Автор: Фадеева Светлана Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2 п.г.т Суходол
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль исследовательской деятельности в работе с одарёнными детьми во внеурочное время"
Раздел: полное образование
«Роль исследовательской деятельности в работе с одарёнными детьми во внеурочное
время»
В современном обществе востребована свободная, развитая и образованная личность,
способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Необходимо воспитать
учащегося, способного адаптироваться в современном мире. Современный человек должен
быть инициативным. Именно данная черта личности скорее может гарантировать успех жизни,
мобильность,
готовность
к
решению
различного
рода
проблем.
Нынешнее
образование
ориентировано
на
развитие
личности,
а
именно
развитие
учениках
умения
рассуждать,
сравнивать, оценивать полученную информацию, а так же находить информацию в справочной
литературе,
интерпретировать
ее
с
учетом
сложившихся
понятий
и
представлений,
аргументировать собственную точку зрения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предписывает
формировать у учащихся навыки ведения исследовательской работы. Самостоятельный поиск
решения
научной
проблемы
способствует
более
глубокому
усвоению
знаний
по
учебным
предметам, формирует чувство ответственности за порученное дело, воспитывает уверенность
в своих силах. Школьник приобретает навыки работы с научной литературой, овладевает
различными методами исследования и обобщения; учится наблюдать явления и факты, пробует
объяснить,
сопоставлять,
видеть
противоречия,
разрабатывать
и
проводить
эксперимент,
обобщать материал и представлять его в виде текста.
Эти навыки и умения, полученные на разных этапах исследовательской работы, легко
переносятся из одной области познания в другую.
Одной из форм формирования у учащихся универсальных учебных действий, является
исследовательская работа, творчески организованная во внеурочное время. Проблема в том, что
многие педагоги испытывают трудности в работе со способными учащимися, в применении
исследовательских
методов
обучения.
Я
использую
исследовательскую
деятельность
как
индивидуальную
форму
работы
учащимися
пятый
год.
Исследовательская
деятельность
способствует развитию у учащихся следующих навыков и качеств:
Навык самостоятельной исследовательской деятельности;
Навык работы с научно-познавательной литературой;
Инициативность и творчество;
Использование, расширение и углубление школьных знаний;
Самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.
Выполнение с учащимися исследовательских работ стало неотъемлемой частью в моей
работе, так как при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях
и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования.
Я считаю, что исследовательская деятельность формирует в учениках познавательную
активность,
самостоятельность
и
нестандартность
мышления,
столь
востребованные
в
современном мире.
Кроме того, исследовательская деятельность развивает у учащихся навык работы с научно-
познавательной литературой, творчество, инициативность, расширение и углубление знаний в
области истории и обществознания, учащиеся самоутверждаются в данной предметной области.
Заниматься
научной
работой
способен
любой
пытливый
ученик.
Удовольствие
самостоятельного
поиска,
радость
открытия,
чудо
самопознания
происходит
в
результате
исследовательской деятельности.
Данной деятельностью я занимаюсь с учащимися 10-11 классов. В процессе обучения в
старшем звене у учащихся возникает немало вопросов, а учебники не содержат в полной мере
ответы на них. Многие события, к сожалению, слабо освещены, существуют разные взгляды на
события и старшеклассникам очень хочется подчас самим докопаться до истины, углубить свои
знания по той или иной проблеме, посмотреть с разных сторон на те или иные события.
Российская
история
очень
богата
событиями,
фактами,
героями,
культурными
достижениями и, конечно же, школьные учебники не могут передать в полном объеме всего
величия и глубины событий разных исторических эпох. Поэтому учащиеся, заинтересованные
предметами
историко-обществоведческого
цикла,
самостоятельно
изучают
дополнительную
литературу, пытаются сами добыть нужную и важную, по их мнению, информацию, посещая
библиотеки, работая с Интернет-ресурсами, часто я сама предоставляю ребятам необходимую
дополнительную литературу, исторические документы.
