Напоминание

"Воспитание гражданина и патриота через совершенствование урочной и внеурочной деятельности"


Автор: Белоножкина Лариса Александровна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 11 им. Скрипки О.В. г. Волжского Волгоградской обл.
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Воспитание гражданина и патриота через совершенствование урочной и внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

школа

11

им

.

Скрипки

О

.

В

.

Г

.

Волжского

Волгоградской

области»

Автор

работы

:

Белоножкина

Лариса

Александровна

,

учитель

начальных

классов

высшая

квалификационная

категория

«Воспитание

гражданина

и

патриота

через

совершенствование

урочной

и

внеурочной

деятельности»

Бернард

Шоу

Патриотизм

это

когда

вы

считаете

,

что

эта

страна

лучше

всех

остальных

оттого

,

что

вы

здесь

родились

.

А

.

М

.

Горький

писал

:

«Нужно

,

чтобы

ребенок

приучался

себя

чувствовать

хозяином

мира

и

наследником

всех

благ

, -

нам

нужно

воспитать

в

себе

гордость

наследством

веков

Он

должен

знать

жизнь

своей

семьи

,

своей

родины

и

своей

земли

его

земля

вся

земля

!

Научим

их

уважать

труд

,

сострадать

мукам

прошлого

,

понимать

ошибки

,

и

прощать

»

Воспитательный

компонент

включается

в

Стандарты

впервые

в

истории

отечественной

системы

образования

.

Стандарт

раскрывает

содержание

приведенного

в

Законе

«Об

образовании»

понятия

«духовно

-

нравственное

развитие

обучающегося»

.

Оно

понимается

как

педагогически

организованный

процесс

последовательного

расширения

и

укрепления

ценностно

-

смысловой

сферы

личности

обучающегося

,

развития

его

способности

сознательно

выстраивать

отношения

к

себе

,

своей

семье

,

другим

людям

,

обществу

,

государству

,

Отчеству

,

миру

в

целом

на

основе

принятых

моральных

норм

и

нравственных

идеалов

.

Цель

опыта

-

показать

методы

и

приемы

,

используемые

в

воспитательной

работе

по

формированию

патриотического

сознания

младших

школьников

.

Задачи

:

-

обосновать

задачи

и

принципы

патриотического

воспитания

;

-

показать

эффективные

формы

воспитания

патриота

в

начальной

школе

.

Актуальность

проблемы

По

мере

взросления

у

школьников

,

как

отмечают

ученые

-

исследователи

,

начинает

формироваться

так

называемый

«родничок

героизма»

(

А

.

Я

.

Бруштейн

),

требующий

реализации

,

но

,

как

ни

обидно

это

констатировать

,

он

чаще

всего

остается

невостребованным

.

Зато

пробуждающиеся

силы

подрастающего

организма

могут

найти

свое

применение

в

примыкании

к

антиобщественным

организациям

,

поток

которых

год

от

года

растет

.

Гипотеза

:

если

на

основе

базисной

программы

разработать

комплекс

занятий

,

направленных

на

воспитание

гражданина

и

патриоты

своей

страны

через

совершенствование

образовательной

и

воспитательной

среды

,

то

можно

получить

следующие

результаты

:

-

повысить

уровень

интеллектуального

развития

школьников

;

-

обеспечить

комплексный

подход

к

формированию

гражданской

позиции

школьников

;

-

развить

определённый

уровень

познавательной

самостоятельности

у

детей

посредством

проектной

,

исследовательской

и

поисковой

деятельности

.

Особенности

младшего

школьного

возраста

Психологи

установили

,

что

младший

школьный

возраст

характеризуется

повышенной

восприимчивостью

внешних

влияний

,

верой

в

истинность

всего

,

непосредственностью

в

поведении

.

Именно

в

этом

возрасте

возникают

большие

возможности

для

систематического

и

последовательного

воспитания

детей

.

Воспитание

младшего

школьника

происходит

главным

образом

и

прежде

всего

в

процессе

обучения

.

