Напоминание

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Планета загадок"


Автор: Дубовцова Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Робочая программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Планета загадок"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________

Протокол №_______

«____»_________2017г.

«Согласовано»

заместитель директора по

УВР

____________

«____»_________2017г.

Утверждено на заседание

Педагогического совета

Протокол №___

«____»_________2017г.

Директор МБОУ «ООШ№54»

____________

Рабочая программа внеурочной деятельности

по научно-познавательному направлению «Планета загадок»

Составители:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 54»

Л.М. Дубовцова

Кемерово, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

I.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………..

II.

Содержание курса……. ……….…………………………………………..

III.

Тематическое планирование ………………………………………………..

с

Стр.

2

2

6

3

3

4

3

I.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Уровни результатов освоения программы.

Первый уровень результатов освоения

программы «Планета

загадок»: уровень

представления

(знакомства).

Обучающийся,

выведенный

на

этот

уровень,

способен

узнавать объекты и процессы, если они представлены ему сами (в материальном виде) или

даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает

знанием- знакомством и способен произвести опознание, различение и соотнесение. А так

же

духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие

участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков,

поделках.

Второй уровень результатов

- уровень умений и навыков. Обучаемый может

воспроизвести

(повторить)

информацию,

операции,

решить

типовые

задачи,

рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям

общества(человек,

семья,

Отечество,

порирода,мир,

знания,

труд,

культура),ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и

последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их

выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения - умение и навык. Это

взаимодействие

обучающихся

между

собой

на

уровне

класса,

образовательного

учреждения, т. е. в защищённой, дружественной

среде, в которой ребёнок получает

первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их

ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю,

в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов -уровень творчества. Как известно,

творчеством

считают

проявление

продуктивной

активности

человеческого

сознания.

Чтобы

вывести

обучаемого

на

уровень

творчества,

недостаточно,

чтобы

он

овладел

знаниями, умениями, навыками по определенному - пусть даже весьма широкому - набору

учебных

элементов.

Необходимо

«добывать»

необходимые

знания

и

умения.

Нужно

пробудить и развить в нем творческие способности. А это возможно только при условии,

что

в

процессе

обучения

будут

применяться

специальные

творческие

задачи

исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут

реализовываться мотивационные знания.

II.

Содержание курса

Первый уровень. (1- класс) 66ч.

I РАЗДЕЛ. « Я-школьник» 6ч.

Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты,

созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые

тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.

Вид : Познавательная деятельность.

Форма работы: игра с ролевым акцентом.

II РАЗДЕЛ. « Что такое природа?» 5ч.

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие

(температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в

жизни людей.

Вид: Познавательная деятельность.

Форма работы: познавательная беседа

III РАЗДЕЛ. «Почему происходит смена времен года? «Чем отличается одно

время года от другого?» 12ч. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения

науки. Среда обитания. Границы сред обитания.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для

живых

организмов

и

хозяйственной

жизни

человека.

Круговорот

воды

в

природе.

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к

полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Почва,

ее

состав,

значение

для

живой

природы

и

для

хозяйственной

жизни

человека.

Растения, их разнообразие. Условия, необходимыедля жизни растения (свет, тепло,

воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль

растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения

родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения

(корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и

лишайников в природе.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,

вода, тепло, пища).

Особенности

питания

разных

животных.

Дикие

и

домашние

животные.

Роль

животных

в

природе

и

жизни

людей,

бережное

отношение

человека

к

животным.

Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Вид: Познавательная деятельность.

Форма работы: познавательная беседа, игра с ролевым акцентом

IV РАЗДЕЛ. Какая бывает природа? 28ч. Круговорот веществ. Взаимосвязи в

природном

сообществе:

растения

пища

и

укрытие

для

животных;

животные

распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

Природные сообщества родного края.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы.познавательная беседа

V Раздел. Как влияет человек на природу 7ч.

Человек

часть

природы.

Зависимость

жизни

человека

от

природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе

на

примере

окружающей

местности).

Охрана

природных

богатств:

воды,

воздуха,

полезных

ископаемых,

растительного

и

животного

мира.

Заповедники,

национальные

парки,

их

роль

в

охране

природы.

Красная

книга

России,

ее

значение,

отдельные

представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

Вид .Познавательная деятельность.

Форма работы. Познавательная беседа.

