Автор: Ходанёнок Ольга Леонтьевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАОУ СПО "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Крым, г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание на занятиях по истории и внеурочное время
Раздел: среднее профессиональное
Патриотическое воспитание на занятиях по истории
и во внеурочное время
Ходанёнок Ольга Леонтьевна,
преподаватель высшей квалификационной
категории, преподаватель истории
ГАОУ СПО РК «Крымский медколледж»
Я знаю, с сотворения земли,
Наверное, не бывает по – другому,
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведёт к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где всё без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою Родину беречь!
В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено:
«Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений,
сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание
бережного
отношения
к
историческому
и
культурному
наследию
народов
России, воспитание патриотов».
Гражданско-патриотическое
воспитание
в
первую
очередь
предполагает:
уважительное
отношение
к
историческому
прошлому
Родины,
своего
народа, его обычаям и традициям;
ответственность
за
судьбу
Родины
и
своего
народа,
их
будущее,
выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению
могущества и расцвету Родины.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает
сегодня
особую
значимость.
Динамичное
развитие
страны
зависит
от
ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных
отстаивать её интересы.
Сила негативного влияния, исходящего от телевидения, Интернета, улицы,
где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние
школы и других общественных институтов.
Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательным,
приветливым, заботливым, внимательным к окружающим.
И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких
явлений, как равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность,
неуважительное отношение к государству, его символике.
И поэтому проблема воспитания патриотизма на занятиях по истории
сегодня стоит как никогда остро.
Цель патриотического воспитания – выработать у обучающихся глубокое
понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а
также
воспитывать
граждан,
способных
обеспечивать
решение
задач
по
укреплению
целостности
и
единства
страны,
упрочению
дружбы
народов
Российской Федерации.
Одним
из
основных
факторов
патриотического
воспитания
является
изучение истории. Педагог-историк имеет уникальную возможность активно
воспитывать
подрастающее
поколение
в
духе
патриотизма
и
преданности
Родине.
Одним
из
важных
условий
повышения
эффективности
нравственного
воспитания в обучении истории – это воспитание патриотизма на примере
выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших
событиях
страны.
Нравственные
убеждения
обучающихся
во
многом
складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими.
Поэтому очень важно на соответствующих занятиях давать по возможности
развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и
результаты их деятельности.
В учебных
материалах
можно
найти
множество
примеров
истинного
патриотизма и честного служения родине. Большую воспитательную нагрузку
несут уроки по Отечественной войне 1812 года, Крымской войне и главное
событие XX века Великая Отечественная война. Это и великие военные победы,
и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Невозможно
перечислить все темы, которые воспитывают личность, гражданина, патриота.
Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на
него с разных сторон: какие были достижения, какие яркие личности жили в это
время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность.
И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках показываю, что
именно через личность история говорит, действует, воспитывает.
На
уроке
«
Отечественная
война
1812
года»
можно
привести
слова
будущего декабриста Ф. Глинки «Наступают времена Минина и Пожарского!
Везде
гремит
оружие,
везде
движутся
люди!
Дух
народный
после
двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».
На уроке «Бородинское сражение» большое впечатление у учащихся
оставляет знакомство с памятниками в честь Бородинского сражения, которые
создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них
слова: «Все тленно, все приходящее, только доблесть никогда не исчезнет, она
бессмертна»
Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связать с героями Великой
Отечественной войны, которые почти через 130 лет осенью грозного 1941 года
стояли насмерть у гранитных памятников Шевардинского редута и Багратионовых
флешей.
В годы Крымской войны примеры мужества и героизма были массовым
явлением. Из письма Л. Н. Толстого - участника обороны Севастополя. 20
ноября 1854г. (из письма брату Сергею)
«Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было
столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово ребята» -
говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте?», и войска отвечали: «Умрём,
ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект. А на лице каждого
видно было, что не шутя, а взаправду. И уже 22 тысячи исполнили это
обещание»
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из
главных
в
процессе
патриотического
воспитания.
Великая
Отечественная
война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение,
несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих
дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. В качестве
наглядности возможно использование копий документов и наград, фотографий
и
медалей
родственников
ребят,
участвовавших
в
войне.
Подобные
уроки
оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство
гордости за своих близких – участников величайших событий истории.
Студенты пишут и защищают рефераты: «Блокада Ленинграда», «Великая
битва на Волге», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки –
участники Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан.
