Автор: Бажанова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ"СОШ №2 ст. Зеленчукской"
Населённый пункт: ст. Зеленчукская КЧР
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Имя существительное как часть речи.постоянные и непостоянные признаки имён существительных."
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4б классе.
Тема.
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные
признаки имен существительных.
Цель:
1. Обучающая
• систематизировать знания об имени существительном
• тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков
существительных
• обобщить знания детей о роли существительных в предложении
2. Развивающая
• Развивать устную и письменную речь учащихся;
• развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
• формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательная
• Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
• Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.
Оборудование: дидактические карточки для работы в паре , проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
1.
Орг
.
момент
.
Эмоциональный настрой.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро
Длится до вечера.
2. Минутка чистописания.
На доске слова: детский, тростник, громкий, лестница, капустница, отвечаю,
местность, трудный.
- Прочитайте слова. Определите, какую букву будем писать сейчас. Она есть в каждом имени
существительном этого ряда. Какая это буква, и в каких словах она присутствует? (буква «т»)
- Выпишите только имена существительные.
- Что объединяет эти имена существительные? (орфограмма – непроизносимая согласная)
Какое слово лишнее? (лестница – нельзя проверить)
3. Словарная работа
-Двум
ребятам
нашего
класса
было
дано
домашнее
задание:
поработать
со
словом
«лестница», используя словари.
1. Л
естница — имя сущ., ед. ч., ж. р.
Лестница — сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
При проверке непроизносимой согласной слово-помощник — «лезти, лезть» с помощью
старинного суффикса -me(а).
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг — то овраг.
2. Лестница — древнерусское слово. Согласный звук [т] исчезает. Почему? Дело в том,
что
три
согласных
подряд
очень
трудно
произносить,
вот
мы
и
упрощаем
их
произношение. А написание их упрощать нельзя. В древнерусском языке было слово
«лъствица».
Вот
оно-то
и
превратилось
в
лестницу
под
влиянием
таких
слов,
как
«сахарница», «чернильница». Что же касается самого слова «лъства», то оно образовано
от глагола «лезти», «лезть», с помощью суффикса -тв(и). Значит, непроизносимый звук
[т] в существительном «лестница» — это остаток суффикса -тв(a)
4. Кроссворд
- Молодцы. Хорошо постарались. Теперь вам необходимо угадать имя одной науки русского
языка. Для этого нужно разгадать кроссворд.
1 Крупное
хищное
млекопитающее
с длинной
шерстью и
короткими
толстыми
лапами.
2. Крупный
населенный
пункт, место
большого
поселения
людей,
административный, торговый, промышленный, культурный центр.
3. Синоним этого слова – село.
4. Наследственное семейное (обычно, полученное от родителей) наименование,
прибавляемое к личному имени.
5.Птица с черным или серым оперением.
6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.
7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для
охраны, на охоте.
8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий
подвиги.
9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.
М
е
д
в
е
д
ь
г
0
р
о
д
д
е
Р
е
в
н
я
ф
а
м
и
л
и
я
в
о
р
О
н
а
п
а
Л
ь
т
о
с
О
б
а
к
а
Г
е
р
о
й
л
И
с
и
ц
а
Я
г
о
д
а
- Как зовут эту науку? (Морфология). Что она изучает?
- Ребята, скажите, на какие 2 группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и
служебные).
Назовите самостоятельные части речи! (сущ. прил, глагол, наречие). А служебные? (частица,
союз, предлог, междометия).
Двое учащихся разделяют на 2 группы служебные и самостоятельные части речи.
5. Имя существительное
- Сегодня на уроке мы вспомним об одной части речи и вы сами мне скажете как ее зовут.
- Слова какой части речи записаны в кроссворде? (имена существительные).
На какие группы можно их разбить? (одушевленные и неодушевленные, по родам)
Какой вопрос задаем к одушевленным именам существительным? А к неодушевленным?
Запишите ребята в 2 столбика эти слова, записав, вопрос кто? и что? Что у них можем
определить?
Какие слова записали в 1 столбик? 2 столбик?
Как определить род? Какие это признаки? (род - постоянный, число - непостоянный)
Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет) Какие употребляются
только в ед.ч. и какие только во мн. Числе? (молоко, молодежь, хвоя – ед.ч. качели,
ножницы, очки, штаны – мн. ч.)
6. Текст. Предложения.
-Давайте узнаем, какими членами предложения являются имена существительные.
-Перед вами конверты со словами. Постройте из них предложения.
В осенние
дни
готовит
ёжик
жилище
на зиму
Придет
зима
и глубокий
сугроб
накроет
норку.
Мох
и
листочки
таскает
в норку
хлопотливый
ёжик
Прочитайте их. Получился ли текст?
Что нужно сделать, чтобы получился текст? (поменять предложения местами)
Какое будет 1 предложение? Запишите его.
Выделите грамматическую основу. Какое это предложение? (простое)
Подпишите сверху над словами части речи. Назовите их. Каких больше? Определите род имен
существительных. Что сделать, чтобы определить род? (поставить в начальную форму)
Какое будет 2 предложение? Давайте его разберем по членам и частям речи. Схема.
- Какими членами предложения могут являться имена существительные?
Запишем 3 предложение. Выделим грамматическую основу. Какое это предложение?
(сложное)
Какая у меня ошибка? Подпишите имена сущ. Прочитайте имена сущ. Ж.Р., М.Р.,
Сущ. какого рода нам не встретилось в предложении?
7. Закрепление. Работа с учебником.
- Стр. 86 Упр. 103
Прочитайте первых четыре предложения. Выпишите имена существительные, поставив в
начальную форму, определите род и число.
8. Предложение.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
Найдите имена сущ. Докажите, что это имена существительные
9. Обобщение.
- Что называется именем существительным?
- Какие признаки имен существительных вспомнили на уроке?