Напоминание

Программа "УРОКИ ЗДОРОВЬЯ"


Автор: Семёнова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СПШ №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа "УРОКИ ЗДОРОВЬЯ"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя политехническая школа №33»

РАССМОТРЕНА

на заседании методического

объединения учителей

географии, биологи и химии

от «24» августа 2016г. № 1

РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

Протокол

от 23.06. 2017 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МАОУ

«СПШ №33»

от «31» августа

2017г. № 716

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Направление: социальное

Возраст учащихся: 2-4 класс

Срок реализации: 3 года

Авторы программы:

Семёнова Н.А.,

учитель начальных классов

Старый Оскол

2017 г

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Гимнастика для ума»

составлена

на

основе

авторской

программы

И.

Л.

Никольской

и

Л.

И.

Тиграновой «Гимнастика для ума» рекомендованной Российской Академией

Образования

-

Изд.

«ЭКЗАМЕН»,

Москва

2009г.

Программа

имеет

общекультурную направленность.

Цель

программы:

способствовать

формированию

у

младших

школьников

логической

интуиции

и

элементов

логической

грамотности

в

единстве

с

развитием

способности

к

непосредственному

зрительному

«схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости

мышления, фантазии, воображения.

Задачи

Образовательные

Знакомство детей с основными первоначальными логическими

представлениями и умениями, логической интуицией.

Формирование умения выделять, сравнивать, классифицировать,

обобщать, делать выводы.

Обучение различным приемам дедукции.

Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда,

рисования, математики, литературного чтения и других предметов.

Развивающие

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,

пространственного воображения.

Развитие словарный запас, речь.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие визуального мышления, наблюдательности, эвристических

умений, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные

Воспитание интереса к познавательному процессу.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование гигиенической культуры

Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

программы,

ученики 2-4-х классов от 8 до 11 лет.

Сроки реализации программы — 3 года. Программа рассчитана на 102

часа за 3 года обучения, 2-4 классы - 34 часа в год (1 час в неделю).

Формы и режим занятий:

Формы обучения

по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в

медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа,

экскурсии).

Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио

сопровождение, просмотр видеофильмов.

Основные формы занятий: викторины, игры, игра - путешествие,

защита проекта, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия,

деловая и ролевая игра.

Изучение

программного

материала

начинается

со

2 класса

на

доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных

игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный

раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

- тематические беседы, игры, моделирование ситуаций

- зачетный урок

- экскурсии

- практические работы

- выставки

- подвижные

- дидактические игры

Учебно-методический комплекс

Авторские

методики/разраб

отки

Учебно-

иллюстративн

ый материал

Методические

материалы

Материально-

техническое

обеспечение

разработка тем

программы

«Гимнастика для

ума»

презентации по

темам

Учебно-

методический

к о м п л е к т

И .

Л .

Никольской и Л. И.

Тиграновой

«Гимнастика

д л я

ума»

рекомендованной

Российской

Академией

Образования

-

Изд.

«ЭКЗАМЕН»,

Москва 2009г.

игровые средства

обучения

(игротека):

наборы цветной и

белой бумаги и

картона, наборы

цветных

карандашей,

фломастеров,

красок и пр.

описание

отдельных

занятий

видеоматериал

ы по темам

литература для

обучающихся

видео и

фотокамера

(желательно)

разработка

ролевых и

деловых игр

аудиоматериал

ы по темам

подборка журналов

магнитофон

положения по

проведению

конкурсных

этапов занятий

иллюстративны

й и

дидактический

материал по

темам занятий

персональный

компьютер

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ходе реализации программы «Гимнастика для ума» обучающиеся должны

овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность

формирования:

Личностных результатов:

• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие

для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке

других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов :

Регулятивные У УД:

• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

• Проговаривать последовательность действий .

• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией рабочей тетради.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную

оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,

неравенства,плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

математические рассказы и задачи на основе простейших математических

моделей (предметных,рисунков, схематических рисунков, схем); находить и

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков,схем).

