Автор: Курий Светлана Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "Макушинская СОШ №1"
Населённый пункт: Курганская область, город Макушино
Наименование материала: статья
Тема: Об итогах введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в МБОУ "Макушинская СОШ №1"
Раздел: начальное образование
Об итогах введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Макушинская СОШ №1»
С.А.Курий, директор
МБОУ «Макушинская СОШ №1»
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих
документах:
1.Конституция РФ;
2.ФЗ РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ ст 79
3.ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
4.Примерная
адаптированная
ООП
НОО
для
слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся.
5.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
6.ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
В Уставе школы в раздел 3.Образовательная деятельность
включены пункты, которые
регламентируют организацию получения образования обучающимися с ОВЗ:
3.21.В Учреждении при
создании специальных
условий для получения образования
обучающимися
с
ограниченными
возможностями
здоровья
может
осуществляться
образовательная
деятельность
по
адаптированным
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
3.22.Исходя из категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их
численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
3.23.Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой,
а
для
инвалидов
также
в
соответствии
с
индивидуальной
программой
реабилитации инвалида.
3.24. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые
по
состоянию
здоровья
не
могут
посещать
Учреждение,
на
основании
заключения
медицинской
организации
и
письменного
обращения
родителей
(законных
представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому.
При организации обучения на дому индивидуальный учебный план и расписание занятий
согласовывается
с
родителями
(законными
представителями)
обучающегося.
Обучающийся с ОВЗ прикреплен к классу и внесен в список класса.
В Учреждении была проведена работа по приведению в соответствие с требованиями
ФГОС
образования
детей
с
ОВЗ
условий
реализации
образовательных
программ,
подготовлен
план
-
мероприятий
по
обеспечению
условий
обучения
детей
с
ОВЗ
(«дорожная карта»).
Организована работа по нормативно-правовому и организационно-методическому
обеспечению внедрения ФГОС:
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы деятельности
школы, образовательных
программ,
учебных
программ
по
предметам
учебного
плана;
- обеспечение повышения квалификации педагогов по вопросам образования детей с ОВЗ
(все педагоги школы прошли дистанционные курсы по теме: «Организация и содержание
инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте
внедрения ФГОС»);
- расширение профессиональных функций служб комплексного сопровождения в
контексте решения задач внедрения ФГОС образования детей с ОВЗ; (педагог-психолог,
учитель-логопед, социальный педагог);
- подготовка методических рекомендаций по вопросам создания условий для обучения и
к о м п л е к с н о г о
с о п р о в о ж д е н и я
о б р а з о в а н и я
д е т е й
с
ОВЗ;
- обеспечение тьюторства, как педагогического способа работы, который сопровождает
в ы х о д
р е б е н к а
н а
и н д и в и д у а л ь н у ю
о б р а з о в а т е л ь н у ю
программу;
- формирование нормативно-правовой документации
на сайте школы
для
создания
условий для качественного образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями
специальных образовательных стандартов (раздел Учебно-воспитательная работа пункт
ФГОС ОВЗ);
- создание системы организационно - управленческого и методического обеспечения по
организации и введению федерального государственного образовательного стандарта для
детей с ОВЗ;
-
установление
стимулирующие доплат педагогам, которые работают с обучающимися
ОВЗ.
В школе созданы необходимые условия реализации федеральных государственных
образовательных стандартов для детей с ОВЗ:
1) разработаны и утверждены Положения:
- о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;
-об обучении учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;
-об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных
образовательных технологий;
-об организации индивидуального обучения больных детей на дому.
2) Изданы приказы:
- №1/6 от 11.01.2016г «Об организации работы по введению ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ»
- №1/7 от 11.01.2016г «О создании рабочей группы, разработка и утверждение Положения
о рабочей группе»
№69/10 от 31.08.2016г «Об утверждении адаптированной образовательной программы для
детей ОВЗ» в целях обеспечения получения НОО детьми с ОВЗ. Классные руководители
первых классов организовали учебную деятельность в соответствии с данной программой.
3) в должностных инструкциях указано (специфика требований ФГОС).
4) сформирован заказ на приобретение учебников и учебных пособий, используемых в
образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
В рамках введения ФГОС ОВЗ в школе создана рабочая группа в составе: заместителя
директора по УВР (начальная школа);заместителя директора по НМР; учителей начальных
классов, руководителя методического объединения начальных классов; учителя-логопеда;
педагога-психолога.
