Напоминание

"К вопросу о воспитании музыканта-исполнителя в колледже и дифференцированном подходе к организации концертной практики"


Автор: Красова Людмила Николаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: Краснодарского музыкального колледжа имени Н.А.Римского-Корсакова
Населённый пункт: города Краснодара
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу о воспитании музыканта-исполнителя в колледже и дифференцированном подходе к организации концертной практики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




К

вопросу

о

воспитании

музыканта-исполнителя

в

колледже

и

дифференцированном подходе к организации концертной практики.

Л. Н. Красова,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,

Краснодарский музыкальный колледж им Н.А. Римского-Корсакова,

г.Краснодар

В

средних

специальных

учебных

заведениях

музыкального

профиля

концертная деятельность является неотъемлемой частью профессионального

образования. Такого рода особенность, объединяющая познание и искусство в

ходе учебного процесса¸ предполагает определенную коррекцию дидактических

основ с учетом требований ценностной системы творчества.

Данное

положение

в

первую

очередь

указывает

на

необходимость

отношения

к

концертным

мероприятиям,

проводимым

в

ссузах

данной

направленности,

как

к

составной

части

подготовки

будущих

специалистов,

ориентированной

на

совершенствование

их

исполнительских

навыков,

а

следовательно, в контексте концертной практики.

Здесь

уместно

будет

заметить,

что

приобщение

к

концертным

выступлениям в системе музыкального образования является аксиомой на всех

стадиях

обучения

(школа

ссуз

вуз).

При

этом

деятельность

школы

направлена

на

освоение

первичных

навыков

это

подготовительный

этап,

дающий лишь начальное представление о концертном исполнительстве. В свою

очередь,

ссуз

дает

закрепление

приобретенных

навыков,

начало

профессиональной подготовки, включающей в себя опыт концертной практики

уже

на

ином

качественном

уровне,

планомерно

приобщающем

к

художественно-творческой

интерпретации

исполняемых

произведений.

Что

касается вуза, то он служит итоговой ступенью формирования музыканта как

полноценного

специалиста

и

завершает

профессиональную

подготовку

музыканта-исполнителя (техническое оснащение, творческое раскрепощение и

т.п.).

Указанная поэтапная последовательность, с одной стороны, ставит перед

каждой обучающей ступенью свои особые задачи, с другой – связана общими

закономерностями,

в

итоге

приводящими

к

суммарному

результату,

необходимому для профессиональной деятельности. Единой целью является

овладение

навыками

игры

на

инструменте,

подразумевающее

воспитание

музыканта-исполнителя.

Для

реализации

этой

цели

необходима

постоянная

концертная

практика.

Она

распространяется

на

все

стадии

музыкального

образования,

способствует

повышению

его

эффективности,

качественной

прогрессии

и,

таким

образом,

может

быть

названа

в

числе

важнейших

элементов учебно-воспитательного процесса.

Однако

данная

форма

освоения

исполнительских

навыков

становится

«осознанной необходимостью» лишь на второй из вышеназванных ступеней

обучения, то есть в среднем специальном учебном заведении. Именно ссуз

является первым этапом профессиональной подготовки будущего музыканта-

исполнителя,

что

указывает

на

меру

ответственности

каждого

конкретного

преподавателя

(всего

педагогического

коллектива),

участвующего

в

формировании творческой личности, и подчеркивает важность активизации

концертной практики студентов, способствующей раскрытию их потенциала.

Очевидно, что решение данной масштабной и, в определенном смысле,

перманентной

задачи

требует

перспективного

планирования,

методической

оснащенности и поливариантной мобильности творческой деятельности.

В этой связи следует назвать два основных этапа реализации концертной

практики, типичных для среднего специального учебного заведения.

Прежде

всего,

так

называемые

«закрытые»

показы,

являющиеся

неотъемлемой частью учебного процесса: технические зачеты, академические

концерты,

прослушивания

и

экзамены

по

специальным

дисциплинам

у

исполнителей.

Названные формы учебной отчетности

в основе своей опираются на

концертную схему, то есть исполнение перед слушателями ряда произведений.

Однако такого рода выступления имеют иную заданность по всем параметрам:

содержательно,

ситуационно,

эмоционально

и

психологически.

В

первую

очередь следует отметить, что эти показы регламентированы уже самой задачей

учебная

отчетность

за

определенный

период,

где

цель

положительная

оценка,

слушатели

экзаменаторы,

реагирующие

не

эмоционально,

а

критически.

Что

касается

содержания,

то

данные

выступления

опираются,

прежде всего, на программные требования, а, следовательно, всё внимание

сконцентрировано на профессиональной подготовленности студента в рамках

конкретных

жанров,

форм

(например

крупная

форма

и

т.п.),

показе

технической оснащенности (гаммы, этюды разной степени сложности и на

различные виды техники). Таким образом, выбор исполняемых произведений

диктуется в первую очередь учебной необходимостью, а не художественной

привлекательностью

для

широкой

слушательской

аудитории

и

не

задачами

просветительского характера. Кроме того, как правило, подобные выступления

проводятся

в

стандартных

учебных

помещениях

(классах)

или

на

сцене

в

рабочем порядке, без атрибутов, являющихся неотъемлемой частью концертов:

цветы, аплодисменты, наличие в зале эмоционально реагирующих слушателей,

уже не говоря об афишах и ведущих, заполняющих паузы познавательными

комментариями.