Коммуникативные У УД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других. читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать

им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика).

Предметных результатов:

•описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

• выделять существенные признаки предметов:

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

•определять последовательность событий;

•судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным

понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

•выявлять функциональные отношения между понятиями;

•выявлять закономерности и проводить аналогии.

Воспитательный результат деятельности школьников распределяются

по трем уровням.

1 год обучения

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,

понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие ученика со своим учителем. -учащиеся воспринимают и

усваивают готовую информацию;

-учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы

деятельности.

-одновременная работа со всеми учащимися, чередование индивидуальных и

фронтальных форм работы.

2 год обучения

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной

реальности в целом)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие школьников между собой на уровне школы.

– участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи

совместно с педагогом

-создание проектов, решение коллективных задач, кроссвордов, игр

3- год обучения

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта

самостоятельного социального действия)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы,

в открытой общественной среде

-самостоятельная творческая работа учащихся

-индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, участие в

международных конкурсах: «Русский Медвежонок», «Кенгуру» «КИТ»,

интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, исследовательских

конференциях.

Предполагается, что в ходе занятий по пособию «Гимнастика для ума»

учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений, составляющих

необходимый минимум на этапе окончания начальной школы и перехода в

среднюю.

Оперирование признаками предметов

Называть (перечислять) признаки предъявленного объекта (конкретного или

абстрактного).

Указывать (называть, перечислять) предметы, обладающие данным признаком

(совокупностью признаков).

Сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить (указывать) их общие и

различные признаки.

Располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (сериация), в частности,

по возрастанию или убыванию величины какого-либо признака.

Составлять описание объектов (конкретных и абстрактных) путём перечисления

(называния, указания) некоторой совокупности их существенных признаков.

Распознавать объекты по их описаниям.

Отношения рода и вида, части и целого. Обобщение, ограничение,

конкретизация.

Подбирать собирательное понятие к группе однородных предметов (объектов).

Конкретизировать примерами общие и собирательные понятия.

Подбирать обобщающее (родовое) понятие к одному или нескольким понятиям.

Переходить от родового понятия к видовому (ограничение понятия).

Определения.

Выделять в готовом определении: а) родовое понятие; б) видовое отличие.

Подбирать к определяемому понятию ближайший род.

Подбирать подходящее видовое отличие.

Самостоятельно строить определение знакомого понятия.

Анализировать готовые определения с точки зрения их правильности

(соответствия правилам определения).

Алгоритмы.

Выполнять действия по алгоритму.

Составлять алгоритм деятельности.

Классификация.

Описывать словами группы в готовой классификации (например, большие

фигуры и маленькие фигуры; слова женского, мужского, среднего рода; красные,

зелёные, синие фигуры и т. д.)

Классифицировать объекты по заданному основанию.Проводить классификацию

по самостоятельно выбранному основанию.

Находить ошибки в классификации.

Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства)

Подмечать закономерности. Делать индуктивные выводы (обобщения) на основе

рассмотрения частных случаев.

Осуществлять направленный перебор логических возможностей.

Находить следствия из данных посылок.

Подбирать посылки к данному заключению (выводу).

Проводить простейшие доказательства.

Владеть приёмами опровержения с помощью контрпримера.

Проверка результатов обучения

Эффективность

обучения

по

программе

внеурочной

деятельности

«Гимнастика

для

ума»

отслеживается

в

течение

всего

учебного

года

и

включает:

вводный контроль – в начале учебного года (тесты, наблюдение, беседы);

промежуточный контроль – в середине года (деловые и ролевые игры);

Итоговый контроль – конец года Проведение КВН

Проведение соревнований «Самый умный», «Умники и умницы»

Проведение олимпиад, предметных недель

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2-ой класс (34 часа)

Вводное занятие (1ч)

Логические представления и умения, логическая интуиция (11ч).

Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание

предметов посредством их признаков. Отношения рода и вида, части и целого,

эквивалентности и порядка. Определение через род и видовое отличие.

Классификация и сериация.

Обобщение, ограничение, конкретизация.

Общие речевые(языковые) умения (8ч)

Слова, выражающие логические отношения: и, или, если…, то… все, некоторые,

поэтому, отсюда(из этого) следует. Слова, выражающие количественные

отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один. Слова, выражающие

модальность суждения: верно(истинно), неверно(ложно), возможно,

невозможно, вероятно, можно, нужно, необходимо, достаточно, примерно,

приблизительно, почти.

Простейшие эвристические (поисковые) умения (6ч)

Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение,

обобщение, обоснование). Умозаключения по аналогии. Перекодирование

информации: словесное рисование. Целенаправленный перебор логических

возможностей.

Элементы творческого мышления. (8ч).

Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составлении).

Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного

слова, игры типа «Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление

акростихов, палиндромов). Игры и головоломки со спичками, геометрическими

фигурами.

3-ий класс (34 часа)

Вводное занятие (1ч)

Логические представления и умения, логическая интуиция (11ч).

Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание

предметов посредством их признаков. Отношения рода и вида, части и целого,

эквивалентности и порядка. Определение через род и видовое отличие.

Классификация и сериация.

Обобщение, ограничение, конкретизация.

Общие речевые(языковые) умения (8ч)

Слова, выражающие логические отношения: и, или, если…, то… все, некоторые,

поэтому, отсюда(из этого) следует. Слова, выражающие количественные

отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один. Слова, выражающие

модальность суждения: верно(истинно), неверно(ложно), возможно,

невозможно, вероятно, можно, нужно, необходимо, достаточно, примерно,

приблизительно, почти.

Простейшие эвристические (поисковые) умения (6ч)

Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение,

обобщение, обоснование). Умозаключения по аналогии. Перекодирование

информации: словесное рисование. Целенаправленный перебор логических

возможностей.

Элементы творческого мышления. (8ч).

Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составлении).

Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного

слова, игры типа «Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление

акростихов, палиндромов). Игры и головоломки со спичками, геометрическими

фигурами.

4-ый класс (34 часа)

Вводное занятие (1ч)

Логические представления и умения, логическая интуиция (10ч).

Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание

предметов посредством их признаков. Отношения рода и вида, части и целого,

эквивалентности и порядка. Определение через род и видовое отличие.

Классификация и сериация. Обобщение, ограничение, конкретизация.

Родственные отношения. Простейшие умозаключения, рассуждения,

доказательства на основе интуитивно понимаемых правил логического вывода,

смысла логических связок и кванторов, свойств отношения эквивалентности и

порядка.

Общие речевые(языковые) умения (8ч)

Слова, выражающие логические отношения: и, или, если…, то… все, некоторые,

поэтому, отсюда(из этого) следует. Слова, выражающие количественные

отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один. Слова, выражающие

модальность суждения: верно(истинно), неверно(ложно), возможно,

невозможно, вероятно, можно, нужно,

необходимо, достаточно, примерно, приблизительно, почти. Эквивалентные

переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме.

Простейшие эвристические (поисковые) умения (7ч)

Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение, обощение,

обоснование). Умозаключения по индукции, аналогии. Перекодирование

информации: коды и шифры, графы, действия по алгоритму, словесное

рисование. Целенаправленный перебор логических возможностей.

Комбинаторные задачи.

Элементы творческого мышления. (8ч).

Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составлении).

Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного

слова, игры типа

«Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление акростихов,

палиндромов). Игры и головоломки со спичками, геометрическими фигурами.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№п/п Разделы

2 класс

3 класс

4 класс

1

Вводное занятие

1

1

1

2.

Логические представления и умения,

логическая интуиция

11

11

10

3

Общие речевые(языковые) умения

8

8

8

4.

Простейшие эвристические (поисковые)

умения

6

6

7

5.

Элементы творческого мышления.

8

8

8

Итого:

34

34

34



В раздел образования