Напоминание

"От интереса – к мастерству"


Авторы: Хацаева Земфира Петровна, Булай Лев Александрович
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: ГБПОУ "Профессиональный Лицей № 4"
Населённый пункт: РСО-АЛАНИЯ, г. Владикавказ
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: "От интереса – к мастерству"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Профессиональный Лицей №4»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ

«От интереса – к мастерству»

Возраст обучающихся – 15 – 20 лет

Срок реализации – 2 года

Педагоги дополнительного образования:

Хацаева Земфира Петровна

Булай Лев Александрович

г. ВЛАДИКАВКАЗ

2017 г.

1

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………3

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в

образовательный процесс………………………………………… 4

Цели и задачи программы…………………………………………6

Отличительные особенности программы……………………… . 7

Особенности возрастной группы программы……………………9

Режим занятий…………………………………………………… 10

Прогнозируемый результат и способы его проверки…………...12

Учебно-тематический план (1 год обучения)……………………13

Содержание программы…………………………………………..14

Учебно-тематический план (2 год обучения )…………………..16

Содержание программы…………………………………………..17

Репертуарный план………………………………………………..19

Особенности индивидуально-творческой работы с детьми……19

Материально-техническое обеспечение…………………………23

Методическое обеспечение программы…………………………24

Литература…………………………………………………………26

2

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Эстрадный вокал» имеет

художественно-эстетическую направленность. В программе

«От интереса – к мастерству» учтены традиции данного учебного

заведения, как учреждения профессионального ориентирования, социальной

адаптации и гражданско-патриотического воспитания.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что

обучающиеся имеют возможность получить художественно-эстетическую

подготовку, что отвечает тенденции развития системы образования в стране,

где предусматривается усиление системы дополнительного образования.

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие

направлений, жанров, стилей говорит о её огромном влиянии на человека и о

том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время

многие подростки с большим интересом следят за различными

музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того

или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся

пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется

активное желание попробовать свои силы.

Имеющиеся на данный момент типовые программы являются

узкопрофильными, направленными на формирование у детей определенных

умений и навыков без учета их интересов и потребностей. Обучение по ним

ведется в строго академической манере, в рамках, не допускающих

отклонений.

Главное отличие образовательной программы «Эстрадный вокал» от

типовых программ состоит в том, что она значительно расширяет

пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и

направлений. Воспитание юных музыкантов происходит на лучших образцах

академической, народной, а также эстрадной музыки.

Более демократичная и понятная для широких масс слушателей эстрадная

музыка привлекает детей и взрослых своей яркостью, театральностью.

Желающих заниматься эстрадным пением очень много, а школ, где обучают

этому виду искусства крайне мало.

Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой

звучания. Владение им как уникальным природным живым музыкальным

инструментом требует длительного изучения под руководством опытного

педагога. Дети учатся петь, «держаться» на сцене, но обязательным условием

остается следующее: каждый участник – солист, но одновременно хорошо

умеет петь в дуэте, трио, в ансамбле.

3

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в

образовательный процесс.

Актуальность программы

Неотъемлемым компонентом системы общего образовательного процесса

является дополнительное образование. Оно способствует углублению знаний,

развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих

за рамки образования; привитию детям навыков трудовой и общественной

деятельности, профессионального самоопределения, воспитанию

самостоятельности и ответственности.

Известно, что музыка имеет на человека очень сильное влияние: она

заставляет то плакать, то смеяться, помогает расслабиться, настроиться на

работу, справиться с отрицательными эмоциями и т.д. Ведь не зря понятие

«музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в практике

медицинских, социальных и психологических служб. Песня присутствует в

жизни любого человека еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им

колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гудение»)

больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой

дар в целях творческого развития подростка. Основная задача всех

объединений учреждения дополнительного образования – социальное

воспитание детей и подростков. Данная программа предполагает

осуществление социального воспитания посредством развития творческих

музыкальных способностей обучающихся.

При работе над программой были использованы методические материалы по

вокалу Т.Н. Овчинниковой «Хор» (Москва, 1981), М.И. Белоусенко

«Постановка певческого голоса» (Белгород, 2006г), Д Огороднова

«Музыкально-певческое воспитание детей» ( Киев, 1989), Никифорова Ю.С.

«Детский академический хор», (Москва,2003г. ), Е.Ю. Белобровой (пособия

«Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные

образовательные программы по вокалу Немытиковой Н.Г., Савельевой С.В.,

Судоргиной Е.Н., программа Заслуженного работника культуры Охомуш Т.В.

«Чистый голос».

Проанализировав вышеуказанные материалы, я пришла к выводу, что для

контингента исполнителей, с которыми я занимаюсь, нужна программа,

направленная на развитие вокальных способностей не только у одаренных

обучающихся (как предполагается в большинстве программ по вокалу), но и

у тех, чей уровень вокальных данных невысок.