Работая с документами, я приучаю старшеклассников рассматривать их со всех сторон, а
именно: кто автор документа; кто еще участвовал в подготовке документа; что вам известно об
этих людях; когда и в какое время был написан документ; актуален ли он был для того времени;
где произошли события; какие факты приведены в документе, какие выводы; каким образом
этот документ расширил ваш потенциал; историческое значение документа (что в результате
получило общество).
Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе был и будет
ответственным. В обществе, несмотря на критическое переосмысление, трактовки многих
исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.
По-прежнему
опыт
социально-экономического,
политического
и
духовного
развития
предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием
социализации
подрастающего
поколения.
Именно
история
и
обществознание
во
много
способствует патриотическому воспитанию и формированию гражданского самосознания. Я
горжусь тем, что мои ученики выбирают для исследовательских работ великих полководцев и
флотоводцев, их биографию и деятельность, анализируют вклад этих замечательных людей в
историю России.
К сожалению, на страницах истории война 1812 года освещена достаточно слабо, и в этой
связи учащимся хотелось бы узнать больше о ее героях и их ратных подвигах. Учащиеся 10
класса,
используя
дополнительные
источники,
решили
глубже
изучить
биографию
и
деятельность отважного русского генерала Д.П. Неверовского, величину его вклада в победу в
Отечественной войне 1812 года. Тем более, что в учебнике истории нет ни слова о нем. Работая
над этой темой, они гораздо больше узнали о кровопролитных сражениях (под Красным, под
Смоленском,
Бородинское
сражение,
под
Малым
Ярославцем),
неисчисляемых
потерях,
мужестве и героизме разных слоев населения, участвующих в данной войне.
Увлекшись
темой
исследования,
учащиеся
на
время
погрузились
в
ту
эпоху.
Они
внимательно изучили первый боевой опыт будущего полководца Неверовского (1788 год –
сражение на реке Сальче против турок). А затем отследили, как постепенно накапливался
военный опыт отважного генерала (шеф третьего морского полка в Ревеле; шеф Павловского
гренадерского
полка;
формирования
27
дивизии,
куда
вошли
6
полков,
в
том
числе
Симбирский).
Также ребята основательно рассмотрели участие дивизии Неверовского в Отечественной
войне. Невзирая на великие потери, контузию, он всегда оставался в строю, проявляя храбрость,
героизм и беззаветное служение Отечеству. «Никогда не видел большего мужества со стороны
неприятеля». Так скажет о нашем земляке Д. Неверовском маршал наполеоновской армии
Мюрат. Часто враги называли его Львом, а для нас его имя стало одним из символов мужества и
бесстрашия.
Учащиеся провели опрос среди старшеклассников: «Знаете ли вы героев Отечественной
войны и знаком ли вам генерал Неверовский?» Результаты были следующие: 95% учащихся
знают
героев
войны
1812
года
(Кутузова,
Барклая,
Багратиона,
Давыдова);
2%
учащихся
слышали о генерале Неверовском (благодаря рекламе из телевидения). Исходя из полученных
результатов,
учащиеся
решили
познакомить
старшеклассников
с
жизнью
и
военной
деятельностью генерала Неверовского на едином классном часе «Отечественной войне 1812
года посвящается».
Исследовательскую работу «Генерал Неверовский, герой Отечественной войны» учащиеся
10 класса достойно представили на областной научно-практической конференции «И светлой
памяти двенадцатого года…», стали победителями на окружной НПК. Также мои ученики
получили диплом первой степени за участие во Всероссийской НПК обучающихся и педагогов
«Бородино - 200».
В 11 классе, равно как и в 10, учебник истории не отражает в полной мере многие события
такого сложного и противоречивого 20 века. Изучая эпоху Л. И. Брежнева, учащиеся выбрали
советско-афганскую
войну
темой
для
исследовательской
работы,
руководствуясь
желанием
посмотреть
на
эту
войну
как
часть
исторического
прошлого.
