Автор: Семёнова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СПШ №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа "УРОКИ ЗДОРОВЬЯ"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя политехническая школа №33»
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
объединения учителей
географии, биологи и химии
от «24» августа 2016г. № 1
РАССМОТРЕНА
на заседании методического совета
Протокол
от 23.06. 2017 г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАОУ
«СПШ №33»
от «31» августа
2017г. № 716
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
Направление: социальное
Возраст учащихся: 2-4 класс
Срок реализации: 3 года
Авторы программы:
Семёнова Н.А.,
учитель начальных классов
Старый Оскол
2017 г
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Гимнастика для ума»
составлена
на
основе
авторской
программы
И.
Л.
Никольской
и
Л.
И.
Тиграновой «Гимнастика для ума» рекомендованной Российской Академией
Образования
-
Изд.
«ЭКЗАМЕН»,
Москва
2009г.
Программа
имеет
общекультурную направленность.
Цель
программы:
способствовать
формированию
у
младших
школьников
логической
интуиции
и
элементов
логической
грамотности
в
единстве
с
развитием
способности
к
непосредственному
зрительному
«схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости
мышления, фантазии, воображения.
Задачи
Образовательные
Знакомство детей с основными первоначальными логическими
представлениями и умениями, логической интуицией.
Формирование умения выделять, сравнивать, классифицировать,
обобщать, делать выводы.
Обучение различным приемам дедукции.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда,
рисования, математики, литературного чтения и других предметов.
Развивающие
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения.
Развитие словарный запас, речь.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие визуального мышления, наблюдательности, эвристических
умений, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные
Воспитание интереса к познавательному процессу.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование гигиенической культуры
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
данной
программы,
—
ученики 2-4-х классов от 8 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 3 года. Программа рассчитана на 102
часа за 3 года обучения, 2-4 классы - 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы и режим занятий:
Формы обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в
медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа,
экскурсии).
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио
сопровождение, просмотр видеофильмов.
Основные формы занятий: викторины, игры, игра - путешествие,
защита проекта, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия,
деловая и ролевая игра.
Изучение
программного
материала
начинается
со
2 класса
на
доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных
игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный
раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- тематические беседы, игры, моделирование ситуаций
- зачетный урок
- экскурсии
- практические работы
- выставки
- подвижные
- дидактические игры
Учебно-методический комплекс
Авторские
методики/разраб
отки
Учебно-
иллюстративн
ый материал
Методические
материалы
Материально-
техническое
обеспечение
разработка тем
программы
«Гимнастика для
ума»
презентации по
темам
Учебно-
методический
к о м п л е к т
И .
Л .
Никольской и Л. И.
Тиграновой
«Гимнастика
д л я
ума»
рекомендованной
Российской
Академией
Образования
-
Изд.
«ЭКЗАМЕН»,
Москва 2009г.
игровые средства
обучения
(игротека):
наборы цветной и
белой бумаги и
картона, наборы
цветных
карандашей,
фломастеров,
красок и пр.
описание
отдельных
занятий
видеоматериал
ы по темам
литература для
обучающихся
видео и
фотокамера
(желательно)
разработка
ролевых и
деловых игр
аудиоматериал
ы по темам
подборка журналов
магнитофон
положения по
проведению
конкурсных
этапов занятий
иллюстративны
й и
дидактический
материал по
темам занятий
персональный
компьютер
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе реализации программы «Гимнастика для ума» обучающиеся должны
овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность
формирования:
Личностных результатов:
• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные У УД:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий .
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства,плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных,рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков,схем).
Коммуникативные У УД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других. читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметных результатов:
•описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов:
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
•определять последовательность событий;
•судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным
понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
•выявлять функциональные отношения между понятиями;
•выявлять закономерности и проводить аналогии.
Воспитательный результат деятельности школьников распределяются
по трем уровням.
1 год обучения
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своим учителем. -учащиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию;
-учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
-одновременная работа со всеми учащимися, чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы.
2 год обучения
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом)
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне школы.
– участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом
-создание проектов, решение коллективных задач, кроссвордов, игр
3- год обучения
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия)
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы,
в открытой общественной среде
-самостоятельная творческая работа учащихся
-индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, участие в
международных конкурсах: «Русский Медвежонок», «Кенгуру» «КИТ»,
интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, исследовательских
конференциях.
Предполагается, что в ходе занятий по пособию «Гимнастика для ума»
учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений, составляющих
необходимый минимум на этапе окончания начальной школы и перехода в
среднюю.
Оперирование признаками предметов
Называть (перечислять) признаки предъявленного объекта (конкретного или
абстрактного).
Указывать (называть, перечислять) предметы, обладающие данным признаком
(совокупностью признаков).
Сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить (указывать) их общие и
различные признаки.
Располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (сериация), в частности,
по возрастанию или убыванию величины какого-либо признака.
Составлять описание объектов (конкретных и абстрактных) путём перечисления
(называния, указания) некоторой совокупности их существенных признаков.
Распознавать объекты по их описаниям.
Отношения рода и вида, части и целого. Обобщение, ограничение,
конкретизация.
Подбирать собирательное понятие к группе однородных предметов (объектов).
Конкретизировать примерами общие и собирательные понятия.
Подбирать обобщающее (родовое) понятие к одному или нескольким понятиям.
Переходить от родового понятия к видовому (ограничение понятия).
Определения.
Выделять в готовом определении: а) родовое понятие; б) видовое отличие.
Подбирать к определяемому понятию ближайший род.
