Напоминание

"Содержательный компонент экспериментальных занятий по рисованию музыки"


Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель, зав.общеобразовательной и гуманитарной подготовкой
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Содержательный компонент экспериментальных занятий по рисованию музыки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Содержательный компонент экспериментальных занятий по

рисованию музыки

Трофимова Ирина Анатольевна, к.п.н., Казань, ГАПОУ «Казанский

музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева»

Рисование музыки с педагогической точки зрения – сложный творческий

процесс. Многие педагоги в стране и за рубежом (1,2), зная об эффективности

нашего

педагогического

опыта,

проявляют

интерес

к

его

конкретике,

в

частности, к содержанию наших учебных занятий. Это и понятно, потому что

всегда важен некий обучающий пример, задающий ориентир педагогической

практике и формирующий начальный творческий опыт.

В этой связи мы

решили раскрыть содержание первых экспериментальных

занятий, которые

помогли нам

в разработке методики рисования музыки и ее дальнейшем

использовании.

Приведем ниже содержание двух стартовых учебных занятий: урока

по

изучению

у

детей

цветного

слуха

и

цветового

мышления

и

урока

с

рисованием

музыки.

В

эксперименте

принимали

участие

школьники

общеобразовательной

школы

116

г.

Казани.

Содержание

уроков

в

начальной

и

основной

школе

корректировалась

по

уровню

сложности

с

учетом возраста учащихся.

Урок № 1. Текст занятия, предваряющего рисование музыки

В начале занятия заслушивается вступительное слово педагога о

роли музыки в жизни человека

Педагог: Каждый день вокруг нас звучит музыка, мы слушаем ее по

телевизору, по радио, в оперных театрах, в концертных залах консерваторий.

Часто поем сами. А спросите человека, почему он поет - человек удивится.

Радостно на душе – сама на волю просится веселая, бодрая песня. Задумался,

замечтался – на ум приходит мелодия неторопливая, задумчивая. А горе

навалилось – ничто не выразит так, как музыка, боль и скорбь человеческую.

Люди дружны с музыкой со времен далекой древности. Она воспевает

деятельное

начало

в

человеке,

отражает

тончайшие

оттенки

душевных

переживаний - от самых хрупких, едва уловимых, до самых сильных, острых

и глубоких. И это неудивительно, потому что в процессе эволюции жизни на

земле сложнее становился труд, выше разум, а связи с этим – глубже и

тоньше переживания человека – все это находило отражение в музыке, делая

ее, в свою очередь, богаче, разнообразнее.

Далее педагог развивает мысль о взаимосвязи музыки с другими

видами искусства

Педагог:

Рядом

с

музыкой

развивались

разные

виды

искусства:

литература,

живопись

и

др.

Они

тоже

учили

человека

внимательнее

всматриваться

в

жизнь,

в

окружающую

действительность,

помогали

приобщаться

к

духовным

ценностям.

Сокровищница

мирового

искусства

накопила немало удивительных фактов взаимовлияния различных искусств

друг на друга. «Это не пустой образ и не аллегория,- писал Т.А. Гофман,-

когда музыкант говорит, что краски, запахи и лучи представляются ему в виде

звуков, и в их сочетании он видит дивный концерт».

Вы, ребята, сами знаете, что существуют музыкальные произведения,

музыка которых претендует отображать видимый мир. Например, «Рассвет на

Москве-реке» М. Мусоргского, «Море», «Облака» К. Дебюсси. Музыка может

отображать

не

только

краски,

но

и

движения,

пластику,

зачастую

это

сочетается со звукоизобразительностью, как, например, в «Полете шмеля» Н.

Римского-Корсакова.

С

другой

стороны,

пытаются

приблизиться

к

музыке

художники,

используя специальные приемы композиции и организации красок. Это такие

мастера,

как

М.К.

Чюрленис,

В.В.

Кандинский,

П.

Мондриан.

В

своем

творчестве

они

часто

пользуются

музыкальной

формой

организации

живописного произведения.

А

существуют

художники,

которые

рисуют

вполне

определенные

музыкальные

произведения,

как

иллюстраторы,

создающие

рисунки

к

романам, стихам. Например, художник В. Бем зарисовал «Венгерский танец»

И. Брамса, «Grave» из «Патетической сонаты» Л.В. Бетховна, Симфонию И.

Гайдна.

Но

музыка,

в

отличие

от

литературы,

не

содержит

конкретных

данных,

поэтому-то

и

картины

на

музыкальные

произведения

часто

не

содержат реальных изображений.

На экране демонстрируются работы М.К. Чюрлениса, В.В.

Кандинского, П. Мондриана

Если произведение программное, т.е. имеет определенное название,

сюжет, то изображение музыки у этих художников может иметь реальные

образы. Вот, например, так видел музыку Р. Вагнера к опере «Тристан и

Изольда» Д. Бельмонт.

На экране работа Д. Бельмонта. Впечатления от Вступления к

«Тристану и Изольде» Р. Вагнера

Примером непрограммной музыки могут служить рисунки, взятые из

австрийской книги «Музыкальная графика»

Показывается слайд-серия рисунков из книги «Музыкальная графика»

О. Райнера

Можно

ли

догадаться,

глядя

на

них,

какое

точно

произведение

изображено? Нет. Даже музыканты не смогут однозначно ответить на такой

вопрос.

Здесь

проявляется

индивидуальность

художника.

