Автор: Козельская Татьяна Бонифасовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ЛГ МАОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: г. Лангепас ХМАО ЮГРЫ Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Последовательное и параллельное соединение проводников
Раздел: полное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРЕДМЕТ ФИЗИКА 10 КЛАСС
ТЕМА Последовательное и параллельное соединение проводников.
ВРЕМЯ 45 минут.
ТИП ЗАНЯТИЯ Урок изучения и первичного закрепления знаний.
ВИД (форма) ЗАНЯТИЯ Комбинированное занятие
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
УЧЕБНАЯ Формирование понятий параллельное и последовательное соединение
проводников. Изучение параллельного и последовательного соединения проводников.
РАЗВИВАЮЩАЯ
Формирование умений анализировать, устанавливать причинно –
следственные связи и зависимости, математического оформления результатов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Воспитание познавательного интереса, положительных мотивов
учения, увлеченности, воспитание конструктивного мышления.
ОБЛАСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ (навыки, умения) Решение задач на применение формул при
параллельном и последовательном соединении проводников.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ Математика
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источнику и способу передачи и восприятия учебной информации:
- Словесные: устное изложение, беседа.
- Наглядно-демонстрационные: ресурсы технопарка, опыты.
- Методы передачи информации с помощью практической деятельности: решение задач,
конспектирование.
По характеру познавательной деятельности: исследовательский, проблемный.
Воспроизводящие: объяснительно-иллюстративный.
Методы стимулирования и мотивации: проблемный, прогнозирование результатов.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
А. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ проектор, компьютер, ресурсы технопарка, оборудование для
проведения демонстрационного опыта и для решения экспериментальной задачи
Б. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ задания
учащимся
Г.УЧЕБНОЕ МЕСТО (уч. кабинет, лаборатория, мастерская) Учебный кабинет 307
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и
профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И.
Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Рымкевич А. П. Сборник задач по физике: Для 9 – 11 классов средней школы. – М.:Дрофа,
2005.
Учитель: Козельская Т. Б.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЭТАП ЗАНЯТИЯ
ДЕЙСТВИЯ
УЧИТЕЛЯ
ЦЕЛЬ
ДЕЙСТВИЯ
УЧАЩИХСЯ
ВРЕМ
Я
ОРГАНИЗА
ЦИОННЫЙ
Формулирует цели
и задачи занятия
Создание
мотивации
учебной
деятельности
Слушают учителя
2 мин.
АКТУАЛИЗА
ЦИЯ ЗНАНИЙ
Проводит опрос
Метод: устный
опрос Форма:
фронтальная
работа
Прием:
фронтальный
опрос
Актуализация
ранее
полученных
знаний,
активизация
внимания и
памяти всех
обучающихся на
продуктивную
работу
Отвечают на
поставленные
вопросы
5
минут
ИЗУЧЕНИЕ
НОВОГО
МАТЕРИАЛА
Дает информацию
по новой теме и
подводит
обобщение нового
материала
Методы:
объяснительно
иллюстративный,
проблемный
Форма:
применение
ресурсов
технопарка,
демонстрация
опытов Прием:
представление
нового материала
Первичное
осознание нового
материала,
осмысление
связей и
отношений
внутри нового
материала
Слушают учителя,
конспектируют,
наблюдают
демонстрацию
опытов,
анализируют,
делают выводы,
отвечают на
вопросы
преподавателя.
20
минут
через
демонстрацию
опытов,
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ВНОВЬ
ИЗУЧЕННОГО
МАТЕРИАЛА
Организует
деятельность
обучающихся по
первичному
закреплению
новых знаний
Методы: беседа,
передача
информации с
помощью
практической
деятельности
Прием: решение
задачи
Закрепление
усвоенных
знаний и
выработка
навыков и
умений к их
применению
Приобретают
умения и навыки,
решая
экспериментальны
е задачи
15
минут
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
Задает домашнее
задание стр., №
Конкретизация
домашнего
задания
Записывают
задание на дом,
задают вопросы
1
минута
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ
Подводит итоги
урока
Определение
перспектив
последующей
работы
Воспринимают
информацию
2
минут
1.Организационный момент.
Приветствие. Визуальный контроль готовности к занятию.
Сообщение темы занятия.
Определение цели занятия.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
1.
Как зависит сила тока от напряжения?
2.
Как зависит сила тока от сопротивления?
3.
Как найти силу тока, зная напряжение и сопротивление?
4.
Как найти сопротивление, зная напряжение и силу тока?
5.
Как найти напряжение, зная сопротивление и силу тока?
3. Изучение нового материала.
Итак, переходим к изучению новой темы.
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого
проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего
и т.д.
С помощью демонстрационного эксперимента выясним, как связаны силы
токов во всех последовательно соединенных участках цепи; напряжение в
цепи, состоящей из нескольких последовательно соединенных участков и
напряжений на каждом участке. Соберем электрическую цепь, состоящую из
2
последовательно
соединенных
резисторов,
источника
тока,
ключа,
2
датчиков силы тока и датчика напряжения.
Из результатов опыта следует:
1. Сила тока во всех последовательно соединенных участках цепи
одинакова:
I
1
=I
2
=I
3
=...=I
n
=...
2. Напряжение в цепи, состоящей из нескольких последовательно
соединенных участков, равно сумме напряжений на каждом участке:
U=U
1
+U
2
+...+U
n
+...
3. Применяя закон Ома, выведем формулу: R=R
1
+R
2
+...+R
n
+...
Сопротивление цепи, состоящей из нескольких последовательно
соединенных участков, равно сумме сопротивлений каждого участка. Если
все сопротивления в цепи одинаковы, то:
R=R
1
.
N
При последовательном соединении общее сопротивление увеличивается
(больше большего).
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех
проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
С помощью демонстрационного эксперимента выясним, как связаны
сила тока в неразветвленном участке цепи и силы токов во всех параллельно
соединенных участках; напряжение на всех параллельно соединенных
участках цепи.
Из результатов опыта следует:
1. Сила тока в неразветвленном участке цепи равна сумме сил токов во
всех параллельно соединенных участках.
I=I
1
+I
2
+...+I
n
+...
2. Напряжение на всех параллельно соединенных участках цепи
одинаково:
U
1
=U
2
=U
3
=...=U
n
=...
3. Выведем формулу, применяя закон Ома. При параллельном
соединении проводников складываются величины, обратные сопротивлению:
Если все сопротивления в цепи одинаковы, то:
При параллельном соединении общее сопротивление уменьшается
(меньше меньшего).
4. Закрепление вновь изученного материала.
Решение экспериментальных задач. Учащиеся решают задачу, учитель
проводит консультации с учащимися.
1.
Собрать по схеме электрическую цепь:
измерьте силу тока в проводниках,
измерьте напряжение в проводниках,
измерьте общее напряжение,
применяя закон Ома, вычислите сопротивление проводников:
R
1
=
U
1
I
,
R
2
=
U
2
I
,
вычислите общее сопротивление:
R
=
R
1
+
R
2
.
1.
Дополнительное
задание:
замените
последовательное
соединение
резисторов параллельным. Измерьте напряжение, общую силу тока,
вычислите общее сопротивление.
5. Домашнее задание.
П. 104, 105, № 784, 787.
6. Подведение итогов.