Напоминание

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР II УРОВНЯ


Автор: Лукьянова Ольга Ивановна
Должность: студент - логопед
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: сатья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР II УРОВНЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР II УРОВНЯ

Лукьянова Ольга Ивановна

Россия, Самара, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-

педагогический университет»

С самого раннего детства человек совершенствует свою речь, овладевая

богатствами

языка.

В

раннем

детстве

у

ребенка

появляется

потребность

в

общении,

которая

удовлетворяется

с

помощью

простейших

средств

речи:

гуления,

лепета,

первых

слов.

По

мере

развития

ребенка

постепенно

оформляются разные функции речи, и каждая из них сохраняется на всю жизнь,

постепенно усложняясь и совершенствуясь.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на

все

сферы

личности

ребенка:

затрудняется

развитие

его

познавательной

деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая

и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями,

нарушаются

все

формы

общения

и

межличностного

взаимодействия,

существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в

норме, ведущее значение в плане общего психического развития. На основе

исследований Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной можно предположить, что одним

из наиболее частотных нарушений в наше время является общее недоразвитие

речи.

На

сегодняшний

день

достаточно

полно

представлено

изучение

особенностей

овладения

лексическим

и

грамматическими

компонентами

оформления

речевых

высказываний

при

общем

недоразвитии

речи.

К

сожалению,

проблема

исследования

словаря

признаков

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

общим

недоразвитием

речи

II

уровня

раскрыта

недостаточно,

что

и

что

и

послужило

поводом

для

организации

нашего

исследования.

Анализ

научной

литературы

позволил

сформулировать

подходы

к

лингвистическому

пониманию

значения

словаря

признаков.

По

мнению

Розенталя Д.Э., словарь признаков обозначает признак предмета, который по

грамматическим особенностям разделяется на качественные, относительные и

притяжательные

имена

прилагательные.

В

нашем

исследовании

рассматриваются

качественные

прилагательные

как

компонент

словаря

признаков.

При

анализе

литературы

было

выявлено

несколько

подходов

к

классификации словаря признаков (имени прилагательного). В исследованиях

В.В.

Виноградова

предлагаются

следующие

подходы

к

классификации:

прилагательные,

обозначающие

форму

и

положение,

размер,

физические

свойства,

свойства

человека,

пространство,

время,

материал,

назначение,

принадлежность,

количество.

По

мнению

А.Х.

Востокова

выделяются

следующие

подходы

к

их

классификации:

прилагательные,

обозначающие

свойства и качества предметов, непосредственно воспринимаемые органами

чувств,

включая

цвета

предметов,

пространственные

качества,

физические

качества людей и животных.

В

исследованиях

А.К.

Карпова

предлагается

разделять

качественные

прилагательные

на

внешние

качества

и

свойства

различных

объектов,

воспринимаемыми органами чувств, которые включают в себя: цвет, размер,

форму, материал, температуру, поверхность, вкус, влажность, запах, массу; и

внутренние качества и свойства людей и животных, которые включают в себя:

характерологические

признаки,

эмоции,

отношение

к

другим

людям,

материальное

положение,

качество

действия,

качество

общения,

интеллектуальные характеристики, признаки качества.

В своем исследовании мы опираемся на классификацию, предложенную

А.К. Карповым. Данный подход наиболее приемлем для решения задач нашего

исследования, так как он позволяет сочетать наибольшее число признаков,

выделенных

в

различных

классификациях,

изученных

нами

в

рамках

теоретического лингвистического анализа по нашей проблематике [2; с.93-94].

Рассмотрев

приведенные

данные

Н.С.Жуковой

о

соотношении

частей

речи в словаре ребенка, мы определили, что словарь признаков занимает второе,

реже третье место и появляется у детей после двух лет, но к осознанному

усвоению

словаря

признаков

ребенок

оказывается

готов

лишь

в

старшем

дошкольном возрасте. На всем периоде активного развития словаря признаков у

детей важнейшими условиями этого процесса являются те представления об

окружающем мире, природе, объектах, явлениях, которые ребенок приобретает

в

процессе

приобретения

своего

жизненного

опыта.

Первоначально

в

предметной деятельности, затем в игровой. Усвоение и пополнение словаря

признаков также напрямую взаимосвязано с социальным опытом ребенка, с

непосредственным

участие

взрослых

в

речевом

сопровождении

ведущих

и

типичных

видов

деятельности

детей.

Психолингвистические

механизмы

усвоения

словаря

в

детском

возрасте

определяются

как

частотностью

употребления

данной

лексики,

так

и

структуризацией

соответствующих

ей

значений, что у большинства детей с ОНР значительно затруднено.

Можно предположить, что словарь признаков у детей с ОНР II уровня

значительно отстает от возрастной нормы как по количеству, так и по качеству,

Мы

предполагаем,

что

словарь

признаков,

служащий

для

обозначения

внутренних

качеств

и

свойств

людей

и

животных,

оказывается

менее

сформирован

у

детей,

чем

словарь

признаков,

служащий

для

обозначения

внешних качеств и свойств различных объектов, воспринимаемых органами

чувств.

