Автор: Муталлапова Лилия Хадыевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Дергачёвка Населённый пункт: д.Дергачёвка, Стерлитамакский район Наименование материала: рабочая программа Тема: "Окружающий мир" Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа д. Дергачевка муниципального района
Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО______Ротач Л.В. Заместитель директора по УВР Директор МОБУ
Протокол № _______ МОБУ СОШ д.Дергачевка СОШ д.Дергачевка
от «____» ______2015 г Мухаметов И.Г. Газизов И.Х.
«____» ______2015г. Приказ № __ от «__»__ 2015 г.
Рабочая программа
по учебному предмету « Окружающий мир»
3 класс
ФГОС НОО
( Базовый уровень)
УМК « Перспектива»
Срок реализации программы
2015-2016 учебный год
Составитель: Муталлапова Лилия Хадыевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
окружающему
миру
в
3
классе
соответствует
следующим
нормативным документам:
Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального общего
образования ( Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373);
Федеральному перечню учебников (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»);
Примерной программе начального общего образования,предметная линия «Окружающий
мир» под ред. А.М. Кондакова, М., 2011г.;
Авторской программе по УМК «Перспектива», авт., Плешаков А.А., Новицкая М.Ю;
Учебному плану МОБУ СОШ д. Дергачевка на 2015-2016 учебный год;
Положению о рабочей программе по ФГОС;
Основной образовательной программе начального общего образования МОБУ СОШ д.
Дергачёвка.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у
подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия
и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем
самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан,
способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности
на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет
«Окружающий
мир»
занимает
важное
место
в
системе
начального
общего
образования,
так
как
в
процессе
его
изучения
школьники
овладевают
основами
практико-
ориентированных
знаний
о
человеке,
природе
и
обществе,
учатся
осмысливать
причинно-
следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и
культуры
родного
края.
Предмет
обладает
широкими
возможностями
для
формирования
у
младших
школьников
фундамента
экологической
и
культурологической
грамотности
и
соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения за природными явлениями,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни.
Это
позволит
учащимся
освоить
основы
природо-
и
культуросообразного
поведения.
Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы
значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор
культурно-ценностных
ориентаций
младшего
школьника
в
соответствии
с
отечественными
традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная
основа
для
широкой
реализации
межпредметных
связей
всех
дисциплин
начальной
школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках
чтения,
русского
языка
и
математики,
музыки
и
изобразительного
искусства,
технологии
и
физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-
ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство
с
основами
естественных
и
социально-гуманитарных
наук
в
их
единстве
и
взаимосвязи
помогает
ученику
осмыслить
личный
опыт,
делая
явления
окружающего
мира
понятными
и
предсказуемыми,
гармонично
соотносить
свои
личные
интересы
с
интересами
природы
и
общества,
тем
самым
обеспечивая
в
дальнейшем
как
личное,
так
и
социальное
благополучие.
«Окружающий
мир»
представляет
детям
широкую
панораму
природных
и
общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет
изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания,
истории,
литературы
и
других
дисциплин.
Благодаря
интеграции
естественно-научных
и
2
социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с
возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и
воспитания,
формирования
у
детей
системы
позитивных
национальных
ценностей,
идеалов
взаимного
уважения,
патриотизма,
опирающегося
на
этнокультурное
многообразие
и
общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Таким
образом,
предмет
«Окружающий
мир»
создаёт
прочный
фундамент
для
изучения
значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Цель программы:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе
единства
рационально-научного
познания
и
эмоционально-ценностного
осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Задачи:
формирование у обучающихся уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также
к региону, в котором они проживают, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места
в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
психологической
культуры
и
компетенции
для
обеспечения
эффективного
и
безопасного
взаимодействия в социуме.
Данная программа предусматривает: проверочных работ – 4.
3
Общая характеристика учебного предмета
Программа создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые
гармонично объединяют естественно-научные знания
и опыт гуманитарных наук. Ведущей с
точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С
этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое,
а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-
культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что
позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного,
культурно-значимого,
культурно-должного
в
жизни
человека.
Таким
образом
дети
получают
возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с
природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры,
необходимые
человеку.
Ведь
именно
ценностно-консолидирующее
пространство
культуры
обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире
природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими
школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое,
пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья
человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
В программе предстают сферы природной и социальной жизни в единстве и тесной взаимной
связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её
форм;
наука
как
часть
культуры,
отражающая
человеческое
стремление
к
истине,
к
познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение
духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья
как
основа
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности,
залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и
жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый
образ
жизни
в
единстве
следующих
составляющих:
здоровье
физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному
наследию, к самому себе и окружающим людям.