Программа позволяет развивать вокальные способности у всех

желающих научиться петь, и к каждому предусмотрен индивидуальный

подход, учитывающий его особенности.

4

Во время занятий реализуются основные принципы программы:

Минимум селекции - максимум развития. Отказ от традиционной

селекции и переход к вокальному всеобучу.

Пение, вокализация - это не удел избранных, а такой же навык, как чтение,

счет, письмо и т.д.

Равные возможности для всех. Каждый обучающийся пройдет посильный

для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется

гораздо выше, чем при одиночном восхождении.

Смена традиционных приоритетов; голос первичен - это цель развития,

репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального

воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В.В.

Емельянова.

Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса.

Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и

конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным

процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и

участия творческого объединения в районных, областных мероприятиях,

оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на

различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой

программы (занятий) является отсутствие назидательности и

прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и

совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки,

звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации

деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого

голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским

указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за

качеством своего вокального звучания).

Учитывая то, что большинство приходят в творческое объединение с

разным уровнем стартовых вокальных способностей, в программе

доминирует индивидуальный подход. Основной принцип (концепция)

программы состоит в создании такого образовательного пространства, в

котором существует постоянное сотворчество детей и педагога, направленное

на раскрытие всех творческих сторон личности каждого обучающегося (не

бывает неспособных детей, просто к каждому необходим особый подход).

Программа позволяет справиться с основной задачей педагога

дополнительного образования – реализовать ценностно-личностный

потенциал каждого. Структура программы разработана с учетом возрастной

психологии детей.

5

1.2.Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для творческой самореализации через развитие

вокальных способностей детей, формирование музыкальной культуры.

Задачи:

1.В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе

музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности

музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного,

ансамблевого, хорового) музицирования.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные

интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также

способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки

сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное

образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного

сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания

интонационной драматургии музыкального произведения.

2.В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние

на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной

культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование

жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и

собственной творческой деятельности.

3.В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого

потенциала каждого исполнителя, его эвристического мышления,

познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей,

потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального

произведения

4.Диагностические:

Используя практические вокальные упражнения:

- определить уровень стартовых вокальных умений и навыков, а также

видимого диапазона творческих способностей;

- выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого

исполнителя.

- определить приоритетное направление (сольное пение, дуэты, вокальные

группы, бэк-вокал и т.д.);

6

- сопоставить уровень способностей обучающихся с задачами программы,

сформировать творческие группы с учетом возрастных особенностей.

1.3.Отличительные особенности программы:

Особенность программы в том, что она универсально подходит для работы

как с одаренными детьми, так и с имеющими средний уровень способностей.

Причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться

сможет обучающийся с любым уровнем вокальных способностей.

Эстрадным вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с

появлением таких телевизионных проектов как «Народный артист», «Секрет

успеха», «Голос» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет,

ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна.

Проблема в том, что далеко не у каждого из ребят, стремящихся научиться

петь, есть ярко выраженные вокальные способности. Данная программа

позволяет достичь достаточно высоких результатов не только в работе с

талантливыми вокалистами, но и со средними способностями. Если путь к

достижению цели программы представить в виде ступеней, то:

- первая ступень – это адаптация исполнителя в творческой группе («Я тоже

пою»);

- вторая ступень – мотивация к овладению знаниями и умениями, («Чтобы

выступать на сцене, нужно…»);

- третья ступень – повышение самооценки и стремление к восхождению («У

меня получается, и я хочу добиться большего»);

Каждый шаг приносит свой результат, на основании которого планируется

дальнейшая работа.

Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не

только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные

данные, - развить их и научить использовать свой потенциал. Активная

концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт

поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.

Программа построена так, чтобы соблюдались все условия развития

творческих способностей вокалистов:

-создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность;

7

-мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы обучающийся

стремился не только добраться до «потолка» своих возможностей, но и

старался подниматься все выше и выше;

- превращение предварительного обучения в доброжелательную помощь;

- предоставление возможностей сообразить самостоятельно, как нужно

действовать в тех случаях, когда нужен анализ собственных ощущений

(например, положение голосовых связок при звукоизвлечении).

1.4. Механизмы реализации программы

Спираль.

Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя

неразрывное пространство, позволяющее с каждым витком переходить на

новый уровень (ступень) реализации личностного творческого потенциала.

На каждом новом уровне (ступени) программа усложняется, хотя этапы

остаются прежними:

1.Применение специальных вокальных упражнений при развитии вокальных

данных (в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами,

возникающими при ее исполнении)

2.Приоритетность индивидуального подхода (даже если вокалист стабильно

проходит программу, - убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала)

3.Использование приемов внутреннего слушания (акцентировать внимание

обучающегося на внутренних ощущениях, для закрепления положительного

результата)

4.Визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие музыки (хороший

вокалист видит, слышит и может определить мягкость, шероховатость и

другие кинестетические характеристики звука)

5.Обязательная наработка сценического опыта (цепочка: страх – интерес –

комфорт – кураж, при выходе на сцену)

6.Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не

придерживаясь четкой последовательности)

Усложнение программы можно рассмотреть в виде «лестницы», каждая

ступень которой – овладение определенными умениями и навыками.

