Автор: Курин Виктор Степанович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ " СШ № 4"
Населённый пункт: городской округ город Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода смыслового чтения на уроках технологии"
Раздел: полное образование
Приемы формирования смыслового чтения, работы с текстом и информацией на
уроках технологии
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно,
умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять
смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием
могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого
читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду
автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие
выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом
использовании учебника по технологии в учебно-воспитательном процессе увеличивается
доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным
приобщение школьников к самообразованию, к самостоятельному разбору техники
выполнения различных заданий.
Среди теоретических заданий на олимпиаде по технологии есть такие, которые требуют
анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы
(таблицу, схему, пиктограмму и.т.д.). Однако, как показывает практика, зачастую эти
учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные обучающиеся
допускают ошибки.
В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных
действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее
значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов
деятельности людей, а понимание текста -важнейшим ее компонентом.
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является
формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
1. поиск информации и понимание прочитанного;
2. преобразование и интерпретация информации;
3. анализ и оценка информации.
Существует множество способов организации познавательной деятельности,
способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый
способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения на уроках
технологии.
1. Прием «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию,
содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому
учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный
ответ. Предлагается следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам
ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное
задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание
составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?»,
«Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д.
Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не
ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе,
чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло
ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них.
Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
2. Прием «Верные и неверные утверждения».
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять
заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации.
Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания, затем
попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы
возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность,
используя полученную на уроке информацию.
3. Приём «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и
предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют
свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и
исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и
для синтеза собственного мнения.
4. Приём «Восстанови текст».
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном
порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка,
и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
5. Сопоставление нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на
сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать
текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того,
чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл
текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Значит, при работе с текстом, учителю необходимо более широко и детально уделять
внимание формированию у обучающихся читательских умений.