Напоминание

"Использование метода смыслового чтения на уроках технологии"


Автор: Курин Виктор Степанович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ " СШ № 4"
Населённый пункт: городской округ город Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода смыслового чтения на уроках технологии"
Раздел: полное образование





Назад




Приемы формирования смыслового чтения, работы с текстом и информацией на

уроках технологии

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно,

умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять

смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием

могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого

читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду

автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие

выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом

использовании учебника по технологии в учебно-воспитательном процессе увеличивается

доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным

приобщение школьников к самообразованию, к самостоятельному разбору техники

выполнения различных заданий.

Среди теоретических заданий на олимпиаде по технологии есть такие, которые требуют

анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы

(таблицу, схему, пиктограмму и.т.д.). Однако, как показывает практика, зачастую эти

учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные обучающиеся

допускают ошибки.

В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных

действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее

значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов

деятельности людей, а понимание текста -важнейшим ее компонентом.

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является

формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации;

3. анализ и оценка информации.

Существует множество способов организации познавательной деятельности,

способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый

способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения на уроках

технологии.

1. Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию,

содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому

учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный

ответ. Предлагается следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам

ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное

задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание

составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?»,

«Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д.

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не

ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе,

чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло

ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них.

Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

2. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять

заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень

достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания, затем

попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы

возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность,

используя полученную на уроке информацию.

3. Приём «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и

предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют

свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и

исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и

для синтеза собственного мнения.

4. Приём «Восстанови текст».

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном

порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка,

и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

5. Сопоставление нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на

сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать

текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста,

уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того,

чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл

текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Значит, при работе с текстом, учителю необходимо более широко и детально уделять

внимание формированию у обучающихся читательских умений.



В раздел образования