Лестница.

Освоение каждой техники, овладение элементом вокальных умений и

знаний представляет собой ступеньку к реализации личностного творческого

потенциала.

8

В зависимости от стартового уровня музыкальных способностей

обучающего, он может начать освоение программы с первого года обучения

или включиться в работу с группой второго года обучения, т.к. программа

носит гибкий вариативный характер и может быть адаптирована к каждому

конкретному ребенку.

У данной лестницы есть свои особенности.

Каждая ступень – приобретение важного опыта. Можно взойти наверх,

придерживаясь за поручни постепенно, шаг за шагом осваивая умения и

навыки каждой ступени. Можно расположиться на одной из наиболее

понравившихся ступенек, например, сольное пение, - или, поднявшись

немного вверх, вернуться обратно. Можно даже съехать по перилам вниз

(через распевки вернуться к технике дыхания или к сохранению нюансов при

работе над каким-либо произведением). А, если позволяют способности, -

вбежать, перепрыгивая через отдельные ступеньки, и сразу приступить к

многоголосию. Все в руках исполнителей и педагога.

Если соединить принцип «Лестницы» и принцип «Спирали», - получим

механизм реализации программы, в котором этапы реализации личностного

творческого потенциала ребят повторяются с каждым витком, но повышается

их уровень сложности.

Программа «От интереса – к мастерству» предоставляет ребятам

возможность начать свой путь творческого развития с той стартовой ступени,

на которой они находятся на данный момент.

1.5. Особенности возрастной группы программы

Программа адресована обучающимся в возрасте от 15 до 22 лет.

Особенности голосового аппарата. Формируется собственно певческий

аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает

новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым

становится интонирование мелодии голосом.

Обучающиеся способны воспроизвести с аккомпанементом общее

направление движения мелодии.

Ведётся работа по постановке голоса, многие начинают петь звонко,

легко. Более ярко проявляется характер звучания певческого голоса;

улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание.

Эти возрастные особенности делают возможным выразительное

исполнение несложных песен. Вокалисты уверенно чувствуют себя в

музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера и могут

воспроизвести динамику развития музыкального образа; в этюдах

использует язык жестов и мимики.

Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2.

9

Тембр очень неровен, гласные звучат пестро.

Задача педагогов – добиваться возможно более ровного звучания гласных на

всех звуках небольшого диапазона.

Психологические особенности.

На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к.

память обучающихся в этот период имеет преимущественно наглядно-

образный характер и восприятие отличается «созерцательной

любознательностью».

Внимание обучающихся непроизвольно, недостаточно устойчиво,

ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания

подчинен воспитанию культуры внимания.

На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами,

т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный,

конкретный, яркий.

Необходимо предупреждать и искоренять дурные привычки в пении.

Основные из них - форсирование звука и неправильная артикуляция.

Особенности голосового аппарата. При работе с вокалистами, которые уже

обучаются основам звукоизвлечения и звуковедения учитывается

необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую

голосовой аппарат.

Особенности набора:

Как уже отмечалось выше, программа предусматривает свободный набор

обучающихся. Обучение по программе не обязательно должно начинаться с

1-го года, все зависит от результата диагностики стартовых способностей

детей (если стартовые умения и навыки соответствуют уровню 2-го года

обучения, - значит заниматься нужно, начиная с этого уровня).

1.6. Режим занятий и сроки реализации программы

Режим занятий определяется с учетом индивидуальных особенностей

детей, а также их занятости в других сферах деятельности.

Общее количество часов в год:

1-й год обучения – 97ч.

2-й год обучения – 97ч.

10

Сроки реализации программы, обоснование долгосрочности.

Программа рассчитана на 2 года обучения и построена по принципу

ступеней (от простого - к сложному). Срок два года позволяет выйти на

определенный уровень взаимодействия педагога с детьми, при котором

работа выстраивается по четкому алгоритму:

-для одаренных – подготовка к конкурсам и фестивалям

различного уровня;

- со средним уровнем музыкальных способностей – совершенствование

на муниципальном уровне и подготовка к городским и республиканским

конкурсам, при условии, что обучающийся достиг чистого интонирования;

- с низким уровнем музыкальных способностей – работа над чистотой

интонирования в максимально адаптированных под вокальный диапазон

песнях, а также участие во внутриучилищных мероприятиях.

1.7.Прогнозируемый результат и способы его проверки

(диагностика).

Требования к знаниям, умениям, критерии их оценки.

