"Прикоснись к красоте мира!" (из опыта работы школы №1 имени В.И.Сурикова по художественно-эстетическому воспитанию учащихся)
Автор: Казанцева Галина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ №1 Населённый пункт: город Красноярск Наименование материала: Статья Тема: "Прикоснись к красоте мира!" (из опыта работы школы №1 имени В.И.Сурикова по художественно-эстетическому воспитанию учащихся) Раздел: дополнительное образование
Прикоснись к красоте мира!
( из опыта работы школы № 1 им. В.И.Сурикова
по художественно – эстетическому воспитанию)
Казанцева Галина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 1 им. В.И.Сурикова,
г.Красноярск
Современный учитель обязан
выстраивать свою деятельность в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (ФГОС НОО), что предполагает реализацию
основной
образовательной
программы
в
том
числе
и
через
внеурочную
деятельность.
Не секрет, что нашему обществу всё больше нужны люди с активной
жизненной
позицией,
способные
принимать
нестандартные
решения,
умеющие
творчески
подходить
к
решению
поставленных
задач
и
возникающих проблем.
Целью внеурочной деятельности является:
создание
максимальных
условий
для
достижения
учащимися
необходимого
для
жизни
в
обществе
социального
опыта,
опыта
практической
и
творческой
деятельности,
создание
условий
для
многогранного развития
каждого учащегося в свободное от учёбы
время через внеурочную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
организовать
общественно-полезную
и
досуговую
деятельность
учащихся
совместно
с
учителями
и
воспитателями
школы,
общественными
организациями,
семьями
учащихся,
учреждениями
дополнительного
образования
и
другими
социокультурными
и
спортивными учреждениями.
обеспечить адаптацию ребенка не только в школе, но и в окружающем
социуме;
создать условия для всестороннего развития ребёнка;
выстроить
деятельность
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей;
приобщить детей к творчеству;
использовать
внеурочную
деятельности
для
закрепления
и
практического
использования
некоторых
аспектов
содержания
учебных программ
Эти задачи можно успешно реализовать, если:
ориентироваться на свободный выбор детей;
учитывать
их
индивидуально-личностные
интересы,
способности и возможности;
опираться
на
сотрудничество
с
социокультурными
учреждениями,
воспитателями,
родителями,
учителями,
педагогами дополнительного образования.
В нашей школе апробируется комплексная модель внеурочной
деятельности, основанная на оптимизации внутренних и внешних ресурсов,
это
значит,
что
в
ее
реализации
принимают
участие
педагогические
работники
школы,
педагоги
дополнительного
образования,
воспитатели
групп продлённого дня, социокультурные и спортивные учреждения района,
родительская общественность.
Разрабатывая программы внеурочной деятельности и воспитательные
программы, программы сотрудничества, мы учитывали:
возрастные особенности младших школьников;
пожелания родителей и учащихся;
возможности
педагогического
коллектива,
особенности
нашего
образовательного учреждения;
внешние ресурсы окружающего социума (библиотеки, клубы, музеи,
развлекательные центры, секции, театры и кинотеатры, Дома культуры,
спортивные сооружения и др.)
Так как наша школа носит имя великого художника В.И.Сурикова, то,
естественно,
мы
сделали
упор
на
художественно
–
эстетическое
направление внеурочной деятельности. Совет музея разработал программу
сотрудничества с классными коллективами, которая включает знакомство с
биографией В.И.Сурикова и его творчеством. Учитывая возраст детей, эти
встречи в школьном музее «Быт времён В.И.Сурикова» проходят в игровой,
занимательной форме:
игра «Что хранит волшебный сундучок?»
исследование «Что в имени тебе моём?»
презентация «О чём рассказал Домовёнок?»
проба пера «Рисуем с Васей Суриковым»
проект «Украсим родословное древо»
Все
посещения
музея–это
подготовительный
этап
к
большому
празднику-«Посвящение в Суриковцы
».
Первоклассникам
передают эстафету одиннадцатиклассники,
вручают
буклет
с
портретом
В.И.Сурикова,
памятными
школьными
датами, дарят значки с эмблемой школы, звучит «Гимн школы № 1 им.
В.И.Сурикова», где есть прекрасные слова
:
Школа - наша гордость, наша честь,
Знаем, ей на верность присягая,
Всех в России школ не перечесть,
Только наша - самая родная.
Припев: Мы по Иннокентьевке идём,
На урок зовёт звонок весёлый.
Здесь мы дружим, учимся, поём,
Суриковцы первой школы.
А в фойе школы маленьких суриковцев ожидает ярмарка с товарами и
купцами,
лотошниками
и
цыганами,
здесь
же
пилят
дрова,
продают
«танцующую»
корову,
проводят
мастер
–
классы,
поют
частушки,
а
в
«Чайной»
малышей ожидают самовары с чаем, баранками, пирогами и
плюшками.
