Автор: Рукосуева Людмила Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Апаноключинская ООШ
Населённый пункт: с.Апано-Ключи Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра "Умника и умницы"
Раздел: начальное образование
МКОУ « Апаноключинская основная общеобразовательная школа».
Внеклассное мероприягие, проведенное в рамках недели истории в школе
Провела: учитель истории и обществознания
Рукосуева Людмила Николаевна
Разработка игры «Умники и умницы» 5 класс. Тема игры:
«Великие завоеватели».
Цель: повторение и систематизация знаний, повышение интереса к предмету.
Задачи: образовательная: повторение материала о великих завоевателях .
Развивающая: развитие познавательной деятельности учащихся при работе
с дополнительным материалом.
Воспитательная: воспитание интереса к исторической науке.
Оборудование: красная, желтая, зеленая дорожки, стол и стулья для жюри,
медали, ордена, призы.
Задания 1 тура: Тема: Гай Юлий Цезарь.
1. Во время гражданской войны Цезарь обратился к тем, кто не примкнул
ни к нему, ни к Помпею. Кем, по отношению к себе он назвал лиц,
соблюдающих нейтралитет? (своими друзьями, в отличие от Помпея,
который назвал их врагами республики).
2. С какой целью Цезарь выдавал своим воинам оружие, украшенное
серебром и золотом? (чтобы они не бросали его при отступлении, боясь
потерять ценную вещь).
3. Цезарь не был суеверен, но когда он, оступившись, упал, сходя с
корабля в Африке, его воины восприняли это как дурное
предзнаменовение. Этими словами Цезарю удалось превратить падение в
благоприятный знак судьбы. Назовите их. (Ты в моих руках, Африка!).
4. Когда-то римляне разрушили этот знаменитый город. Но при Цезаре они
восстановили его (Карфаген).
Задания 2 тура. Тема: Великие полководцы Римской империи.
1.
Именно этот римский полководец истребил киликийских пиратов,
которые в течение нескольких десятилетий господствовали на
Средиземном море. (Помпей).
2.
В битве на Каталунских полях Аттила был разбит этим германцем,
который стал последним великим полководцем Римской империи.
Назовите его имя. (Аэций).
3.
Этот полководец из германского племени вандалов фактически
возглавил Западную Римскую империю при императоре Гонории, на
двоюродной сестре которого был женат. Он разгромил на юге Греции
вестготов во главе с Аларихом, но был убит по наущению придворных,
после чего Аларих сумел захватить Рим. (Стилихон).
4.
Издавая свои указы для Европы, Александр Македонский скреплял их
македонской печатью, а какую печать он использовал в азиатских
владениях (печать Дария).
Задания 3 тура. Тема: Ганнибал.
1.
Применяя труд воинов, безделье которых казалось ему опасным,
Ганнибал засадил этими деревьями огромные пространства Африки.
Назовите их. (оливковые деревья).
2.
Великий полководец Ганнибал, находившийся в изгнании, выступил на
стороне царя Понта Прузия против царя Пергама Эвмена. В морском
сражении, имея значительно меньше кораблей, чем соперник, Ганнибал
обратил флот противника в бегство, забросав его корабли глиняными
горшками. Что же находилось в этих горшках? (ядовитые змеи).
3.
Ганнибал происходил из знаменитого карфагенского рода Барка.
Переведите это слово на русский язык (Молния).
4. Отплывая от этого острова, Пирр сказал: «Какое поле боя мы оставляем
римлянам и карфагенянам» Назовите этот остров (Сицилия).
(Выбрали сильнейших)
Учитель: Перед началом игры разыграем право выбрать дорожку, выполняя
на время одно и тоже задание.
Красная дорожка – ошибаться нельзя, желтая дорожка – один раз можно
ошибиться, зеленая дорожка – два раза можно ошибиться.
Предварительное задание: за право выбрать дорожку, по которой будете
шагать.
1.Если древнегреческий полководец хотел, чтобы его признали
победителем, после битвы он ни в коем случае не должен был обращаться
к врагу с просьбой:
а) заключить перемирие;
б) выдать тела убитых для погребения;
в) произвести обмен военнопленными.
Выиграл …- выбирай дорожку.
Следующее предварительное задание за право выбрать дорожку из 2
оставшихся:
2. Про Цезаря его политический противник Катон сказал, что тот был
единственным, кто приступил к низвержению республики:
а) из самых лучших побуждений;
б) не имел союзников;
в) будучи трезвым.
Зеленая дорожка. Тема: Александр Македонский.
1.
Александр Македонский говорил, что отцу он обязан тем, что живет, а
своему учителю тем, что живет достойно. Назовите имя учителя.
(Аристотель).
2.
Это условие поставил Александр Македонский, отличившийся
быстротой ног, когда ему предложили состязаться в беге на
олимпийских играх. (чтобы соперниками были цари).
3.
Этого литературного героя Александр Македонский считал
счастливчиком, так как при жизни он имел преданного друга, а после
смерти великого глашатая своей славы. (Ахиллес).
Желтая дорожка. Тема: Кир Великий.
1.Не все знают, что имя Кир «говорящее». Что оно означает? (пастух).
2.Именно этим животным, по преданию, был вскормлен Кир (собакой).
Красная дорожка. Тема: Пирр.
1.Этот знаменитый полководец был необычайно высокого мнения о нашем
герое, утверждая, что опытом и талантом Пирр превосходил своих
предшественников. Назовите его. (Ганнибал).
Подведение итогов жюри, награждение победителей.