По истечении 1-го года обучения обучающиеся:

- овладеют понятиями и умениями элементарного применения на

практике громкостной динамики и нижнереберно-диафрагмального дыхания;

- будут иметь представление о правильной установке корпуса при

пении;

- будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с

сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной

группы);

- будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической

культуры;

- будут стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и

со сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;

- смогут различать несложные ритмические рисунки;

- будут знать и уметь выполнять элементарные артикуляционные

упражнения;

- владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые

ошибки в интонировании;

- получат навыки раскрепощения во время вокальных упражнений.

По истечении 2-го года обучения обучающиеся должны овладеть

следующими знаниями и умениями:

11

-владеть основами громкостной динамики и элементами техники

нижнереберно-диафрагмального дыхания;

-уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением

опоры;

- уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;

- знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;

- владеть элементами вокализации, навыками свободного взора,

индивидуальной культурой танца;

- уметь соединять элементарные движения с песней;

- без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками;

- уметь работать с микрофоном;

- приобретут положительный социальный опыт творческой

деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы:

фестиваль, конкурс, концерт, отзыв, коллективный анализ выступлений,

самоанализ.

Критерии оценки приобретенных

знаний и умений:

Оцениваются изменения личности обучающего, уровень обученности по

программе, удовлетворение потребностей в творчестве и т.д. Результаты

участия в конкурсах. С каждым годом исполнители должны приобретать

ценный социальный опыт совместной созидательной художественной

деятельности, опыт демонстрации результатов творческого процесса. В ходе

занятий, концертных выступлений вокалисты примеряют на себя различные

социальные роли, что способствует их социальному воспитанию.

Оценивается также способность проявлять творческую активность,

инициативу, ведь это один из показателей успешной социализации. Важно,

чтобы были удовлетворены потребности в творчестве каждого участника

творческого объединения (если музыкальные способности «оставляют

желать лучшего», - значит, он должен быть привлечен в творческие

мероприятия в ином качестве, главное, чтобы каждый обучающийся ощущал

свою нужность, востребованность). Важным критерием оценки уровня

обученности детей по программе являются результаты их участия в

различных конкурсах и фестивалях (грамоты, дипломы, полученные на

конкурсах и фестивалях).

Учебно-тематический план и содержание программы

1 год обучения

Всего часов

12

п/п

Название разделов,

тем.

Общее

количество

часов

теоретических

практических

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Дыхательная вокальная

гимнастика

14

4

10

3

Распевание.

3.1 Основная стойка

3.2 Формирование звука

3.3Формирование

артикуляционного

аппарата.

3.4 Вокально-

интонационные

навыки.

26

8

18

4

Работа над

произведениями

4.1 Подготовительный

этап

4.2 Основной этап

4.3 заключительный этап

36

8

28

5

Концертная деятельность

8

2

6

6

Музыкально-

ритмическое

движение

9

3

6

7

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

97

25

72

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с обучающимися . Знакомство с творческими

планами на учебный год. Составление расписания. Инструктаж по технике

безопасности и правила поведения на занятиях.

Практическая часть. Первичное прослушивание и определение

тембра и диапазона голоса ребенка. Определение наличия или отсутствия

музыкальных способностей (музыкальная память, слух, ритмическое

чувство, чистота интонирования). Выявление недостатков

голосообразования. Чтение любимых стихов – выявление

эмоциональности и артистичности ребенка.

2. Дыхательная вокальная гимнастика.

Значение дыхательных упражнений для вокалиста. Правильное дыхание –

13

основа любого пения. Вдох быстрый, задержка и плавный, эластичны, без

толчков, долгий выдох. Ощущение диафрагмы.

Практическая часть. «Ёжик ищет грибочки» упражнение с зажатием

поочередно каждой ноздри дает возможность очистить пазухи носа, взять

глубоко и коротко дыхание и главное почувствовать работу диафрагмы.

«Сдуваем шарик» - глубокий вдох и выдох на звук «С» и др. упражнения на

развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного

расходования.

3. Распевание

3.1 Основная стойка.

Понятие о певческой стойке. Необходимость правильной стойки.

Правильное положение тела во время пения. Свобода тела.

Практическая часть. Стоять ровно, с опорой на обе ноги. Ноги стоят чуть

ближе, чем на ширине плеч (на ширину стопы). Голова стоит ровно, опираясь

на позвоночник. Руки свободно свисают вдоль корпуса.

3.2 Формирование звука (звукообразование) Значение правильного

звукообразования. Виды певческой атаки – твердая, мягкая, придыхательная.

Применение придыхательной атаки как средство выразительности.

Основной вид – мягкая атака. Звуковедение. Основные приемы – плавное,

протяжное пение. Формирование звука – на улыбке.

Практическая часть. Упражнения на разные виды атаки. Пение на прием

легато. Исполнение легких песен на закрепление и развитие правильной

атаки звука и плавного звуковедения.