Знания

,

впечатления

,

пережитые

в

детстве

,

остаются

с

человеком

на

всю

жизнь

.

В

условиях

многонациональности

российского

государства

в

системе

образования

важное

значение

приобретают

вопросы

воспитания

у

подрастающего

поколения

как

чувства

уважения

к

другим

народам

,

так

и

чувства

любви

к

Родине

.

Необходимо

отметить

,

что

,

начиная

с

90-

х

годов

20

века

,

молодое

поколение

россиян

контактирует

с

новыми

социальными

посредниками

и

реалиями

.

Оно

уже

не

приемлет

прежних

устоев

и

ценностей

прежней

общественной

системы

,

появился

новый

социальный

тип

личности

.

В

этих

условиях

важным

является

становление

обновленной

системы

патриотического

воспитания

,

формулировка

новых

задач

и

повышение

эффективности

его

форм

и

методов

.

Произошла

утрата

идеологических

ценностей

,

патриотическое

и

интернациональное

воспитание

находятся

в

процессе

перестройки

в

новых

социально

-

экономических

условиях

.

Объективные

и

субъективные

процессы

,

происходящие

в

обществе

,

существенно

обострили

национальный

вопрос

.

Как

следствие

,

патриотизм

порой

перерождается

в

национализм

,

утрачивается

истинное

значение

и

понимание

интернационализма

.

Патриотизм

проявляется

в

поступках

и

в

деятельности

человека

.

Зарождаясь

из

любви

к

своей

малой

Родине

,

патриотические

чувства

,

пройдя

через

целый

ряд

этапов

на

пути

к

своей

зрелости

,

поднимаются

до

общегосударственного

патриотического

самосознания

,

до

осознанной

любви

к

своему

Отечеству

.

Патриотизм

является

одной

из

наиболее

ярких

черт

российского

национального

характера

.

Российскому

патриотизму

присущи

свои

особенности

.

Прежде

всего

,

это

высокая

гуманистическая

направленность

российской

патриотической

идеи

;

веротерпимость

;

соборность

и

законопослушание

;

особая

любовь

к

родной

природе

.

Составной

частью

патриотического

воспитания

является

военно

-

патриотическое

воспитание

,

направленное

на

формирование

готовности

к

военной

службе

как

особому

виду

государственной

службы

.

На

современном

этапе

развития

нашего

общества

достижение

указанной

цели

по

патриотическому

воспитанию

осуществляю

через

решение

следующих

задач

:

-

утверждение

в

сознании

и

чувствах

детей

социально

значимых

патриотических

ценностей

,

взглядов

и

убеждений

,

уважения

к

культурному

и

историческому

прошлому

России

,

к

традициям

,

повышение

престижа

государственной

,

особенно

военной

,

службы

;

-

воспитание

граждан

в

духе

уважения

к

Конституции

Российской

Федерации

,

законности

,

нормам

общественной

и

коллективной

жизни

,

-

привитие

гражданам

чувства

гордости

,

глубокого

уважения

и

почитания

символов

Российской

Федерации

Герба

,

Флага

,

Гимна

,

исторических

святынь

Отечества

;

-

формирование

расовой

,

национальной

,

религиозной

терпимости

,

развитие

дружеских

отношений

между

народами

.

Реализация

задач

патриотического

воспитания

Формирование

у

детей

системы

знаний

о

своей

Родине

через

использование

проектной

и

исследовательской

деятельности

:

сбор

информации

о

природоведческих

и

географических

особенностях

родного

края

,

сведения

о

жизни

своего

народа

,

социальные

сведения

,

некоторые

исторические

сведения

о

жизни

народа

в

разные

исторические

периоды

,

о

подвигах

людей

в

годы

Великой

Отечественной

войны

,

знание

исторических

памятников

города

,

улиц

.

С

этой

целью

провожу

спортивные

соревнования

«Мама

,

папа

,

я

дружная

семья»

,

на

родительском

собрании

мамы

и

папы

делятся

опытом

по

воспитанию

у

детей

любви

к

родному

краю

,

бережному

отношению

к

народному

достоянию

.

