Напоминание

"Прикоснись к красоте мира!" (из опыта работы школы №1 имени В.И.Сурикова по художественно-эстетическому воспитанию учащихся)


Автор: Казанцева Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №1
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "Прикоснись к красоте мира!" (из опыта работы школы №1 имени В.И.Сурикова по художественно-эстетическому воспитанию учащихся)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Прикоснись к красоте мира! ( из опыта работы школы № 1 им. В.И.Сурикова по художественно – эстетическому воспитанию) Казанцева Галина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 1 им. В.И.Сурикова, г.Красноярск Современный учитель обязан выстраивать свою деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), что предполагает реализацию основной образовательной программы в том числе и через внеурочную деятельность. Не секрет, что нашему обществу всё больше нужны люди с активной жизненной позицией, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески подходить к решению поставленных задач и возникающих проблем. Целью внеурочной деятельности является:  создание максимальных условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, опыта практической и творческой деятельности, создание условий для многогранного развития каждого учащегося в свободное от учёбы время через внеурочную деятельность. Задачи внеурочной деятельности:  организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с учителями и воспитателями школы, общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными и спортивными учреждениями.  обеспечить адаптацию ребенка не только в школе, но и в окружающем социуме;  создать условия для всестороннего развития ребёнка;  выстроить деятельность с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;  приобщить детей к творчеству;  использовать внеурочную деятельности для закрепления и практического использования некоторых аспектов содержания учебных программ Эти задачи можно успешно реализовать, если:  ориентироваться на свободный выбор детей;  учитывать их индивидуально-личностные интересы, способности и возможности;
 опираться на сотрудничество с социокультурными учреждениями, воспитателями, родителями, учителями, педагогами дополнительного образования. В нашей школе апробируется комплексная модель внеурочной деятельности, основанная на оптимизации внутренних и внешних ресурсов, это значит, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продлённого дня, социокультурные и спортивные учреждения района, родительская общественность. Разрабатывая программы внеурочной деятельности и воспитательные программы, программы сотрудничества, мы учитывали:  возрастные особенности младших школьников;  пожелания родителей и учащихся;  возможности педагогического коллектива, особенности нашего образовательного учреждения;  внешние ресурсы окружающего социума (библиотеки, клубы, музеи, развлекательные центры, секции, театры и кинотеатры, Дома культуры, спортивные сооружения и др.) Так как наша школа носит имя великого художника В.И.Сурикова, то, естественно, мы сделали упор на художественно – эстетическое направление внеурочной деятельности. Совет музея разработал программу сотрудничества с классными коллективами, которая включает знакомство с биографией В.И.Сурикова и его творчеством. Учитывая возраст детей, эти встречи в школьном музее «Быт времён В.И.Сурикова» проходят в игровой, занимательной форме: игра «Что хранит волшебный сундучок?» исследование «Что в имени тебе моём?» презентация «О чём рассказал Домовёнок?» проба пера «Рисуем с Васей Суриковым» проект «Украсим родословное древо» Все посещения музея–это подготовительный этап к большому празднику-«Посвящение в Суриковцы ». Первоклассникам передают эстафету одиннадцатиклассники, вручают буклет с портретом В.И.Сурикова, памятными школьными датами, дарят значки с эмблемой школы, звучит «Гимн школы № 1 им. В.И.Сурикова», где есть прекрасные слова : Школа - наша гордость, наша честь, Знаем, ей на верность присягая, Всех в России школ не перечесть, Только наша - самая родная. Припев: Мы по Иннокентьевке идём, На урок зовёт звонок весёлый. Здесь мы дружим, учимся, поём,
