Напоминание

Что такое экология. Окружающий мир. 1 класс.


Автор: Литвяк Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Ширинская основная школа №17
Населённый пункт: село Шира республика Хакасия
Наименование материала: разработка урока
Тема: Что такое экология. Окружающий мир. 1 класс.
Раздел: начальное образование





Назад




Окружающий мир.

1 класс

Тема: Что такое экология?

Цель:

сформировать

первоначальное

представление

об

экологии

и её роли в жизни людей.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с экологическими проблемами.

2. Обогащать и активизировать речь детей.

3. Учить анализировать, делать выводы.

Развивающие:

1.Развивать

познавательную

активность,

умение

работать

сообща.

2.Развивать внимание, память, мышление .

Воспитательные:

1.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Тип урока: усвоение нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, лепестки ромашки

со

словами:

«берёза»,

«сосна»,

«лось»,

«паук»,

«экология»,

«муравей», конверты на партах со словами :медведь, лиса, дятел,

бабочка, сова, дятел.

УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» 1 класс (2

часть)

Москва

«Просвещение»

2015г. под

редакцией

А.А.

Плешакова.

Ход урока:

I Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята.

Мы урок начнём с разминки: А теперь рывки руками

Встали, выпрямили спинки. Выполняем вместе с вами.

Вправо-влево наклонились Раз-рывок и два - рывок.

И друг другу улыбнулись. Начинаем наш урок

II

Этап

подготовки

учащихся

к

активному

и

сознательному

усвоению новых знаний.

-Посмотрите на доску и скажите какой цветок вы видите на доске.

– Прочитайте слова и разбейте их на группы.

ЗАЯЦ

СОСНА

БЕРЁЗА

МУРАВЕЙ

ЛОСЬ

ЭКОЛОГИЯ

СТРЕКОЗА

– А как вы считаете, почему слово экология лишнее?

– Что же мы должны будем узнать сегодня на уроке?

– Правильно, это и будет тема нашего урока.

– Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?

– Попробуйте объяснить, что означает слово «экология».

– А как вы думаете, что же мы должны узнать на уроке, чтобы

прийти к единому мнению? (разобраться, что такое экология, что

она изучает.)

III Этап усвоения новых знаний.

– Где и как можно выяснить значение этого слова?

(Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в

Интернете, попробовать догадаться самим.)

– Давайте сравним ваши высказывания с точным толкованием этого

слова. Где его можно найти? (в словаре, в учебнике)

Слово экология в переводе с греческого обозначает наука о доме.

А о каком доме идёт речь? (Земля)

- Доброе утро, друзья!

- Природа! Доброе утро!

- Здравствуйте, реки и озера, моря и океаны, горы и равнины!

- Здравствуйте, птицы и звери!

- Всем, всем, всем! Доброе утро!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и

близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на

земле жили все те животные и растения, которых мы больше никогда не

увидим – человек уничтожил их, и мы с вами никогда бы не услышали слова

ЭКОЛОГИЯ.

От слова «экология» произошло слово «эколог». А кто может

объяснить значение этого слова?

-Посмотрите на доску и попробуйте объяснить, что означает это

слово: SOS.

Когда можно услышать этот сигнал?

(сигнал бедствия, просьбы о

помощи, сигнал SOS)

– Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам

бедствия, которые нам подавала природа. А сейчас, этот сигнал SOS

нам посылает лес. Послушайте его историю.

– Жил был лес.

– Обитали в лесу птицы. Они пели задорно и весело.

Жили в лесу и звери.

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом

фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не

хватило.

– Стал человек тогда вырубать лес.

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и

загрязнили воду в лесу.

Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах

отравили воздух.

Отдыхающие

загрязнили

природу

леса

мусором

(бутылками,

резиной, бумагой).

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса

далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

«Помогите вернуть былую красоту!»

– А кто на уроках окружающего мира нас всегда сопровождает?

(Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик)

–Вот и сегодня Мудрая Черепаха предлагает вам побыть экологами.

Ведь лес нуждается в скорой экологической помощи. Придём на

помощь лесу и исправим ошибки человека.

