Напоминание

"Применение элементов блочно-модульной технологии обучения в процессе обобщения по теме "Разряды местоимений" в 6 классе"


Автор: Выборова Виктория Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение элементов блочно-модульной технологии обучения в процессе обобщения по теме "Разряды местоимений" в 6 классе"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Методическая статья

Применение элементов блочно-модульной технологии

обучения в процессе обобщения по теме «Разряды

местоимений» в 6 классе.

Автор: учитель русского языка и литературы,

специалист высшей квалификационной категории

Выборова Виктория Евгеньевна.

Ангарск, 2018

Содержание работы:

1.

Основные отличия модульного обучения от других систем обучения.

2.

Понятие «учебный процесс» как система.

3.

Методы блочно-модульного обучения.

4.

Структура модуля:

информационный блок;

тестово-информационный блок;

коррекционно-информационный блок;

блок применения;

блок проверки;

коррекционно-практический блок.

5.

Применение блочно-модульной технологии.

6.

Литература.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных

человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть

личностно - ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности,

особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным,

дифференцированным. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору

и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить

эти задачи, является модульное обучение.

Блочно — модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения.

Теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах И.Б. Сеновского, П.И. Третьякова,

Т.И.Шамовой.

Кратко

можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках

(информационные блоки);

учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым

учеником индивидуально;

каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может

определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и

приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Основные вопросы, встающие перед каждым учителем, можно сформулировать кратко:

Кого учить? Чему учить? Как учить? С помощью чего учить? Как проверить?

В понятии «учебный процесс» как системы выделяется несколько компонентов:

1.

Мотивационный: потребности, интересы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного

учения и сохранение активности на всех этапах учебной деятельности.

2.

Ориентировочный: принятие учеником цели учебной деятельности, её планирование,

прогнозирование.

3.

Содержательно-операционный: система ведущих знаний и способы обучения.

4.

Энергетический: внимание, воля, эмоции.

5.

Рефлексивный: самоконтроль и самооценка.

Научить русскому языку – это значит обеспечить формирование компетенций следующих типов:

Языковая – владение системой языка, самим языковым материалом.

Лингвистическая – знание основ науки о русском языке, усвоение определённого комплекса

понятий.

Правописная – знание системы орфографических и пунктуационных правил.

Коммуникативная – владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

Все типы компетенций имеют познавательные и практические цели обучения русскому языку.

Методы обучения.

Познавательные

Практические

Объяснительные

Эвристические

Закрепление знаний

Формирование умений

Сообщение учителя.

Самостоятельный анализ

учебника.

Объяснение учителя с

пропуском…

Беседа.

Самостоятельный анализ

языкового материала.

Лингвистический

эксперимент.

Метод монологического

высказывания.

Метод постановки

вопросов.

Фронтальный опрос.

Учебно-языковых.

Правописных

Речевых.

Руководствуясь заявленными компетенциями и методами обучения, в преподавании русского

языка опираюсь на блочно-модульную технологию.

В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой

дидактическая система не «срабатывает». По своему содержанию – это полный, логически

завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все

измеряется, все оценивается: задание, работа, стартовый, промежуточный и итоговый уровень

знаний. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля,

названы навыки и умения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все

запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его

усвоения и контроль качества его усвоения.

Модульный урок даёт возможность решить задачу уровневой дифференциации, способствует

осознанному подходу учащихся к обучению, даёт возможность сориентироваться в предложенном

материале и выбрать уровень сложности по своим знаниям, а также формирует стремление к

освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал

не только в большем объёме, но также углубить и расширить знания, умения и навыки по данной

теме.

Структура модуля.

Модуль - тема состоит из 6 блоков:

Информационный

блок.

Тестово-

информационный

блок.

Коррекционно-

информационный

блок.

Блок

применения.

Блок

проверки.

Коррекционно-

практический.

Проследим данную структуру модуля на уроке - обобщении материала по теме «Местоимение» в 6

классе.

I

. Информационный блок.

Он включает в себя организационный этап, на котором озвучиваются целевые установки, каждому

ученику выдаются памятки по работе в модуле с определением конкретных знаний и умений, с

указанием последовательности прохождения материала и страниц учебных пособий, содержащих

теоретические сведения.

