Напоминание

Об итогах введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в МБОУ "Макушинская СОШ №1"


Автор: Курий Светлана Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "Макушинская СОШ №1"
Населённый пункт: Курганская область, город Макушино
Наименование материала: статья
Тема: Об итогах введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в МБОУ "Макушинская СОШ №1"
Раздел: начальное образование





Назад




Об итогах введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Макушинская СОШ №1»

С.А.Курий, директор

МБОУ «Макушинская СОШ №1»

Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих

документах:

1.Конституция РФ;

2.ФЗ РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ ст 79

3.ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

4.Примерная

адаптированная

ООП

НОО

для

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся.

5.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

6.ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

В Уставе школы в раздел 3.Образовательная деятельность

включены пункты, которые

регламентируют организацию получения образования обучающимися с ОВЗ:

3.21.В Учреждении при

создании специальных

условий для получения образования

обучающимися

с

ограниченными

возможностями

здоровья

может

осуществляться

образовательная

деятельность

по

адаптированным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования.

3.22.Исходя из категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их

численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.

3.23.Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной

программой,

а

для

инвалидов

также

в

соответствии

с

индивидуальной

программой

реабилитации инвалида.

3.24. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые

по

состоянию

здоровья

не

могут

посещать

Учреждение,

на

основании

заключения

медицинской

организации

и

письменного

обращения

родителей

(законных

представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому.

При организации обучения на дому индивидуальный учебный план и расписание занятий

согласовывается

с

родителями

(законными

представителями)

обучающегося.

Обучающийся с ОВЗ прикреплен к классу и внесен в список класса.

В Учреждении была проведена работа по приведению в соответствие с требованиями

ФГОС

образования

детей

с

ОВЗ

условий

реализации

образовательных

программ,

подготовлен

план

-

мероприятий

по

обеспечению

условий

обучения

детей

с

ОВЗ

(«дорожная карта»).

Организована работа по нормативно-правовому и организационно-методическому

обеспечению внедрения ФГОС:

- приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы деятельности

школы, образовательных

программ,

учебных

программ

по

предметам

учебного

плана;

- обеспечение повышения квалификации педагогов по вопросам образования детей с ОВЗ

(все педагоги школы прошли дистанционные курсы по теме: «Организация и содержание

инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте

внедрения ФГОС»);

- расширение профессиональных функций служб комплексного сопровождения в

контексте решения задач внедрения ФГОС образования детей с ОВЗ; (педагог-психолог,

учитель-логопед, социальный педагог);

- подготовка методических рекомендаций по вопросам создания условий для обучения и

к о м п л е к с н о г о

с о п р о в о ж д е н и я

о б р а з о в а н и я

д е т е й

с

ОВЗ;

- обеспечение тьюторства, как педагогического способа работы, который сопровождает

в ы х о д

р е б е н к а

н а

и н д и в и д у а л ь н у ю

о б р а з о в а т е л ь н у ю

программу;

- формирование нормативно-правовой документации

на сайте школы

для

создания

условий для качественного образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями

специальных образовательных стандартов (раздел Учебно-воспитательная работа пункт

ФГОС ОВЗ);

- создание системы организационно - управленческого и методического обеспечения по

организации и введению федерального государственного образовательного стандарта для

детей с ОВЗ;

-

установление

стимулирующие доплат педагогам, которые работают с обучающимися

ОВЗ.

В школе созданы необходимые условия реализации федеральных государственных

образовательных стандартов для детей с ОВЗ:

1) разработаны и утверждены Положения:

- о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;

-об обучении учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;

-об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных

образовательных технологий;

-об организации индивидуального обучения больных детей на дому.

2) Изданы приказы:

- №1/6 от 11.01.2016г «Об организации работы по введению ФГОС НОО обучающихся с

ОВЗ»

- №1/7 от 11.01.2016г «О создании рабочей группы, разработка и утверждение Положения

о рабочей группе»

№69/10 от 31.08.2016г «Об утверждении адаптированной образовательной программы для

детей ОВЗ» в целях обеспечения получения НОО детьми с ОВЗ. Классные руководители

первых классов организовали учебную деятельность в соответствии с данной программой.

3) в должностных инструкциях указано (специфика требований ФГОС).

4) сформирован заказ на приобретение учебников и учебных пособий, используемых в

образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

В рамках введения ФГОС ОВЗ в школе создана рабочая группа в составе: заместителя

директора по УВР (начальная школа);заместителя директора по НМР; учителей начальных

классов, руководителя методического объединения начальных классов; учителя-логопеда;

педагога-психолога.