Конечный

результат

Продуктом

проектной

и

исследовательской

деятельности

могут

быть

макеты

двориков

,

«Любимый

мой

дворик

»

,

макеты

улица

моего

города

«Город

моей

мечты»

,

«Детская

площадка»

,

буклеты

призывы

,

буклеты

-

листовки

для

начальной

школы

,

выступления

перед

своими

сверстниками

в

других

классах

с

насущными

проблемами

социальной

направленности

,

книга

памяти

,

сделанная

своими

руками

о

героях

войны

,

о

сверстниках

-

пионерах

героях

,

видеофильмы

.

Один из продуктов проектной деятельности

создание

«

КНИГИ ПАМЯТИ

»

Клятва

комсомольцев

и

пионеров

Волгограда

,

заступающих

на

пост

1

Пионеры

герои

Советского

союза

Шефство

над

семьёй

ветеранов

войны

-

участников

Сталинградской

битвы

(

«Дорожка

к

ветерану»

)

Коньшины

Аркадий

Павлович

и

Екатерина

Максимовна

Создание

буклета

по

экологическим

проблемам

в

городе

,

области

,

стране

в

целом

Благоустройство

родного

дворика

.

Макет

детской

площадки

А

это

улица

нашего

города

,

где

живёт

дружба

,

взаимовыручка

и

тепло

души

.

Воспитание

у

младших

школьников

интереса

к

происходящему

в

окружающем

мире

,

эмоциональной

отзывчивости

на

события

общественной

жизни

.

2.

Часто

практикую

совместный

просмотр

документальных

фильмов

злободневной

тематики

с

последующим

их

обсуждением

,

что

способствует

формированию

не

только

активной

жизненной

позиции

,

но

и

активизирует

эмоциональную

сферу

личности

,

способствует

пробуждению

таких

чувств

как

любовь

к

родным

и

близким

людям

,

родному

городу

,

уважение

к

истории

народа

,

восхищение

произведениями

народного

творчества

,

любви

к

природе

,

ненависти

к

врагам

.

Краеведение

.

«Иду

на

Вы»

с

целью

увидеть

,

оценить

,

усовершенствовать

Походы

в

музеи

,

экскурсии

по

интересным

местам

родного

города

,

осмотр

окрестностей

,

дворов

,

виртуальное

путешествие

по

европейским

странам

мира

-

всё

это

способствует

выработке

критического

взгляда

на

реальную

действительность

и

желанию

усовершенствовать

,

улучшить

положение

дел

,

главное

не

остаться

равнодушным

.

Дети

начинают

видеть

проблемы

,

у

них

появляются

идеи

новых

проектов

,

они

сближаются

друг

с

другом

,

охотно

контактируют

,

сотрудничают

.

Это

и

есть

совершенствовани

е

себя

.

Творческий

союз

.

Возможно

,

зарождается

новая

идея

.

3.

Включение

детей

в

практическую

деятельность

по

применению

полученных

знаний

предполагает

формирование

у

младших

школьников

определенных

навыков

и

умений

:

умение

отразить

накопленные

знания

в

совместной

деятельности

,

желание

принять

участие

в

общественно

направленном

труде

,

понимание

бережного

отношения

к

природе

,

результатам

труда

других

,

умение

отразить

знания

в

речи

,

общении

со

взрослыми

и

сверстниками

.

Приобщаю

учащихся

к

духовным

и

культурным

ценностям

,

национальным

традициям

,

прививаю

любовь

и

интерес

к

языку

и

культуре

страны

через

следующие

формы

работы

:

-

экскурсии

с

родителями

по

родному

краю

;

-

посещение

спектаклей

,

выставок

,

музеев

;

-

выпуск

тематических

стенгазет

;

буклетов

различной

содержательной

направленности

;

-

посещение

кружков

художественного

,

декоративно

-

прикладного

творчества

;

-

участие

в

конкурсах

художественной

самодеятельности

;

-

встречи

с

ветеранами

,

деятелями

искусства

и

культуры

;

-

тематический

классный

час

.

