Автор: Цветкова Анна Валентиновна
Должность: заведующий отделом по работе с детьми с овз, заместитель руководителя тпмпк, учитель-логопед
Учебное заведение: МУ ДО "ЦППМиСП"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование
Особенности формирования учебной деятельности у детей с ограниченными
возможностями здоровья
Цветкова Анна Валентиновна
заведующий отделом по работе с детьми с ОВЗ,
заместитель руководителя ТПМПК,
учитель-логопед МУ ДО «ЦППМиСП» г. Сыктывкара
Под учебной деятельностью понимают специально организованную деятельность
учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий – процессов,
подчиняющихся
сознательным
целям,
направленных
на
овладение
теоретическими
знаниями,
обобщенными
способами
действий
по
их
добыванию,
формами
опыта
человечества. Причем, собственно учебную деятельность не следует отождествлять с такими
более широкими понятиями, как учение, обучение, усвоение, которые могут осуществляться
и в других видах деятельности.
Основное
отличие
учения
от
учебной
деятельности
в
том,
что
учение
осуществляется как учебная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но
и способами их приобретения, если эти способы не даны ему в готовом виде, самостоятельно
строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи, если ученик
усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, то
есть приемы самоконтроля и самооценки. Однако прослеживается тесная связь понятий
«учение» и «учебная деятельность». Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе
учения нельзя рассматривать вне той деятельности, в ходе которой они усваиваются, учебной
деятельности, в том числе. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей
с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детей с ОВЗ в нашей стране
увеличилась в два раза.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие физический и
(или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ
без создания специальных условий для получения образования. К таким детям относятся
дети
с
разными
нарушениями
развития:
нарушениями
слуха,
зрения,
речи,
опорно-
двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой
сферы, включая РАС; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При
обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание
того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти
дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных
возможностей
и
создании
условий
для
развития.
Ключевым
моментом
этой
ситуации
является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а
включаются
в
жизнь
на
своих
собственных
условиях,
которые
общество
принимает
и
учитывает.
Работа с такими детьми организуется по специальным методикам обучения, которые
касаются
всех
этапов:
разъяснение
нового
материала,
выполнение
заданий,
оценивание
работы учащегося. В педагогической деятельности с детьми с ОВЗ используются следующие
методические приемы:
поэтапное разъяснение заданий;
последовательное выполнение заданий;
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
близость к учащимся во время объяснения задания.
перемена видов деятельности:
подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
чередование занятий и физкультурных пауз;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
работа на компьютерном тренажере;
использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
дополнение печатных материалов видеоматериалами;
обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными
усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ;
использование системы оценок достижений учащихся.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов
подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение
формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Для детей с различными
формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного
восприятия
результатов
своей
деятельности,
не
вызывая
излишней
нервозности
и
тревожности.
В
процессе
школьного
обучения
выявляются
трудности,
возникающие
за
счет
плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при
устном
счете
-
плохое
и
фрагментарное
выполнение
задания.
В
коррекционно-
воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические
приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.
Крайне
важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной
деятельности,
заданию,
предлагаемому
учителем.
Для
этого,
особенно
впервые
годы
обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным
примером
правильной
организации
учебной
деятельности
ребенка
является
совместная
деятельность с учителем при выполнении задания.
В процессе работы с этими детьми
целесообразно
использовать
словесную
инструкцию
в
поэтапном
виде
и
речь
(сначала
учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Специфическим чертами детей с преобладающим торможением являются вялость,
медлительность,
заторможенность
моторики,
характера
познавательной
деятельности,
поведения в целом. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые
способствуют повышению активности.
Детям следует постоянно помогать включаться в
коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться,
стимулировать
учебную
деятельность,
поощряя
даже
самые
незначительные
успехи.
Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого
материала
(правила,
теоретические
сведения,
факты).
Им
трудно
определить
главное
в
изучаемом, установить логическую связь частей, отделит второстепенное. Им трудно понять
материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их
отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно
ниже.
Несмотря
на
трудности
усвоения
материала,
ученики
в
основном
не
теряют
приобретенных
знаний
и
умений,
могут
их
применить
при
выполнении
аналогичного
задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.
Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего
там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность.
Они медленнее овладевают
звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила
правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и
письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу.
Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что
ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его
усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С
этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое
внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема
необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не
может
быть
достигнут
без
учета
имеющихся
у
школьников
специфических
психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями,
умениями, навыками, даже в условиях обучения. Наибольший эффект в развитии учащихся
с проблемами здоровья достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип
коррекции.
Принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического
развития,
учащихся
с
проблемами
в
интеллектуальном
развитии
путем
использования
специальных
методических
приемов.
В
результате
применения
коррекционных
приемов
обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему
школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Осуществление принципа коррекции в
обучении заключается в формировании у учащихся умений самостоятельно ориентироваться
в
требованиях
к
выполнению
заданий,
анализировать
условия
и
планировать
свою
деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве
выполненной работы.
Прочные знания -
это знания осознанные.
Чем глубже ученик понимает и
осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет
при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний,
умений
и
навыков
достигается
специальной
педагогической
работой,
направленной
на
углубление
и
закрепление
знаний
и
выработку
навыков.
Таким
средством
является
повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в
программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение -
это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо
проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового
учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Таким
образом,
получение
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
образования
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых
условий
их
успешной
социализации,
обеспечения
их
полноценного
участия
в
жизни
общества,
эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Литература:
1.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., Ось-
89. 2003.
2.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва,
Просвещение, 1987г.
3.
Певзнер
М.С.
Клиническая
характеристика
детей
с
нарушением
темпа
развития.
/
Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - Москва. Международная
педагогическая академия, 1993. – с. 81-93.
4.
Тупаногов
Б.К.
Коррекционно-педагогическая
работа
в
системе
образования
детей
с
нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994. - №4
5.
Худенко
Е.Д.
Современные
подходы
к
организации
коррекционного
обучения
в
образовательных учреждениях - Москва, 2006г.
6.
Шевченко
С.Г.
Коррекционно-развивающее
обучение:
организационно-педагогические
аспекты. - Москва. Владос, 1999.