3.3 Формирование артикуляционного аппарата.

Свободная работа артикуляционного аппарата. Четкое произношение текста

песен. Работа губ, языка, рта, верхней и нижней челюсти.

Практическая работа. Различные упражнения на развитие артикуляции и

дикции. Работа над скороговорками.

3.4.Вокально-интонационные навыки:

Петь чисто, работать над координацией между слухом и голосом; петь

несложные упражнения в речевом диапазоне (примарные тоны) упражнения

из 2-3 соединительных звуков; работать в диапазоне: ДО первой октавы- РЕ

второй октавы; петь в медленном темпе интервалы: малая и большая

секунда, малая и большая терция; развитие среднего регистра при пении.

4 Работа над произведением.

4.1. Подготовительный этап

Знакомство с песней. Краткий рассказ об авторах музыки и слов. Беседа о

содержании песни. Разучивание мелодии припева, запева. Работа по

14

музыкальным фразам. Пропевание мелодии на различных слогах. Работа над

интонационными и ритмическими трудностями.

Практическая часть.

Пение песен, несложных в техническом плане. Следить за чистотой

интонации. Работа по фразам. Аккомпанимент – фортепиано (синтезатор).

4.2 Основной этап.

Прослушивание эталонного звучания песни или исполнения педагога.

Прослушивание фонограммы. Определение вступления, начала куплета,

припева. Беседа об аранжировке песни, ее особенностях, наличии

дополнительных проигрышей, повторов музыкальных фраз. Присутствие

бэк-вокала, его значение.

Практическая часть.

Работа

__________под фонограмму «

-1». Правила работы с микрофоном. Пение по

фразам. Умение слушать фонограмму и себя.

4.3. Заключительный этап.

Подготовка песни к концертному исполнению. Художественное воплащение

замысла песни. Эмоциональное исполнение произведения. Стилистические

особенности данной песни. Работа над костюмом и внешним видом

исполнителя.

Практическая часть. Общие понятия о сценическом образе, элементарные

движения при пении; упражнения на пластику рук и ног.

5.Концертная деятельность

История и этапы развития жанра в России и на Западе. Этика эстрадного

исполнителя. Поведение на сцене. Уважительное отношение к публике.

Правила этикета на сцене и перед выступлением. Нормы общения артистов

за кулисами.

Практическая часть. Выступление в концертах не менее двух раз в год.

6.Музыкально-ритмическое движение

Движения под музыку. Ориентирование в пространстве сцены. Пластика рук

и тела. Движение с микрофоном.

Практическая часть Музыкально-ритмические упражнения в разных темпах

и стилях.

7. Итоговое занятие

Проводится в виде концертного выступления для гостей. По итогам

выступления составляется диагностическая карта. Результаты заносятся в

личное дело обучающегося. По результатам срезовой диагностики

планируется дальнейшее развитие воспитанника и формируется

репертуарный план на следующий год.

15

Учебно-тематический план и содержание программы

2 год обучения

п/п

Название разделов,

тем.

Всего часов

Общее

количество

часов

теоретических

практических

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Настройка певческого

голоса

10

2

8

3

Распевание

13

3

10

4

Работа над

произведениями

30

8

22

5

Работа с техническими

средствами

20

4

16

6

Музыкально-

исторические

сведения.

Этика эстрадного номера

4

2

2

7

Координация пения и

движения

10

4

6

8

Концертная деятельность

8

-

8

Итого

97

23

74

Содержание программы:

1. Вводное занятие. Составление расписания. Знакомство с творческими

планами на учебный год. Правила проведения занятий. Инструктаж по

технике безопасности.

Практическая часть. Прослушивание и определение тембра и

диапазона голоса. Выявление изменений голоса. Гигиена голоса.

Правила по охране певческого голоса. Правила поведения на занятиях.

Беседа о вежливости и аккуратности.

Воспоминание о разученных песнях. Исполнение любимых произведний.

2. Настройка певческого голоса.

Дыхательные упражнения и их значение для готовности к пению.

Формирование навыка быстрого и глубокого вдоха. Удержание гортани в

речевой позиции.

Практическая часть. Дыхательная гимнастика. Фонопедические

упражнения методики Емельянова и Сэт Ригса.

16

3. Распевание

3.1.Вокально-тренировочные упражнения. Разминка певческого аппарата.

Приведение его в рабочее состояние

Практическая часть. Мимические упражнения,

подражательные звуковые импровизации – вопрос-ответ и т.д.

3.2. Вокально-интонационные упражнения. Распевки на укрепление и

расширение певческого диапазона.

Практическая часть. Упражнения на разные виды исполнительской

техники: легато, стаккато, элементы глиссандо; по звукам тонического

трезвучия (мажор, минор), доминантового септаккорда.

3.2 Фонетическая и артикуляционная работа.

Джазовые распевки на различные фонемы. В основе гласная «и» и «э».

Упражнения на выравнивание регистров звучания голоса.

