Автор: Белоножкина Лариса Александровна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 11 им. Скрипки О.В. г. Волжского Волгоградской обл.
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Воспитание гражданина и патриота через совершенствование урочной и внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
школа
№
11
им
.
Скрипки
О
.
В
.
Г
.
Волжского
Волгоградской
области»
Автор
работы
:
Белоножкина
Лариса
Александровна
,
учитель
начальных
классов
высшая
квалификационная
категория
«Воспитание
гражданина
и
патриота
через
совершенствование
урочной
и
внеурочной
деятельности»
Бернард
Шоу
•
Патриотизм
–
это
когда
вы
считаете
,
что
эта
страна
лучше
всех
остальных
оттого
,
что
вы
здесь
родились
.
А
.
М
.
Горький
писал
:
«Нужно
,
чтобы
ребенок
приучался
себя
чувствовать
хозяином
мира
и
наследником
всех
благ
, -
нам
нужно
воспитать
в
себе
гордость
наследством
веков
…
Он
должен
знать
жизнь
своей
семьи
,
своей
родины
и
своей
земли
–
его
земля
–
вся
земля
!
Научим
их
уважать
труд
,
сострадать
мукам
прошлого
,
понимать
ошибки
,
и
–
прощать
…
»
Воспитательный
компонент
включается
в
Стандарты
впервые
в
истории
отечественной
системы
образования
.
Стандарт
раскрывает
содержание
приведенного
в
Законе
«Об
образовании»
понятия
«духовно
-
нравственное
развитие
обучающегося»
.
Оно
понимается
как
педагогически
организованный
процесс
последовательного
расширения
и
укрепления
ценностно
-
смысловой
сферы
личности
обучающегося
,
развития
его
способности
сознательно
выстраивать
отношения
к
себе
,
своей
семье
,
другим
людям
,
обществу
,
государству
,
Отчеству
,
миру
в
целом
на
основе
принятых
моральных
норм
и
нравственных
идеалов
.
•
Цель
опыта
-
показать
методы
и
приемы
,
используемые
в
воспитательной
работе
по
формированию
патриотического
сознания
младших
школьников
.
•
Задачи
:
•
-
обосновать
задачи
и
принципы
патриотического
воспитания
;
•
-
показать
эффективные
формы
воспитания
патриота
в
начальной
школе
.
Актуальность
проблемы
•
По
мере
взросления
у
школьников
,
как
отмечают
ученые
-
исследователи
,
начинает
формироваться
так
называемый
«родничок
героизма»
(
А
.
Я
.
Бруштейн
),
требующий
реализации
,
но
,
как
ни
обидно
это
констатировать
,
он
чаще
всего
остается
невостребованным
.
Зато
пробуждающиеся
силы
подрастающего
организма
могут
найти
свое
применение
в
примыкании
к
антиобщественным
организациям
,
поток
которых
год
от
года
растет
.
•
Гипотеза
:
если
на
основе
базисной
программы
разработать
комплекс
занятий
,
направленных
на
воспитание
гражданина
и
патриоты
своей
страны
через
совершенствование
образовательной
и
воспитательной
среды
,
то
можно
получить
следующие
результаты
:
•
-
повысить
уровень
интеллектуального
развития
школьников
;
•
-
обеспечить
комплексный
подход
к
формированию
гражданской
позиции
школьников
;
•
-
развить
определённый
уровень
познавательной
самостоятельности
у
детей
посредством
проектной
,
исследовательской
и
поисковой
деятельности
.
Особенности
младшего
школьного
возраста
•
Психологи
установили
,
что
младший
школьный
возраст
характеризуется
повышенной
восприимчивостью
внешних
влияний
,
верой
в
истинность
всего
,
непосредственностью
в
поведении
.
Именно
в
этом
возрасте
возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
воспитания
детей
.
Воспитание
младшего
школьника
происходит
главным
образом
и
прежде
всего
в
процессе
обучения
.
Знания
,
впечатления
,
пережитые
в
детстве
,
остаются
с
человеком
на
всю
жизнь
.