Афганская
война
была
кровопролитной, а значит и велики потери в ней. Работая с дополнительной литературой,
обучающиеся рассмотрели причины Афганской войны, определили цели и планы СССР в
войне,
выявили
экономические
и
людские
потери
в
ней,
проанализировали
общественное
мнение
на
события
в
Афганистане.
В
данной
войне
принимало
участие
100
воинств-
интернационалистов Сергиевского района, пятеро из которых не вернулись домой. Трое из них
– выпускники нашей школы. Учащиеся непременно рассказывают о них, зачитывают их письма
на уроке Мужества, посвященном дню вывода советских войск из Афганистана. Материал
исследовательской работы «Сколько стоила война в Афганистане?» активно используются на
уроке истории, когда изучается внешняя политика в эпоху Брежнева, расширяя тем самым
знания, предоставляя более точную и правдивую информацию о проблеме.
Данная работа была представлена на Окружной научно-практической конференции, где
учащиеся 11-го класса заняли второе место.
В курсе обществознания 11 класса в разделе «Экономика» упоминается о рынке труда как
одном
из
видов
рынка.
Поскольку
данная
тема
освещена
в
учебнике
Боголюбова
слабо,
учащиеся решили изучить ее глубже. Тем более, что в системе экономических отношений
рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных
людей
и
работодателей,
которые
предоставляют
государственные,
муниципальные,
общественные и частные организации. Рынок труда является одним из индикаторов, состояние
которого
позволяет
судить
о
национальном
благополучии,
стабильности,
эффективности
социально-экономических преобразований.
В исследовательской работе «Рынок труда и его особенности в России» учащаяся 11
класса раскрыла сущность рынка труда
и его структуру, дала анализ процесса становления
рынка труда в России и его особенностям.
В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства
в рыночную экономику и конкретно в сферу трудовых отношений. Рынок труда является
фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Они гласят, что
заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума, что работающие по найму
должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди
вынужденно безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.
В
работе
также
были
представлены
основные
тенденции
и
перспективы
развития
российского рынка труда.
Материалы
данной
исследовательской
работы
активно
используются
на
уроке
обществознания,
когда
изучаются
виды
рынка,
а
также
как
дополнительный
источник
информации для подготовки к олимпиадам и ГИА, что очень ценно и важно.
Данная исследовательская работа была представлена на Окружной научно-практической
конференции, где учащаяся 11 класса заняла 1 место.
Изучая прошлое родного края, учащиеся 10 класса
исследовали историю Самарского
знамени на Балканах и представили работу на Областном конкурсе исследовательских работ,
став
лауреатами I I I степени,
а
также
получили
диплом
за
участие
во
Всероссийской
конференции школьников « Россия.Мир.Мы.» с
последующей публикацией в одноимённом
журнале.
Исходя из накопленного опыта по исследовательской деятельности во внеурочное время, я
могу, как учитель, смело утверждать, что ребята значительно повышают свой интеллектуальный
уровень,
расширяют
кругозор,
становятся
более
раскрепощенными,
общительными,
очень
активными и инициативными. Также у них возрастает еще больший интерес к истории и
обществознанию.
Благодаря
исследовательской
деятельности,
у
учащихся
формируются
личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия. Ребята с
удовольствием
участвуют
в
мероприятиях
разного
уровня:
интеллектуальных
конкурсах,
молодежных чемпионатах, олимпиадах, научно-практических конференциях, проявляя глубокие
знания, творчество, широту кругозора , развивая ораторские способности, умение красиво
говорить.
Поскольку учащиеся выступают со своими работами на классных часах, уроках мужества,
уроках истории и обществознания, то они не только расширяют знания других учеников, но и
невольно
вовлекают
своим
примером,
интересным,
познавательным
рассказом
в
исследовательскую деятельность других. В дальнейшем исследователи, как правило, выбирают
экзамены по истории и обществознанию, показывая на ГИА очень высокие результаты (свыше
80-90 баллов).
Видя
положительные
труды
исследовательской
деятельности
во
внеурочное
время,
понимая, насколько она важна в современных условиях, я буду безусловно продолжать работу в
этом направлении и дальше.