Практическая часть. Распевки на слоги нэй, хэй, мэй, ди-ба-ду-дай, увэй,

прэа.

3.3 Ритмические упражнения. Синкопированные ритмы. Ломанный ритм.

Практическая часть. Включение разных частей тела в ритмическое

оформление распевок: щелчки пальцами ровных долей или наоборот слабых,

чередование рук и ног, хлопки и т.д.

4. Работа над репертуаром.

4.1 Выбор репертуара. Подбор песни к вокальным, артистическим,

возрастным особенностям и возможностям ребенка.

Практическая часть. Прослушивание эталонного исполнения (педагога или

аудио записи). Определение эмоционального отклика у ребенка (нравится-не

нравится). Беседа об авторах и исполнителе песни. Отличительные

особенности данного произведения от других ранее исполняемых.

Выявление трудностей (вокальных, ритмических, интонационных,

стилистических) и определение путей их преодоления.

4.2 Работа над песней. Разучивание, создание художественного образа и

сценического номера.

Практическая часть. Разучивание мелодии. Пение на различные фонемы.

Вырабатывание внутреннего слуха. Прослушивание фонограммы.

Определение мест вступления певца, проигрыши, их наполнение

ритмическими движениями. Осмысление художественного образа и

содержания песни. Приемы подачи: значение мимики лица, жеста,

положения тела.

5. Работа с техническими средствами

Использование технических средств для создания концертного номера.

Создание образа с использованием микрофона (на стойке, шнурового,

радиомикрофона, гарнитуры)

Практическая часть. Работа на сцене. Ощущение пространства сцены и

места певца. Пение под звукоусиливающую аппаратуру. Навык слышать себя

в колонках. Световое решение номера (включение разных режимов

17

переключения огней, круговое движение света). Создание мультимедийной

презентации к песне.

6. Музыкально-исторические сведения. Этика эстрадного номера

Песня – искусство звучащего слова.

Знакомство с творчеством детских композиторов О. Хромушина,

Е. Крылатова, А.Ермолова, А. Петряшевой, Ж.Колмогоровой; с

творчеством эстрадных коллективов.

Практическая часть Прослушивание ауди и видео материалов. Обсуждение

понравившихся моментов.

7. Координация пения и движения

Движение дополняет и усиливает восприятие эстрадного номера.

Практическая часть Работа с хореографом – консультантом.

8. Концертная деятельность

Правила поведения на сцене и за кулисами. Особенности исполнительской

культуры.

Практическая часть Приобщение к концертной деятельности и участие в

конкурсах и фестивалях.

Обсуждение с педагогом услышанной музыки и концертных номеров.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Продолжение работы над звукообразованием на основе координации

отдельных частей голосового и артикуляционного аппарата. Привитие

осознания высокой вокальной позиции.

Постепенное расширение диапазона и усиление амплитуды звучания.

Выработка устойчивого, длительного, спокойного дыхания. Связь дыхания со

словом. Выравнивание тембровой окраски голоса на данном диапазоне.

Постепенное развитие подвижности, гибкости и лёгкости голоса. Привитие

навыков пения при соблюдении единого ударения в слове.

Репертуарный план

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

1)Носить воспитательный характер

2) Быть высокохудожественным

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

18

6) Закреплять приобретенные умения и навыки, двигать вокалиста вперед.

В репертуарном плане указан ряд песен, чаще всего используемых для

основной работы по программе. Произведения, над которыми педагог

работает при подготовке тематических концертных мероприятий, при

подготовке детей к конкурсам различного уровня подбираются

индивидуально, в соответствии со способностями детей, тематикой

мероприятий и требованиями к конкурсам.

Особенности индивидуально-творческой работы с

обучающими:

Можно выделить 3 направления индивидуальной работы по программе:

-«Я могу больше» - работа с одаренными детьми;

- «Рука помощи» - занятия с теми, кто не справляется с основной

программой;

- «Добро пожаловать» - решение проблем образовательного и

психологического характера при включении нового человека в подгруппу.

Индивидуальная работа может быть построена как на решении лишь одной

из проблем, возникших при занятиях с детьми, так и на преодолении ряда

сложностей, которые испытывает конкретный ребенок при освоении

программы.

Направления индивидуальной педагогической деятельности по

программе.

Подпрограмма «Я могу больше»

Работа с одаренными вокалистами.

1.Диагностика скрытых потенциальных возможностей (проводится при

помощи различных индивидуальных распевок, дыхательных упражнений,

других методик, позволяющих педагогу проследить за каждым в

отдельности).

2.Определение направлений работы: соло, ансамбль, общее вокальное

мастерство. Исполнитель может иметь яркие способности к сольному пению,

но не уметь удерживать партию в вокальной группе, и – наоборот. А может

быть одинаково способным в обоих направлениях.