– Что же нужно сделать, чтобы вернуть лесу его былую красоту,

ведь он пострадал от рук человека? (Посадить деревья)

– Мудрая Черепаха для вас приготовила задания.

Если вы отгадаете загадки, то узнаете какие деревья растут в наших

лесах.

1. То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка?(тополь)

2.Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Берёза)

3. Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год

(ель)

4. Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ...(сосна)

5. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.(лиственница)

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

– Если вы отгадаете загадки и доскажите словечко, то сможете

узнать, что ещё можно посадить в лесу.

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

•Я шариком пушистым белею в поле чистом,

а дунул ветерок - остался стебелек.

(Одуванчик)

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)

•Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе — чистом-чистом,

И солнышке лучистом

(Незабудка)

•Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

– Кого мы ещё должны вернуть в наш лес? (птиц и зверей)

–Правильно. Следующее задание от Мудрой Черепахи для

работы в парах.На столе у вас лежат конверты. Достаньте

и соберите слова (на карточках разрезаны слова: медведь, лиса,

сова, дятел, бабочка )

– Какие же животные поселились в нашем лесу?

Физминутка

– Посмотрите вокруг себя по классу и найдите карточки. Прочитать

слово на карточке.

(учитель рассказывает об этих животных)

Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда

он

проделываетклювом дырку,

то

высовывает

свой

язычок,

и

насекомое прилипает к нему.

Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если каждая мышь

съедает в год 1кг зерна, значит, одна сова спасает в год тонну

хлеба.

Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется

большое количествонасекомых - вредителей, она расправляется с

ними в течение нескольких дней.

Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За

час

ночной

охоты

летучая мышь

может

поймать

и

съесть 170

комаров.

Волк- санитар леса. Он поддерживает равновесие в природе, не

давая травоядным и больным животным размножаться.

Трясогузка-

одна

из

самых

полезных

птиц.

Она

уничтожает

комаров, мух и других насекомых –вредителей.

– Посмотрите, как наш лес преобразился. Снова запели птицы,

звери начали резвиться на полянках.

–Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Тогда поиграем в

игру «Светофор» (круги зелёного и красного цвета)

Если

я

п р и д у

в

л е с о к

и

с о р в у

р о м а ш к у

( Н е т )

Е с л и

с ъ е м

я

п и р о ж о к

и

в ы б р о ш у

б у м а ж к у

( Н Е Т )

Е с л и

х л е б у ш к а

к у с о к

н а

п е н ь к е

о с т а в л ю

( Д А )

Е с л и

в е т к у

п о д в я ж у ,

к о л ы ш е к

п о с т а в л ю

( Д А )

Е с л и

р а з в е д у

к о с т е р ,

а

т у ш и т ь

н е

б у д у

( Н Е Т )

Е с л и

с и л ь н о

н а с о р ю ,

а

у б р а т ь

з а б у д у

( Н Е Т )

Е с л и

м у с о р

у б е р у ,

б а н к у

з а к о п а ю

( Д А)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (ДА)

IV Этап закрепления новых знаний.

–А как вы думаете, у нас в Хакасии есть объекты природы, которые

нуждаются в особой защите? Какие?

Хочется сказать об объектах природы, которые тоже взяты под

защиту.

Хакасский

заповедник

один

из

красивейших

уголков

природы в нашем регионе.

Физминутка

–А теперь юные экологи вы поработаете в группах. Каждой группе

я вручу конверт с природоохранными знаками. Вы должны будете

обсудить и решить какие знаки понадобятся для охраны «Воды»,

«Воздуха», «Леса». Нужные знаки наклейте на Большой знак и

выберите того, кто будет выступать от вашей группы. (делимся на

группы «Вода», «Лес», «Воздух». Представитель от группы выходит

со знаком и рассказывает, что на них изображено, чему они учат)

V Рефлексия.

–Ребята, как вы думаете, а можно ли наш сегодняшний

разговор считать важным? Почему?

Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?

–А

какие

меры

принимаются

по

охране

природы? (Создание

Красной

книги,

создаются

заповедники,

заказники,

парки,

питомники.)

– Так какая же наука занимается охраной природы?

– А как называются люди, которые охраняют природу?

–А сейчас я прошу вас подойти к нашему дереву и оставить свой

магнитик на веточке знаний.



В раздел образования