Региональный компонент. При изучении разделов на уроках используется краеведческий
материал, отражающий культурное наследие народов Башкортостана.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом
МОБУ СОШ д. Дергачёвка на 2015-2016 учебный год на
предмет «Окружающий мир» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
4
Значение учебного предмета состоит в том, что в ходе ее изучения обучающиеся овладевают
практико-ориентированными
знаниями
для
развития
их
экологической
и
культурологической
грамотности и соответствующей ей компетенций: умения использовать разные методы познания,
соблюдать
правила
поведения
в
природе
и
обществе,
способность
оценивать
свое
место
в
окружающем мире, участвовать в его созидании.
Предмет
«Окружающий
мир»
помогает
обучающемуся
в
формировании
личностного
восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает
духовность,
активность,
компетентность
подрастающего
поколения
России,
способного
на
созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знакомство
с
началами
естественных
и
социально-гуманитарных
наук
в
единстве
и
взаимосвязях дает обучающемуся ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место
в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Л и ч н о с т н ы е :
У обучающегося будут сформированы:
проявление
чувства
гордости
за
свою
Родину,
в
том
числе
через
знакомство
с
отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
доброжелательное
отношение
друг
к
другу
как
к
носителям
разных
этнических,
конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка
Всемирных духовных сокровищ;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных
народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных
традиций;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего
поколения к младшему (традиции в семье);
внутренняя
позиция
школьника
на
уровне
осознания
и
принятия
образца
прилежного
ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
готовность
к
бережному
и
уважительному
отношению
к
живой
и
неживой
природе,
окружающим людям;
понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами
семейной жизни;
представление
об
этических
нормах
через
формулирование
правил
экологической
и
семейной этики;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
соблюдение
правил
работы
в
группе,
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
бесконфликтное
поведение,
стремление
прислушиваться
к
мнению
одноклассников
в
ходе
проектной и внеурочной деятельности;
установка
на
здоровый
образ
жизни
через
формулирование
правил
оказания
первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций
здорового образа жизни народов своего края.
У обучающегося могут быть сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
представление
о
ценностях
многонационального
общества
на
основе
сопоставления
материальной и духовной культуры традиционного Дома;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное
рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
личностная
ответственность
за
свои
поступки,
сохранность
объектов
природы,
необходимых для будущего России;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах
народного
творчества,
знакомство
с
Всемирным
наследием,
Всемирными
духовными
сокровищами;
представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения
людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием.
М
е
т
а
п
р
е
д
м
е
т
н
ы
е
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения
работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
6
планировать
своё
высказывание
(выстраивать
последовательность
предложений
для
раскрытия темы, приводить примеры);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и
критерии, заданные учителем;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающиеся могут научиться:
планировать свои действия в течение урока;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих
тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
понимать
содержание
текста,
интерпретировать
смысл,
фиксировать
полученную
информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать
объекты
окружающего
мира,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
рисунки,
пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных
знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
моделировать различные ситуации и явления природы.
Обучающийся может научиться:
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-
познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы
для решения учебных задач;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии
с возрастными нормами;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и
вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в
общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом
возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему.
7
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
П
р
е
д
м
е
т
н
ы
е
:
Обучающийся научится:
характеризовать
методы
исследования
(наблюдение,
опыт,
определение
природных
объектов, измерение, моделирование);
определятьтип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнаватьматерики и части света по
силуэтам;
перечислять
отличительные
особенности
политической
карты
мира
по
сравнению
с
физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые
вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные,
земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни,
способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать
водоём
как
единство
живой
и
неживой
природы,
как
природное
сообщество,
природное
сообщество
водорослей,
береговых
растений,
червей,
моллюсков,
ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками,
незнакомыми людьми;
перечислять
традиции
гостеприимства
и
стремиться
соблюдать
их
в
соответствующих
ситуациях;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем
мире;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную
смету расходов на эти потребности;
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков,
показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
характеризовать
природные
особенности
и
культурные
достопримечательности
перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях.
