Напоминание

Формы земной поверхности


Автор: Громова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А.Аверина"
Населённый пункт: Промышленновского района Кемеровской области
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: Формы земной поверхности
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого урока.

МБОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа

имени М.А. Аверина»

Учитель. Громова Надежда Ивановна

Тема: «Формы земной поверхности». 2 класс

Цели урока: Познакомить с видами земной поверхности

Задачи урока:

Образовательная. Формировать умение определять различные формы

земной поверхности, формировать умение ориентироваться на местности

Развивающая. Активизировать познавательную деятельность учащихся,

развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитательная.

Воспитывать познавательный интерес к изучению

форм земной поверхности и водоёмам; формирование устойчивого

интереса к изучению природы.

Оборудование. Физическая карта России, фишки – магниты , карточки, ткань

(лучше марля) 15 Х15,конверты со словами : горы, река, равнина, болота,

озёра, пески, море. Игра – лото.

Ход урока.

I

.Организация обучающихся на урок.

На востоке солнце встало,

Утро раннее настало.

Собирайтесь, детвора,

Отправляться в путь пора!

II.

Формирование новых знаний, умений и навыков.

Учитель.Сегодня мы отправляемся в путешествие по карте России с востока

на запад. Подумайте и ответьте, на каком виде транспорта нужно двигаться,

чтобы лучше рассмотреть всю красоту нашей Родины?

Дети. На поезде.

Учитель. Готовы? И так, мы отправляемся на поезде. Посмотрите

внимательно на карту. Кто может показать, где на карте находится восток?

( Дети затрудняются показать). Я вижу вы затрудняетесь. Можем ли мы

отправиться на поезде с острова Сахалин?

(Учитель ставит фишку на о. Сахалин)

Дети. Нет.

Учитель. Почему нельзя отправиться на поезде?

Дети. Потому что остров – это участок суши, окружённый со всех сторон

водой?

Слайд 1. Картинка острова Сахалин . Определение, что такое остров.

Учитель. А с полуострова Камчатка можем отправиться на поезде?

(Учитель плавно передвигает фишку - магнит на полуостров Камчатка)

Дети. Да. Можем.

Учитель. Почему?

Дети. Полуо́

стров — часть суши, одной стороной примыкающая к

континенту или острову, а со всех остальных сторон окружённая водой.

Слайд 2. Полуостров Камчатка. Определение, что такое полуостров.

Учитель. (Передвигает фишку на горы) Что на карте обозначается

коричневым цветом?

Дети. Горы.

Учитель. И мы через цепь гор , то есть горные хребты спускаемся к водоёму.

Слайд.3 Хребты и определение.

Учитель. Посмотрите на этот водоём.

Слайд.4 Река.

Учитель. К какому виду водоема он относится? Из предложенных терминов

выберите правильный .

Слайд. 5. МОРЕ, РЕКА, ОЗЕРО.

Дети. Река.

Учитель. Что такое река? Выберите правильный ответ.

Слайд 6.

Река́

— природный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Море – это определенная часть океана, от которого она отделена сушей.

Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. ... Этот

водоем не соединяется с морем и океаном.

Учитель. Наш поезд подходит к озеру Байкал. Посмотрите, как красива

природа!

\

Слайд 7.Картинки природы Байкала

Учитель. Озеро Байкал – одно из самых чистых и глубоких озёр мира. Его

глубина – 1620 м. В него впадает более 300 рек, а вытекает одна – Ангара.

Воды Байкала отличаются необыкновенной чистотой и богатством

подводного мира.

ФИЗМИНУТКА.

Над водой летят стрижи, (машут руками)

Под водой плывут ерши (движение рыб, ладони вместе)

Плывёт лодочка – краса,( (ладонями изображают лодочку)

Расписные паруса.( руки вверх – колыхание)

Учитель. Выехали мы , ребята, на Западно – Сибирскую равнину. Что такое

равнина? Каким цветом она обозначена на карте?

Слайд 8.Определение равнины.