Подбирать подходящее видовое отличие.
Самостоятельно строить определение знакомого понятия.
Анализировать готовые определения с точки зрения их правильности
(соответствия правилам определения).
Алгоритмы.
Выполнять действия по алгоритму.
Составлять алгоритм деятельности.
Классификация.
Описывать словами группы в готовой классификации (например, большие
фигуры и маленькие фигуры; слова женского, мужского, среднего рода; красные,
зелёные, синие фигуры и т. д.)
Классифицировать объекты по заданному основанию.Проводить классификацию
по самостоятельно выбранному основанию.
Находить ошибки в классификации.
Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства)
Подмечать закономерности. Делать индуктивные выводы (обобщения) на основе
рассмотрения частных случаев.
Осуществлять направленный перебор логических возможностей.
Находить следствия из данных посылок.
Подбирать посылки к данному заключению (выводу).
Проводить простейшие доказательства.
Владеть приёмами опровержения с помощью контрпримера.
Проверка результатов обучения
Эффективность
обучения
по
программе
внеурочной
деятельности
«Гимнастика
для
ума»
отслеживается
в
течение
всего
учебного
года
и
включает:
вводный контроль – в начале учебного года (тесты, наблюдение, беседы);
промежуточный контроль – в середине года (деловые и ролевые игры);
Итоговый контроль – конец года Проведение КВН
Проведение соревнований «Самый умный», «Умники и умницы»
Проведение олимпиад, предметных недель
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2-ой класс (34 часа)
Вводное занятие (1ч)
Логические представления и умения, логическая интуиция (11ч).
Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание
предметов посредством их признаков. Отношения рода и вида, части и целого,
эквивалентности и порядка. Определение через род и видовое отличие.
Классификация и сериация.
Обобщение, ограничение, конкретизация.
Общие речевые(языковые) умения (8ч)
Слова, выражающие логические отношения: и, или, если…, то… все, некоторые,
поэтому, отсюда(из этого) следует. Слова, выражающие количественные
отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один. Слова, выражающие
модальность суждения: верно(истинно), неверно(ложно), возможно,
невозможно, вероятно, можно, нужно, необходимо, достаточно, примерно,
приблизительно, почти.
Простейшие эвристические (поисковые) умения (6ч)
Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение,
обобщение, обоснование). Умозаключения по аналогии. Перекодирование
информации: словесное рисование. Целенаправленный перебор логических
возможностей.
Элементы творческого мышления. (8ч).
Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составлении).
Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного
слова, игры типа «Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление
акростихов, палиндромов). Игры и головоломки со спичками, геометрическими
фигурами.
3-ий класс (34 часа)
Вводное занятие (1ч)
Логические представления и умения, логическая интуиция (11ч).
Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание
предметов посредством их признаков. Отношения рода и вида, части и целого,
эквивалентности и порядка. Определение через род и видовое отличие.
Классификация и сериация.
Обобщение, ограничение, конкретизация.
Общие речевые(языковые) умения (8ч)
Слова, выражающие логические отношения: и, или, если…, то… все, некоторые,
поэтому, отсюда(из этого) следует. Слова, выражающие количественные
отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один. Слова, выражающие
модальность суждения: верно(истинно), неверно(ложно), возможно,
невозможно, вероятно, можно, нужно, необходимо, достаточно, примерно,
приблизительно, почти.
Простейшие эвристические (поисковые) умения (6ч)
Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение,
обобщение, обоснование). Умозаключения по аналогии. Перекодирование
информации: словесное рисование. Целенаправленный перебор логических
возможностей.
Элементы творческого мышления. (8ч).
Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составлении).
Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного
слова, игры типа «Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление
акростихов, палиндромов). Игры и головоломки со спичками, геометрическими
фигурами.
4-ый класс (34 часа)
Вводное занятие (1ч)
Логические представления и умения, логическая интуиция (10ч).
Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание
предметов посредством их признаков. Отношения рода и вида, части и целого,
эквивалентности и порядка. Определение через род и видовое отличие.
Классификация и сериация. Обобщение, ограничение, конкретизация.
Родственные отношения. Простейшие умозаключения, рассуждения,
доказательства на основе интуитивно понимаемых правил логического вывода,
смысла логических связок и кванторов, свойств отношения эквивалентности и
порядка.
Общие речевые(языковые) умения (8ч)
Слова, выражающие логические отношения: и, или, если…, то… все, некоторые,
поэтому, отсюда(из этого) следует. Слова, выражающие количественные
отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один. Слова, выражающие
модальность суждения: верно(истинно), неверно(ложно), возможно,
невозможно, вероятно, можно, нужно,
необходимо, достаточно, примерно, приблизительно, почти. Эквивалентные
переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме.
Простейшие эвристические (поисковые) умения (7ч)
Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение, обощение,
обоснование). Умозаключения по индукции, аналогии. Перекодирование
информации: коды и шифры, графы, действия по алгоритму, словесное
рисование. Целенаправленный перебор логических возможностей.
Комбинаторные задачи.
Элементы творческого мышления. (8ч).
Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составлении).
Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного
слова, игры типа
«Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление акростихов,
палиндромов). Игры и головоломки со спичками, геометрическими фигурами.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№п/п Разделы
2 класс
3 класс
4 класс
1
Вводное занятие
1
1
1
2.
Логические представления и умения,
логическая интуиция
11
11
10
3
Общие речевые(языковые) умения
8
8
8
4.
Простейшие эвристические (поисковые)
умения
6
6
7
5.
Элементы творческого мышления.
8
8
8
Итого:
34
34
34