Формы работы, используемые на занятиях по истории:
Визуальные источники
Исторические документы
Кинофрагменты
Игровые формы работы
Мультимедийные презентации
Таким образом, в рамках перехода на ФГОС, используя все имеющиеся в
распоряжении средства, мы стараемся сохранить традиции поколений в части
преподавания сущности патриотизма, привития учащимся любви к Родине,
своему городу, селу, семье, воспитать из них достойных граждан России. Без
этого у нашего общества не может быть будущего.
Дети должны получить
возможность
раскрыть
свои
способности,
подготовиться
к
жизни
в
современном мире. Привитие патриотизма каждому учащемуся должно явиться
неотъемлемой задачей учителя истории.
Я
принадлежу
к
поколению,
родители,
которых
не
воевали,
но
очень
хорошо помнили военное время, а дедушки отдали свои жизни в борьбе с
врагом.
В школьные годы у нас проходили встречи, как с участниками боевых
действий, так и с узниками концлагерей. Никогда не забуду бывшую узницу
концлагеря, которая рассказывала нам о зверствах фашистов. Плакали все.
И сейчас, когда уже почти нет участников тех событий, важно сохранить то
немногое, что осталось в памяти «детей войны», каждой семьи.
Интерес к прошлому, к истории своей семьи и своих предков заложен в каждом
из нас. Ближе и понятнее будет история, если она коснулась вашей семьи,
вашего близкого человека.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание
эссе «Моя семья в годы ВОВ». Эта исследовательская работа по изучению
прошлого
семьи
и
нашего
народа
в
годы
Великой
Отечественной
войны.
Особенностью этой работы является то, что в этот процесс вовлечены и члены
семьи.
Учащиеся
должны,
после
общения
со
старшим
поколением
семьи,
представить
работу,
которая
отобразит
участие,
настроение,
ситуацию,
в
которой оказались члены семьи в тяжёлые военные годы.
Аблякимова Алие (Лечебное дело 22 – ф группа) В своей работе
рассказала о своём дедушке
узнике концлагеря Заксенхаузен
Вели
Дувадживе
«…узники должны были преодолевать с различным темпом
сорокакилометровые
дистанции
каждый
день.
В
1944
году
гестаповцы
усложнили данное испытание, вынуждая узников преодолевать дистанцию в
обуви
меньших
размеров
и
с
мешками
весом
в
двадцать
-
двадцать
пять
килограммов»
Концлагерь Заксенхаузен. Трасса для испытания обуви
Студентка 22- сб. группы Сестринского отделения Шахидаятова Г. рассказала о
своём прадедушке И.В. Жерновом, которого оставили в тылу врага для
организации подпольной работы. Но в 1942 году в их подполье немцами был
внедрен провокатор, который выдал фашистам их организацию.
Никому не известна его судьба. Он считается пропавшим без вести…
Выполняя это задание, некоторые студенты впервые столкнулись с «живой»
историей, узнали, что связывало их близких с войной, и этими знаниями
пополнили свои домашние архивы.
Становление гражданского общества в нашей стране во многом зависит от
уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Музей обладает большим образовательным потенциалом. Экспозиции музея
рассказывают языком исторических документов о разных событиях, фактах,
людских судеб.
Со студентами нашего колледжа мы совершаем экскурсии в краеведческий
музей для посещения экспозиции «Крым в годы Великой Отечественной
войны», мемориала жертвам фашисткой оккупации совхоза «Красный».
Ежегодно провожу «Конкурс знатоков Великой Отечественной войны» среди
студентов.
В наши дни фильмы получили очень большую популярность, они
привлекают многих зрителей. Кино можно считать одним из самых
эффективных средств влияния на людей и одним из лучших способов
формирования развитой личности. Сегодняшний студент избалован интернетом
и современным кинематографом, но далеко не всегда он выбирает
патриотические фильмы.
Необходимо ко дню Победы организовывать просмотр кинофильмов,
посвящённых событиям Великой Отечественной войны используя богатое
наследие советского и современного кинематографа в качестве воспитания
подростков. Нашей молодёжи нужен пример. Следует посмотреть фильмы
«Брестская крепость», «Сталинград», «28 Панфиловцев», «Битва за
Севастополь» советский фильм «Освобождение» и др.
Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В
зависимости от того, как воспитывать детей и молодёжь зависит судьба
государства, и всех в нём живущих.
Список используемых источников и литературы
1.Быков А. К.Формирование патриотического воспитания /// Педагогика.
—2010. — № 9.
2.Беглова С.В. С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и
гражданином своей страны // Народное образование. 2012 № 9 С 70-74
3.Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 1995.-263 с.
4.Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы
опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с
5.Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников:
Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990-152с