Напоминание

"Развитие исследовательских умений учащихся".


Автор: Шарафутдинова Гельсина Ирфановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Алёшкин -Саплыкская сош"
Населённый пункт: РТ Дрожжановский район с.Алёшкин-Саплык
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие исследовательских умений учащихся".
Раздел: полное образование





Назад




Развитие исследовательских умений учащихся.

Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут

востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные.

Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения,

отвечать за принятые решения.

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-

настоящему увлечь их предметом исследования.

В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность

мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются

в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Этапы исследовательской деятельности:

Сформулировать проблему исследования;

Выбор темы;

Актуальность;

Постановка цели и задач;

Гипотеза исследования;

Организация исследования;

Подготовка к защите и защита работы.

Технология формирования исследовательских умений:

Развитие учебно-логических умений детей;

Включение заданий проблемного характера;

Проведение уроков-исследований.

У – удивление

У – удовольствие

У – удовлетворение

У – успешность

Условия формирования исследовательских умений школьников:

Целенаправленность и систематичность;

Мотивированность;

Творческая среда;

Психологический комфорт;

Личность педагога;

Учет возрастных особенностей

Виды исследований в начальной школе:

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

По месту проведения: урочные и внеурочные;

По времени: кратковременные и долговременные;

По теме: образовательные и социальные.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой

здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,

любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать

новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это

внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское

поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Организуя исследовательскую деятельность школьников в ходе индивидуальной работы,

групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к

познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия,

способствующие развитию у школьников навыков исследовательской работы.

Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт

самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в

планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую

деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.

У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и

навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для школьников

деятельности – учебной.

Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать

самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и

жизни.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала

школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и

навыков исследовательского поведения.

Задачи работы: обучение проведению учебных исследований школьников; развитие

творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной

картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Процесс работы над

проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его

цель и результат.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой

исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование

направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование

имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение

исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе

обучения.

При использовании проектно-исследовательского метода у учащихся развиваются:

Продуктивность: способность предлагать различные результаты решения проблемы и

находить

оригинальное

решение.

Способность

творчески

мыслить:

способность

к

преодолению стереотипов, поиск решения в условиях неопределённости, способность к

выявлению

проблем.

Способность

к

сотрудничеству:

сформулировать

свою

мысль,

вникнуть в суть предложения товарища, аргументировано критиковать свои и чужие идеи.

Мотивация к творчеству. В ходе исследовательской деятельности у учеников развивается

мышление,

наблюдательность,

устойчивость

внимания

и

более

успешно

усваивается

содержание

материала

по

предмету.

Метод

учебно-исследовательской

деятельности

универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку а)

стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать

весь

набор

компетенций;

б)

позволяет

наименее

ресурсозатратным

способом

создать

«естественную

среду»,

т.е.

условия

деятельности,

максимально

приближенные

к

реальным)

для

формирования

ключевых

компетенций.

Проектно-исследовательская

деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности.

Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность,

осознанность

знаний,

ощущать

важность

собственных

достижений,

что

поднимает

школьников

в

собственных

глазах,

повышает

престиж

знаний.

Если

ученик

сумеет

справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой

жизни

он

окажется

более

приспособленным:

сумеет

планировать

собственную

деятельность,

ориентироваться

в

разнообразных

ситуациях,

совместно

работать

с

различными

людьми,

т.е.

адаптироваться

к

меняющимся

условиям.

Современному

обществу

требуется

открытая

для

общения

личность,

способная

к

межкультурному

взаимодействию

и

сотрудничеству.

Поэтому

одной

из

ведущих

задач

педагогической

деятельности выступает формирование коммуникативной компетентности на всех уровнях

образовательного процесса в школе. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа

ребенка

в

познании

сложного

мира

природы,

придающая

уверенность

в

своих

возможностях,

создающая

положительные

эмоции,

устраняющая

неосознанное

сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания

учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности,

возвышает

его

в

собственных

глазах.

Ученик

самоутверждается

как

личность.

Эту

положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще

раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу

познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям. Этот личностный компонент

исследовательской

деятельности

особенно

важен

с

точки

зрения

компетентностного

подхода, так как в данном подходе на одно из первых мест выходит формирование

личностных

качеств,

позволяющих

человеку

быть

успешным

в

обществе.

При

этом

проектно-исследовательская

деятельность

обладает

более

широким

потенциалом

развития,

в

сравнении

с

учебно-исследовательской,

так

как

является

наиболее

о р и е н т и р о в а н н о й

н а

п р а к т и к у .

Классификация исследовательских работ учащихся

Реферат -

творческая

работа,

написанная

на

основе

нескольких

источников,

предполагающая

выполнение

задачи

сбора

и

представления

максимально

полной

информации по избранной теме.

Учебное исследование - работа, целью которой является приобретение учащимся

функционального

навыка

исследования

как

универсального

способа

освоения

действительности,

активизация

его

личностной

позиции.

Учебное

исследование

не

предполагает получение объективно нового результата.

Проект - творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием

определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и

т.д.).

Метод исследований в настоящее время активно утверждается в современной школе, в том

числе и при обучении.

Эта технология предполагает организацию совместной или

индивидуальной работы

учащихся

над

той

или

иной

проблемой

с

обязательным!

предъявлением результатов своей деятельности.

Какие

же

интеллектуальные

умения

можно

развить

в

учебной

деятельности,

организованной по этому методу?

Во-первых,

аналитическое

мышление

в

процессе

анализа

информации,

отбора

необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений.

Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления acсоциаций с ранее

изученными,

знакомыми

фактами,

явлениями, установление

ассоциаций

с

новыми

качествами предмета, явления

и пр.

В-третьих,

логическое

мышление,

когда

формируется

умение выстраивать логику

доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику

последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.

Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей

и

характеристик,

а

также

устанавливать причинно-следственные

связи,

искать

новые

решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.

Эта технология позволяет актуализировать важнейшие речевые умения, включать

учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо),

совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе инфор-

мационно-смысловой переработки текста. Учитель при этом из носителя готовых знаний

превращается в

организатора познавательной, исследовательской деятельности своих

учеников.

В целом виды исследовательской деятельности призваны повысить качество знаний

учащихся, развить интерес к изучению русского языка.



В раздел образования