Обучающийся может научиться:
8
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать
состав
почвы,
роль
почвы
в
природе
и
роль
живых
организмов
в
образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
лиственные и цветковые растения;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного
угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и
традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
составлять
список
Всемирных
духовных
сокровищ
как
общечеловеческих
ценностей,
свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
9
Содержание учебного предмета
Радость познания (11 часов)
Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга - источник знаний. Отправимся на
экскурсию. О чём расскажет план. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической
карте мира. Путешествуя, познаём мир. Транспорт. Средства информации и связи. Проведение
праздника "Книга - источник знаний".
Мир как дом (19 часов)
Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё. Мир небесных тел. Невидимое
сокровище. Самое главное вещество. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли.
Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир
животных. Животные в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес - волшебный
дворец. Луг - царство цветов и насекомых. Водоём - дом из воды. Как сохранить богатства из
природы. Охрана природы в культуре народов России и мира.
Дом как мир (20 часов)
Родной дом - уголок Отчизны. Свой дом - свой простор. В красном углу сесть - великая
честь. Побываем в гостях. На свет появился - с людьми породнился. Родословное древо. Муж и
жена - одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети - дому венец. Детские игры -
школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши
органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом не велик, а стоять не велит.
Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С.Пушкину. Знакомство с традициями
гостеприимства народов своего края.
В поисках Всемирного наследия (8 часов)
Всемирное
наследие.
Московский
Кремль.
Озеро
Байкал.
Путешествие
в
Египет.
Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные
сокровища.
Резерв учебного времени (10 часов)
10
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Раздел
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Радость познания (11 ч)
Формулировать мысль о том, что стремление к
творческому познанию окружающего мира есть
отличительная черта человека. Определять
сферы познания: природа и культура. Выявлять
особенности познания. Высказывать
мотивированное суждение об ответственности
познающего человека за то, как, в каких целях
используются его открытия и изобретения.
Характеризовать способы изучения
окружающего мира. Различать этапы
исследования (от постановки цели до вывода).
Различать виды оборудования для изучения
окружающего мира, узнавать и называть
предметы оборудования, объяснять их
назначение. Работая в группах, осваивать в ходе
практических работ способы изучения
окружающего мира, этапы исследования, при
ёмы использования оборудования. Оценивать
свои успехи при выполнении практических
работ.
Обсуждать рассказ «Изучили» из книги
«Великан на поляне», делать вывод об
ответственности человека за свои действия при
исследовании окружающего мира.
Сравнивать план и карту, глобус и карту мира.
Изучать условные знаки карты, применяй» их
для чтения карты мира. Работая в паре,
заполнять таблицу «Материки и части света».
Узнавать материки и части света по силуэтам. С
помощью карты учебника приводить примеры
морей, рек, островов. Обсуждать роль карты в
жизни людей, в нашей собственной жизни,
оценивать эмоциональные впечатления от
мысленных путешествий по карте.
Сравнивать политическую карту мира с
физической картой, определять её
отличительные особенности. Находить на карте
ту или иную страну, показывать её границы,
определять столицу, называть соседние страны.
Соотносить название страны с названием языка
и наоборот. В справочной литературе о народах
мира находить информацию о составе населения
страны и об особенностях её культуры.
Различать старинные и современные средства
передвижения. Систематизировать
транспортные средства по видам, участвовать в
дидактической игре на усвоение правил
пользования транспортом, определять виды
11
транспорта, необходимые для проектируемого
путешествия по городу (селу), рассказывать
сюжет из истории одного из видов транспорта
(по выбору), об изобретателях, учёных.
Проектное задание (проект): разрабатывать
предложения об использовании общественного
транспорта в просветительских целях.
Различать средства связи, используемые в
личной и общественной жизни, средства связи и
средства массовой информации, участвовать в
дидактической игре. Рассказывать о сюжетах
теле- и радиопередач, публикаций в прессе о
природе, культуре, выдающихся людях России и
мира (по выбору в соответствии с личными
интересами).
Мир как дом (19 ч)
Различать природные объекты и созданные
человеком предметы, объекты живой и неживой
природы, твёрдые тела, жидкости и газы (на
иллюстрациях учебника и в окружающей
действительности). Заполнять таблицу «Твёрдые
тела, жидкости и газы». Приводить примеры
веществ, узнавать вещества по описанию, устно
описывать знакомые вещества. Работая в группе,
проводить опыт «Вода — растворитель»
(предлагать порядок проведения опыта,
выбирать необходимое оборудование, выполнять
действия по инструкции, фиксировать
результаты опыта, формулировать вывод, осуще
ствлять самопроверку, оценивать свои успехи).