На этом этапе выдаётся образец стандартной контрольной работы с образцами всех разборов,

опорные схемы, таблицы, памятки.

Памятка №1.

Грамматическое значение

местоимения. Разряды

местоимений.

Страница

учебного

пособия.

Находить в тексте, приводить примеры, различать разряды

местоимений.

Морфологические признаки.

Осуществлять полный морфологический разбор.

Определять и разграничивать постоянные и непостоянные

признаки. Согласовывать в роде, числе, падеже.

Синтаксическая роль.

Определять синтаксическую функцию местоимения при

синтаксическом разборе предложения.

Словообразование.

Производить разбор слова по составу, «матрёшкой»,

словообразовательной цепочкой, указывая способ

образования.

Правописание местоимений.

Объяснять правописание местоимений разных разрядов на

основе орфографического правила, графически обозначать

орфограмму.

Контрольная работа.

Задание №1.

Спишите, вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки

препинания.

Наша бабушка человек увл..кающийся. Она каждый раз увл..кается каким(нибу..ь) новым

продуктом об..являет его самым п..лезным на свете и начинает сама этот продукт есть и всех,

кто рядом, им кормить. Свекла печеная картошка творог лук ч..рнослив морская капуста – все

это поочередно главенствовало на нашем столе. Маме с папой и дедушк.. хорошо, они на работу

убегут и бабушка их (н..)(с)какой свеклой (н..)(за)что (не)догон..т. Кто же остает..ся? Я. Мне

одной за всех отдуват..ся приходит..ся.

Недавно у бабушки законч..лся тыкве(н,нн)ый период и начался другой – м..рковный.

Задание №2.

Укажите в записанном тексте разряды всех местоимений.

Задание №3.

Выполните морфологический разбор местоимения:

I вариант

Из первого предложения.

II вариант

Из последнего предложения.

Задание №4.

Просклоняйте словосочетание, расставьте ударение в падежных формах местоимения:

I 1 вариант

Сколько дней

II 2 вариант

С Столько ночей

Задание №5.

Проведите синтаксический разбор предложения:

I 1 вариант

Кто варежки пёстрые вяжет, старинные

песни поёт?

о

II 2 вариант

ККто сказку мне на ночь расскажет или песню

с споет?

II. Тестово-информационный блок.

Осуществляется первичная проверка понимания изученного.

Упражнение №1.

Найти строчку, в которой даны личные местоимения:

а)кто, кому-то, им, мне;

б)ему, мне, твоего, вам;

в)моего, им, ему, тобой;

тобой, мне, вам, ему.

Упражнение №2.

Определите разряд местоимений ЕГО, ЕЁ, ИХ и их синтаксическую роль в предложении.

Мы увидели его из окна. Я забрал его свитер.

Её взгляды отличались от моих. Я очень любил её.

Ребята шли по дороге. Их было пятеро. Их тренер в прошлом был хорошим

боксёром.

III.Коррекционно-информационный блок.

Упражнение №1.

Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.

1.

Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…..)

невесту, Елену Прекрасную.

2.

Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…..) лягушачью кожу,

обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.

3.

«Сколько ни держать при (…..), - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее»

4.

Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и

возьмёт тебя (…..) в подземелье.

IV.Блок применения.

Самый объёмный блок, предусматривающий организацию системы упражнений (домашних,

классных), обеспечивающий постепенное нарастание сложности материала, применение знаний в

разнообразных ситуациях. Особое внимание необходимо уделять разработке диагностических

параметров, применяемых в блоке-проверке.

Упражнение №1.

Определите разряд выделенных местоимений.

1.

Какое озеро самое большое на земле?

2.

Я знаю, какое озеро самое большое на земле.

3.

Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали.

4.

В котором часу ты вернёшься домой?

5.

Кто написал картину «Три богатыря»?

6.

Я знаю, кто написал картину «Три богатыря».

7.

Что называется частью света?

8.

Я не знаю, что подарить ему на юбилей.

Упражнение №2.

Прочитайте текст. Укажите отрицательные и неопределённые местоимения.

Собрались как-то трое друзей спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:

- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей

дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что

у него осталось?

А второй говорит:

- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве

жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у

него что осталось?