Очевидно, что первый этап, являясь обязательным для учебного процесса,

не может заменить концертных выступлений. Однако именно на этом уровне

начинается подготовка почвы для непосредственно творческой деятельности

формирующегося

музыканта,

то

есть

для

второго

этапа

так

называемых

«открытых»

показов,

которые

также

можно

дифференцировать

по

ряду

признаков.

Самый

распространенный

на

этом

пути

и

наиболее

активно

используемый

в

учебной

практике

тип

показов

это

различные

по

масштабности

отчетные

концерты:

класса

преподавателя,

отделения

(или

цикловой комиссии), учебного заведения.

В этом списке наиболее доступным является концерт класса. Такого рода

мероприятия

открытого

типа,

как

правило,

проводятся

по

инициативе

преподавателя по специальности один раз в течение учебного года (реже – раз в

семестр) и, будучи напрямую не связаны с учебным планом, все же преследуют

вполне учебные цели. В простейшем варианте – это своего рода отчет педагога

о проделанной работе за определенный период и демонстрация достижений его

воспитанников.

Здесь

выбор

исполняемых

произведений

уже

не

регламентируется

жесткими

программными

требованиями,

и

в

качестве

ценностного фактора на первый план выходят художественные достоинства:

яркость,

эмоциональность,

эффектность,

наконец.

Уместно

будет

назвать

и

такое качество, как лаконизм. Это связано с формированием драматургии всего

концерта, где продолжительные по звучанию сочинения способны нарушить

баланс и пропорции программы и повредить целостности впечатления.

По

той

же

схеме

и

с

теми

же

требованиями

проводятся

отчетные

концерты отделений (цикловых комиссий), организуемые в среднем два раза в

год (по семестрам). В числе преимуществ следует назвать возможность более

широкого выбора исполнителей, и если в классных концертах, как правило,

участвуют все студенты одного педагога, здесь делегируются лучшие учащиеся

от

классов

всех

преподавателей

подразделения.

В

результате

программа

концерта приобретает еще одно достоинство: ее палитра становится богаче и

разнообразнее. Кстати, указанные факторы могут повлечь за собой увеличение

продолжительности

мероприятия,

временные

рамки

которого

не

стоит

выводить за пределы полутора часов.

Самыми

же

масштабными

отчетными

концертами

являются

общеколледжные. Их проводят обычно в конце учебного года, и здесь уже

бывают

представлены

все

отделения,

специальности,

специализации

и

творческие

коллективы

учебного

заведения.

Естественно,

что

это

самые

ответственные, яркие и запоминающиеся мероприятия, к участию в которых

допускаются

самые

лучшие

студенты,

а

в

программу

включаются

самые

интересные

музыкальные произведения. Таким образом, создается здоровая

творческая

конкуренция,

играющая

не

последнюю

роль

в

воспитании

музыканта-исполнителя,

являющаяся

лучшим

подтверждением

важности

концертной практики и необходимости ее стимулирования в профессиональном

учебном заведении.

Особо следует выделить плодотворность такой разновидности учебных

концертов, как тематические программы. Целенаправленный выбор тематики,

удачно

найденное

название

мероприятия,

соответствующий

поводу

текст

ведущего, ориентирующий слушателей в материале и подготавливающий их к

во сприятию

каждого

произведения,

многократно

у в е л и ч и ва ю т

привлекательность

концерта

не

только

для

участников,

но

и

для

всех

присутствующих.

Кстати,

в

роли

ведущих

целесообразно

использовать

студентов

теоретических

отделений,

в

числе

профессиональных

навыков

которых

предполагаются

такого

рода

умения

и

навыки.

Ко

всему

перечисленному, следует добавить красочную афишу, в которой указаны имена

участников концерта; присутствие в зале их родственников и друзей, других

приглашенных

слушателей

(будь

то

ветераны

войны

и

труда

или

просто

горожане – поклонники серьезной музыки); заслуженные аплодисменты, цветы.

Всё

это,

вместе

взятое,

способно

создать

атмосферу,

максимально

приближающую

подобный

учебный

концерт

к

творческим

мероприятиям

филармонического типа и в конечном итоге

способствует формированию

исполнителей-профессионалов.

Следует

заметить,

что

организация

концертов

открытого

типа,

уже

перечисленных

ранее,

требует

особого

творческого

подхода

и

в

каждом

отдельном

случае

нуждается

в

четко

заданной

периодичности,

идейно-

тематической направленности и серьезном методологическом обосновании.

Очевидно, что, опираясь на опыт академической концертной традиции, в

колледже

можно

создать

благоприятные

условия

для

творческих

показов

филармонического типа. Более того, практический опыт такого рода позволяет

подготовить почву для участия наиболее талантливых студентов в концертах

профессиональных творческих коллективов города, края, как фрагментарно, так

и с сольными программами. Таким образом, системный подход к организации

концертной практики способствует реализации основной цели – воспитанию

профессиональных исполнителей.

По определению С.И. Ожегова, «педагог – специалист, занимающийся

педагогической

и

воспитательной

работой».

Продолжая

эту

мысль,

можно

добавить, что деятельность педагога в музыкальном учебном заведении на

любой из указанных ступеней неотделима от эстетического воспитания, а оно, в

свою очередь,

от просветительства, которому также необходимо учить

начинающих

музыкантов,

включая

это

понятие

в

систему

ценностных

критериев их будущей профессиональной деятельности.



В раздел образования