Суриковцы первой школы. А в фойе школы маленьких суриковцев ожидает ярмарка с товарами и купцами, лотошниками и цыганами, здесь же пилят дрова, продают «танцующую» корову, проводят мастер – классы, поют частушки, а в «Чайной» малышей ожидают самовары с чаем, баранками, пирогами и плюшками. К этому школьному празднику готовятся все. Третьеклассники провели презентации об истории ярмарки. Каждый класс выпустил газету с рассказом о своих достижениях, родители помогли украсить рекреацию, дети участвовали в конкурсе «Юный Суриковец», мамы и бабушки пекли угощение, папы готовили конкурсы и мастер –классы. Это сплотило весь школьный коллектив, такие праздники запоминаются надолго, оставляя в душе ребёнка неизгладимый след, вызывают интерес к истории нашей страны, к её обычаям и традициям, способствуют сплочению семьи и школы, расширяют представления детей об истории, литературе и культуре родной страны. А знакомство с жизнью В.И.Сурикова продолжается… . Все ученики посещают Музей – усадьбу В.И.Сурикова. С каким удивлением и вниманием слушают дети экскурсовода! Вот так незаметно они постигают нашу историю, узнают о жизни великих людей, гордятся ими, учатся видеть красоту вокруг, пробуют творить, а значит - растут как гармоничные личности, обладающие качествами гражданина и патриота своей страны. Школа предоставляет возможность заниматься в изостудии у прекрасного педагога дополнительного образования В.И.Нестеренко. Сколько талантливых ребят стали победителями Международных конкурсов, Всероссийского конкурса «История моей семьи в истории России»! Наши юные художники участвовали в издательском проекте «История России в семейных преданиях», стали победителями в ежегодном городском творческом конкурсе «Краски Земли», в районных конкурсах «Подснежник - 2013» и «Жар – птица». Все дни в изостудии кипит работа, и уже самые маленькие её посетители -первоклассники могут похвастаться успехами! Дети хотят и любят творить, хотят видеть плоды своего труда, поэтому каждый месяц в нашей школе проходят конкурсы на лучший рисунок и выставки детских работ. Учителя начальной школы – настоящие мастерицы. И свои умения они с удовольствием передают детям. Учит вышивке Попова И.Н., вязанию -Романова С.М., квиллингу и оригами - Якуба И.А., изонити - Казанцева Г.И., бумагопластике - Мишина Г.Н., торцеванию – Губанова С.М. Кружки рукоделия с удовольствием посещают дети, они учатся творить сами, обучают дома своих братьев и сестёр, учатся трудолюбию, терпению, самостоятельности, усидчивости, аккуратности, проявляют волевые качества, делают вещи, которыми украшают класс, дарят на день рождения одноклассникам и близким. Уже второй год ученики начальной школы
участвуют в районном фестивале профессий, проводят мастер – классы, обучают посетителей квиллингу и изонити, находят друзей, учатся общаться, передавать опыт творчества. А ещё проводят мастер – классы для мам, дедушек и бабушек: Педагоги дополнительного образования Воронцова Н.Ю.. Воронцова А.А, Дунаева О.А ведут в нашей школе хоровую студию и танцевальные кружки. В течение 2-х лет наш танцевальный коллектив является победителем районных конкурсов. Хоровая студия даёт концерты для ветеранов, жителей микрорайона, Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Советского района. В Центре учащиеся нашей школы обучали пожилых людей колядкам, организовали вечер встречи с матерями воинов, погибших в локальных войнах, за что были награждены Благодарственными письмами. Сколько детей научились народному и современному танцу, игре на народных инструментах, обрели красивую осанку, умение держаться на сцене, артистизм, познакомились с народным творчеством, научились колядовать, бережно и заботливо относиться к ветеранам войны и труда! В своей работе педагоги широко используют все виды фольклора. Знакомят детей с народными и колыбельными песнями, закличками, заигрышами, колядками, ярмарочным фольклором, тем самым приобщают детей к общечеловеческим нравственным ценностям, помогают расширить представления об устном народном творчестве, о связи человека и природы, что непосредственно связано с уроками искусства, литературного чтения и окружающего мира. Эта тема прослеживается и в программах воспитания классных коллективов. Например, при проведении праздника «Масленица» в начальной школе. Творчество здесь во всём:  в изготовлении чучела масленицы;  в разучивании песен и частушек;  в знакомстве с днями масленичной недели, традиционными масленичными играми и развлечениями (битва подушками, бросание валенка, покорение столба, сжигание чучела, катание с гор, перетягивание каната и т.д.) Традиционными стали колядки, ряженые колядующие ходят от класса к классу и поют колядки, посыпают зерном, а дети одаривают их монетами и сладостями. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми. Такие праздники позволяют подружиться не только детям разных классов, но и их родителям, которые с удовольствием участвуют во всех конкурсах, угощают детей блинами, водят хороводы, вспоминая свою молодость. Все семьи в этот день получают прекрасный эмоциональный заряд. Сотворчество детей, учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии успешно осуществляется и в проведении родительских мастер – классов, что стало в нашей школе традицией. Мамы и папы наших учащихся