19

3.Индивидуальная работа по развитию вокальных способностей:

- сценический имидж;

- развитие специфических способностей;

- непосредственная работа над вокальным мастерством, устранение слабых

мест.

4.Творческий поиск нереализованного потенциала.

5.Психологические тренинги, придающие уверенность в себе перед выходом

на сцену.

6.Быстрый «разогрев» голоса. С детьми разучивается ряд несложных

распевок, которые они могут проводить самостоятельно, в отсутствии

педагога. Это очень важно во время поездок на различные конкурсы, когда не

всегда есть возможность и время распеться с педагогом.

7.Развитие педагогических способностей.

8.Работа над песнями узкой тематической направленности и над

разнохарактерными песнями:

- патриотические, в т.ч. песни военных лет;

- песни, посвященные различным праздникам;

- народные песни;

- лирические, медленные песни;

- зажигательные, веселые песни;

- эстрадные романсы и т.д.

9.Исполнение песен под гитару.

10.Аккапельное исполнение песен.

11.Танцевальный характер музыки.

12.Координаты малого пространства.

13.Импульсивное образование танцевальных движений:

-открытое движение, рожденное радостью человека, его любовью к

окружающему миру;

- закрытое движение – рожденное внутренней сдержанностью состояния,

будь то печаль, раздумье, горе;

20

-трамплин движений – различные движения, связанные с энергичным

посылом;

- шаг и выразительность взора, характеризующие индивидуальные свойства

эмоционального состояния человека, его скованность или пластическую

раскрепощенность.

Подготовка к конкурсам:

- подбор репертуара;

- работа над сценическим образом;

- работа над устойчивой чистотой интонирования, с учетом акустики

концертных залов;

-подбор танцевального сопровождения, в соответствии с требованиями

конкурса;

-углубленная работа с вокальной группой (дуэтом) над конкретным

произведением.

Подпрограмма «Рука помощи».

Занятия с детьми, не справляющимися с программой.

1.Диагностика стартовых способностей (выявление причин отставания).

2.Выявление «слабых мест»:

-занятия с «гудошниками»;

-работа над устранением дитонации;

-развитие чувства ритма;

-работа над чистотой интонирования;

-устранение придыхания;

-устранение пения «в нос», посредством работы над правильным дыханием,

звукоизвлечением и звуковедением.

3. Синхронизация песен и танцевальных движений.

4. Навыки свободного взора, умение не смотреть во время исполнения песен

под ноги, соблюдение заданного ритма.

5. Вычленение метра и ритмического рисунка мелодии (ритмические хлопки,

пристукивание каблуком, носком стопы и т.д.)

6. Развитие макро-ритмического слушания (тренировочно-игровые занятия).

В занятиях предусматривается использование вспомогательных предметов,

позволяющих найти ощущение единого слышания пульса, ритмического

рисунка, акцентов мелодических фраз и предложений (мяч, скакалка, ленты,

воздушные шары, спортивные обручи, простейшие народные инструменты и

21

т.д.). Создание игровых ситуаций помогает снять комплекс психологического

и двигательного зажима, т.к. предметы выполняют еще задачу посредника

между музыкой, словами и движениями в песне.

7. Использование громкостной динамики для сглаживания «трудных»

(переходных) нот.

Подпрограмма «Добро пожаловать!»

Решение проблем образовательного и психологического характера при

включении нового человека в подгруппу (чаше всего применяется при

формировании вокальных групп – ансамблей).

1.Адаптационные занятия:

-«веселая прогулка» - снятие барьера первичного коммуникативного

контакта;

-«помоги мне» - развитие элементарных навыков коллективного

взаимодействия;

-«продолжи историю» - установление коммуникативного контакта в

подгруппах, особенно важно при включении в сформированную группу

нового обучающегося;

-«аплодисменты» - решение проблемы аутсайдера в подгруппе.

2.Решение проблем борьбы за лидерство (установление здоровой

конкуренции, основанной на доброжелательном отношении друг к другу).

3.«Крушение надежд и новые горизонты» - решение проблем неуспеха.

4.Устранение «слабых мест».

Особенности индивидуальной программы в том, что все три направления

периодически пересекаются:

-занятия с «гудошниками» предполагают привлечение чисто интонирующих

(одаренных) исполнителей;

Материально-техническое обеспечение:

Аудиозаписи:

-фонотека эстрадных песен различной тематики – флешки, диски;

-профессиональные фонограммы (специально записанные на студии);

-фонограммы – «караоке»;

22

-фонограммы найденные в интернет-сайтах;

-демонстрационные студийные записи песен;

-аудиозапись распевок и вокальных упражнений.

Видеоматериалы:

-запись конкурсных выступлений;

-видеозапись городских и внутриучилищных концертов и мероприятий;

-видеоматериалы «мастер-классов»;

Для реализации программы необходимо иметь:

Помещение для занятий;

Музыкальный инструмент (синтезатор, фортепиано);

Ноутбук, микрофоны, другая аппаратура.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Специфика данной программы не позволяет педагогу использовать

многообразные формы обучения. Здесь могут быть использованы следующие

формы: занятие (текущее, открытое, контрольное), викторина, конкурс (как

разновидность контрольного занятия).

