Автор: Лукьянова Ольга Ивановна
Должность: студент - логопед
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: сатья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР II УРОВНЯ
Раздел: среднее профессиональное
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР II УРОВНЯ
Лукьянова Ольга Ивановна
Россия, Самара, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-
педагогический университет»
С самого раннего детства человек совершенствует свою речь, овладевая
богатствами
языка.
В
раннем
детстве
у
ребенка
появляется
потребность
в
общении,
которая
удовлетворяется
с
помощью
простейших
средств
речи:
гуления,
лепета,
первых
слов.
По
мере
развития
ребенка
постепенно
оформляются разные функции речи, и каждая из них сохраняется на всю жизнь,
постепенно усложняясь и совершенствуясь.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на
все
сферы
личности
ребенка:
затрудняется
развитие
его
познавательной
деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая
и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями,
нарушаются
все
формы
общения
и
межличностного
взаимодействия,
существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в
норме, ведущее значение в плане общего психического развития. На основе
исследований Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной можно предположить, что одним
из наиболее частотных нарушений в наше время является общее недоразвитие
речи.
На
сегодняшний
день
достаточно
полно
представлено
изучение
особенностей
овладения
лексическим
и
грамматическими
компонентами
оформления
речевых
высказываний
при
общем
недоразвитии
речи.
К
сожалению,
проблема
исследования
словаря
признаков
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием
речи
II
уровня
раскрыта
недостаточно,
что
и
что
и
послужило
поводом
для
организации
нашего
исследования.
Анализ
научной
литературы
позволил
сформулировать
подходы
к
лингвистическому
пониманию
значения
словаря
признаков.
По
мнению
Розенталя Д.Э., словарь признаков обозначает признак предмета, который по
грамматическим особенностям разделяется на качественные, относительные и
притяжательные
имена
прилагательные.
В
нашем
исследовании
рассматриваются
качественные
прилагательные
как
компонент
словаря
признаков.
При
анализе
литературы
было
выявлено
несколько
подходов
к
классификации словаря признаков (имени прилагательного). В исследованиях
В.В.
Виноградова
предлагаются
следующие
подходы
к
классификации:
прилагательные,
обозначающие
форму
и
положение,
размер,
физические
свойства,
свойства
человека,
пространство,
время,
материал,
назначение,
принадлежность,
количество.
По
мнению
А.Х.
Востокова
выделяются
следующие
подходы
к
их
классификации:
прилагательные,
обозначающие
свойства и качества предметов, непосредственно воспринимаемые органами
чувств,
включая
цвета
предметов,
пространственные
качества,
физические
качества людей и животных.
В
исследованиях
А.К.
Карпова
предлагается
разделять
качественные
прилагательные
на
внешние
качества
и
свойства
различных
объектов,
воспринимаемыми органами чувств, которые включают в себя: цвет, размер,
форму, материал, температуру, поверхность, вкус, влажность, запах, массу; и
внутренние качества и свойства людей и животных, которые включают в себя:
характерологические
признаки,
эмоции,
отношение
к
другим
людям,
материальное
положение,
качество
действия,
качество
общения,
интеллектуальные характеристики, признаки качества.
В своем исследовании мы опираемся на классификацию, предложенную
А.К. Карповым. Данный подход наиболее приемлем для решения задач нашего
исследования, так как он позволяет сочетать наибольшее число признаков,
выделенных
в
различных
классификациях,
изученных
нами
в
рамках
теоретического лингвистического анализа по нашей проблематике [2; с.93-94].
Рассмотрев
приведенные
данные
Н.С.Жуковой
о
соотношении
частей
речи в словаре ребенка, мы определили, что словарь признаков занимает второе,
реже третье место и появляется у детей после двух лет, но к осознанному
усвоению
словаря
признаков
ребенок
оказывается
готов
лишь
в
старшем
дошкольном возрасте. На всем периоде активного развития словаря признаков у
детей важнейшими условиями этого процесса являются те представления об
окружающем мире, природе, объектах, явлениях, которые ребенок приобретает
в
процессе
приобретения
своего
жизненного
опыта.
Первоначально
в
предметной деятельности, затем в игровой. Усвоение и пополнение словаря
признаков также напрямую взаимосвязано с социальным опытом ребенка, с
непосредственным
участие
взрослых
в
речевом
сопровождении
ведущих
и
типичных
видов
деятельности
детей.
Психолингвистические
механизмы
усвоения
словаря
в
детском
возрасте
определяются
как
частотностью
употребления
данной
лексики,
так
и
структуризацией
соответствующих
ей
значений, что у большинства детей с ОНР значительно затруднено.
Можно предположить, что словарь признаков у детей с ОНР II уровня
значительно отстает от возрастной нормы как по количеству, так и по качеству,
Мы
предполагаем,
что
словарь
признаков,
служащий
для
обозначения
внутренних
качеств
и
свойств
людей
и
животных,
оказывается
менее
сформирован
у
детей,
чем
словарь
признаков,
служащий
для
обозначения
внешних качеств и свойств различных объектов, воспринимаемых органами
чувств.