провели мастер – классы по торцеванию, изготовлению куклы – мотанки, украшению пасхальных яиц, самолётостроению, росписи по камню, изготовлению роз, ёлок и снежинок из салфеток. Иногда проведение мастер – класса выливается в просьбу детей и родителей организовать кружок рукоделия, как это произошло в 1 А классе после мастер – класса Плюхиной И.Н. Теперь дети 1-2 классов, посещающие группу продлённого дня, с большим желанием учатся рукоделию у Ирины Николаевны. За последние годы в школе создана целая система проведения массовых мероприятий с родителями, организована общественно – значимая деятельности и сотворчество родителей и учащихся. Это праздничный концерт для мам микрорайона, это совместные праздники в классах, это весёлые спортивные соревнования, выходы в заповедник «Столбы», на остров Татышева, это уроки – праздники «Прощай, Букварь», «Праздник первой оценки», «Посвящение в Суриковцы», «Посвящение в Первоклассники», игра – путешествие «Здравствуй, страна Знаний!», игры «Найди клад», «Зарничка». Творческие способности учащихся, их содружестве с родителями проявляются и в участии детей в выставках поделок из природного материала, в проведении весёлых конкурсов, в театрализациях, в танцах и песнях, в участии родителей в городских, районных и школьных конкурсах. Учениками и родителями нашей школы было изготовлено 24 ели в рамках конкурса «АРТ – Ель» для заповедника «Столбы», в этом конкурсе ученик 1 А класса Оденцов Алексей занял ІІІ место. Почти все дети начальной школы пожелали участвовать в акции «Живой символ Арктики», 11 учащихся нашей школы стали призёрами конкурса рисунков «Летнее путешествие» в ТРЦ «Июнь», призёрами конкурса «День Енисея», дипломантами конкурса рисунков «Здоровье глазами детей», «Дом будущего – дом твоей мечты», «Дед Мороз – красный нос и Снегурка – утончённая фигурка». А еще родители – наставники и помощники во всех делах. Таким стал конкурс «Самый бантистый класс». Стараниями родителей ученики 1А класса сумели завязать 1467 бантиков и одержали победу! А как переживали родители за своих детей при проведении КТД «Одежда своими руками»! Ведь нужно было за короткий срок из подручных материалов изготовить одежду, устроить дефиле, обыграть костюм или прокомментировать стихами и песнями! При этом проявилось не только творчество, но и умение сотрудничать, вступать в коммуникацию, прислушиваться к мнению других, выстраивать план действий – т.е. развивать те метапредметные универсальные учебные действия, которыми необходимо овладеть в рамках ФГОС. Гёзалова Н.В. ведёт театральную студию, под её руководством дети приготовили спектакли по сказкам С.Я.Маршака «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев», показали всем учащимся начальной школы и
воспитанникам детских садов. А воспитатель группы продленного дня Прокудина Т.В. со своими питомцами готовит ежемесячно мини-спектакли к юбилейным датам и на экологические темы. А сколько творчества проявляют дети при проведении предметных недель! Так в «Неделю русского языка» было составлено более 300 кроссвордов. В «Неделю математики» учащиеся 2-х классов конструировали фигурки из Колумбова яйца, проявили фантазию, смекалку, воображение. Ученики 1- х классов сдавали экзамен Фее Внимания в виде графических диктантов. Результаты анкетирования родителей 1- 2-х классов в апреле 2013 года заместителем директора по учебно – воспитательной работе Хариной А.В. показали, что 91% учителей школы, 89% учащихся и 93% родителей положительно оценивают внеурочную деятельность. Ученики и педагоги нашей школы благодарны за помощь и содружество библиотекам Чуковского и Некрасова, Краеведческому музею, Молодёжному центру Советского района, администрации заповедника Столбы, ТРЦ «Сибирь», ТРЦ «Июнь», агентству «Праздник», шоу-театру «Круиз», детскому клубу «Импульс». Благодаря сотрудничеству с ними, жизнь наших детей насыщена праздниками, интересными событиями, творческим задором и желанием изменять себя и мир вокруг. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности, их направленность на каждого ребёнка, значительно повышают активность и творческий потенциал детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, повышают интерес к учёбе, помогают детям учиться, дружить, общаться, включаться в мир человеческих отношений, приобретать навыки сотрудничества в разных социальных ситуациях, формировать уважительное отношение к культуре и истории нашего народа, а главное – внеурочная деятельность эффективно влияет на качество знаний учащихся.


В раздел образования