Характеризовать Солнце как одно из небесных
тел, раскрывать его значение для жизни на
Земле. Извлекать из текста учебника цифровые
данные о Солнце, выписывать их в рабочую
тетрадь и использовать при рассказе о Солнце.
Анализировать иллюстрации учебника,
устанавливать связь между положением Солнца
на небе и сезонными изменениями в природе и
жизни людей. Сравнивать звёзды, планеты по
различным признакам, заполнять таблицу
«Различие звёзд по цвету», используя сведения
из учебника и других источников, в том числе
Интернета. Работая в группе, моделировать
строение Солнечной системы. Работать со
взрослыми: использовать различные источники
информации при подготовке сообщения о
небесных телах.
Узнавать образы воздуха, огня, воды в
произведениях словесного и изобразительно-
прикладного народного творчества. Предлагать
для совместной игры несколько загадок об огне,
воде и воздухе из творчества народов своего
12
края; находить и характеризовать эти образы в
словесных и изобразительно-прикладных
произведениях народного творчества своего
края. Различать разные проявления этих стихий
(вода в водоёмах разного типа, дождь, солнце,
молния, огонь на земле и др.). Использовать
народные приёмы изображения природных
стихий для сочинения своих загадок об огне,
воде, воздухе.
Узнавать образы плодородной земли и растений
в произведениях словесного и изобразительно-
прикладного народного творчества. Подбирать
загадки о земле и растениях в творчестве
народов своего края для совместной игры.
Находить и характеризовать эти образы в
словесных и изобразительно-прикладных
произведениях народного творчества своего
края, использовать приёмы народного искусства
для сочинения своих загадок о земле и
растениях.
Классифицировать животных по особенностям
питания. С помощью атласа-определителя
приводить примеры растительноядных и
хищных животных. Использовать информацию
из атласа-определителя для подготовки
сообщений о таких животных. Прослеживать по
схемам цепи питания. Работая в парах,
моделировать цепи питания с помощью схем-
аппликаций. Применять знания об особенностях
питания животных для самостоятельного
составления схем цепей питания. Выявлять
признаки приспособленности животных к
добыванию пищи и защите от врагов.
Участвовать в старинной народной игре,
объяснять её связь с темой урока. Обсуждать
рассказ «Доброе слово о хищниках», формулиро
вать соответствующие правила экологической
этики.
Работая в парах, соотносить отрицательное
влияние человека на природу и меры по её
охране, заполнять таблицу в рабочей тетради.
По рисункам-символам в учебнике рассказывать
об охране природных богатств. Работая в
группах, предлагать условные знаки,
демонстрирующие охрану изученных
природных сообществ, оценивать работу других
групп, рассказывать по условным знакам об
охране природных сообществ. Обсуждать
рассказы из книги «Великан на поляне», форму
лировать соответствующие правила
экологической этики. Высказывать
13
аргументированные суждения о возможности
своего участия в охране природных богатств, о
личной ответственности за сохранность
природы.
Дом как мир (20 ч)
Объяснять значения слова «мир» на русском
языке и находить их аналоги в языках народов
своего края. Моделировать ситуации общения в
разных сообществах, старинных и современных.
Выявлять общее и особенное в устройстве ста
ринной и современной общественной жизни.
Участвовать в посильных общественных делах и
праздниках.
Выявлять роль и назначение красного угла как
почётного места в старинном доме; находить его
аналог в устройстве старинного жилища
народов своего края, а также название в
местных языках. Моделировать функции
духовного центра в современном доме,
презентовать традиции гостеприимства.
Различать способы составления родословного
древа. Составлять схему родственных связей в
своей семье до трёх-четырёх поколений.
Рассказывать о профессиях старших членов
семьи, друзей семьи. Оформлять презентацию
документов и реликвий из семейного архива как
фамильную ценность.
Творчески выражать мысль о родительской
любви к детям в рукотворной игрушке, в
кукольном спектакле по одной из сказок народов
своего края; высказывать мотивированное суж
дение о почтении к родителям как нравственной
норме всех народов России и мира.
Сравнивать и различать особенности в
воспитании девочки и мальчика, в том числе в
старинной и современной культуре воспитания
детей и подростков народов своего края. На
ходить в дополнительной литературе, Интернете
материалы о значении своего личного имени, о
жизни и деятельности знаменитого
соотечественника — своего тёзки. Творчески
выражать нравственный смысл личного имени
как образец для самовоспитания;
характеризовать личностные качества человека,
выбранного в качестве образца для подражания.