На заседаниях рабочей группы участники изучили материалы ФГОС для слабослышащих
и позднооглохших детей, определили ресурсы, технические и дидактические средства
обучения, необходимые для внедрения ФГОС с ОВЗ в 1-х классах. Педагоги начальных
классов
были
ознакомлены
с
концепцией
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Участниками рабочей группы разработана адаптированная программа начального общего
образования в соответствии с требованиями к структуре, установленными ФГОС НОО,
программа
коррекционной
работы.
Программа
коррекционной
работы
определяет
образовательный
маршрут
обучающихся,
выявляя
их
индивидуальные
особенности
и
особые образовательные потребности. Коррекционно-развивающее направление является
обязательной
частью
внеурочной
деятельности,
поддерживающей
процесс
освоения
содержания образования обучающихся с ОВЗ.
Разработан план мероприятий («дорожная карта») введения ФГОС начального общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
положение
о
внеурочной деятельности .Указаны сроки
и ответственные по внедрению ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ.
Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды включает в себя:
- бесплатное для детей - инвалидов (обеспеченность горячим питанием (11 об-ся),
- наличие лицензированного медицинского кабинета,
- наличие сенсорной комнаты,
-наличие кабинета педагога-логопеда,
- динамическое расписание учебных занятий и внеурочной деятельности.
В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными
возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей. Обучающиеся
также ведут портфолио и участвуют в конкурсах разного уровня.
Наша школа участвовала в Государственной программе «Доступная среда», благодаря
которой отремонтировано крыльцо и обустроен пандус для инвалидов и маломобильных
групп.
Разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры 15.03.2016г
Разработана
Дорожная
карта
по
повышению
значений
показателей
доступности
для
инвалидов объектов и услуг в МБОУ «Макушинская СОШ № 1» на 2015-2019 годы
(«дорожная карта»)
Реализация мероприятий «дорожной карты» рассчитана на 5 лет с 2015 по 2019 годы и
включает три этапа:
первый этап - 2015 год;
второй этап - 2016-2018 годы;
третий этап - 2019 год.
Первый этап - анализ состояния доступности образовательных ресурсов в приоритетных
сферах
жизнедеятельности
инвалидов,
обеспечение
работ
по
актуализации
паспортов
доступности объектов социальной инфраструктуры для формирования актуальной карты
доступности школы.
Второй
этап
-
осуществление
мероприятий
по
созданию
условий
доступности
для
инвалидов в соответствии с федеральным законодательством.
Третий этап - анализ результатов формирования доступной среды жизнедеятельности для
инвалидов
и
других
маломобильных
групп
образовательных
ресурсов
с
учетом
проведенных мероприятий в рамках реализации государственных программ и достижения
показателей доступности для инвалидов образовательных ресурсов.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
в
нашей
школе
рассматривается
создание
условий, для получения образования всеми детьми, указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.
Задачи:
обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;
организация
качественной
коррекционно–реабилитационной
работы
с
учащимися
с
различными формами отклонений в развитии;
сохранение
и
укрепление
здоровья
учащихся
с
ОВЗ
на
основе
совершенствования
образовательного процесса;
создание
благоприятного
психолого-педагогического
климата
для
реализации
индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
расширение
материальной
базы
и
ресурсного
обеспечения
школы
для
организации
обучения детей с ОВЗ;
совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы условия для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами, в том числе и реализация специальных
(коррекционных)
программ начального общего и основного общего образования
для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании
рекомендаций ПМПК; по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на
основании
заявления
родителей
(законных
представителей)
учащихся
организуется
индивидуальное обучение на дому.
Для
обеспечения
эффективной
интеграции
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская,
разъяснительная
работы
по
вопросам,
связанным
с
особенностями
образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -
учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в
школе
строится
следующим
образом:
индивидуальные
занятия
–
дети
занимаются
с
педагогами индивидуально, надомное обучение - педагоги проводят занятия с учащимися
дома.
Индивидуальное
обучение
на
дому
обеспечивается
посредством
разработки
целой
системы,
ориентированной
на
конкретного
ученика.
Составляется
индивидуальное
учебное
расписание
ребёнка,
которое
обязательно
согласовывается
с
родителями
(законными
представителями).
Учитываются
периоды
активности
и
спада
работоспособности ребёнка. На основании образовательной программы педагоги нашей
школы разрабатывают индивидуальное учебно-тематическое планирование для каждого
конкретного ученика.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
образования
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых
условий
их
успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.