Но

полного

беспорядка, когда в рисунке ничего не осталось, не может быть. В этом

можно убедиться следующим образом. Я предлагаю вам разобраться в такой

ситуации: Сейчас вы видите два слайда. На одном из них зарисован вальс, а

на другом – произведение иного жанра. Можете определить, на котором из

них зарисован вальс?

На экране два рисунка; на одном из них изображен вальс. Учащиеся

обсуждают рисунки, педагог завершает дискуссию

Педагог

(показывая

на

рисунок,

который

учащиеся

выбрали

как

изображающий

вальс):

Вы

правильно

определили

рисунок,

в

котором

отображен вальс. В этом рисунке плавные, как бы скользящие линии, они

изображают пластику вальсового движения.

В

увиденных

нами

картинах

запечатлевается

ритм,

плавность

или

резкость, протяженность мелодии, также находит отражение инструментовка.

Так вот, ребята, способность сравнивать слышимое и видимое носит

название «цветного слуха». Близка к «цветному слуху» и способность давать

цветовые

оттенки

другим

невидимым

явлениям.

Например,

два

цвета:

красный и черный – скажите, который из них соответствует радости или

грусти?

Учащиеся выполняют задание: определяют цветовые соответствия

чувствам – радости и грусти

Педагог:

Большое

количество

примеров

цветного

слуха

и

других

подобных явлений дают поэзия и дети. В книге К. Чуковского «От двух до

пяти» есть забавный пример. Девочка «рисует цветы, а вокруг три десятка

точек. Что это? Мухи? Нет, запах от цветов».

В рассказе А.П. Чехова «Дома» сын прокурора

Сережа «находил

возможным

и

разумным

рисовать

людей

выше

домов,

передавать

карандашом, кроме предметов, и свои ощущения. Так, звуки оркестра он

изображал в виде сферических дымчатых пятен. Свист - в виде спиральной

нити... В его понятии звук тесно соприкасается с формой и цветом, так что,

раскрашивая буквы, он всякий раз неизменно звук «л» красил в желтый цвет,

«м» - в красный, «а» - в черный и т.д.».

Много интересных сравнений, имеющих отношение к цветному слуху

и цветовому мышлению, можно встретить в поэзии.

Зачитываются в качестве примеров цветного слуха и цветового

мышления стихи А. Рембо, К. Бальмонта

Педагог:

Цветной

слух

представляет

особый

интерес

для

науки.

Истории науки известны опыты изучения цветного слуха в Оксфорде в 1885

году. В нашей стране тоже проводились подобные исследования. Например,

в

городе

Казани,

коллектив

светомузыкантов

проводил

масштабное

исследование

цветного

слуха

среди

художников,

композиторов,

кинематографистов сраны. В анкетировании приняли 25 тысяч человек, были

получены ценные результаты. В настоящее время представляется интересным

провести исследование на детской аудитории, со школьниками. Мы полагаем,

что эта способность присуща каждому человеку. Все мы в разговорной речи

используем и понимаем выражения: яркий звук, острый, колючий звук, хотя

сам

звук

не

колется

и

не

светится.

И

таких

выражений

много:

яркое

выступление, блестящее остроумие, светлая надежда и т.д.

Педагог: Ответьте, пожалуйста, какой звук больше? (Звучит, нота «до»

большой октавы и нота «соль» второй октавы). Какой звук светлее? (Звучит

нота «ми» третьей октавы и нота «си» большой октавы). Или другой пример

(наигрывается

плавная

мелодия,

а

затем

-

синкопированная).

Учащиеся

отвечают на вопросы.

Педагог:

В

оценке

музыки

плавной

и

«рваной»

разногласий

не

возникает.

Однако

в

отношении

сравнения

звуков

и

мелодии

с

цветами

четкого единодушия нет. То же самое отмечается в окраске гласных, в окраске

цифр, тембров и т.д., хотя и здесь можно встретить некоторую общность.

С целью выявления цветного слуха у детей и продолжения выявления

закономерностей слухозрительных связей, предлагаю вам заполнить анкету

под

условным

названием

«Цветной

слух».

Перед

вами

ставится

задача

представить

окрашенными

гласные

буквы,

цифры,

месяцы,

дни

недели,

чувства и тембры (звучания) некоторых музыкальных инструментов.

Педагог разъясняет правила заполнения таблиц анкеты и организует

работу класса. В конце урока заполненные анкеты сдаются педагогу.

Литература

1.

Трофимова И.А. Музыкальная графика как проявление синестезии /

Проблема

комплексности

изучения

художественного

творчества.

Казань: Изд-во КГУ, 1980.- С. 113-119.

2.

Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку .- Казань:

Изд-во «Фэн» (совместно с журналом «Казань»), 2000.- 120 с.: 62

ил.- С. 48-107.

3.

Дети рисуют музыку Софии Губайдуллиной //«Казань», №8, 2001.-

С.59-64.

4.

Строганова

О.О.,

Трофимова

И.А.

Интегрирование

музыкальной

композиции в процесс обучения

изобразительному искусству в

детской

школе

«Дашка»

/Галеевские

чтения:

Материалы

Международной

научно-практической

конференции

(«Прометей»-

2012), 6-8 апреля 2012 года.- Казань: Изд-во Казан. гос.тех. ун-та им.

А.Н. Туполева, 2012.- С.327-331.

5.

Трофимова И.А. Рисование музыки в художественном образовании:

вопросы становления теории, методики и практики / Галеевские

чтения:

Материалы

Международной

научно-практической

конференции («Прометей»-2012), 6-8 апреля 2012 года.- Казань: Изд-

во Казан. гос. тех. ун-та им. А.Н. Туполева, 2012.- С.331-337.



В раздел образования