Целью
данного
исследования
явилось
изучение
особенностей
употребления словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
II уровня. В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены
следующие
задачи:
1)
Исследование
состояния
словаря
признаков
(прилагательных),
служащих
для
обозначения
внешних
качеств
и
свойств
различных
объектов,
воспринимаемых
органами
чувств;
2)
Исследование
состояния словаря признаков (прилагательных), служащий для обозначения
внутренних
качеств
и
свойств
людей
и
животных;
3)
Выделить
уровни
сформированности словаря признаков (прилагательных).
Для экспериментального изучения была составлена методика, основанная
на заданиях, предложенных Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, И.А. Смирновой
и Л.С. Соломоховой.
Методика исследования словаря признаков состоит из двух блоков.
I блок: исследование импрессивного и экспрессивного словаря признаков,
служащих для обозначения внешних качеств и свойств различных объектов,
воспринимаемых
органами
чувств.
Задания
предоставлялись
с
помощью
наглядного материала (предметные картинки и реальные объекты).
II
блок:
исследование
импрессивного
и
экспрессивного
словаря
признаков, служащего для обозначения внутренних качеств и свойств людей и
животных.
Задания
предоставлялись
с
помощью
как
наглядного
материала
(предметные картинки), так и в рамках ситуационных задач.
Для
проведения
исследования
нами
были
составлены
контрольная
и
экспериментальная
группы.
Всего
в
эксперименте
приняло
участие
40
дошкольников 5 лет.
В контрольную группу вошли 20 дети с нормальным
уровнем речевого развития речи, которые посещают группу общего развития. В
экспериментальную
группу
вошли
20
дети
из
логопедической
группы,
имеющие логопедическое заключение - общее недоразвитием речи II уровня.
Между выполнением диагностических заданий первого и второго блока
отмечается
значительная
разница.
У
детей
нарушена
актуализация
слов,
вызванная разными формами ошибок: отсутствие слов, их замены.
Для детей в первом блоке отмечались ошибки возникающие в следствие:
Неверного
подбора
семантических
признаков
(оранжевый
→
желтый; горький → кислый)
Замен слов на основе ситуативных связей (светлый → простой;
кривая → дорога; холодное → вкусное)
Замены слов мимико-жестикулярной речью (красный → показал на
это цвет на своей футболке)
Во втором блоке ошибки детей связаны с:
Заменой слов ситуативного характера (ленивый → лежит; хитрая →
обманывает; старый → люди; грузовая → машина)
Трудностями
подбора
видовых
признаков
(теплая
→
холодная;
грустный → злой)
Замены слов звукоподражанием (сытая → ням-ням)
Отказом от ответа (электрический → пожимает плечами)
Лишь 15%
детей экспериментальной группы справились с заданиями
первого блока на высоком уровне, еще 50% справились на среднем уровне и
остальные 40% - на низком. В контрольной группе: 85% дошкольников имеют
высокий уровень, 50% - средний, на низком уровне детей не отмечается.
Во втором блоке в контрольной группе: 75% дошкольников справились на
высоком уровне, 25% - среднем, на низком уровне детей не отмечается. В
экспериментальной группе всего 5% детей справились на высоком уровне, 25%
- среднем и 55% на низком уровне.
У детей, чей уровень сформированности словаря признаков находится на
высоком
уровень
характерно: хорошо
развитый
словарный
запас;
высокий
уровень
сознательного
отношения
к
семантическому
аспекту
слова;
сформированный
навык
правильного
выбора
признака,
в
зависимости
от
предъявленного
контекста;
активный
процесс
актуализации
слов
на
предъявленный стимул.
Средний уровень сформированности словаря признаков включает в себя:
словарный запас, в котором имеются слова со сходным лексическим значением;
сформированные связи между словами в языковой системе; сформированный
навык подбора признака на слово-стимул; частично сформированный навык
лексической сочетаемости; достаточно активный процесс поиска слов.
Низкий уровень сформированности словаря признаков характеризуют:
ограниченный словарный запас; низкий уровень сознательного отношения к
семантическому
аспекту
слова;
недостаточно
сформированный
навык
вычленения
слов
со
сходным
лексическим
значением;
неумение
подбирать
слова
со
сходным
лексическим
значением
к
слову-стимулу;
недостаточно
активные процессы актуализации слов.
Опираясь на результаты исследования словаря признаков у дошкольников
с ОНР можно сделать следующие выводы:
1.
Словарь признаков у детей с ОНР II уровня значительно отстает как по
качественным,
так
и
по
количественным
показателям,
в
следствие
нарушении процесса актуализации.
2.
Словарь
признаков
служащий
для
обозначения
внутренних
качеств
и
свойств
людей
и
животных,
оказался
сформированным
у
детей
дошкольного возраста на более низком уровне в отличие от словаря,
служащего
для
обозначения
внешних
качеств
и
свойств
различных
объектов, воспринимаемых органами чувств.
3.
Словарь
имени
прилагательного
у
детей
с
нормальным
речевым
развитием
и
у
детей
с
ОНР
имеет
значительную
разницу,
как
в
количественных показателях, так и в качественных.
4.
У
дошкольников
с
ОНР
преобладают
семантические
замены,
также
отмечаются ситуативные замены на звукоподражание и замены на мимику
и жесты при воспроизведении слов имени прилагательного.
Литературы.
1.
Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.
Филичева . –– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
2.
Карпов А.К. Современный русский язык: Словообразование:
Морфология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:
Гуманит. Изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 192с.
3.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002. – 528с.