К этому школьному празднику готовятся все. Третьеклассники провели
презентации об истории ярмарки. Каждый класс выпустил газету с
рассказом о своих достижениях, родители помогли украсить рекреацию,
дети участвовали в конкурсе «Юный Суриковец»,
мамы и бабушки пекли угощение, папы готовили конкурсы и
мастер –классы. Это сплотило весь школьный коллектив, такие праздники
запоминаются надолго, оставляя в душе ребёнка неизгладимый след,
вызывают интерес к истории нашей страны, к её обычаям и традициям,
способствуют сплочению семьи и школы, расширяют представления детей
об истории, литературе и культуре родной страны.
А знакомство с жизнью В.И.Сурикова продолжается… . Все ученики
посещают Музей – усадьбу В.И.Сурикова.
С каким удивлением и вниманием слушают дети экскурсовода! Вот так
незаметно они постигают нашу историю, узнают о жизни великих людей,
гордятся ими, учатся видеть красоту вокруг, пробуют творить, а значит -
растут как гармоничные личности, обладающие качествами гражданина и
патриота своей страны.
Школа предоставляет возможность заниматься в изостудии у
прекрасного
педагога
дополнительного
образования
В.И.Нестеренко.
Сколько талантливых
ребят
стали победителями Международных
конкурсов,
Всероссийского
конкурса
«История
моей
семьи
в
истории
России»! Наши юные художники участвовали в издательском проекте
«История
России
в
семейных
преданиях»,
стали
победителями
в
ежегодном городском творческом конкурсе «Краски Земли», в районных
конкурсах «Подснежник - 2013» и «Жар – птица».
Все дни в изостудии кипит работа, и уже самые маленькие её посетители
-первоклассники могут похвастаться успехами!
Дети хотят и любят
творить, хотят видеть плоды своего труда, поэтому
каждый месяц в нашей школе проходят конкурсы на лучший рисунок и
выставки детских работ.
Учителя начальной школы – настоящие мастерицы. И свои умения они с
удовольствием передают детям. Учит
вышивке
Попова И.Н., вязанию
-Романова С.М., квиллингу и оригами - Якуба И.А., изонити - Казанцева
Г.И., бумагопластике - Мишина Г.Н., торцеванию – Губанова С.М. Кружки
рукоделия
с
удовольствием
посещают
дети,
они
учатся
творить
сами,
обучают
дома
своих
братьев
и
сестёр,
учатся
трудолюбию,
терпению,
самостоятельности, усидчивости, аккуратности, проявляют волевые качества,
делают
вещи,
которыми
украшают
класс,
дарят
на
день
рождения
одноклассникам и близким. Уже второй год
ученики начальной школы
участвуют в районном фестивале профессий, проводят мастер – классы,
обучают посетителей квиллингу и изонити, находят друзей, учатся общаться,
передавать опыт творчества. А ещё
проводят мастер – классы для мам,
дедушек и бабушек:
Педагоги дополнительного образования Воронцова Н.Ю..
Воронцова А.А, Дунаева О.А ведут в нашей школе хоровую студию и
танцевальные кружки. В течение 2-х лет наш танцевальный коллектив
является победителем районных конкурсов. Хоровая студия даёт концерты
для ветеранов, жителей микрорайона, Центра социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов Советского района. В Центре
учащиеся нашей школы обучали пожилых людей колядкам, организовали
вечер встречи с матерями воинов, погибших в локальных войнах, за что были
награждены Благодарственными письмами. Сколько детей научились
народному и современному танцу, игре на народных инструментах, обрели
красивую осанку, умение держаться на сцене, артистизм, познакомились с
народным творчеством, научились колядовать, бережно и заботливо
относиться к ветеранам войны и труда!
В своей работе педагоги широко используют все виды фольклора.
Знакомят
детей
с
народными
и
колыбельными
песнями,
закличками,
заигрышами, колядками, ярмарочным фольклором, тем самым приобщают
детей к общечеловеческим нравственным ценностям, помогают расширить
представления об устном народном творчестве, о связи человека и природы,
что непосредственно связано с уроками искусства, литературного чтения и
окружающего мира.
Эта
тема
прослеживается
и
в
программах
воспитания
классных
коллективов. Например, при проведении праздника «Масленица» в начальной
школе. Творчество здесь во всём:
в изготовлении чучела масленицы;
в разучивании песен и частушек;
в знакомстве с днями масленичной недели,
традиционными
масленичными
играми
и
развлечениями
(битва
подушками,
бросание валенка, покорение столба, сжигание чучела, катание с гор,
перетягивание каната и т.д.)
Традиционными
стали
колядки,
ряженые
колядующие
ходят
от
класса
к
классу и поют колядки, посыпают зерном, а дети одаривают их монетами
и
сладостями.
Обряд
колядования
сопровождается
музыкой,
танцами,
играми.
Такие праздники позволяют подружиться не только детям разных классов,
но и их родителям, которые с удовольствием участвуют во всех конкурсах,
угощают детей блинами, водят хороводы, вспоминая свою молодость. Все
семьи в этот день получают прекрасный эмоциональный заряд.