Гражданско

-

патриотическое

воспитание

:

-

знакомство

с

основными

положениями

Конституции

РФ

-

знакомство

с

символами

государства

,

их

значением

и

назначением

,

историей

возникновения

;

-

тесное

сотрудничество

с

семьями

ветеранов

Великой

Отечественной

войны

и

войны

в

Афганистане

.

Учебная

деятельность

В

начальной

школе

уроки

окружающего

мира

,

литературного

чтения

знакомят

младших

школьников

с

бытом

и

культурой

народов

России

,

содержат

богатый

материал

об

истории

и

литературном

наследии

нашей

страны

На

уроках

окружающего

мира

дети

не

просто

получают

новые

знания

о

живой

природе

,

но

учатся

беречь

родную

природу

,

окружающий

мир

,

а

значить

любить

свой

край

и

страну

,

в

которой

живешь

.

Ребята

заочно

путешествуют

по

городам

России

,

расширяют

свой

кругозор

,

знакомятся

с

историей

своего

города

.

Они

делают

вывод

:

мы

должны

знать

свой

город

,

беречь

его

.

Изучать

родной

край

следует

в

начальной

школе

,

т

.

к

.

именно

в

этом

возрасте

закладываются

основы

познавательного

интереса

к

изучению

истории

родного

края

,

города

,

в

котором

живёшь

,

природным

условиям

и

ресурсам

.

3

класс

Способы

познания

окружающего

мира

с

помощью

простейших

приборов

Практическая

работа

с

термометром

,

компасом

и

др

.

Поиск

информации

в

разных

источниках

.

Практическое

применение

знаний

для

проведения

фенологических

наблюдений

.

Использование

простейших

приборов

для

проведение

измерений

.

Планета

,

на

которой

мы

живём

Практическая

работа

:

с

физической

картой

,

планом

.

Ориентирование

на

местности

.

Экскурсия

:

знакомство

с

формами

земной

поверхности

родного

края

.

Решение

практических

задач

.

Оформление

результатов

опытов

и

наблюдений

с

использованием

таблицы

,

схем

,

планов

.

Сравнение

карты

и

плана

.

Поиск

информации

с

использованием

различных

источников

3

класс

Неживая

природа

Практическая

работа

:

свойства

воды

,

воздуха

,

полезных

ископаемых

.

Составление

модели

термометра

.

Наблюдения

за

погодой

.

Различные

способы

получения

информации

.

Графическое

изображение

результатов

практической

деятельности

,

наблюдений

.

Доклады

для

первоклассников

,

второклассников

.

Выполнение

практической

работы

по

готовому

плану

.

Взаимосвязь

неживой

и

живой

природы

Урок

-

экскурсия

:

Почвы

родного

края

.

Практическая

работа

:

определение

состава

почвы

.

Развитие

умения

самостоятельно

проводить

практическую

работу

,

оформлять

результаты

опытов

,

составлять

сообщение

(

устное

и

письменное

)

на

основе

результатов

наблюдений

.

4

класс

Родная

страна

-

Россия

Практическая

работа

с

гербарием

.

Участие

в

экологической

деятельности

.

Выступление

с

докладами

,

оценивание

докладов

одноклассников

.

Наблюдения

за

погодой

,

растениями

,

животными

,

деятельностью

человека

.

Поиск

информации

в

разных

источниках

.

Практическое

применение

знаний

для

проведения

фенологических

наблюдений

.

Выступление

и

оценивание

докладов

.

Обобщение

знаний

с

использованием

таблицы

,

тезисного

плана

.

Человек

часть

природы

.

Человек

член

общества

.

Практическая

работа

:

составление

режима

дня

.

Оказание

первой

помощи

.

Участие

в

общественно

полезном

труде

.

Наблюдения

за

изменением

своего

роста

,

веса

,

пульса

.

Решение

практических

задач

.

