Напоминание

"Особенности формирования учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Цветкова Анна Валентиновна
Должность: заведующий отделом по работе с детьми с овз, заместитель руководителя тпмпк, учитель-логопед
Учебное заведение: МУ ДО "ЦППМиСП"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности формирования учебной деятельности у детей с ограниченными

возможностями здоровья

Цветкова Анна Валентиновна

заведующий отделом по работе с детьми с ОВЗ,

заместитель руководителя ТПМПК,

учитель-логопед МУ ДО «ЦППМиСП» г. Сыктывкара

Под учебной деятельностью понимают специально организованную деятельность

учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий – процессов,

подчиняющихся

сознательным

целям,

направленных

на

овладение

теоретическими

знаниями,

обобщенными

способами

действий

по

их

добыванию,

формами

опыта

человечества. Причем, собственно учебную деятельность не следует отождествлять с такими

более широкими понятиями, как учение, обучение, усвоение, которые могут осуществляться

и в других видах деятельности.

Основное

отличие

учения

от

учебной

деятельности

в

том,

что

учение

осуществляется как учебная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но

и способами их приобретения, если эти способы не даны ему в готовом виде, самостоятельно

строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи, если ученик

усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, то

есть приемы самоконтроля и самооценки. Однако прослеживается тесная связь понятий

«учение» и «учебная деятельность». Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе

учения нельзя рассматривать вне той деятельности, в ходе которой они усваиваются, учебной

деятельности, в том числе. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей

с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детей с ОВЗ в нашей стране

увеличилась в два раза.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие физический и

(или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ

без создания специальных условий для получения образования. К таким детям относятся

дети

с

разными

нарушениями

развития:

нарушениями

слуха,

зрения,

речи,

опорно-

двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой

сферы, включая РАС; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является

индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При

обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание

того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти

дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных

возможностей

и

создании

условий

для

развития.

Ключевым

моментом

этой

ситуации

является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а

включаются

в

жизнь

на

своих

собственных

условиях,

которые

общество

принимает

и

учитывает.

Работа с такими детьми организуется по специальным методикам обучения, которые

касаются

всех

этапов:

разъяснение

нового

материала,

выполнение

заданий,

оценивание

работы учащегося. В педагогической деятельности с детьми с ОВЗ используются следующие

методические приемы:

поэтапное разъяснение заданий;

последовательное выполнение заданий;

повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

близость к учащимся во время объяснения задания.

перемена видов деятельности:

подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

чередование занятий и физкультурных пауз;

предоставление дополнительного времени для завершения задания;

предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

работа на компьютерном тренажере;

использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

дополнение печатных материалов видеоматериалами;

обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными

усилиями;

ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

разрешение переделать задание, с которым он не справился;

оценка переделанных работ;

использование системы оценок достижений учащихся.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов

подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение

формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными

формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного

восприятия

результатов

своей

деятельности,

не

вызывая

излишней

нервозности

и

тревожности.

В

процессе

школьного

обучения

выявляются

трудности,

возникающие

за

счет

плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при

устном

счете

-

плохое

и

фрагментарное

выполнение

задания.

В

коррекционно-

воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические

приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.

Крайне

важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной

деятельности,

заданию,

предлагаемому

учителем.

Для

этого,

особенно

впервые

годы

обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным

примером

правильной

организации

учебной

деятельности

ребенка

является

совместная

деятельность с учителем при выполнении задания.

В процессе работы с этими детьми

целесообразно

использовать

словесную

инструкцию

в

поэтапном

виде

и

речь

(сначала

учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Специфическим чертами детей с преобладающим торможением являются вялость,

медлительность,

заторможенность

моторики,

характера

познавательной

деятельности,

поведения в целом. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые

способствуют повышению активности.

Детям следует постоянно помогать включаться в

коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться,

стимулировать

учебную

деятельность,

поощряя

даже

самые

незначительные

успехи.

Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им

сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого

материала

(правила,

теоретические

сведения,

факты).

Им

трудно

определить

главное

в

изучаемом, установить логическую связь частей, отделит второстепенное. Им трудно понять

материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их

отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно

ниже.

Несмотря

на

трудности

усвоения

материала,

ученики

в

основном

не

теряют

приобретенных

знаний

и

умений,

могут

их

применить

при

выполнении

аналогичного

задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего

там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность.

Они медленнее овладевают

звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила

правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и

письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу.

Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что

ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к

усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его

усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С

этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое

внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема

необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не

может

быть

достигнут

без

учета

имеющихся

у

школьников

специфических

психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями,

умениями, навыками, даже в условиях обучения. Наибольший эффект в развитии учащихся

с проблемами здоровья достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип

коррекции.

Принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического

развития,

учащихся

с

проблемами

в

интеллектуальном

развитии

путем

использования

специальных

методических

приемов.

В

результате

применения

коррекционных

приемов

обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему

школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Осуществление принципа коррекции в

обучении заключается в формировании у учащихся умений самостоятельно ориентироваться

в

требованиях

к

выполнению

заданий,

анализировать

условия

и

планировать

свою

деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве

выполненной работы.

Прочные знания -

это знания осознанные.

Чем глубже ученик понимает и

осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет

при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний,

умений

и

навыков

достигается

специальной

педагогической

работой,

направленной

на

углубление

и

закрепление

знаний

и

выработку

навыков.

Таким

средством

является

повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в

программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение -

это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо

проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового

учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким

образом,

получение

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

образования

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации,

обеспечения

их

полноценного

участия

в

жизни

общества,

эффективной

самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Литература:

1.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., Ось-

89. 2003.

2.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва,

Просвещение, 1987г.

3.

Певзнер

М.С.

Клиническая

характеристика

детей

с

нарушением

темпа

развития.

/

Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - Москва. Международная

педагогическая академия, 1993. – с. 81-93.

4.

Тупаногов

Б.К.

Коррекционно-педагогическая

работа

в

системе

образования

детей

с

нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994. - №4

5.

Худенко

Е.Д.

Современные

подходы

к

организации

коррекционного

обучения

в

образовательных учреждениях - Москва, 2006г.

6.

Шевченко

С.Г.

Коррекционно-развивающее

обучение:

организационно-педагогические

аспекты. - Москва. Владос, 1999.



В раздел образования