Третий посмеялся и сказал:

- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил,

никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

V. Блок проверки.

Этот блок включает в себя проверку теоретических знаний, практических навыков с использованием

контрольных разноуровневых работ с правом выбора ученика.

Упражнение №1.

Спишите, раскрывая и объясняя принципы правописания местоимений.

(Кое)кого, чей(то), (ни)с кем, (у) себя, какой(либо), чья(н..будь), (ни)кого, не произвёл (н..)какого

впечатления, (н..)на что надеяться, Рассказать (н..)что интересное, (н..)кого не презирать,

(н..)кому (н..)чего не расскажу, (н..)к кому спешить.

Упражнение №2.

Определите разряд и значение устаревших местоимений. Замените их современным вариантом.

«Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая

похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже

в двадцатый раз.» (А.С.Пушкин «Дубровский»)

VI. Коррекционно-практический блок.

Все виды работ определяются только по результатам диагностики. С учётом полученных результатов

выстраивается система уроков повторения, попутного повторения и индивидуальных консультаций.

Упражнение №1.

Спишите, употребляя местоимения в скобках в нужной форме:

Когда Сережа заговорил со (я), я до (то) растерялся от (такой) неожиданного счастья, что

побледнел. 2. Колючие кусты разрослись, и нужно было или обходить (они), или перебираться

через (они). 3. В воздухе пахло дымом и (что-то) горелым. 4. Художественное творчество

выступающих, (их) профессионализм поражали взгляды окружающих. 5. Он (никто) не

разговаривал. 6. Надейся на себя и (никто) и (ничто) не завидуй. 7. Я уже решил, (кто) доверяю

(свой) тайну.

Упражнение №2.

Найти неправильное употребление грамматических форм местоимений. Заменить грамматичеки

правильными аналогами.

1.

Брат попросил сестру взять еёный альбом.

2.

Положи ихний портфель на стол.

3.

Евоный дом находится недалеко.

Упражнение №3.

Вставьте пропущенные местоимения (смотри слова для справок) и определите разряд каждого

вставленного местоимения.

Масленица! Только вдумайтесь ….. слово. ….. ….. несёт? И сразу представляются …..

составляющие праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а …… главное – блины. Блины –

круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. ….. являли …… символ солнца,

…….. ……… ярче разгорался, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но ……. Не могло

изменить широкую масленицу. ……. Встречали и провожали с ……. Же неудержимой удалью, ……. и

в …….. далёкие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка»,

«сахарные уста», «честная масленица», «перепелочка», «объедуха».

( Слова для справок: это, что, оно, все, самое, они, собой, которое, всё, её, той, что, те.)

Таким образом, применение блочно-модульной технологии предполагает:

опережающее изучение теоретического материала укрупненного блоками-модулями;

алгоритмизацию учебной деятельности;

поуровневую индивидуализацию обучающей деятельности;

дальнейшее успешное самообразование;

перевод учителя из режима информирования в режим консультирования и управления

учебной деятельностью ученика.

Блочно-модульное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями:

ценностно-смысловой,

учебно-познавательной,

информационной,

коммуникативной;

позволяет осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи,

интегрировать учебное содержание, формируя его в логике ведущего учебного предмета;

она является здоровьесберегающей технологией.

Психологи и педагоги-практики, которые в течение многих лет проводили исследования этой

технологии, утверждают, что применение блочно-модульной педагогической технологии создаёт

телесное, сенсорное и психомоторное раскрепощение учащихся в учебном процессе для сохранения

их психического и физического здоровья. Уроки, построенные по блочно-модульной технологии,

вызывают у них гораздо меньшее напряжение и беспокойство, а степень понимания изучаемого

материала выше, чем на традиционных уроках. Всё это способствует сохранению уравновешенного

психического состояния учащихся, делает данную технологию здоровьесберегающей.

Вывод: технология блочно-модульного обучения помогает преподавателю научить школьников

самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего

труда, т.е. помогает научить учиться.

Литература:

1.

Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка; Пособие по методике преподавания

русского языка. – М.: Московский лицей, 2012.

2.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое

общество России, 2000.

3.

Сковин Е.В. Интенсификация познавательной деятельности в условиях объединения школьных

модулей.- М., 2013.

4.

Третьяков Б.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-

ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2007.



В раздел образования