Организация

деятельности

.

Выступление

перед

учениками

2-3

класса

с

сообщениями

с

использованием

опорной

иллюстрации

.

Стендовый

доклад

4

класс

История

Отечества

Практическая

работа

:

Работа

картами

.

Различные

способы

получения

информации

(

интернет

,

доп

.

лит

-

ра

,

карта

и

др

.).

Участие

в

творческих

проектах

.

Выступления

с

сообщениями

.

Страны

и

народы

мира

Практическая

работа

с

картой

,

планом

,

лентой

времени

.

Развитие

познавательной

активности

.

Участие

в

групповом

проекте

«Заочная

экскурсия

по

странам

мира»

.

Взаимосвязь

человека

,

природы

,

общества

.

Школьная

олимпиада

.

Внеклассная

работа

Развитию

личности

способствует

и

дополнительное

образование

во

внеурочной

деятельности

.

Простейшие

арифметические

подсчёты

показывают

,

что

не

менее

150

дней

в

году

ученик

свободен

от

школьных

занятий

.

Но

ребёнок

никогда

не

бывает

свободен

от

самого

себя

.

И

мы

,

взрослые

,

не

имеем

права

лишать

ребёнка

возможности

предпочесть

среду

,

где

он

может

проявить

себя

и

овладеть

способами

разумной

жизни

.

Достаточно

учителю

продумать

систему

выбора

дела

по

душе

,

выявить

предпочтения

ребёнка

и

можно

развивать

его

способности

в

самых

разных

направлениях

,

причём

делать

это

прямо

в

школе

,

не

обрекая

ребёнка

и

его

родителей

на

поиск

дополнительных

услуг

на

стороне

Основные

направления

работы

Интеллектуально

-

краеведческое

Направлено

на

изучение

истории

,

природы

,

культуры

страны

,

своей

местности

.

Спортивно

-

патриотическое

Направлено

на

физическое

развитие

учащихся

,

воспитание

выносливости

,

стойкости

.

Реализуется

через

формирование

потребности

ведения

здорового

образа

жизни

,

ответственности

за

свое

здоровье

и

здоровье

будущих

поколений

.

Духовно

-

нравственное

Система

мероприятий

по

осознанию

учащимися

высших

ценностей

,

идеалов

и

ориентиров

,

социально

значимых

процессов

и

явлений

реальной

жизни

,

способность

руководствоваться

ими

в

качестве

определяющих

принципов

.

Гражданско

-

патриотическое

Формирование

гражданского

самосознания

,

правовой

культуры

учащихся

,

гражданской

позиции

,

сознания

долга

перед

семьей

,

народом

и

Родиной

.

Творческо

-

краеведческое

Подробное

изучение

культуры

,

быта

,

традиций

своего

и

других

народов

.

Военно

-

патриотическое

Изучение

русской

военной

истории

,

воинских

традиций

,

яркие

примеры

служения

Отечеству

.

Героико

-

патриотическое

Сохранение

памяти

о

героических

событиях

,

подвигах

,

формирование

уважения

к

военной

профессии

.

Основные

темы

для

исследования

:

Великие

люди

России

.

Из

истории

моей

малой

родины

.

Они

сражались

за

Родину

.

Календарь

знаменательных

дат

и

событий

.

Известные

земляки

.

Листая

страницы

истории

школы

.

Проектная

деятельность

Через

деятельность

и

в

процессе

деятельности

человек

становится

самим

собой

.

Ребёнку

нужна

интересная

,

отвечающая

его

потребностям

и

особенностям

деятельность

:

игровая

,

познавательная

,

трудовая

,

творческая

и

досуговая

.

Ведь

только

в

деятельности

укрепляются

и

изменяются

отношения

между

детьми

.

Но

деятельность

учащегося

нужно

организовать

таким

образом

,

чтобы

ребёнок

раскрывался

с

разных

сторон

и

развивал

все

свои

личностные

качества

.

При

данном

подходе

к

обучению

и

воспитанию

основным

элементом

работы

учащихся

будет

решение

задач

,

т

.