•
В
условиях
многонациональности
российского
государства
в
системе
образования
важное
значение
приобретают
вопросы
воспитания
у
подрастающего
поколения
как
чувства
уважения
к
другим
народам
,
так
и
чувства
любви
к
Родине
.
Необходимо
отметить
,
что
,
начиная
с
90-
х
годов
20
века
,
молодое
поколение
россиян
контактирует
с
новыми
социальными
посредниками
и
реалиями
.
Оно
уже
не
приемлет
прежних
устоев
и
ценностей
прежней
общественной
системы
,
появился
новый
социальный
тип
личности
.
В
этих
условиях
важным
является
становление
обновленной
системы
патриотического
воспитания
,
формулировка
новых
задач
и
повышение
эффективности
его
форм
и
методов
.
•
Произошла
утрата
идеологических
ценностей
,
патриотическое
и
интернациональное
воспитание
находятся
в
процессе
перестройки
в
новых
социально
-
экономических
условиях
.
Объективные
и
субъективные
процессы
,
происходящие
в
обществе
,
существенно
обострили
национальный
вопрос
.
Как
следствие
,
патриотизм
порой
перерождается
в
национализм
,
утрачивается
истинное
значение
и
понимание
интернационализма
.
•
Патриотизм
проявляется
в
поступках
и
в
деятельности
человека
.
Зарождаясь
из
любви
к
своей
малой
Родине
,
патриотические
чувства
,
пройдя
через
целый
ряд
этапов
на
пути
к
своей
зрелости
,
поднимаются
до
общегосударственного
патриотического
самосознания
,
до
осознанной
любви
к
своему
Отечеству
.
Патриотизм
является
одной
из
наиболее
ярких
черт
российского
национального
характера
.
Российскому
патриотизму
присущи
свои
особенности
.
Прежде
всего
,
это
высокая
гуманистическая
направленность
российской
патриотической
идеи
;
веротерпимость
;
соборность
и
законопослушание
;
особая
любовь
к
родной
природе
.
•
Составной
частью
патриотического
воспитания
является
военно
-
патриотическое
воспитание
,
направленное
на
формирование
готовности
к
военной
службе
как
особому
виду
государственной
службы
.
•
На
современном
этапе
развития
нашего
общества
достижение
указанной
цели
по
патриотическому
воспитанию
осуществляю
через
решение
следующих
задач
:
•
-
утверждение
в
сознании
и
чувствах
детей
социально
значимых
патриотических
ценностей
,
взглядов
и
убеждений
,
уважения
к
культурному
и
историческому
прошлому
России
,
к
традициям
,
повышение
престижа
государственной
,
особенно
военной
,
службы
;
•
-
воспитание
граждан
в
духе
уважения
к
Конституции
Российской
Федерации
,
законности
,
нормам
общественной
и
коллективной
жизни
,
•
-
привитие
гражданам
чувства
гордости
,
глубокого
уважения
и
почитания
символов
Российской
Федерации
–
Герба
,
Флага
,
Гимна
,
исторических
святынь
Отечества
;
•
-
формирование
расовой
,
национальной
,
религиозной
терпимости
,
развитие
дружеских
отношений
между
народами
.
Реализация
задач
патриотического
воспитания
•
Формирование
у
детей
системы
знаний
о
своей
Родине
через
использование
проектной
и
исследовательской
деятельности
:
сбор
информации
о
природоведческих
и
географических
особенностях
родного
края
,
сведения
о
жизни
своего
народа
,
социальные
сведения
,
некоторые
исторические
сведения
о
жизни
народа
в
разные
исторические
периоды
,
о
подвигах
людей
в
годы
Великой
Отечественной
войны
,
знание
исторических
памятников
города
,
улиц
.
С
этой
целью
провожу
спортивные
соревнования
«Мама
,
папа
,
я
–
дружная
семья»
,
на
родительском
собрании
мамы
и
папы
делятся
опытом
по
воспитанию
у
детей
любви
к
родному
краю
,
бережному
отношению
к
народному
достоянию
.
