Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коллективный способ обучения на уроках"
Раздел: среднее профессиональное
Коллективный способ обучения на уроках
Шкробко Евгений Геннадьевич
преподаватель
ГПОУ Топкинский технический техникум
Кемеровская обл., г. Топки
В настоящее время профессиональное образование испытывает
серьезные изменения в содержании, формах и методах организации
учебного процесса. Профессиональное образование своими задачами
считает: отработку глубины и прочности знаний, закрепление умений
и навыков в различных областях деятельности и развитие интеллекта,
умение самостоятельно планировать свою деятельность.
Среди технологий, способствующих решению поставленных
задач,
а
следовательно,
повышению
качества
профессионального
образования является технология коллективного способа обучения. В
разработку коллективного способа обучения как технологии обучения
внесли большой вклад В.К. Дъяченко, М.А. Мкртчян.
Главная концепция технологии коллективного способа обучения
–
обучение
происходит
в
общении
обучаемых
и
обучающих,
оно
осуществляется в динамических парах, когда каждый учит каждого.
В
исследованиях
В.К.
Дъяченко
подчеркивается,
что
коллективная работа предполагает постепенную передачу учителем
части функций организации учебной работы самим ученикам.
Практика
обучения
при
внедрении
коллективных
способов
обучения
работы
в
учебный
процесс
убедительно
показывает,
что
именно организационная форма обучения «ученик-ученик» (учебное
сотрудничество)
предоставляет
значительные
резервы
для
формирования
познавательной
мотивации,
способствующей
повышению
эффективности
обучения,
самооценки
и
развития
личности в целом. Переход от организационной формы «педагог –
обучающийся»
к
сотрудничеству
на
уровне
«обучающийся-
обучающийся» позволяет осуществить переход от субъект-объектных
отношений
к
субъект-субъектным
отношениям
в
образовательном
процессе,
что
на
наш
взгляд,
способствует
л и ч н о с т н о -
ориентированному
подходу
в
обучении,
о
котором
так
много
говорится в наше время.
Технология коллективного способа обучения дает возможность
строить
учебный
процесс
в
соответствии
с
зоной
ближайшего
развития
каждого
обучающегося.
Это
задача
была
поставлена
выдающимся
психологом
Л.С.Выгодским.
Введение
коллективных
занятий в классно-урочную систему постепенно ее преобразует. Все
коллективные занятия можно разделить на две большие группы: по
горизонтали и по вертикали. Первая – более простая. В принципе она
позволяет применять некоторые коллективные методики в той или
иной степени и при классно-урочной системе. Например, это могут
быть
практически
все
методики
коллективного
взаимообучения,
разработанные
А.Г.
Ривиным:
взаимные
диктанты,
когда
обучающиеся, продиктовав текст один другому, расходятся и работают
с остальными обучающимися, или взаимообмен заданиями; работа по
вопросникам;
выполнение
упражнений
в
парах;
взаимопередача
текстов;
работа
в
парах
сменного
состава
и
многое
другое.
Это
предполагает
взаимообразное
обучение
на
одном
уровне,
по
горизонтали. А вот когда сотрудничество по вертикали, тогда уже с
самого начала исчезают как уроки, так и группа, а значит, ни о каком
сочетании групповой форме обучения и коллективной форме обучения
и речи быть не может.
В этом случае обучение уже строится по
принципу
«лестницы»:
один
обучающийся
еще
только
начинает
изучать тему, а другой уже заканчивает изучение, тогда уже взаимного
обучения нет, и тот, кто идет впереди, выступает в роли обучающего, а
тот, кто идет вслед за ним – обучаемого. Это и есть сотрудничество
обучающихся по вертикали.
При коллективном способе обучения меняется роль педагога,
который выступает в роли организатора, менеджера, координатора
совместной
деятельности:
ведь
ему
нужно
всех
обучающихся
настроить, организовать, чтобы у них появился коллектив - вначале
образовательный,
а
потом
и
самообразовательный.
Последнее,
пожалуй, является главной целью коллективного способа обучения.
Главный критерий технологии коллективного способа обучения-
все обучающиеся учатся, только с разными темпами обучения и на
разных
уровнях:
одни
обладают
только
базовым
уровнем,
другой
продвигаются на повышенный, а кому-то удается освоить высокий
уровень. Разные уровни – это нормальное явление при коллективном
способе обучения, где главным становится не оценка, а качественное
усвоение
учебного
материала.