На заседаниях рабочей группы участники изучили материалы ФГОС для слабослышащих

и позднооглохших детей, определили ресурсы, технические и дидактические средства

обучения, необходимые для внедрения ФГОС с ОВЗ в 1-х классах. Педагоги начальных

классов

были

ознакомлены

с

концепцией

федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Участниками рабочей группы разработана адаптированная программа начального общего

образования в соответствии с требованиями к структуре, установленными ФГОС НОО,

программа

коррекционной

работы.

Программа

коррекционной

работы

определяет

образовательный

маршрут

обучающихся,

выявляя

их

индивидуальные

особенности

и

особые образовательные потребности. Коррекционно-развивающее направление является

обязательной

частью

внеурочной

деятельности,

поддерживающей

процесс

освоения

содержания образования обучающихся с ОВЗ.

Разработан план мероприятий («дорожная карта») введения ФГОС начального общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

положение

о

внеурочной деятельности .Указаны сроки

и ответственные по внедрению ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ.

Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды включает в себя:

- бесплатное для детей - инвалидов (обеспеченность горячим питанием (11 об-ся),

- наличие лицензированного медицинского кабинета,

- наличие сенсорной комнаты,

-наличие кабинета педагога-логопеда,

- динамическое расписание учебных занятий и внеурочной деятельности.

В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными

возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей. Обучающиеся

также ведут портфолио и участвуют в конкурсах разного уровня.

Наша школа участвовала в Государственной программе «Доступная среда», благодаря

которой отремонтировано крыльцо и обустроен пандус для инвалидов и маломобильных

групп.

Разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры 15.03.2016г

Разработана

Дорожная

карта

по

повышению

значений

показателей

доступности

для

инвалидов объектов и услуг в МБОУ «Макушинская СОШ № 1» на 2015-2019 годы

(«дорожная карта»)

Реализация мероприятий «дорожной карты» рассчитана на 5 лет с 2015 по 2019 годы и

включает три этапа:

первый этап - 2015 год;

второй этап - 2016-2018 годы;

третий этап - 2019 год.

Первый этап - анализ состояния доступности образовательных ресурсов в приоритетных

сферах

жизнедеятельности

инвалидов,

обеспечение

работ

по

актуализации

паспортов

доступности объектов социальной инфраструктуры для формирования актуальной карты

доступности школы.

Второй

этап

-

осуществление

мероприятий

по

созданию

условий

доступности

для

инвалидов в соответствии с федеральным законодательством.

Третий этап - анализ результатов формирования доступной среды жизнедеятельности для

инвалидов

и

других

маломобильных

групп

образовательных

ресурсов

с

учетом

проведенных мероприятий в рамках реализации государственных программ и достижения

показателей доступности для инвалидов образовательных ресурсов.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

в

нашей

школе

рассматривается

создание

условий, для получения образования всеми детьми, указанной категории с учетом их

психофизических особенностей.

Задачи:

обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного

образования;

организация

качественной

коррекционно–реабилитационной

работы

с

учащимися

с

различными формами отклонений в развитии;

сохранение

и

укрепление

здоровья

учащихся

с

ОВЗ

на

основе

совершенствования

образовательного процесса;

создание

благоприятного

психолого-педагогического

климата

для

реализации

индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

расширение

материальной

базы

и

ресурсного

обеспечения

школы

для

организации

обучения детей с ОВЗ;

совершенствование системы кадрового обеспечения.

В школе созданы условия для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами, в том числе и реализация специальных

(коррекционных)

программ начального общего и основного общего образования

для

учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании

рекомендаций ПМПК; по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на

основании

заявления

родителей

(законных

представителей)

учащихся

организуется

индивидуальное обучение на дому.

Для

обеспечения

эффективной

интеграции

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская,

разъяснительная

работы

по

вопросам,

связанным

с

особенностями

образовательного

процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -

учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями

(законными представителями), педагогическими работниками.

Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в

школе

строится

следующим

образом:

индивидуальные

занятия

дети

занимаются

с

педагогами индивидуально, надомное обучение - педагоги проводят занятия с учащимися

дома.

Индивидуальное

обучение

на

дому

обеспечивается

посредством

разработки

целой

системы,

ориентированной

на

конкретного

ученика.

Составляется

индивидуальное

учебное

расписание

ребёнка,

которое

обязательно

согласовывается

с

родителями

(законными

представителями).

Учитываются

периоды

активности

и

спада

работоспособности ребёнка. На основании образовательной программы педагоги нашей

школы разрабатывают индивидуальное учебно-тематическое планирование для каждого

конкретного ученика.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

образования

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной

самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.



В раздел образования