( Учитель передвигает фишку к городу Кемерово и ставит на город. Тихо

звучит Гимн Кузбасса)

Учитель. Слышите мелодию? Знакома ли вам эта мелодия? Это мелодия

Гимна нашего края. Как называется наш край, в котором мы живём?

Дети. Кемеровская область.

Учитель. Кемеровская область – это Кузбасс . Он находится на юге Западной

Сибири.

III. Работа в парах.

Учитель. Все задания на карточка вы будете выполнять в парах. Возьмите

КАРТОЧКУ №1. Внимательно прочитайте задание. Задание понятно?

Выполняйте!

( отводится время , которое определяет сам учитель)

Учитель. Заканчивайте. Если кто – то не успел, выполните в ходе проверки.

Сейчас я буду читать утверждения, а вы показывать : если речь идёт о

равнине, то руки в стороны, а если о горе – руки «домиком».

Учитель. У вас на столе лежит ткань(марля). Постарайтесь определить для

чего она нам нужна?

(Ответы детей)

Учитель. Положите ткань на ладонь. Сейчас мы с вами попробуем

смоделировать формы земной поверхности:

-равнина( ткань лежит на ровной ладони);

- холм (чуть прогибается ладонь);

-горы (прогибается ладонь и пальчики показывают горы)

Учитель. Мы с вами приближаемся к Уральским горам. ( Учитель плавно

передвигает фишку на Уральские горы)

Чем же знамениты Уральские горы? (Учитель зачитывает текст По Б.

Дижур)

(Ответы детей)

Слайд 9.Картинки Уральских гор.

Учитель. Возьмите КАРТОЧКУ №2. Вы уже познакомились на уроках со

многими горными породами. Предлагаю вам соотнести название горной

породы с её изображением, и соединить линиями. Работая в парах не

забываем о правилах .

(Время выполнения определяет учитель. )

Учитель. Проверяем ваши ответы.

Слайд 10.

Внимательно посмотрите на слайды и сопоставьте .

Поднимите те, у кого работа выполнена без ошибок. Молодцы! Ребята,

которые допустили ошибки, постарайтесь запомнить правильные ответы.

Учитель. Продолжаем наше путешествие. И мы спускаемся с Уральских гор

на Восточно – Европейскую равнину..

Слайд.11.Картинки равнины.

Учитель. Полюбуйтесь красотами. Если бы нам удалось на самом деле

побывать на этой равнине, то мы бы увидели удивительный мир растений и

животных.

Возьмите КАРТОЧКУ №3. Закрасьте карандашом кружочек около того

животного, которое живёт в нашей стране.

Учитель. Проверим. Назовите животных, которых вы выделили.Молодцы!

Учитель. Вы ещё совершите немало путешествий. А наш поезд прибыл в

столицу нашей Родины. Как называется этот город?

Учитель. Путешествуя, из окон наших вагонов мы видели горы, равнины,

реки, озёра. Всю красоту нашей необъятной Родины.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая богом родная земля!

IV/Рефлексия.

V. Итог урока.

Учитель. В заключении урока поиграем в лото. Из конверта достаньте слова

и положите их так, чтобы вы могли прочитать слова. Закройте этими

карточками соответствующие условные обозначения.

(Ребята выполняют задание)

Учитель. Переверните карточки со словами . Если вы можете прочесть

слово сверху вниз, то работа выполнена верно. Какое слово у вас получилось?

Дети. СПАСИБО!

Учитель. И я вам всем говорю спасибо за работу на уроке, за ваши ответы, за

ваши старания!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

КАРТОЧКА № 1

1.Прочитай текст. Подчеркни прямой линией предложения, в которых

говорится о равнинах, а волнистой линией – предложения, где речь идёт о

горах.

***Они обычно обозначены на глобусе коричневым цветом.

***Они обозначены на глобусе зелёным и жёлтым цветом.

***Это ровная или с невысокими холмами поверхность суши.

***самые высокие из них даже летом покрыты снегом и льдом.

***Они занимают большую часть поверхности территории нашей страны.

***Они удобны для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

***Здесь сложнее заниматься сельским хозяйством, строительством зданий и

дорог.

КАРТОЧКА № 2

ИГРА-ЛОТО



В раздел образования