Обучающийся
может
прекрасно
его
изложить,
доказать,
применить
на
практике
и
перейти
на
более
высокий уровень.
На
уроках
считаю
необходимым
создание
благоприятных
условий для качественного обучения будущего рабочего по профессии
Автомеханик, специалиста по техническому обслуживанию и ремонту
автомобилей
способного
к
дальнейшему
самообразованию.
В
зависимости
от
типа
выполняемого
задания
и
характера
организационной деятельности выделяю несколько способов работы,
позволяющего
одновременно
обеспечить
взаимодействие
обучающихся в малых группах. Малые группы получают одно и то же
задание,
выполняют
его,
представляют
в
устной
или
письменной
форме
(или
заносят
результаты
в
общую
таблицу),
соотносят
с
результатом деятельности других малых групп, дополняя друг друга,
исправляя
ошибки,
оценивая
эффективность
коллективной
работы.
Группы
получают
разные
задания.
Выполнив
задание,
группы
представляют результаты работы на общее обсуждение. Работа групп
по
принципу
«вертушки»
дает
возможность
каждой
группе
последовательно
проработать
все
задания,
перемещаясь
по
лаборатории от одного стола к другому. На каждом столе представлено
новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом
руководит «консультант» (один из обучающихся). Работа по принципу
«эстафета» предполагает перемещение не группы по лаборатории, а
задания.
Работа
в
парах
сменного
состава
основана
на
принципе
индивидуального
вклада
каждого
обучающегося.
Его
цель
-
обеспечить
взаимообучение
обучающихся
посредством
кооперации
индивидуальных продуктов их учебной деятельности. Достоинством
данного метода является активизация познавательной деятельности
обучающихся, расширение коммуникации посредством организации
совместной деятельности в группах с разным составом участников,
возможность
взаимоконтроля
и
коррекции
усвоения
учебного
материала
в
процессе
его
совместной
проработке
во
временной
группе,
повышение
эффективности
обучения.
Об
этом
говорит
провиденное мною анкетирование. Обучающимся был предложен ряд
вопросов, приведу ответы некоторых:
1.
«Понятно
ли
тебе
работать
по-новому»?
-
«Да»
ответили
обучающиеся
2.
«Лучше
ли
ты
теперь
усваиваешь
учебный
материал»?
«Да»
ответили обучающиеся.
Применение
коллективного
способа
обучения
на
уроках,
очевидно,
что
общая
и
качественная
успеваемость
повысилась.
Повысился
интерес
к
обучению.
Коллективный
способ
обучения
обеспечивает: повышение эффективности обучения, осуществляемого
на
основе
взаимодополнения,
взаимообогашения;
овладение
способами
совместной
деятельности;
способствует
формированию
активной позиции обучающихся; приближение учебной деятельности
обучающихся
к
будущей
профессиональной
деятельно сти;
моделированию в процессе учебной деятельности производственных
отношений
и
формированию
умений
разрешать
возможные
производственные конфликты. Анализ коллективного взаимодействия
позволяет
выделить
основные
условия
организации
обучения
в
совместной деятельности: межличностное взаимодействие.
При освоении технологии коллективного способа необходимо
помнить: переструктурирование программы и составление различных
маршрутов ее прохождения - необходимый момент в организации
коллективных
занятий;
основная
структурная
единица
-
сводная
группа;
главное при организации коллективного способа обучения
является обеспечение каждому обучающемуся индивидуального темпа
прохождения материала.
Коллективный способ обучения является одной из личностно
ориентированных
технологий
обучения,
поскольку
позволяет
осуществлять
процесс
обучения
с
учетом
индивидуальных
особенностей обучающихся, предоставляет им определенную свободу
выбора последовательности изучения содержания материала, сроков и
способов его освоения, партеров по совместной деятельности.
Список литературы
1.
Андрианова, Г. А. Творческие уроки [Текст] / Г.А. Андрианова. –
М: ИНФРА, 2007
2.
Дьяченко,
В.
К.
Коллективный
способ
обучения.
Дидактика
в
диалогах [Текст] /
В. К. Дьяченко. – М: Народное образование,
2004
3.
Иванов,
А.
И.,
Сидоров,
И.
Б.
Петров,
Константинов
М.А.
Педагогика [Текст] / Под ред. В.В. Митина. – М: Академия, 2006