е

.,

освоение

деятельности

,

особенно

новых

видов

деятельности

:

проектно

-

исследовательской

,

поисково

-

конструкторской

,

творческой

,

и

др

.

Итак

,

проектно

-

исследовательская

деятельность

.

Формы

представления

проектов

Буклеты

Презентации

Рефераты

Макеты

Книги

Видеофильмы

Проектная

деятельность

Проектный

метод

использую

как

творческую

,

индивидуальную

(

групповую

)

деятельность

учащихся

на

протяжении

долгого

промежутка

времени

.

Для

того

чтобы

разбудить

в

школьниках

активную

деятельность

,

им

нужно

предложить

проблему

,

интересную

и

значимую

.

Любовь

к

родному

краю

,

знание

его

истории

основа

,

на

которой

может

осуществляться

рост

духовной

культуры

ребёнка

.

Примерами

таких

проектов

являются

проекты

Андрея

Белоножкина

«Мой

родимый

край

,

место

отчее

»

,

Семёнова

Савелия

-

«Я

тебе

,

Земля

,

низко

кланяюсь

»

,

Книга

Памяти

-

«Я

хочу

быть

на

них

похожим

..

»

Захарова

Максима

.

Необходимое

нашей

стране

возрождение

духовности

возможно

только

при

условии

глубочайшего

изучения

истории

Российского

государства

и

родного

края

Проект

творческой

группы

Волковой

Анны

,

Усковой

Дарьи

,

Максима

Захарова

«Они

сражались

за

Родину»

,

выпуск

рукописной

книги

«Я

хочу

быть

на

них

похожим»

-

яркое

тому

подтверждение

.

Героические

страницы

города

Волжского

-

расширить

знания

по

истории

родного

города

;

-

вызвать

чувство

гордости

за

подвиги

современников

;

-

воспитание

личности

гражданина

-

патриота

России

,

способного

встать

на

защиту

интересов

страны

;

-

воспитание

интереса

к

военным

профессиям

.

На

параде

23

февраля

встреча

с

солдатами

Российской

Армии

Встреча

с

солдатами

из

воинской

части

.

Совместное

мероприятие

Обращение

В

.

В

.

Путина

к

молодому

поколению

В

.

В

.

Путин

считает

,

что

жизнь

общества

ставит

серьезнейшие

задачи

в

области

обучения

и

воспитания

нового

поколения

.

Государству

нужны

здоровые

,

мужественные

,

смелые

,

инициативные

,

дисциплинированные

,

грамотные

люди

,

которые

были

бы

готовы

учиться

,

работать

на

его

благо

и

,

в

случае

необходимости

,

встать

на

его

защиту

.

Выводы

Продуктивно

и

рационально

использовать

урочную

и

внеурочную

деятельность

учащихся

с

целью

развития

духовно

нравственной

личности

через

,

развитие

интереса

к

родному

краю

,

расширению

кругозора

,

любви

к

Родине

.

Привлекать

внимание

общественности

,

средств

массовой

информации

к

проблеме

сохранения

исторической

памяти

народа

.

Изучать

исторические

события

на

занятиях

и

во

внеурочное

время

.

Заботиться

о

физическом

и

духовном

здоровье

детей

.

Повышать

интерес

к

службе

в

рядах

Российской

Армии

.

Чаще

посещать

музеи

,

учиться

работать

с

архивными

материалами

.

Посещение

всем

классом

кружка

по

краеведению

и

туризму

как

один

из

способов

приобщения

детей

к

изучению

страниц

истории

родного

края

.

Просмотр

документального

и

художественного

кино

о

Родине

,

о

Великой

Отечественной

войне

.

Аннотация

Данный

проект

рассчитан

на

обучающихся

начальной

школы

.

В

ходе

проекта

проводились

различные

мероприятия

,

направленные

на

формирование

гражданского

самосознания

:

экскурсии

,

встречи

с

ветеранами

войны

и

труда

.



В раздел образования