследовательской
деятельности,
содействия
интеллектуальному
развитию
и
поддержания
интереса
к
будущей
профессиональной деятельности практиковать среди студентов участие в научно-
практических
конференциях
и выполнение
исследовательских
проектов по
спортивной тематике.
В
работе
со
студентами,
имеющими
физический
потенциал,
использовать
различные пути для реализации их возможностей, осуществляя взаимодействие с
профильными вузами. Систематически организовывать их подготовку к участию в
очных олимпиадах по физической культуре, спартакиадах и соревнованиях по видам
спорта, к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Таким
образом,
вся
внеклассная
работа
направлена
на поддержку
в
личностном
развитии
и
одаренности
студентов,
проявляющих
интерес
к
углублённому изучению предмета.