Напоминание

"Имя существительное как часть речи.постоянные и непостоянные признаки имён существительных."


Автор: Бажанова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ"СОШ №2 ст. Зеленчукской"
Населённый пункт: ст. Зеленчукская КЧР
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Имя существительное как часть речи.постоянные и непостоянные признаки имён существительных."
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 4б классе.

Тема.

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные

признаки имен существительных.

Цель:

1. Обучающая

• систематизировать знания об имени существительном

• тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков

существительных

• обобщить знания детей о роли существительных в предложении

2. Развивающая

• Развивать устную и письменную речь учащихся;

• развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;

• формирование навыков самоконтроля.

3. Воспитательная

• Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;

• Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.

Оборудование: дидактические карточки для работы в паре , проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

1.

Орг

.

момент

.

Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро

Длится до вечера.

2. Минутка чистописания.

На доске слова: детский, тростник, громкий, лестница, капустница, отвечаю,

местность, трудный.

- Прочитайте слова. Определите, какую букву будем писать сейчас. Она есть в каждом имени

существительном этого ряда. Какая это буква, и в каких словах она присутствует? (буква «т»)

- Выпишите только имена существительные.

- Что объединяет эти имена существительные? (орфограмма – непроизносимая согласная)

Какое слово лишнее? (лестница – нельзя проверить)

3. Словарная работа

-Двум

ребятам

нашего

класса

было

дано

домашнее

задание:

поработать

со

словом

«лестница», используя словари.

1. Л

естница — имя сущ., ед. ч., ж. р.

Лестница — сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.

При проверке непроизносимой согласной слово-помощник — «лезти, лезть» с помощью

старинного суффикса -me(а).

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг.

2. Лестница — древнерусское слово. Согласный звук [т] исчезает. Почему? Дело в том,

что

три

согласных

подряд

очень

трудно

произносить,

вот

мы

и

упрощаем

их

произношение. А написание их упрощать нельзя. В древнерусском языке было слово

«лъствица».

Вот

оно-то

и

превратилось

в

лестницу

под

влиянием

таких

слов,

как

«сахарница», «чернильница». Что же касается самого слова «лъства», то оно образовано

от глагола «лезти», «лезть», с помощью суффикса -тв(и). Значит, непроизносимый звук

[т] в существительном «лестница» — это остаток суффикса -тв(a)

4. Кроссворд

- Молодцы. Хорошо постарались. Теперь вам необходимо угадать имя одной науки русского

языка. Для этого нужно разгадать кроссворд.

1 Крупное

хищное

млекопитающее

с длинной

шерстью и

короткими

толстыми

лапами.

2. Крупный

населенный

пункт, место

большого

поселения

людей,

административный, торговый, промышленный, культурный центр.

3. Синоним этого слова – село.

4. Наследственное семейное (обычно, полученное от родителей) наименование,

прибавляемое к личному имени.

5.Птица с черным или серым оперением.

6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.

7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для

охраны, на охоте.

8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий

подвиги.

9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.

М

е

д

в

е

д

ь

г

0

р

о

д

д

е

Р

е

в

н

я

ф

а

м

и

л

и

я

в

о

р

О

н

а

п

а

Л

ь

т

о

с

О

б

а

к

а

Г

е

р

о

й

л

И

с

и

ц

а

Я

г

о

д

а

- Как зовут эту науку? (Морфология). Что она изучает?

- Ребята, скажите, на какие 2 группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и

служебные).

Назовите самостоятельные части речи! (сущ. прил, глагол, наречие). А служебные? (частица,

союз, предлог, междометия).

Двое учащихся разделяют на 2 группы служебные и самостоятельные части речи.

5. Имя существительное

- Сегодня на уроке мы вспомним об одной части речи и вы сами мне скажете как ее зовут.

- Слова какой части речи записаны в кроссворде? (имена существительные).

На какие группы можно их разбить? (одушевленные и неодушевленные, по родам)

Какой вопрос задаем к одушевленным именам существительным? А к неодушевленным?

Запишите ребята в 2 столбика эти слова, записав, вопрос кто? и что? Что у них можем

определить?

Какие слова записали в 1 столбик? 2 столбик?

Как определить род? Какие это признаки? (род - постоянный, число - непостоянный)

Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет) Какие употребляются

только в ед.ч. и какие только во мн. Числе? (молоко, молодежь, хвоя – ед.ч. качели,

ножницы, очки, штаны – мн. ч.)

6. Текст. Предложения.

-Давайте узнаем, какими членами предложения являются имена существительные.

-Перед вами конверты со словами. Постройте из них предложения.

В осенние

дни

готовит

ёжик

жилище

на зиму

Придет

зима

и глубокий

сугроб

накроет

норку.

Мох

и

листочки

таскает

в норку

хлопотливый

ёжик

Прочитайте их. Получился ли текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст? (поменять предложения местами)

Какое будет 1 предложение? Запишите его.

Выделите грамматическую основу. Какое это предложение? (простое)

Подпишите сверху над словами части речи. Назовите их. Каких больше? Определите род имен

существительных. Что сделать, чтобы определить род? (поставить в начальную форму)

Какое будет 2 предложение? Давайте его разберем по членам и частям речи. Схема.

- Какими членами предложения могут являться имена существительные?

Запишем 3 предложение. Выделим грамматическую основу. Какое это предложение?

(сложное)

Какая у меня ошибка? Подпишите имена сущ. Прочитайте имена сущ. Ж.Р., М.Р.,

Сущ. какого рода нам не встретилось в предложении?

7. Закрепление. Работа с учебником.

- Стр. 86 Упр. 103

Прочитайте первых четыре предложения. Выпишите имена существительные, поставив в

начальную форму, определите род и число.

8. Предложение.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

Найдите имена сущ. Докажите, что это имена существительные

9. Обобщение.

- Что называется именем существительным?

- Какие признаки имен существительных вспомнили на уроке?



В раздел образования