Однако, несмотря на ограниченность форм обучения, педагог может

использовать самые разнообразные методы и методические приёмы:

– словесный метод (рассказ, объяснение);

– наглядный метод (личный показ педагога; слушание музыкальных

произведений);

– практический (упражнения, выполнение тестов);

– репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе

пройденного);

– метод самостоятельной работы обучающихся.

При обучении сольному пению значительная роль принадлежит репертуару,

который не только успешно развивает певческие навыки и способности

каждого, но и содействует их всестороннему воспитанию и развитию, а также

формированию высоких нравственных качеств. Большое значение имеет

включение в репертуар народных песен, которые приобщают учащихся к

интонациям родной музыкальной речи, прививают навыки широкого

дыхания, дикционной чёткости и протяжного, льющегося звука. Общему

музыкальному развитию и расширению знаний музыки способствует

использование произведений народов мира. Репертуар подбирается

соответственно возрасту и индивидуальным способностям учащегося, чтобы

не вызвать утомления, перегрузку неокрепшего голосового аппарата детей.

23

Учебно-тренировочный материал и упражнения, включаемые в занятия, в

образовательном порядке направлены на развитие и закрепление любых

навыков и умений, способствуют координации голоса и слуха, развитию и

укреплению музыкального слуха на ладовой основе, выработке правильного

произношения гласных и согласных звуков, воспитанию художественной

выразительности исполнения. В число упражнений входят и распевания,

значение которых очень велико для развития певческого голоса.

Основным принципом вокального воспитания является поддержание

естественного звучания детского голоса. Все упражнения поются сначала в

медленном темпе, который затем можно ускорить. Основой правильного

пения является правильное дыхание. Певческое дыхание отличается от

обычного.

Общие методические приемы, применяемые педагогом на занятиях в студии,

подчиняются основным педагогическим принципам:

принцип движения (подача материала в игровой, подвижной форме -

особенно важно для младшего возраста);

принцип сравнения (при определении теоретических понятий используются

разные образы из жизни природы, цветообразы, звукообразы; чаще всего это

происходит при изучении интервалов, аккордов и при определении

наклонения лада);

принцип сотрудничества (педагог и обучающийся - единомышленники,

сотрудники: вместо заучивания готовых определений и формулировок вместе

находят путь к истине и делают открытие при максимально

доброжелательном и комфортном психологическом микроклимате);

принцип повторения (повторение теоретического и практического

материала с тенденцией к усложнению, с дополнениями и поправками при

каждом повторении);

принцип количества (для профессионального роста музыканта совершенно

необходима база - большое количество исполняемых произведений);

принцип доступности (объяснение материала, подбор репертуара в

соответствии с возрастными особенностями учащихся);

принцип дифференцированного подхода (с программой должны

справляться все, а для сильных исполнителей, сверх нормы, даются

дополнительные задания творческого характера).

В программу включены и беседы о гигиене голоса и режиме рабочего

голосового аппарата. Процесс обучения пению требует большой активности

и умственного напряжения. Обучающийся учится сравнивать своё пение с

пением других, прислушивается к мелодии, сопоставляет характер

музыкальных фраз. Пение благотворно влияет на подростковый организм,

помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового

аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются

основные музыкальные способности вокалиста: эмоциональная

отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

24

Музыкальные движения иногда используются как на занятиях, так и в

концертных выступлениях. Они могут быть разными: хлопки, щелчки,

притопывания, некоторые движения из народных танцев и т.п. Однако во всех

случаях учитывается возраст исполнителей, движения их должны быть

эстетичными, не мешать нормальному творческому процессу.

Реализация программы требует создания соответствующих материальных

условий.

К их числу относятся:

1. Светлое, чистое, проветриваемое помещение, оборудованное

звукоусилительной аппаратурой, комплектом микрофонов (3–5 шт.),

звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой.

2. Настроенный инструмент (рояль, фортепиано).

3. Столы, стулья, письменные принадлежности.

4. Методические материалы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1998.

2. Металлиди, Перцовская Мы играем, поем и сочиняем.

3. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.

4. Совкова З. Как сделать голос сценическим.

5. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. – М., 1992.

6. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха.

7. Гальцова, Е.А., Детско - юношеский театр мюзикла [Текст] / Е.А.

Гальцова. Волгоград: Учитель, 2009. - 265с.

8.. Гальцова, Е.А., Театральная карусель [Текст] / Е.А. Гальцова. Волгоград:

Учитель, 2009. - 215с.

9.. Гуревич, П.С., Культурология [Текст]: учебное пособие / П.С. Гуревич. -

М.: Знание, 1996. -

25



В раздел образования