VI Раздел.человек- это природа? 5ч.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура

общения.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника,

личная гигиена. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах в

разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения

с газом, электричеством, водой. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог),

обмораживании, перегреве.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы.Игра с ролевым акцентом.

VII. Раздел.Человек-это хозяин или гость 3ч.

Профессии

людей.

Общественный

транспорт.

Транспорт

города.

Наземный,

воздушный

и

водный

транспорт.

Правила

пользования

транспортом.

Средства

связи:

почта, телефон, телеграф. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса,

Интернет.

Наша

Родина-

Россия,

Российская

Федерации.

Государственная

символика

России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный

гимн России; правила поведения

при прослушивании гимна. Президент Российской

Федерации – глава государства. Москва – столица России.

Родной

край

частица

России.

Родной

город:

название,

о сновные

достопримечательности.

Вид : Познавательныя деятельность

Форма работы: игра с ролевым акцентом, познавательная беседа, экскурсии.

Второй уровень( 2-3-й класс) 136ч. Содержание курса.

I РАЗДЕЛ. Человек — часть природы.

3ч.Зависимость

жизни

человека

от

природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в

том

числе

на

примере

окружающей

местности).

Охрана

природных

богатств:

воды,

воздуха,

полезных

ископаемых,

растительного

и

животного

мира.

Заповедники,

национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение,

отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Роль

растений

в

природе

и

жизни

людей,

бережное

отношение

человека

к

растениям.

Растения

родного

края,

названия

и

краткая

характеристика

на

основе

наблюдений.

Вид:Познавательная деятельность

Форма работы: познавательные беседы, экскурсии, олимпиады.

II РАЗДЕЛ. Растения - живые организмы. 12ч Свет, вода, почва - условия жизни

растений. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Деревья, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных

признаков (с использованием сравнения.

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Вид: Познавательная деятельность

Форма работы: Дидактический театр, смотр знаний.

III РАЗДЕЛ. Животные, их разнообразие. 13ч Условия, необходимые для жизни

животных (воздух, вода, тепло, пища)

Уход человека за одомашненными животными. Бережное отношение человека к

животным

Простейшие правила ухода за кошкой, собакой.

Вид: Познавательная деятельность

Форма работы: Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

IV РАЗДЕЛ. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека

на природу. 11ч Охрана природных богатств: воды, воздуха.

Откуда берется бытовой мусор.

Разнообразие растений и животных.

Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о

своих хозяевах.

Вид: Познавательная деятельность

Форма работы:познавательная беседа

V РАЗДЕЛ.

Организм и окружающая среда. 14ч. Экология — наука о связях между живыми

существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой

природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между

различными животными); связи между природой и человеком.

Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия

химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан.

Вид: Познавательная деятельность

Формы работы. Познавательная беседа,

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в

данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых

растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью

атласа-определителя «От земли до неба».

Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов.

Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий

рассмотренных растений и животных.

VI РАЗДЕЛ. Представители редких организмов 14ч. (грибов, растений,

животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-

аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.

Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины

сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень

рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)

Вид Познавательная деятельность

Форма работы: Интеллектуальный марафон

VII РАЗДЕЛ Охраняемые природные территории: заповедники, заказники,

микрозаказники, национальные парки. 12ч Памятники природы. Ботанические сады и

зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных.

П и т о м н и к и

р е д к и х

в и д о в .

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3—4

конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся)

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и

холодостойкие

растения.

Приспособления

животных

к

сезонным

изменениям

температуры.

Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы: Интеллектуальный клуб «Что? Где? Как? О чем?»

VIII РАЗДЕЛ. Воздух и жизнь. 17ч Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и

жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в

условиях недостатка влаги.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы. Общественный смотр знаний.

IХ РАЗДЕЛ. Разнообразие живых обитателей почвы 17ч растения, животные, грибы,

микроорганизмы. Дождевые черви и кроты — типичные животные почвы. Особенности

их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями

изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые),

а также с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица),

паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Вид . Познавательная деятельность.

Форма работы .Олимпиада, Экологический пресс- турнир.

Х. РАЗДЕЛ. Экологические связи в живой природе на примере дубового леса

(«дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».16ч

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере дубового леса и других

примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни

дубового леса: желуди дуба — лесные мыши — сова).

Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи

организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы,

горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и

ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры по выбору учителя).

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая,

купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения

и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник,

тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила

сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут,

фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. (Перечень

рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)

История спасения бобра, соболя, стерха — примеры активных действий человека по

охране животного мира.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы. Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

ХI РАЗДЕЛ. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на

кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).7ч.