Сотворчество детей, учителей и родителей в воспитании, обучении и
развитии успешно осуществляется и в проведении родительских мастер –
классов, что стало в нашей школе традицией. Мамы и папы наших учащихся
провели мастер – классы по торцеванию, изготовлению куклы – мотанки,
украшению
пасхальных
яиц,
самолётостроению,
росписи
по
камню,
изготовлению роз, ёлок и снежинок из салфеток. Иногда проведение мастер
–
класса
выливается
в
просьбу
детей
и
родителей
организовать
кружок
рукоделия, как это произошло в 1 А классе после мастер – класса Плюхиной
И.Н.
Теперь
дети
1-2
классов,
посещающие
группу
продлённого
дня,
с
большим желанием учатся рукоделию у Ирины Николаевны.
За последние годы в школе создана целая система проведения
массовых мероприятий с родителями, организована общественно –
значимая деятельности и сотворчество родителей и учащихся. Это
праздничный концерт для мам микрорайона, это совместные праздники в
классах, это весёлые спортивные соревнования, выходы в заповедник
«Столбы», на остров Татышева, это уроки – праздники «Прощай, Букварь»,
«Праздник первой оценки», «Посвящение в Суриковцы», «Посвящение в
Первоклассники», игра – путешествие «Здравствуй, страна Знаний!», игры
«Найди клад», «Зарничка».
Творческие способности учащихся, их содружестве с родителями
проявляются
и
в
участии
детей
в
выставках
поделок
из
природного
материала, в проведении весёлых конкурсов, в театрализациях, в танцах и
песнях, в участии родителей в городских, районных и школьных конкурсах.
Учениками и родителями нашей школы было изготовлено 24 ели в рамках
конкурса «АРТ – Ель» для заповедника «Столбы», в этом конкурсе ученик
1 А класса Оденцов Алексей занял ІІІ место. Почти все дети начальной
школы
пожелали
участвовать
в
акции
«Живой
символ
Арктики»,
11
учащихся нашей школы стали призёрами конкурса рисунков «Летнее
путешествие»
в
ТРЦ
«Июнь»,
призёрами
конкурса
«День
Енисея»,
дипломантами конкурса рисунков «Здоровье глазами детей», «Дом будущего
– дом твоей мечты», «Дед Мороз – красный нос и Снегурка – утончённая
фигурка». А еще родители – наставники и помощники во всех делах. Таким
стал конкурс «Самый бантистый класс». Стараниями родителей ученики
1А класса сумели завязать 1467 бантиков и одержали победу!
А как переживали родители за своих детей при проведении КТД
«Одежда своими руками»! Ведь нужно было за короткий срок из подручных
материалов
изготовить
одежду,
устроить
дефиле,
обыграть
костюм
или
прокомментировать стихами и
песнями! При
этом проявилось не только
творчество,
но
и
умение
сотрудничать,
вступать
в
коммуникацию,
прислушиваться
к
мнению
других,
выстраивать
план
действий
–
т.е.
развивать те метапредметные универсальные учебные действия, которыми
необходимо овладеть в рамках ФГОС.
Гёзалова Н.В. ведёт театральную студию, под её руководством дети
приготовили спектакли по сказкам С.Я.Маршака «Кошкин дом» и
«Двенадцать месяцев», показали всем учащимся начальной школы и
воспитанникам детских садов. А воспитатель группы продленного дня
Прокудина Т.В. со своими питомцами готовит ежемесячно мини-спектакли к
юбилейным датам и на экологические темы.
А сколько творчества проявляют дети при проведении предметных недель!
Так в «Неделю русского языка» было составлено более 300 кроссвордов. В
«Неделю математики» учащиеся 2-х классов конструировали фигурки из
Колумбова яйца, проявили фантазию, смекалку, воображение. Ученики 1-
х классов сдавали экзамен Фее Внимания в виде графических диктантов.
Результаты анкетирования родителей 1- 2-х классов в апреле 2013
года заместителем директора по учебно – воспитательной работе Хариной
А.В. показали, что 91% учителей школы, 89% учащихся и 93% родителей
положительно оценивают внеурочную деятельность.
Ученики и педагоги нашей школы благодарны за помощь
и содружество
библиотекам
Чуковского
и
Некрасова,
Краеведческому
музею,
Молодёжному центру
Советского района,
администрации заповедника
Столбы, ТРЦ «Сибирь», ТРЦ «Июнь», агентству
«Праздник», шоу-театру
«Круиз», детскому клубу
«Импульс». Благодаря сотрудничеству с ними,
жизнь
наших
детей
насыщена
праздниками,
интересными
событиями,
творческим задором и желанием изменять себя и мир вокруг. Разнообразные
формы организации внеурочной деятельности, их направленность на каждого
ребёнка, значительно повышают активность и творческий потенциал детей,
способствуют
психологической
разрядке,
снятию
стрессовых
ситуаций,
повышают интерес к учёбе, помогают детям учиться, дружить, общаться,
включаться
в
мир
человеческих
отношений,
приобретать
навыки
сотрудничества в разных социальных ситуациях, формировать уважительное
отношение к культуре и истории нашего народа, а главное – внеурочная
деятельность эффективно влияет на качество знаний учащихся.