14
Презентовать несколько народных игр,
определять их назначение в своём развитии;
характеризовать заложенный в них
нравственный смысл, необходимый для
самовоспитания. Излагать правила игры и
организовывать её в среде сверстников.
С помощью иллюстраций и схемы в учебнике
рассказывать о работе опорно-двигательной и
пищеварительной систем. Используя
информацию из учебника, вписывать цифровые
данные в текст рабочей тетради. Работая в
парах, обозначать на схеме последовательность
прохождения пищи по органам
пищеварительной системы. Характеризовать
работу дыхательной и кровеносной систем. В
ходе групповой практической работы учиться
измерять пульс у себя и другого человека,
фиксировать результаты измерений, оценивать
свои успехи. Высказывать обоснованные
суждения о том, почему организм человека —
единое целое. Раскрывать связь между работой
различных систем органов.
Работая в паре, формулировать правила
выработки хорошей осанки (с опорой на
иллюстрации учебника). Корректировать
собственное поведение с учётом этих правил. В
ходе групповой практической работы осваивать
приёмы ухода за зубами, оценивать свои успехи.
Классифицировать продукты по происхождению
(растительного и животного происхождения).
Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды
(фастфуда). Работать со взрослыми: составлять
меню для своей семьи, доказывать ею
соответствие правилам здорового питания, го
товить одно из блюд.
Работая в паре, знакомиться со строением
органов чувств, осуществлять взаимопроверку.
Подписывать на схеме части глаза и уха.
Характеризовать работу органов чувств.
Формулировать правила гигиены органов чувств
(с опорой на материалы учебника). Оценивать
своё отношение к собственному здоровью. Кор
ректировать своё поведение в соответствии с
изученными правилами гигиены. Высказывать
обоснованные суждения о взаимном дополнении
органов чувств при восприятии окружающего
мира.
Различать социально-нравственные ситуации, в
15
которых понятие «здоровье» выступает как
триединство; приводить примеры
уважительного, внимательного, милосердного
отношения к инвалидам. Высказывать
мотивированное суждение о приоритете
здоровья духовного и душевного.
С помощью ключевых слов выражать своё
впечатление от образа старого человека в
произведении живописи. В кукольном спектакле
по одной из сказок народов своего края представ
лять ситуацию уважительного отношения к
старым людям.
Высказывать мотивированное суждение о
почитании памяти родных и близких как
нравственной норме всех народов России и
мира.
В поисках Всемирного наследия (8ч)
Объяснять смысл эмблемы Всемирного
наследия, различать объекты природного и
культурного Всемирного наследия. Участвовать
в дидактической игре: подбирать материал из
книг, альбомов, Интернета, в том числе для
знакомства с местными
достопримечательностями природы и культуры,
со святынями своего края. Рассказывать об
одном-двух объектах Всемирного наследия (по
выбору — в России, в том числе и в своем крае,
и в мире), оформлять наглядный материал для
презентации рассказа.
По внешнему виду определять проездные башни
Московского Кремля, называть их; узнавать на
фотографии строения ансамбля Большого
Кремлёвского дворца, различать среди них более
древнюю и более позднюю постройку; рассказы
вать о наиболее понравившихся
достопримечательностях и святынях
Московского Кремля.
Показывать местонахождение озера «Байкал» на
карте. Рассказывать о его уникальных
особенностях, флоре, фауне и особых эко
логических проблемах (но выбору); оформлять
наглядный материал для презентации рассказа.
Показывать на карте местоположение Египта и
его столицы. Узнавать на фотографии облик
египетских пирамид, рассказывать о наиболее
понравившихся достопримечательностях и
святынях Египта (по выбору).
Показывать местоположение Греции и Афин на
карте. Узнавать на фотографии облик
16
достопримечательностей и святынь Греции.
Рассказывать о наиболее понравившихся
достопримечательностях и святынях Греции (по
выбору).
Показывать на карте местоположение
Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии
облик его достопримечательностей и святынь,
рассказывать о наиболее понравившихся
достопримечательностях и святынях
Иерусалима (по выбору).
Показывать на карте местоположение Китая и
Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой
Китайской стены, рассказывать о наиболее
понравившихся достопримечательностях и
великих культурных изобретениях Древнего
Китая.
Обобщать полученные знания о многих
достойных людях — художниках, писателях,
учёных, исторических деятелях (с 1 по 3 класс).
