Автор: Петренко Людмила Ивановна
Должность: директор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №30" г.Михайловска
Населённый пункт: Г.Михайловск
Наименование материала: статья
Тема: Определение дезаптивного поведения и методы его изучения
Раздел: среднее профессиональное
Определение дезаптивного поведения и методы его изучения
Дезадаптивное поведение – абстрактно, это поведение можно понимать
широко – как отсутствие адаптации к каким-либо требованиям и нормам. Так
говорят когда рассматривают при социологическом подходе, во-вторых, - не
содержит объяснения этому феномену, а лишь называют его.
Сторона, интересующая психолога, подразделяется на две большие вариации,
и понимается, во - первых, как общая характеристика субъекта девианта,
состоящая в низкой способности приспособления в новых условиях. Это
поведение описывается через понятие «ригидность», как личностную
характеристику, или соответствовать типу акцентуации – «застревающие».
Во – вторых, дезадаптивное поведение понимают, как определенное
поведение в реальной ситуации, в которой конкретный человек не проявил
достаточной способности к адаптации и не сумел адекватно с этой ситуацией
справиться. Нужно отметить, что при дезадаптивном поведении не всегда
есть в поведении отрицательный мотивационный компонент - «злого
умысла». Личность может считать, что ведет нормальную линию поведения
или стремится к ней, и лишь испытывает трудности с осуществлением этого
«проекта». Иногда ситуации, которые характеризуются как крайние,
побуждают к ненормальному поведению.
Приемы изучения отклоняющегося поведения.
Социологические принципы.
К социологическим принципам изучения девиантного поведения относятся
опросы и интервью. К основным этапам проведения опроса относят:
- составление анкеты
- экспериментальную проверку
- формирование выборки
- опрос
-обработку
- анализ
- толкование результата.
1
При составлении анкеты необходимо соблюдать некоторые требования :
- вопросы должны соответствовать затрагиваемой теме;
- вопросы могут быть как закрытые, так и открытые;
- вопросы должны быть понятны.
Интервью считается разновидностью опросного метода. Интервью бывают с
структурированные (те, в которых заранее намечены вопросы) и частично
структурированные. Получаемая информация в интервью глубже чем в
опросах.
Принцип или метод анализа документов. Все документы разделяются на
личные и официальные. Личные документы – дневники, фотографии, письма.
К официальным документам относят средства массовой информации,
статистику.
Психологические методы.
Психические свойства, потенциал личности диагностируется при помощи
тестовых методик. Особенности характера, его свойства, а так же структура
мотивации исследуются при помощи опросников.
Исследователи используя различные тесты сопоставляют результаты данного
испытуемого с имеющейся нормой, а значит, возможности его применения,
как метода.
Опросник это инструмент осведомления исследователя о субъективном
мнении испытуемого.
При применение тестовых и опросных методик нужно помнить о сложностях
возникающих в процессе работы.
Сложности, связанные с достоверностью полученной информации:
- соответствие методики проблеме (должна измерять именно то, что нужно);
- адекватность ответов испытуемых (точность, искренность, отсутствие в
таковых социально желательного компонента);
- субъективность исследователя в интерпретации полученных результатов.
2
К психологическим методам относится эксперимент.
Если описывать «классический эксперимент», то нужно сказать, что он
состоит в следующем: объект подвергается воздействию каких-либо
факторов, которые (согласно гипотезе) влияют на изучаемый нами феномен.
Опасности для исследователя здесь состоят в том, что возникает соблазн
считать, что те изменения, которые он фиксирует, происходят именно из-за
его воздействия, и такому исследователю не помешает вспомнить римскую
юридическую мудрость: «После того» – не значит: «вследствие того». Это
означает, что исследователю надлежит принимать во внимание иные
факторы, кроме привнесенных им, а так же – учитывать возможное действие
факторов остаточных, неучтенных. В этом смысле многие сравнительные
эмпирические исследования, строго говоря, нельзя назвать экспериментом.
Так, если сопоставляются те или иные свойства в группах, между которыми
имеется очевидное качественное различие, то даже если эти свойства также
окажутся достоверно разными, то все-таки останется не выясненным вопрос,
что именно обусловило эти различия? Иногда такие исследования пытаются
называть «констатирующим экспериментом», но это не верно. Всякий
эксперимент обязательно констатирует какой-нибудь факт (даже такой:
«Ничего установить не удалось»), – но не всякое исследование есть
эксперимент, и некоторые из них могут называться лишь измерением – не
более.
Следующий применяемый метод в психологии - наблюдение.
В наблюдении ученые становятся участниками процессов, которые изучаются
при этом исследователи проникают в неординарность отношений
интересующей его категории людей.
При помощи беседы в процессе общения психологи получают информацию о
человеке и о интересующих личностях. Беседа помогает узнать личность, а
так же определить наиболее правильную тактику поведения.
Самоотчеты и самоописания позволяют ученым неоценимую информацию.
Эти сведения используется в разных целях.
- с диагностическими целями по отношению к конкретному индивиду;
3
- с диагностическими целями, связанными с выявлением в таких
самоописаниях наиболее типичных черт, присущих этой категории людей;
- в терапевтическом плане – как способ самоанализа.
4