Конечный
результат
•
Продуктом
проектной
и
исследовательской
деятельности
могут
быть
макеты
двориков
,
«Любимый
мой
дворик
…
»
,
макеты
улица
моего
города
«Город
моей
мечты»
,
«Детская
площадка»
,
буклеты
–
призывы
,
буклеты
-
листовки
для
начальной
школы
,
выступления
перед
своими
сверстниками
в
других
классах
с
насущными
проблемами
социальной
направленности
,
книга
памяти
,
сделанная
своими
руками
о
героях
войны
,
о
сверстниках
-
пионерах
–
героях
,
видеофильмы
.
Один из продуктов проектной деятельности
–
создание
«
КНИГИ ПАМЯТИ
»
Клятва
комсомольцев
и
пионеров
Волгограда
,
заступающих
на
пост
№
1
Пионеры
–
герои
Советского
союза
Шефство
над
семьёй
ветеранов
войны
-
участников
Сталинградской
битвы
(
«Дорожка
к
ветерану»
)
Коньшины
Аркадий
Павлович
и
Екатерина
Максимовна
Создание
буклета
по
экологическим
проблемам
в
городе
,
области
,
стране
в
целом
Благоустройство
родного
дворика
.
Макет
детской
площадки
А
это
улица
нашего
города
,
где
живёт
дружба
,
взаимовыручка
и
тепло
души
.
Воспитание
у
младших
школьников
интереса
к
происходящему
в
окружающем
мире
,
эмоциональной
отзывчивости
на
события
общественной
жизни
.
2.
Часто
практикую
совместный
просмотр
документальных
фильмов
злободневной
тематики
с
последующим
их
обсуждением
,
что
способствует
формированию
не
только
активной
жизненной
позиции
,
но
и
активизирует
эмоциональную
сферу
личности
,
способствует
пробуждению
таких
чувств
как
любовь
к
родным
и
близким
людям
,
родному
городу
,
уважение
к
истории
народа
,
восхищение
произведениями
народного
творчества
,
любви
к
природе
,
ненависти
к
врагам
.
Краеведение
.
«Иду
на
Вы»
с
целью
увидеть
,
оценить
,
усовершенствовать
…
•
Походы
в
музеи
,
экскурсии
по
интересным
местам
родного
города
,
осмотр
окрестностей
,
дворов
,
виртуальное
путешествие
по
европейским
странам
мира
-
всё
это
способствует
выработке
критического
взгляда
на
реальную
действительность
и
желанию
усовершенствовать
,
улучшить
положение
дел
,
главное
–
не
остаться
равнодушным
.
•
Дети
начинают
видеть
проблемы
,
у
них
появляются
идеи
новых
проектов
,
они
сближаются
друг
с
другом
,
охотно
контактируют
,
сотрудничают
.
Это
и
есть
совершенствовани
е
себя
.
Творческий
союз
.
Возможно
,
зарождается
новая
идея
.
•
3.
Включение
детей
в
практическую
деятельность
по
применению
полученных
знаний
предполагает
формирование
у
младших
школьников
определенных
навыков
и
умений
:
умение
отразить
накопленные
знания
в
совместной
деятельности
,
желание
принять
участие
в
общественно
направленном
труде
,
понимание
бережного
отношения
к
природе
,
результатам
труда
других
,
умение
отразить
знания
в
речи
,
общении
со
взрослыми
и
сверстниками
.
•
Приобщаю
учащихся
к
духовным
и
культурным
ценностям
,
национальным
традициям
,
прививаю
любовь
и
интерес
к
языку
и
культуре
страны
через
следующие
формы
работы
:
•
-
экскурсии
с
родителями
по
родному
краю
;
•
-
посещение
спектаклей
,
выставок
,
музеев
;
•
-
выпуск
тематических
стенгазет
;
буклетов
различной
содержательной
направленности
;
•
-
посещение
кружков
художественного
,
декоративно
-
прикладного
творчества
;
•
-
участие
в
конкурсах
художественной
самодеятельности
;
•
-
встречи
с
ветеранами
,
деятелями
искусства
и
культуры
;
•
-
тематический
классный
час
.