Целью

данного

исследования

явилось

изучение

особенностей

употребления словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

II уровня. В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены

следующие

задачи:

1)

Исследование

состояния

словаря

признаков

(прилагательных),

служащих

для

обозначения

внешних

качеств

и

свойств

различных

объектов,

воспринимаемых

органами

чувств;

2)

Исследование

состояния словаря признаков (прилагательных), служащий для обозначения

внутренних

качеств

и

свойств

людей

и

животных;

3)

Выделить

уровни

сформированности словаря признаков (прилагательных).

Для экспериментального изучения была составлена методика, основанная

на заданиях, предложенных Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, И.А. Смирновой

и Л.С. Соломоховой.

Методика исследования словаря признаков состоит из двух блоков.

I блок: исследование импрессивного и экспрессивного словаря признаков,

служащих для обозначения внешних качеств и свойств различных объектов,

воспринимаемых

органами

чувств.

Задания

предоставлялись

с

помощью

наглядного материала (предметные картинки и реальные объекты).

II

блок:

исследование

импрессивного

и

экспрессивного

словаря

признаков, служащего для обозначения внутренних качеств и свойств людей и

животных.

Задания

предоставлялись

с

помощью

как

наглядного

материала

(предметные картинки), так и в рамках ситуационных задач.

Для

проведения

исследования

нами

были

составлены

контрольная

и

экспериментальная

группы.

Всего

в

эксперименте

приняло

участие

40

дошкольников 5 лет.

В контрольную группу вошли 20 дети с нормальным

уровнем речевого развития речи, которые посещают группу общего развития. В

экспериментальную

группу

вошли

20

дети

из

логопедической

группы,

имеющие логопедическое заключение - общее недоразвитием речи II уровня.

Между выполнением диагностических заданий первого и второго блока

отмечается

значительная

разница.

У

детей

нарушена

актуализация

слов,

вызванная разными формами ошибок: отсутствие слов, их замены.

Для детей в первом блоке отмечались ошибки возникающие в следствие:

Неверного

подбора

семантических

признаков

(оранжевый

желтый; горький → кислый)

Замен слов на основе ситуативных связей (светлый → простой;

кривая → дорога; холодное → вкусное)

Замены слов мимико-жестикулярной речью (красный → показал на

это цвет на своей футболке)

Во втором блоке ошибки детей связаны с:

Заменой слов ситуативного характера (ленивый → лежит; хитрая →

обманывает; старый → люди; грузовая → машина)

Трудностями

подбора

видовых

признаков

(теплая

холодная;

грустный → злой)

Замены слов звукоподражанием (сытая → ням-ням)

Отказом от ответа (электрический → пожимает плечами)

Лишь 15%

детей экспериментальной группы справились с заданиями

первого блока на высоком уровне, еще 50% справились на среднем уровне и

остальные 40% - на низком. В контрольной группе: 85% дошкольников имеют

высокий уровень, 50% - средний, на низком уровне детей не отмечается.

Во втором блоке в контрольной группе: 75% дошкольников справились на

высоком уровне, 25% - среднем, на низком уровне детей не отмечается. В

экспериментальной группе всего 5% детей справились на высоком уровне, 25%

- среднем и 55% на низком уровне.

У детей, чей уровень сформированности словаря признаков находится на

высоком

уровень

характерно: хорошо

развитый

словарный

запас;

высокий

уровень

сознательного

отношения

к

семантическому

аспекту

слова;

сформированный

навык

правильного

выбора

признака,

в

зависимости

от

предъявленного

контекста;

активный

процесс

актуализации

слов

на

предъявленный стимул.

Средний уровень сформированности словаря признаков включает в себя:

словарный запас, в котором имеются слова со сходным лексическим значением;

сформированные связи между словами в языковой системе; сформированный

навык подбора признака на слово-стимул; частично сформированный навык

лексической сочетаемости; достаточно активный процесс поиска слов.

Низкий уровень сформированности словаря признаков характеризуют:

ограниченный словарный запас; низкий уровень сознательного отношения к

семантическому

аспекту

слова;

недостаточно

сформированный

навык

вычленения

слов

со

сходным

лексическим

значением;

неумение

подбирать

слова

со

сходным

лексическим

значением

к

слову-стимулу;

недостаточно

активные процессы актуализации слов.

Опираясь на результаты исследования словаря признаков у дошкольников

с ОНР можно сделать следующие выводы:

1.

Словарь признаков у детей с ОНР II уровня значительно отстает как по

качественным,

так

и

по

количественным

показателям,

в

следствие

нарушении процесса актуализации.

2.

Словарь

признаков

служащий

для

обозначения

внутренних

качеств

и

свойств

людей

и

животных,

оказался

сформированным

у

детей

дошкольного возраста на более низком уровне в отличие от словаря,

служащего

для

обозначения

внешних

качеств

и

свойств

различных

объектов, воспринимаемых органами чувств.

3.

Словарь

имени

прилагательного

у

детей

с

нормальным

речевым

развитием

и

у

детей

с

ОНР

имеет

значительную

разницу,

как

в

количественных показателях, так и в качественных.

4.

У

дошкольников

с

ОНР

преобладают

семантические

замены,

также

отмечаются ситуативные замены на звукоподражание и замены на мимику

и жесты при воспроизведении слов имени прилагательного.

Литературы.

1.

Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у

дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.

Филичева . –– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.

2.

Карпов А.К. Современный русский язык: Словообразование:

Морфология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:

Гуманит. Изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 192с.

3.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.

М.: Айрис-Пресс, 2002. – 528с.



В раздел образования