Напоминание

Определение дезаптивного поведения и методы его изучения


Автор: Петренко Людмила Ивановна
Должность: директор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №30" г.Михайловска
Населённый пункт: Г.Михайловск
Наименование материала: статья
Тема: Определение дезаптивного поведения и методы его изучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Определение дезаптивного поведения и методы его изучения

Дезадаптивное поведение – абстрактно, это поведение можно понимать

широко – как отсутствие адаптации к каким-либо требованиям и нормам. Так

говорят когда рассматривают при социологическом подходе, во-вторых, - не

содержит объяснения этому феномену, а лишь называют его.

Сторона, интересующая психолога, подразделяется на две большие вариации,

и понимается, во - первых, как общая характеристика субъекта девианта,

состоящая в низкой способности приспособления в новых условиях. Это

поведение описывается через понятие «ригидность», как личностную

характеристику, или соответствовать типу акцентуации – «застревающие».

Во – вторых, дезадаптивное поведение понимают, как определенное

поведение в реальной ситуации, в которой конкретный человек не проявил

достаточной способности к адаптации и не сумел адекватно с этой ситуацией

справиться. Нужно отметить, что при дезадаптивном поведении не всегда

есть в поведении отрицательный мотивационный компонент - «злого

умысла». Личность может считать, что ведет нормальную линию поведения

или стремится к ней, и лишь испытывает трудности с осуществлением этого

«проекта». Иногда ситуации, которые характеризуются как крайние,

побуждают к ненормальному поведению.

Приемы изучения отклоняющегося поведения.

Социологические принципы.

К социологическим принципам изучения девиантного поведения относятся

опросы и интервью. К основным этапам проведения опроса относят:

- составление анкеты

- экспериментальную проверку

- формирование выборки

- опрос

-обработку

- анализ

- толкование результата.

1

При составлении анкеты необходимо соблюдать некоторые требования :

- вопросы должны соответствовать затрагиваемой теме;

- вопросы могут быть как закрытые, так и открытые;

- вопросы должны быть понятны.

Интервью считается разновидностью опросного метода. Интервью бывают с

структурированные (те, в которых заранее намечены вопросы) и частично

структурированные. Получаемая информация в интервью глубже чем в

опросах.

Принцип или метод анализа документов. Все документы разделяются на

личные и официальные. Личные документы – дневники, фотографии, письма.

К официальным документам относят средства массовой информации,

статистику.

Психологические методы.

Психические свойства, потенциал личности диагностируется при помощи

тестовых методик. Особенности характера, его свойства, а так же структура

мотивации исследуются при помощи опросников.

Исследователи используя различные тесты сопоставляют результаты данного

испытуемого с имеющейся нормой, а значит, возможности его применения,

как метода.

Опросник это инструмент осведомления исследователя о субъективном

мнении испытуемого.

При применение тестовых и опросных методик нужно помнить о сложностях

возникающих в процессе работы.

Сложности, связанные с достоверностью полученной информации:

- соответствие методики проблеме (должна измерять именно то, что нужно);

- адекватность ответов испытуемых (точность, искренность, отсутствие в

таковых социально желательного компонента);

- субъективность исследователя в интерпретации полученных результатов.

2

К психологическим методам относится эксперимент.

Если описывать «классический эксперимент», то нужно сказать, что он

состоит в следующем: объект подвергается воздействию каких-либо

факторов, которые (согласно гипотезе) влияют на изучаемый нами феномен.

Опасности для исследователя здесь состоят в том, что возникает соблазн

считать, что те изменения, которые он фиксирует, происходят именно из-за

его воздействия, и такому исследователю не помешает вспомнить римскую

юридическую мудрость: «После того» – не значит: «вследствие того». Это

означает, что исследователю надлежит принимать во внимание иные

факторы, кроме привнесенных им, а так же – учитывать возможное действие

факторов остаточных, неучтенных. В этом смысле многие сравнительные

эмпирические исследования, строго говоря, нельзя назвать экспериментом.

Так, если сопоставляются те или иные свойства в группах, между которыми

имеется очевидное качественное различие, то даже если эти свойства также

окажутся достоверно разными, то все-таки останется не выясненным вопрос,

что именно обусловило эти различия? Иногда такие исследования пытаются

называть «констатирующим экспериментом», но это не верно. Всякий

эксперимент обязательно констатирует какой-нибудь факт (даже такой:

«Ничего установить не удалось»), – но не всякое исследование есть

эксперимент, и некоторые из них могут называться лишь измерением – не

более.

Следующий применяемый метод в психологии - наблюдение.

В наблюдении ученые становятся участниками процессов, которые изучаются

при этом исследователи проникают в неординарность отношений

интересующей его категории людей.

При помощи беседы в процессе общения психологи получают информацию о

человеке и о интересующих личностях. Беседа помогает узнать личность, а

так же определить наиболее правильную тактику поведения.

Самоотчеты и самоописания позволяют ученым неоценимую информацию.

Эти сведения используется в разных целях.

- с диагностическими целями по отношению к конкретному индивиду;

3

- с диагностическими целями, связанными с выявлением в таких

самоописаниях наиболее типичных черт, присущих этой категории людей;

- в терапевтическом плане – как способ самоанализа.

4



В раздел образования