Гражданско
-
патриотическое
воспитание
:
•
-
знакомство
с
основными
положениями
Конституции
РФ
•
-
знакомство
с
символами
государства
,
их
значением
и
назначением
,
историей
возникновения
;
•
-
тесное
сотрудничество
с
семьями
ветеранов
Великой
Отечественной
войны
и
войны
в
Афганистане
.
Учебная
деятельность
•
В
начальной
школе
уроки
окружающего
мира
,
литературного
чтения
знакомят
младших
школьников
с
бытом
и
культурой
народов
России
,
содержат
богатый
материал
об
истории
и
литературном
наследии
нашей
страны
…
•
На
уроках
окружающего
мира
дети
не
просто
получают
новые
знания
о
живой
природе
,
но
учатся
беречь
родную
природу
,
окружающий
мир
,
а
значить
любить
свой
край
и
страну
,
в
которой
живешь
.
Ребята
заочно
путешествуют
по
городам
России
,
расширяют
свой
кругозор
,
знакомятся
с
историей
своего
города
.
Они
делают
вывод
:
мы
должны
знать
свой
город
,
беречь
его
.
•
Изучать
родной
край
следует
в
начальной
школе
,
т
.
к
.
именно
в
этом
возрасте
закладываются
основы
познавательного
интереса
к
изучению
истории
родного
края
,
города
,
в
котором
живёшь
,
природным
условиям
и
ресурсам
.
3
класс
Способы
познания
окружающего
мира
с
помощью
простейших
приборов
Практическая
работа
с
термометром
,
компасом
и
др
.
Поиск
информации
в
разных
источниках
.
Практическое
применение
знаний
для
проведения
фенологических
наблюдений
.
Использование
простейших
приборов
для
проведение
измерений
.
Планета
,
на
которой
мы
живём
Практическая
работа
:
с
физической
картой
,
планом
.
Ориентирование
на
местности
.
Экскурсия
:
знакомство
с
формами
земной
поверхности
родного
края
.
Решение
практических
задач
.
Оформление
результатов
опытов
и
наблюдений
с
использованием
таблицы
,
схем
,
планов
.
Сравнение
карты
и
плана
.
Поиск
информации
с
использованием
различных
источников
3
класс
Неживая
природа
Практическая
работа
:
свойства
воды
,
воздуха
,
полезных
ископаемых
.
Составление
модели
термометра
.
Наблюдения
за
погодой
.
Различные
способы
получения
информации
.
Графическое
изображение
результатов
практической
деятельности
,
наблюдений
.
Доклады
для
первоклассников
,
второклассников
.
Выполнение
практической
работы
по
готовому
плану
.
Взаимосвязь
неживой
и
живой
природы
Урок
-
экскурсия
:
Почвы
родного
края
.
Практическая
работа
:
определение
состава
почвы
.
Развитие
умения
самостоятельно
проводить
практическую
работу
,
оформлять
результаты
опытов
,
составлять
сообщение
(
устное
и
письменное
)
на
основе
результатов
наблюдений
.
4
класс
Родная
страна
-
Россия
Практическая
работа
с
гербарием
.
Участие
в
экологической
деятельности
.
Выступление
с
докладами
,
оценивание
докладов
одноклассников
.
Наблюдения
за
погодой
,
растениями
,
животными
,
деятельностью
человека
.
Поиск
информации
в
разных
источниках
.
Практическое
применение
знаний
для
проведения
фенологических
наблюдений
.
Выступление
и
оценивание
докладов
.
Обобщение
знаний
с
использованием
таблицы
,
тезисного
плана
.
Человек
–
часть
природы
.
Человек
–
член
общества
.
Практическая
работа
:
составление
режима
дня
.
Оказание
первой
помощи
.
Участие
в
общественно
полезном
труде
.
Наблюдения
за
изменением
своего
роста
,
веса
,
пульса
.
Решение
практических
задач
.
Организация
деятельности
.
