Автор: Карасева Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ МСОШ№1
Населённый пункт: с.Михайловское Михайловского района Алтайского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по зимнему лесу".
Раздел: начальное образование
«Путешествие по зимнему лесу».
Внеурочное занятие по математике во 2 классе.
Цель: развитие познавательного интереса к математике, систематизация и
углубление знаний по математике.
Задачи:
Предметные:
совершенствовать вычислительные навыки, устные приёмы сложения и
вычитания;
совершенствовать умение решать текстовые и геометрические задачи
Метапредмтные:
формировать
умение
работать
в
группе,
находить
общее
решение,
умение аргументировать своё предложение;
развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к
другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
формировать
способности
к
самооценке
на
основе
критериев
успешности учебной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ.
1. Демонстрационный материал: план-схема леса с фигурками животных,
домиком, машинкой; три желтых бумажных круга – серединки ромашек, на
которых написаны цифры 9, 11, 10; бумажные лепестки, на которых написан
в виде примеров состав этих чисел (все варианты) ; столы для выкладывания
ромашек; цифры от 1 до 20, знаки =, --, +; рисунок снеговика из геометр.
фигур (на доске) ; выложенный из палочек домик, мяч.
2. Раздаточный: цифры от 1 до 20, знаки --, +, =, пенал с геометрическими
фигурами и счетными палочками.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.
Организационный момент:
Мы в лес за наукой сегодня пойдём
Смекалку, фантазию нашу возьмём
Дорогой с пути никуда не свернём.
-- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Но нам предстоит
непростой путь, и пройдут только те ребята, которые много знают и дружат с
математикой. Что мы сейчас и проверим. Посчитаем от 1 до 20 и обратно,
передавая мяч.
-- какое сейчас время года?
-- Какие зимние месяцы вы знаете?
-- какое сегодня число, какой месяц?
-- какой сегодня день недели?
-- если сегодня четверг, то какой день был вчера и какой будет завтра?
2. Работа по теме.
-- А теперь все займем свои места за столами.
Задание 1.
- Отгадать загадку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- Чтобы не нарушать тишину в лесу, давайте превратимся в снежинки и
полетим в зимний лес.
- Но для этого нам надо решить примеры.
(На снежинках записаны примеры)
9 + 9 14 – 7 12 – 8 15-7
11 – 3 6 + 7 8 + 8 13 – 4
6 + 5 12 – 6 13 – 5 7 + 6
8+3 11-2 17-8 13-9
Задание 2. Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток.
- Загадка.
* Меня не растили Глаза – угольки,
Из снега слепили Губы – сучки.
Вместо носа ловко Холодный, большой,
Вставили морковку. Кто я такой? (Снеговик)
-
А
чтобы
нам
было
веселее
в
нашем
путешествии
возьмём
с
собой
помощника Снеговика.
- Из геометрических фигур собрать снеговика
-- А сейчас посмотрите на нашу карту: вот по лесу вьется дорожка, по
которой мы поедем, Дорога эта непростая, на её пути нам будут встречаться
круги со знаком вопроса, это значит, что вы должны будете ответить на какой-
нибудь вопрос или выполнить задание, чтобы помочь лесным жителям.
Задание 3. -- Ну, что же, отправляемся в путь! Итак, первое задание от
Птички-синички!
Задачи на сообразительность.
1. В одном глухом-глухом лесу растет маленькое-маленькое деревце. На нем
шесть веток, на каждой ветке сидит синица. Сколько веток на дереве?
Сколько синиц на ветках?
2. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько
всего яблок?
3. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди?
Задание 4. – Для выполнения следующего задания нам понадобятся цифры,
поэтому разложите по порядку цифры от 1 до 20. Выполните следующие
задания (дети переворачивают цифры, которые нужно убрать) .
Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей.
Я – число 15. Убери число, которое больше меня на 1.
Я – число 10. Убери два числа передо мной.
Я – число 16. Убери число, которое меньше меня на два.
Я – число 11. Убери число, которое больше меня на четыре.
Задание 5.
-- Следующий лесной житель спрятался от нас под листик. Чтобы узнать,
нужно отгадать загадку.
Не ёлка, а колкий,
Не кошка, а мыши боятся.
-- Задание – придумать задачу о еже. Давайте вспомним, из каких частей
состоит задача. «Запишите» задачу с помощью цифр и знаков. Кто придумал
интересную задачу, пусть расскажет всем.
-- Поехали дальше, на нашем пути стоит бельчонок, он нам предлагает
немного отдохнуть и размяться.
Физкультминутка «Зарядка бельчат».
В лесной глуши на ёлке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
(дети выходят из-за столов, становятся между рядами)
Вставали рано поутру, (потянуться)
Изображали кенгуру: (прыжки на двух ногах)
За уши лапками хватались (руки поднести к ушам)
И вправо-влево наклонялись. (наклоны в стороны)
Дружно хлопали в ладошки (хлопки в ладоши)
И тянулись, словно кошки. (круговые движения руками, потянуться)
Ножками топали, (ходьба на месте)
Глазками хлопали, (поморгать глазами)
Головками кружили, (повороты головы в стороны)
Друг за другом вслед ходили. (ходьба на месте)
Задание 6.
-- Медвежонку нужна наша помощь. Вот что с ним приключилось.
Медвежонок собрался на день рождения к Волчонку. Он так спешил, что
споткнулся и упал. С ромашек, которые он нес имениннику, осыпались
лепестки. Давайте приложим лепестки к серединкам, и цветы вновь станут
красивыми. Есть одно условие: у ромашек с серединой, на которой написана
цифра 11(показывает желтый круг с цифрой). На лепестках записан состав
числа 11; у цветка с серединкой, на которой написана цифра 9(показывает
желтый круг с цифрой 9, на лепестках записан состав числа 9 и т. д. (дети
выполняют задание). Вот и собран букет.
Задание 7.Помоги птицам.
На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - ….
Кормушки повесили дети для птиц
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока – воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?
10 + 4 + 6 + 1 + 1 = 22 птицы
Задание 8.
Вот и доехали мы до Лисички, которая приготовила нам последнее задание,
выполнив которое, вернемся обратно домой. Отсчитайте 10 палочек и
составьте домик по образцу.
-- Вот и подошло к концу наше путешествие, со всеми заданиями вы успешно
справились, и вернулись обратно домой. С вами было очень интересно
путешествовать, вы знаете цифры, геометрические фигуры, умеете
ориентироваться на листе бумаги, составлять и решать задачи.
Давайте оценим свою работу: если вам понравилось занятие –поднимите
солнышко, если нет- поднимите тучку. Спасибо за работу.