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей).

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка

воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения

опасных веществ, и т. д.).

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример

экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение

загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные

последствия аварии нефтеналивного судна.

Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС).

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для

предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы : Познавательная беседа, общественный смотр знаний

Третий уровень ( 4-й класс) 68ч. содержание курса.

I РАЗДЕЛ. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор

основных тем курса. 3ч. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие

Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия

русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в

древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха

динозавров, птицы и звери прошлого.

Вид. Познавательная деятельность

Форма работы. Детские исследовательские проекты.

II РАЗДЕЛ. Практическая работа: рассматривание окаменелостей.3ч.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска

окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз,

его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки

янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с

разнообразием горных пород и минералов.

Вид . Познавательная деятельность.

Форма работы.Конференция учащихся.

III РАЗДЕЛ. История открытия удивительных растений 8ч. виктории-регии,

раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические

фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные

свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение

распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из

иван-чая и т. д.).

Вид . Познавательная деятельность

Форма работы. Интеллектуальный марафон

IV РАЗДЕЛ. Практические работы 12ч. рассматривание растений в гербариях,

рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с

использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в

ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы. Экскурсии.

V РАЗДЕЛ. История открытия удивительных животных 18ч. утконоса,

комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный

человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя

возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для

ознакомления с экзотическими животными

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы. Зоологическиий музей.

VI РАЗДЕЛ. Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе

и жизни человека. 8ч. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей —

священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

Охрана насекомых.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы. Презентации.

VII РАЗДЕЛ. Практические работы 16ч. рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для

ознакомления с энтомологическими коллекциями.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия

гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический

музей для знакомства с морской фауной. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения,

предположения.

Вид. Познавательная деятельность.

Форма работы. Краеведческий музей, Детские исследовательские проекты.

III.

Тематическое планирование

1 класс (66 часа)

№ п/п

Изучаемая тема

Количество часов

1

Я – школьник.

6 ч

2

Что такое природа?

5 ч

3

Почему происходит смена времен года?

Чем отличается одно время года от другого?

12 ч

4

Какая бывает природа?

28 ч

5

Как влияет человек на природу?

7 ч

6

А Человек – это природа?

5 ч

7

Человек – это хозяин или гость природы?

3 ч

2 класс (68 часа)

№ п/п

Изучаемая тема

Количество часов

1

«Я и мир вокруг меня».

2 ч

2

Загадочный мир веществ.

6 ч

3

Почему надо охранять природу? Почему книга красная?

7 ч

4

В мире растений.

4 ч

5

Некультурные растения.

5 ч

6

Чудо-растение.

2 ч

7

Что вырастет из семечка?

2 ч

8

Нет повести печальнее на свете.

5 ч

9

Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу

доверять бы мог.

7 ч

10

В мире животных.

8 ч

11

Деятельность человека.

6 ч

12

Что вокруг школы?

6 ч

13

Берегите добрый лес – он источник всех чудес.

8 ч

3 класс (68 часа)

№ п/п

Изучаемая тема

Количество часов

1

Что такое экология?

2 ч

2

Как распознавать растения и животных ближайшего

природного окружения?

6 ч

3

Кому угрожает исчезновение?

6 ч

4

Как охранять природу?

4 ч

5

Какова роль неживой природы в жизни живого?

6 ч

6

Есть ли жизнь в почве?

2 ч

7

Как разнообразен мир природы?

8 ч

8

Что такое экологическая пирамида?

8 ч

9

Кого и что надо охранять?

10 ч

10

Мастерим домики для птиц.

2 ч

11

Учимся передавать свои знания другим ребятам.

6 ч

12

Влияет ли состояние природы на здоровье человека?

4 ч

13

Как уберечь человечество от экологической катастрофы?

14

Подводим итоги нашей работы за год

1 ч

4 класс (68 часа)

№ п/п

Изучаемая тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

1 ч

2

Загадки нашей планеты

3 ч

3

Тайны за горизонтом

8 ч

4

Жили-были динозавры... и не только они

10 ч

5

Тайны камней

8 ч

6

Загадки растений

10 ч

7

Утконос и компания

6 ч

8

Планета насекомых

8 ч

9

Загадки под водой и под землей

10 ч

10

Что такое НЛО?

3 ч

11

Заключение



В раздел образования