Выступление
перед
учениками
2-3
класса
с
сообщениями
с
использованием
опорной
иллюстрации
.
Стендовый
доклад
4
класс
История
Отечества
Практическая
работа
:
Работа
картами
.
Различные
способы
получения
информации
(
интернет
,
доп
.
лит
-
ра
,
карта
и
др
.).
Участие
в
творческих
проектах
.
Выступления
с
сообщениями
.
Страны
и
народы
мира
Практическая
работа
с
картой
,
планом
,
лентой
времени
.
Развитие
познавательной
активности
.
Участие
в
групповом
проекте
«Заочная
экскурсия
по
странам
мира»
.
Взаимосвязь
человека
,
природы
,
общества
.
Школьная
олимпиада
.
Внеклассная
работа
•
Развитию
личности
способствует
и
дополнительное
образование
во
внеурочной
деятельности
.
Простейшие
арифметические
подсчёты
показывают
,
что
не
менее
150
дней
в
году
ученик
свободен
от
школьных
занятий
.
Но
ребёнок
никогда
не
бывает
свободен
от
самого
себя
.
И
мы
,
взрослые
,
не
имеем
права
лишать
ребёнка
возможности
предпочесть
среду
,
где
он
может
проявить
себя
и
овладеть
способами
разумной
жизни
.
Достаточно
учителю
продумать
систему
выбора
дела
по
душе
,
выявить
предпочтения
ребёнка
и
можно
развивать
его
способности
в
самых
разных
направлениях
,
причём
делать
это
прямо
в
школе
,
не
обрекая
ребёнка
и
его
родителей
на
поиск
дополнительных
услуг
на
стороне
Основные
направления
работы
•
Интеллектуально
-
краеведческое
Направлено
на
изучение
истории
,
природы
,
культуры
страны
,
своей
местности
.
•
Спортивно
-
патриотическое
Направлено
на
физическое
развитие
учащихся
,
воспитание
выносливости
,
стойкости
.
Реализуется
через
формирование
потребности
ведения
здорового
образа
жизни
,
ответственности
за
свое
здоровье
и
здоровье
будущих
поколений
.
Духовно
-
нравственное
Система
мероприятий
по
осознанию
учащимися
высших
ценностей
,
идеалов
и
ориентиров
,
социально
значимых
процессов
и
явлений
реальной
жизни
,
способность
руководствоваться
ими
в
качестве
определяющих
принципов
.
Гражданско
-
патриотическое
Формирование
гражданского
самосознания
,
правовой
культуры
учащихся
,
гражданской
позиции
,
сознания
долга
перед
семьей
,
народом
и
Родиной
.
Творческо
-
краеведческое
Подробное
изучение
культуры
,
быта
,
традиций
своего
и
других
народов
.
Военно
-
патриотическое
Изучение
русской
военной
истории
,
воинских
традиций
,
яркие
примеры
служения
Отечеству
.
Героико
-
патриотическое
Сохранение
памяти
о
героических
событиях
,
подвигах
,
формирование
уважения
к
военной
профессии
.
Основные
темы
для
исследования
:
Великие
люди
России
.
Из
истории
моей
малой
родины
.
Они
сражались
за
Родину
.
Календарь
знаменательных
дат
и
событий
.
Известные
земляки
.
Листая
страницы
истории
школы
.
Проектная
деятельность
Через
деятельность
и
в
процессе
деятельности
человек
становится
самим
собой
.
Ребёнку
нужна
интересная
,
отвечающая
его
потребностям
и
особенностям
деятельность
:
игровая
,
познавательная
,
трудовая
,
творческая
и
досуговая
.
Ведь
только
в
деятельности
укрепляются
и
изменяются
отношения
между
детьми
.
Но
деятельность
учащегося
нужно
организовать
таким
образом
,
чтобы
ребёнок
раскрывался
с
разных
сторон
и
развивал
все
свои
личностные
качества
.
При
данном
подходе
к
обучению
и
воспитанию
основным
элементом
работы
учащихся
будет
решение
задач
,
т
.