Сравнивать пословицы разных народов России и
мира о человеческих достоинствах и
соответствующие фрагменты из текстов
Священных книг.
Формулировать понятие о Всемирных духовных
сокровищах. Называть имена своих земляков,
соотечественников, представителей других
стран, которые воплотили в себе лучшие
человеческие качества (по выбору).
Резерв учебного времени (10 ч)
Тематическое планирование с определением основных видов
17
учебной деятельности обучающихся на 2015-2016 учебный год
Радость познания (12 ч.)
Личностные:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— творческое отношение к оформлению плана путешествия;
— интерес к знаниям и способам их приобретения;
— желание познавать мир благодаря путешествиям;
— уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
— понимание собственных достижений при освоении темы.
Регулятивные:
— планировать свою деятельность в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— оценивать выполненное задание.
Познавательные:
— определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение;
— определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение;
— определять источники необходимой информации и обосновывать своё мнение;
— определять разные формы земной поверхности на географической, политической картах мира и
на глобусе и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении плана путешествия.
Коммуникативные:
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
— формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества;
— строить понятные для партнёра высказывания;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
№
п\
п
Дата
провед
ения
по
плану
Дата
проведен
ия по
факту
Тема урока с указанием этнокультурных
особенностей Республики Башкортостан
Примечание
1
1.09.
Свет знания.
18
2
2.09.
Как
изучают
окружающий
мир.
Природа
родного
края.
3
8.09.
Книга – источник знаний.
4
9.09.
Отправимся на экскурсию.
5
15.09.
Экскурсия №1 «Осенние изменения в природе».
6
16.09.
О чем расскажет план.
7
22.09.
Планета на листе бумаги.
8
23.09.
Страны и народы на политической карте мира.
9
29.09.
НРК. Республика Башкортостан – часть России.
10
30.09.
Путешествуя, познаем мир.
11
6.10.
Транспорт.
12
7.10.
Средства информации и связи.
Мир как дом (20 ч.)
Личностные:
-Проявлять: интерес к изучению темы;
-творческое отношение к оформлению плана путешествия;
- интерес к знаниям и способам их приобретения;
-желание познавать мир благодаря путешествиям;
- уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- понимание собственных достижений при освоении темы.
Регулятивные:
-планировать свою деятельность в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
-оценивать выполненное задание.
Познавательные:
-
творчески
использовать
приемы
народного
творчества
для
выражения
своего
собственного
чувства единства с миром природы и людей;
- различать природные объекты и созданные человеком предметы;
-
характеризовать
отличительные
свойства
природных
объектов,
группировать
по
их
отличительным признакам;
- приводить примеры веществ;
19
- ставить опыты;
- извлекать из различных источников информацию;
- готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- наблюдать простейшие опыты.
Коммуникативные:
-формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
-формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества;
-строить понятные для партнёра высказывания;
-адекватно использовать речевые средства для представления результата.
13
13.10.
НРК.
Народные
художники
Башкортостана.
Мир
природы в народном творчестве.
14
14.10.
Из чего состоит все.
15
20.10.
НРК. Мир небесных тел. Башкирские легенды о
небесных светилах.
16
21.10.
Невидимое сокровище.
17
27.10.
Самое главное вещество.
18
28.10.
Свойства
воды.
Круговорот
воды
в
природе.
Проверочная работа.
19
10.11.
Природные стихии в народном творчестве.
20
11.11.
НРК.
Башкортостан-
кладовая
Урала.
Кладовые
земли.
21
17.11.
Чудо под ногами.
22
18.11.
Мир
растений.
Богатство
лекарственных
трав
в
Башкортостане.
23
24.11.
Плодородная
земля
и
растения
в
народном
творчестве.
24
25.11.
Мир животных.
25
1.12.
Образы животных в народном творчестве.
26
2.12.
Невидимые нити в живой природе.
27
8.12.
Лес – волшебный дворец.
28
9.12.
Луг – царство цветов и насекомых.
29
15.12.
НРК. Легенда о реке Агидель. Водоем – дом из воды.
30
16.12.
НРК.
Растения
и
животные
Красной
книги
Башкортостана. Как сохранить богатства природы.
20
31
22.12.
Охрана природы в культуре народов России и мира.
Заповедники Башкортостана.
32
23.12.
Проверочная работа по разделу «Мир как дом».
Дом как мир (24 ч.)
Личностные:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- творческое отношение к оформлению плана путешествия;
- интерес к знаниям и способам их приобретения;
-желание познавать мир благодаря путешествиям;
- уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- понимание собственных достижений при освоении темы
Регулятивные:
- планировать свою деятельность в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- оценивать выполненное задание.
Познавательные:
- моделировать ситуации общения в разных семейных сообществах;
- сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома;
- выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни для каждого человека в семье;
- понимать, каково различие между терминами родства и в чем различие между кровным родством
и родством духовным;
- составлять схему родственных связей в своей семье до третьего-четвертого поколения;
- рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи;
- извлекать из различных источников информацию;
- готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- наблюдать простейшие опыты.
Коммуникативные:
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
-формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества;
-строить понятные для партнёра высказывания;
21
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
33
29.12.
Родной дом – как уголок Отчизны.
34
19.01.
Свой дом – свой простор.
35
20.01.
В красном углу сеть – великая честь.
36
26.01.
Побываем в гостях.
37
27.01.
На свет появился – с людьми породнился.
38
2.02.
НРК. Родословное дерево. Шежере – моя родословная
39
3.02.
Муж и жена – одна душа.
40
9.02.
Святость отцовства и материнства.
41
10.02.
Добрые дети – дому венец.
42
16.02.
НРК.
Башкирские
народные
игры.
Детские
игры
–
школа здоровья.
43
17.02.
Экскурсия №2 «Зимние игры».
44
24.02.
Строение тела человека.
45
1.03.
Как работает наш организм.
46
2.03.
Что такое гигиена.
47
9.03.
Урок-обобщение. Путешествие по городу Здоровейску.
48
15.03.
Наши органы чувств.
49
16.03.
Школа первой помощи.
50
22.03.
Здоровью цены нет. Проверочная работа.
51
23.03.
Экскурсия
№3.
«
Вот
моя
деревня,
вот
мой
дом
родной»
52
5.04.
Дом не велик, а стоять не велит. Традиции народов
Башкортостана.
53
6.04.
Семейный бюджет.
54
12.04.
Мудрость старости.
55
13.04.
Путешествие к А.С. Пушкину.
56
19.04.
Урок-обобщение. Моя семья – моя гордость.
В поисках Всемирного наследия (12 ч.)
Личностные:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
22
— творческое отношение к оформлению плана путешествия;
— интерес к знаниям и способам их приобретения;
— желание познавать мир благодаря путешествиям;
— уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
— понимание собственных достижений при освоении темы
Регулятивные:
— планировать свою деятельность в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— оценивать выполненное задание.
Познавательные:
- рассказывать об одном двух объектах Всемирного наследия;
- оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе;
-
рассказывать
о
наиболее
понравившихся
достопримечательностях
и
святынях
Московского
Кремля;
- рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал;
- рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта, Греции, Иерусалима и
Китая;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные:
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
— формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества;
— строить понятные для партнёра высказывания;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
57
20.04.
НРК.
Исторический
памятник
–
Капова
пещера.
Всемирное наследие.
58
26.04.
Московский Кремль.
59
27.04.
НРК.
Асылыкуль
–
жемчужина
Башкирии.
Озеро
Байкал.
60
3.05.
Путешествие в Египет.
61
4.05.
Путешествие в Грецию.
62
10.05.
Путешествие в Иерусалим.
23
63
11.05.
Путешествие в Китай.
64
17.05.
Всемирные духовные сокровища.
65
18.05.
Экскурсия №4 «Весенние изменения в природе»
66
24.05.
Что мы узнали. Чему научились. Проверочная работа.
67
25.05.
Закрепление изученного.
68
31.05.
Повторение изученного. Резервный урок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методический комплекс:
А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая.
Учебник
1
часть
«Окружающий
мир»,
Москва,
«Просвещение», 2015 год.
А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая.
Учебник
2
часть
«Окружающий
мир»,
Москва,
«Просвещение», 2015 год.
А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая.
Рабочая
тетрадь
«Окружающий
мир»
1
ч.,
Москва,
«Просвещение», 2015 год.
А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая.
Рабочая
тетрадь
«Окружающий
мир»
2
ч.,
Москва,
«Просвещение», 2015 год.
Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологии
(в соответствии с программой обучения, в том числе этнокультурологического содержания) —
магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (исторических и политических деятелей,
военачальников, учёных, писателей, поэтов, композиторов, художников и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Мультимедийный проектор
СД-диски.
24
25
26
27