е
.,
освоение
деятельности
,
особенно
новых
видов
деятельности
:
проектно
-
исследовательской
,
поисково
-
конструкторской
,
творческой
,
и
др
.
Итак
,
проектно
-
исследовательская
деятельность
.
Формы
представления
проектов
Буклеты
Презентации
Рефераты
Макеты
Книги
Видеофильмы
Проектная
деятельность
•
Проектный
метод
использую
как
творческую
,
индивидуальную
(
групповую
)
деятельность
учащихся
на
протяжении
долгого
промежутка
времени
.
•
Для
того
чтобы
разбудить
в
школьниках
активную
деятельность
,
им
нужно
предложить
проблему
,
интересную
и
значимую
.
•
Любовь
к
родному
краю
,
знание
его
истории
–
основа
,
на
которой
может
осуществляться
рост
духовной
культуры
ребёнка
.
•
Примерами
таких
проектов
являются
проекты
Андрея
Белоножкина
«Мой
родимый
край
,
место
отчее
…
»
,
Семёнова
Савелия
-
«Я
тебе
,
Земля
,
низко
кланяюсь
…
»
,
Книга
Памяти
-
«Я
хочу
быть
на
них
похожим
..
»
Захарова
Максима
.
•
Необходимое
нашей
стране
возрождение
духовности
возможно
только
при
условии
глубочайшего
изучения
истории
Российского
государства
и
родного
края
•
Проект
творческой
группы
Волковой
Анны
,
Усковой
Дарьи
,
Максима
Захарова
«Они
сражались
за
Родину»
,
выпуск
рукописной
книги
«Я
хочу
быть
на
них
похожим»
-
яркое
тому
подтверждение
.
Героические
страницы
города
Волжского
•
-
расширить
знания
по
истории
родного
города
;
•
-
вызвать
чувство
гордости
за
подвиги
современников
;
•
-
воспитание
личности
гражданина
-
патриота
России
,
способного
встать
на
защиту
интересов
страны
;
•
-
воспитание
интереса
к
военным
профессиям
.
На
параде
23
февраля
–
встреча
с
солдатами
Российской
Армии
Встреча
с
солдатами
из
воинской
части
.
Совместное
мероприятие
Обращение
В
.
В
.
Путина
к
молодому
поколению
В
.
В
.
Путин
считает
,
что
жизнь
общества
ставит
серьезнейшие
задачи
в
области
обучения
и
воспитания
нового
поколения
.
Государству
нужны
здоровые
,
мужественные
,
смелые
,
инициативные
,
дисциплинированные
,
грамотные
люди
,
которые
были
бы
готовы
учиться
,
работать
на
его
благо
и
,
в
случае
необходимости
,
встать
на
его
защиту
.
Выводы
•
Продуктивно
и
рационально
использовать
урочную
и
внеурочную
деятельность
учащихся
с
целью
развития
духовно
–
нравственной
личности
через
,
развитие
интереса
к
родному
краю
,
расширению
кругозора
,
любви
к
Родине
.
•
Привлекать
внимание
общественности
,
средств
массовой
информации
к
проблеме
сохранения
исторической
памяти
народа
.
Изучать
исторические
события
на
занятиях
и
во
внеурочное
время
.
•
Заботиться
о
физическом
и
духовном
здоровье
детей
.
•
Повышать
интерес
к
службе
в
рядах
Российской
Армии
.
•
Чаще
посещать
музеи
,
учиться
работать
с
архивными
материалами
.
•
Посещение
всем
классом
кружка
по
краеведению
и
туризму
–
как
один
из
способов
приобщения
детей
к
изучению
страниц
истории
родного
края
.
•
Просмотр
документального
и
художественного
кино
о
Родине
,
о
Великой
Отечественной
войне
.
Аннотация
Данный
проект
рассчитан
на
обучающихся
начальной
школы
.
В
ходе
проекта
проводились
различные
мероприятия
,
направленные
на
формирование
гражданского
самосознания
:
экскурсии
,
встречи
с
ветеранами
войны
и
труда
.